Тенденция последних нескольких лет — работа над своим состоянием. Идею «без проработки состояния/мамы-папы вы не сможете жить счастливо и зарабатывать деньги» продают на марафонах, наставничествах и различных курсах. Казалось бы, что в этом опасного? Но подводные камни есть.
Подробнее эту тему разобрала Вероника Кромбергер — бизнес-психолог, эксперт Первого канала, автор методов «Смысловой код» и «Альтернативный выбор».
Почему проработка состояния может быть опасна
Эмоции в ведении бизнеса и построении карьеры важны. Предприниматель в день испытывает больше 150 эмоций, причем большинство из них не положительные. По данным исследования, опубликованного в Startup Snapshot, около 72% предпринимателей признали, что работа отрицательно сказывается на их психическом состоянии.
Поэтому все чаще и чаще ко мне в работу приходят владельцы бизнесов, в голове которых накрепко засела установка “без проработки состояния никуда”. Но еще чаще эта проработка заключается в том, что человек просто накачивает себя дешевым дофамином: дорогой шоппинг, наставничество за несколько миллионов, где хвалят и гладят по голове, давая мотивацию, просмотр сериалов, медитации.
В этот момент теряется связь с реальностью и критическое мышление. Предприниматель начинает тестировать те гипотезы, которые в здравом уме и твердой памяти попросту не придут в голову. Но самое интересное: в этот момент предприниматель кратно растет и действительно делает иксы!
И как раз здесь нас встречает первый подводный камень. Если вы хоть раз видели людей, которые на энергии от быстрого дофамина сделали кратный результат, то замечали, в каком состоянии они были после таких “запусков”: выгорание, откат и невозможность повторить столь ошеломительный результат.
И тогда появляются мысли вроде “А может, я себе нафантазировал, что могу круто расти?”, “А может, мама/папа были правы, что я лезу не туда и лучше остаться в найме?” Но на другом плече сидит альтер-эго, которое пытается развеять эти мысли: “Да нет, посмотри, ты ведь уже сделал классный результат! У тебя столько идей!”
И если в этот период кто-то обгонит вас или успешно воплотит идею, которую вы вынашивали несколько лет и не реализовывали — всё. Вы расстроены, ничего не хотите, вам страшно пробовать реализовывать другие идеи.
Но есть и хорошая новость: если предприниматель действительно осознает, что может больше и готов масштабировать свою личность — шанс продвинуться на уровень выше в доходах и карьере есть. И чтобы это сделать, нужно пропустить через себя тот самый высокий доход и деньги.
Если сейчас в вашей голове появилась мысль “Ага, чтобы стать богаче, надо тратить много денег” — это в корне неверно. И мне очень жаль, что популярные блогеры транслируют аудитории бизнес-классы, дорогие машины, Мальдивы, Cartier.
Стратегия “Тратить больше, чтобы больше заработать” неэффективна по двум причинам:
- Такой подход делает масштабнее только тех, кто вселяет эту мысль в голову людям.
- Погоня за деньгами добавляет дополнительный стресс, а в порыве “тратить больше” люди часто влезают в долги и набирают кредиты — дополнительная финансовая нагрузка.
Если у предпринимателя низкий уровень эмоционального интеллекта и низкий уровень дохода, то деньги для него во главе угла. Это единственное, для чего он работает.
Но что же тогда значит “пропустить через себя деньги”, если не купить Rolex?
Нужно пропустить через себя то количество денег, которое вы потратили на свой бизнес и приумножили. Масштаб личности заключается в этой самой конверсии. Вы потратили 100.000, но приумножили их до 2 миллионов. Ни один миллионер не купит дом, яхту или машину в кредит. Он купит их на процент от денег, запущенных в оборот.
Что на самом деле влияет на ваш доход
Основная причина, которая, на первый взгляд незаметна, но её фоновое наличие влияет на то, как предприниматель зарабатывает, — чувство вины.
Приведу в пример конкретного моего клиента, который много работал, много рисковал, падал, поднимался и в итоге добился успеха. Он пообещал себе, что в качестве награды купит дорогостоящий автомобиль. Это было его мечтой детства — модель авто даже висела у него над кроватью. И за большой, тяжелой, кропотливый труд он купил себе эту машину. Но, к сожалению, ездить на ней к себе в офис не смог: чувствовал вину перед своими сотрудниками за то, что они так много работают, но не владеют подобной машиной.
И чувство вины “откатило” его очень сильно назад, потому что он не понимал, как же тогда ему мотивировать себя двигаться дальше? Мы понимаем, что собственнику важно развитие его компании, рост чистой прибыли, захват доли рынка и экспансия бизнеса на том рынке, на котором он существует. Это его, так называемое, бизнес-желание.
Но машина была его желанием как личности и человека. И очень часто предприниматель теряет мотивацию в движении вперед: зачем я всё это делаю, если я не могу спокойно пользоваться теми вещами, которые заслуженно себе купил?
Еще один наглядный пример влияния чувства вины на предпринимателя — вина перед сотрудником. Представим, ваш работник хороший, добрый человек, но он неэффективен. И вы испытываете чувство вины за то, что вам нужно его уволить. То есть на одном вашем плече сидит совесть, которая не хочет испытывать чувство вины за то, что увольняет хорошего человека, а на другом — предприниматель, который говорит, что если этого сотрудника не уволить, то эффективность всей команды будет падать.
И когда мы говорим о принятии решения, встает вопрос: чем вы руководствуетесь? Чувством вины за то, что вы увольняете неэффективного сотрудника, или чувством необходимости делать этот выбор в интересах всей остальной команды и вашего бизнеса в первую очередь?
Чувство вины опасно еще и тем, что человеку свойственно ко всему привыкать, и к такому фоновому чувству мы тоже довольно быстро привыкаем. Как себя в этом проверить? Если у вас постоянно есть страх “что бы я ни сделал, меня все равно за это накажут”, хотя объективно таких предпосылок нет, то, может быть, у вас есть фоновое чувство вины, с которым неплохо бы разобраться.
Развивайте бизнес-интеллект, и будете стабильно расти
Бизнес-интеллект — это не просто мышление. Он строится на двух ключевых составляющих:
Helicopter view, или предпринимательское мышление — навык видеть сверху. Сюда входят следующие элементы бизнеса:
- продуктовое мышление;
- маркетинговое мышление;
- мышление продавца, или мышление торговца;
- управленческое мышление;
- стратегическое мышление.
Это очень важная часть бизнес-интеллекта. Например, продуктовое мышление — навык предполагать на основе анализа и опыта, какой продукт конкурентноспособен, какой менее, какой группе покупателей его продавать, какую потребность аудитории данный продукт решает. Понимание этого и есть продуктовое мышление.
Маркетинговое мышление — мышление маркетинговой воронкой и понимание, через какие этапы и как должен проходить потенциальный клиент, чтобы после первого касания, пройдя по этим этапам, оставить в итоге заявку, высказать нам свой интерес.
Мышление продавца — это понимание, как из того, кто оставил заявку или коснулся вашей воронки, сделать непосредственно продажу или допродажу. Мышление воронкой — понимание этапности движения покупателя и вместе с этим понимание этапности движения денег из кармана покупателя в ваш карман в обмен на ваш продукт.
Управленческое мышление — это навык руководить людьми, упрощать
Навык эффективно выстраивать бизнес-процессы и эффективно ими управлять, понимать, каким результатом должен заканчиваться каждый бизнес-процесс и какой человек должен управлять этим бизнес-процессом — это и есть управленческий интеллект и управленческое мышление.
Стратегическое мышление — один из самых важных видов мышления для предпринимателя. Это понимание долгосрочного стратегического развития и видение, куда движется компания.
Эмоциональный интеллект. Вторая составляющая бизнес-интеллекта. Если говорить простым языком, эмоциональный интеллект — это навык распознавать и проживать эмоции. То есть мы можем говорить о том, что у человека высокий уровень эмоционального интеллекта, если он не совершает на эмоциях непоправимых ошибок или не принимает каких-то радикальных решений. Предприниматель с высоким эмоциональным интеллектом руководит бизнесом с холодной головой.
Но часто предприниматель, обладая, допустим, высокими компетенциями в управлении или в стратегическом мышлении, не может совершать эффективные целевые действия, потому что является заложником своих эмоций.
Чаще всего эта эмоция, конечно же, страх либо стыд или вина. Эти три эмоции — три всадника апокалипсиса. И недостаточно развитый эмоциональный интеллект поддается этим эмоциям и затормаживает предпринимательскую эволюцию и движение вперед.
Здоровое предпринимательство — это развитие своего бизнес-интеллекта, который состоит из предпринимательского мышления и эмоционального интеллекта. Бизнес-интеллект приведет к прогнозируемому росту чистой прибыли и эффективному управлению вашим бизнесом.
С какими эмоциями вы сталкиваетесь в работе? Как справляетесь с ними?