Откройте ИП и получите бонусы до 500 000 ₽Откройте ИП и получите бонусы до 500 000 ₽Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке онлайн и без госпошлины. Подготовим за вас документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке онлайн и без госпошлины. Подготовим за вас документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Открыть ИП

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как превратить специалистов в эффективную бизнес-команду


Я Юля Шелыгина — директор по маркетингу и коммуникациям digital-агентства Magnetto.pro, руководитель с более чем десятилетним стажем. В статье поделюсь своими методами и подходом к эффективному управлению командой в B2B сегменте.

Трансформация личного опыта руководством команды

Технологии и тренды меняются каждый день с головокружительной скоростью, а умение создавать и управлять эффективной командой становится не просто преимуществом, а крайней необходимостью для выживания и роста компании.

В самом начале пути вырабатывается определенный подход к должности руководителя. Но, со временем приходит четкое осознание, что руководитель — это не просто должность, а полноценная профессия, требующая постоянного развития.

За эти годы приходилось управлять самыми разными командами: от маленьких — в несколько человек, до коллективов более 25-и сотрудников, включая аутсорс и удаленных сотрудников. Любой новый проект требовал адаптации и нахождения индивидуального подхода к людям. Каждая команда являлась неким трансформатором понятия руководитель в парадигме прошлого опыта. И именно тогда пришло осознание: руководитель — это наставник, который помогает выбрать правильный вектор взаимодействия внутри коллектива.

Все отделы внутри компаний требуют неординарного подхода: взаимодействие с IT-специалистами кардинально отличается от работы с дизайнерами, к примеру. Методы и построение процессов необходимо адаптировать и не действовать шаблонно, потому что мышление креативной команды в корне отличается от восприятия сотрудников, которые привыкли мыслить «цифрами».

Успешная командная работа в B2B сегменте — не миф, а реальность

Есть одна вещь, которую, к сожалению, упускает очень большое количество руководителей: они забывают, что вне зависимости от сегмента — за всеми процессами стоят люди. Ключевым фактором успешной работы является понимание всей команды концепции целеполагания — ради чего мы собрались, что мы делаем и куда это нас приведет в конечном результате. Все остальное — декомпозиция.

На полках книжных магазинов существует огромное количество литературы, которая рассказывает об управлении командами и создании успешного коллектива. Но везде упускается из вида очень важная деталь: разница между сотрудниками, которые просто выполняют свои обязанности без идейной составляющей и настоящей командой, где люди поддерживают друг друга и работают на общий результат — колоссальна.

Руководитель в данном случае является своего рода режиссером, от которого зависит сценарный план, расстановка персонажей и, так называемый, «хэппи-энд», определяющий конечный результат в достижении нерушимой цели.

Понятие командной работы предполагает полную отдачу и поддержку коллег для достижения общего результата. Эта история не приемлет антагонистов, которые прячутся под своим невидимым куполом, отсекая возможность помочь другим специалистам, нуждающимся в этом. Ведь именно взаимовыручка и четкость целей помогают избегать конфликтов и недопониманий.

Не будем забывать о том, что клиенты, особенно в B2B сегменте, получая готовый результат, прекрасно осознают — была ли ценность в каждом взаимодействии между членами команды при создании продукта.

Создание атмосферы доверия: секрет открытой корпоративной культуры

Единственный секрет создания здоровой атмосферы в команде — это человеческое отношение к людям. Очевидно, что зачастую кто-то пренебрегает этим, но на ошибках учатся. И эти ошибки приводят к четкому осознанию: открытость должна быть умеренной — важно соблюдать субординацию, поддерживать баланс между дружескими отношениями и профессиональной дистанцией.

При этом люди должны ощущать поддержку и понимать, что их не будут линчевать за малейшие ошибки, которые можно исправить. Когда сотрудник чувствует, что с ним общаются корректно и его понимают,  — он сам готов становиться опорой. И только при таком «раскладе» получается здоровая история взаимодействия внутри команды.

Хочется подчеркнуть один немаловажный аспект: есть сотрудники, которые по своим человеческим качествам оставляют желать лучшего. Потому что все люди разные и подход к взаимодействию внутри команды тоже у всех разный. Да, это неизбежно. Но, при этом они являются абсолютно уникальными специалистами высшего класса.

Вспомним книгу Роберта Саттона, название которой приводить дословно не стоит, но общая идея заключается в следующем: «Не работайте с плохими людьми».

Как изменить сложных коллег и наладить здоровые взаимоотношения внутри компании
Как изменить сложных коллег и наладить здоровые взаимоотношения внутри компании

Книга Роберта Саттона

Книга Роберта Саттона

И это абсолютнейшая правда. Есть одно очень точно отражающее смысл книги понятие — «гениальные сволочи». Это люди, которые действительно являются гениями. Но таких сотрудников не стоит брать в команду, потому что это 100% негативно скажется на работе всей компании. Придерживаться этого принципа очень важно, потому что в обратном случае — коллектив будет разобщен.

Обратная связь в компании от руководителя и сотрудников — также является одним из «компонентов» успешного взаимодействия внутри команды.

Здесь вспоминается история: руководитель приходит к подчиненному с обратной связью, высказывает ее и собирается удалиться. На что сотрудник спешит заметить, что у него и своя обратная связь имеется в наличии, как говорится. Но ответ руководителя был совершенно ошеломительным и неприемлемым: «Я не нуждаюсь в обратной связи от тебя». Удивительно, но — факт. В России, к сожалению, еще остались крупные компании, в которых происходят подобные казусы — иначе это не назвать. Как только руководитель становится бесчеловечным и не способным выслушать адекватные аргументы в адрес своей работы, — все процессы пойдут по наклонной.

Получается, что обратная связь — это своего рода HR-инструмент, который строится на грамотном построении встреч. Подобные контакты со всеми членами команды помогают выявлять проблемы на ранних стадиях и решать их до того, как они станут критическими. Если данная культура взаимодействия не заведена в компании, то здесь на пьедестал должен выйти руководитель, который вводит эти условия в обязательном порядке.

Золотое правило, которое было выведено в процессе опыта: чем проще сотрудникам ориентироваться в компании, чем проще выстраивается контакт с руководителем, — тем меньше у него желания покинуть организацию и уйти туда, где все будет предельно просто и понятно.

Digital-команда: инструменты и особенности управления

Одно дело, когда все сотрудники находятся в офисе и могут при необходимости коммуницировать по рабочим вопросам лично, работая в open space.

И совсем другое дело — выстраивать процессы взаимодействия в digital-агентстве, потому что в данном случае большая часть команды работает в удаленном режиме.

Именно поэтому важно наладить четкую коммуникацию и использовать таск-менеджеры — пул задач должен быть в доступе у всех участников проекта для того, чтобы человек из любой точки мира, из любого региона и с любыми возможностями коммуникации был в рабочей повестке. Эти инструменты помогают держать все под контролем и обеспечивают прозрачность процессов. В Magnetto.pro мы ведем задачи и коммуникацию в Битрикс24.

Российский сервис для управления бизнесом
Российский сервис для управления бизнесом

В Magnetto.pro мы ведем задачи и коммуникацию в Битрикс24

В Magnetto.pro мы ведем задачи и коммуникацию в Битрикс24

Как ни крути, регулярные офлайн-встречи с сотрудниками, которые работают в Москве, несомненно, очень помогают поддерживать чувство единства и вовлеченности.

Понятно, что мы не можем сделать их слишком частыми, потому что баланс работы и личной жизни здесь очень важен. В обратном случае, результат всегда бывает плачевным. У каждого члена команды есть увлечения, семья, в конце-концов, которой тоже надо уделять время. Люди должны иметь возможность отдыхать и возвращаться с новыми силами и рабочим запалом. В Magnetto.pro есть своя развитая корпоративная культура, выездные мероприятия, тимбилдинги. Подобные истории в данном случае немаловажны.

Бытует мнение, что сотрудники, работающие в удаленном режиме, не могут нормировать свой график. Это большое заблуждение, потому что они сами выбирают максимально комфортное время для выполнения задач, естественно, укладываясь в четко обозначенные сроки реализации.

Рабочие процессы не должны превращаться в некое безумие: ответы на сообщения в чатах в полночь, взаимодействие по организационным вопросам вне графика. Соблюдению понятия work-life balance необходимо следовать при любых обстоятельствах, потому что нарушение этого постулата грозит выгоранием сотрудников.

Разрешение конфликтов: искусство дипломатии

Конфликтные ситуации — неизбежная часть любой командной работы. Решение подобных вопросов в первую очередь зависит от причины конфликта. Если вражда основана на личной неприязни, то разобраться без помощи внешних медиаторов просто не выйдет. Но, как показывает статистика, подобные распри приходят к своему логическому завершению только в том случае, когда один из участников покидает команду. Будем откровенны — чаще всего этим сотрудником является тот кандидат, который проигрывает с профессиональной точки зрения.

Профессиональные разногласия тоже имеют место быть, они случаются гораздо чаще. И садиться за стол переговоров необходимо индивидуально со всеми сторонами, при этом выдерживая максимальный нейтралитет, чтобы понять истинные причины разногласий и исследовать ситуацию с разных сторон. Важно стараться понять точку зрения каждого участника конфликта и найти компромиссное решение.

Вспомнился большой женский коллектив, в котором довелось работать. Ласковое название этого коллектива в узких кругах было следующим: серпентарий. Именно так. Потому что женский коллектив — это отдельная история взаимодействия, а конфликты тут неизбежны. И, как правило, споры возникали чаще всего на профессиональном уровне именно в компаниях, связанных с маркетингом. Более того, приходилось привлекать HR-специалистов. Это как раз те самые ребята, которые стоят на стыке и помогают в разрешении конфликтных моментов, потому что в отличии от руководителя, это прямые специалисты по работе с человеческим ресурсом.

Есть еще один вид конфликтов, который с трудом удается избежать в крупных компаниях — личные отношения, перетекающие в любовные узы. Вот тут-то руководителю приходится несладко, потому что это один из случаев, когда увольнение одного из участников — неизбежная данность.

Формула идеального сотрудника: принципы подбора команды мечты

При подборе новых сотрудников очень важно уделять внимание не только профессиональным навыкам, но и личным качествам. Гениальные, но сложные в общении люди могут разрушить команду, поэтому важно выбирать тех, кто разделяет общие ценности и способен работать в коллективе.

Первое, на что стоит обратить внимание — это soft skills: манера общения и ценности потенциального сотрудника. Чем больше этот человек соответствует по своим соображениям всем ценностям команды, тем больше у него шансов в этой команде получить для себя level up и раскрыться с лучших сторон.

Относительно недавно недавно обсуждали вопрос этот с топами коммуникационных директоров России на конференции в ТАСС-е. Тенденция дефицита кадров наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Найти хорошего сотрудника в современных реалиях довольно непросто.

И тут нужно понимать: научить человека, наставить его на верный профессиональный путь гораздо проще, чем пытаться слепить из него новую личность, способную к адекватному взаимодействию внутри команды. Сотрудник в рамках нового коллектива должен «чувствовать себя в своей тарелке». В обратном случае он просто не приживется.

Никто не говорит, что не стоит обращать внимание на профессиональные навыки и качества кандидатов, но в случае, если на первых парах человеку сложно вливаться, для этого всегда есть коллеги, которые готовы помочь, подсказать и направить работу в нужное русло. Поэтому очень важно отбираться сотрудников, ориентируясь в больше степени на soft skills, чем ежели на hard skills.

Мотивация и вовлеченность: как зажечь огонь в глазах сотрудников

Мотивировать сотрудников необходимо не только финансовой поддержкой, но и моральной в больше степени.

Почему? Потому что гораздо важнее давать возможность развиваться и видеть результат своей работы, которую высоко ценит твой руководитель. Именно для этого существует обратная связь, о которой мы говорили выше. Часто специалисты оценивают свою работу, как что-то обыденное. Поэтому каждому члену команды важно чувствовать свою значимость. Руководитель может выступать иногда в роли психолога, который точно знает, какой подход нужно применить в том или ином случае.

Материальное поощрение — хорошая история. Но не всегда действенная. Деньги утекут рекой, а похвала со стороны руководителя и его внимание, — дадут гораздо больший стимул для повышения КПД отдельно взятого специалиста или всей команды.

Создание мотивированной и вовлеченной коллектива — одна из ключевых задач любого руководителя. И здесь тоже должно быть четкое понимание сплоченности для достижения высоких результатов. Кого-то достаточно похвалить один раз, а кому-то нужно непрерывное внимание и постоянная высокая оценка труда.

Есть замечательная пирамида потребностей Маслоу и она абсолютно точно незыблема. У каждого человека есть базовые потребности, в которую входит признание. Уровни разные, безусловно. Но как только руководитель начнет находить время на своих сотрудников и замечать тонкости взаимодействия с каждым из них, — все рабочие процессы «пойдут в гору».

Вопросы стратегического развития компании никто не отменял. Но не стоит забывать, опять же, что все процессы строятся на людях.

Пирамида Маслоу
Пирамида Маслоу

Очень важно давать сотрудникам признание их заслуг

Очень важно давать сотрудникам признание их заслуг

Оценка и измерение эффективности работы команды

Важно иметь четкие критерии и регулярно проводить оценку работы сотрудников, чтобы понимать, где можно улучшить процессы. Эффективность работы команды можно оценить по нескольким основным направлениям, которые являются основополагающими: выполнение задач в срок, качество выполненная работы, уровень вовлеченности и цифры, которые в данном случае замыкают список, но являются главным показателем.

Все сотрудники должны понимать, что любую работу можно измерить в цифровом формате. Сюда можно отнести результаты работы pr-специалистов и даже event-щиков.

Есть такое понятие, как общекомандный KPI. Поэтому, говоря о командной работе, мы прекрасно понимаем, что из каждой личности и персональных метрик формируется общая цифра результатов всех специалистов.

В процессе интервью на позицию event специалиста часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда человек, рассказывая о проведенном мероприятии, оценивает свою работу следующим образом: «Мероприятие прошло классно!». Согласитесь, такая метрика сложно применима на практике и оцифровать ее довольно непросто.

В любом случае, начиная какой-то проект, вместе с командой необходимо установить ключевые метрики, которые будут показывать — что такое «хорошо», а что такое «плохо». Составляется карта проекта, отражающая все метрики, которые будут являться критериями успеха при оценке результата. В данной карте отражается и команда проекта, и план. Потому что у людей должно быть понимание — к чему мы стремимся. И данные должны быть абсолютно прозрачными, чтобы каждый человек из этой команды понимал свой вклад в достижение результата.

Любой из сотрудников может забрать эти данные в свое портфолио абсолютно спокойно. Метрик, которые назначаются из месяца в месяц или из квартала в квартал в определенных случаях просто нет. Есть проектная команда и проектный KPI.

Также не стоит забывать о регулярных опросах сотрудников, чтобы понимать их степень удовлетворенности рабочими процессами.

Проектный KPI
Проектный KPI

В Magnetto.pro PR и Event отдел заполняют отчеты с метриками ежемесячно

В Magnetto.pro PR и Event отдел заполняют отчеты с метриками ежемесячно

Организация профессионального развития и обучения

Обучение и развитие сотрудников — это инвестиция в будущее компании. Тренинги, мастер-классы, корпоративное обучение и другие формы повышения квалификации всегда помогают непрерывно расти и развиваться в профессиональном плане.

Участие команды в конференциях, вебинарах и других подобных мероприятиях всегда поощряется со стороны руководства. Потому что это помогает привносить новые идеи в компанию.

Внутри самой компании не всегда бывает культура корпоративного обучения, поэтому очень важно привлекать тренеров и коучей извне. Это могут быть и оба специалиста одновременно, потому что форматы обучения у всех разные, а программа должна быть сформирована из конкретных запросов и потребностей, которые стоят перед компанией.

Magnetto.pro на данный момент готовится к запуску корпоративной институции, в котором планируется обучение внутренних сотрудников. И эта задача поставлена определенному специалисту, который провел опрос среди руководителей и собрал обратную связь по этому вопросу.

Эта история в компаниях встречается довольно часто, но тут выбор стоит уже за руководителем: либо он сам обучает своих сотрудников и становится наставником, либо привлекает людей, которые будут этим заниматься.

Советы и полезные инструменты руководителям, стремящимся создать успешные и продуктивные команды в своем бизнесе

Советую следующее:

  1. Стать примером для своей команды и демонстрировать те качества, которые вы от них ждете.
  2. Научиться общаться с людьми и адекватно давать и получать обратную связь.
  3. Быть открытым и поддерживать баланс между дружбой и субординацией.
  4. Регулярно проводить оценку работы сотрудников.
  5. Обеспечивать возможности для развития команды.
  6. Мотивировировать специалистов всеми возможными способами.
  7. Выстроить проектную работу — каждый сотрудник сможет побыть тем самым руководителем проекта.
  8. Давать полную информацию о том, что происходит в команде и рассказывать о результатах совместной работы не просто на словах, а на цифрах.
  9. Иногда быть психологом, а не просто руководителем.

В заключении хочется сказать, что создание успешной команды требует времени, усилий и правильного подхода. А все вышеописанные принципы помогут руководителям создать гармоничную и продуктивную команду, способную достигать выдающихся результатов.

Гибкий зарплатный проект без скрытых комиссий и сборов

Предложение от Т-Банка

Гибкий зарплатный проект без скрытых комиссий и сборов

  • Онлайн, без открытия счета в Т-Банке
  • Платежи на карты любых банков
  • Интеграция выплат в 1С или вашу систему по API
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Юлия Шелыгина
Юлия Шелыгина

Был ли у вас опыт трансформации разрозненного коллектива в эффективную команду? Какие шаги вы предприняли в первую очередь?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации