Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как начинающим дизайнерам одежды строить бизнес в российской фешен-индустрии


Эксперт рассказывает, почему молодым, дерзким и красивым надо запускать свое дело прямо сейчас


Эту статью написал участник сообщества

Наталья Карпова

Наталья Карпова

Руководитель Модного альянса креативных индустрий Приморья и проектного объединения ImLab — Лаборатория имиджа и индивидуальности, имиджмейкер-методолог

М. А. К. И.

М. А. К. И.

Модный альянс креативных индустрий Приморья

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Эксперт рассказывает, почему молодым, дерзким и красивым надо запускать свое дело прямо сейчас


Эту статью написал участник сообщества

Наталья Карпова

Наталья Карпова

Руководитель Модного альянса креативных индустрий Приморья и проектного объединения ImLab — Лаборатория имиджа и индивидуальности, имиджмейкер-методолог

М. А. К. И.

М. А. К. И.

Модный альянс креативных индустрий Приморья

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Любой кризис — это пора новых возможностей. Революционные изменения, которые происходят в российской фешен-индустрии в последнее время, — яркое тому подтверждение. Если вы хотите строить бизнес в моде, более подходящий момент, чем сейчас, трудно придумать. С чего начать, рассказала руководительница проекта «Модный альянс креативных индустрий Приморья» Наталья Карпова.

Поддержка бизнеса в сфере моды

В связи с уходом европейских брендов спрос на одежду от российских дизайнеров за последние полтора года существенно вырос. Эксперты полагают, что выигрывают от этой ситуации прежде всего новые игроки, готовые запускать бизнес быстро и качественно, сохраняя и усиливая позиционированием собственную уникальность.

Во многом эту задачу можно решать с помощью создания центров компетенций и творческих хабов. Там будут появляться условия для появления, роста и развития мастеров, которые будут в дальнейшем помогать наращивать компетенции остальным участникам творческих индустрий.

В Приморье для этого существует отдельный государственный проект — Модный альянс креативных индустрий («М. А. К. И. Приморья»). Он помогает:

  • запустить модный бренд с нуля и правильно его позиционировать;
  • выстроить стратегию развития;
  • найти рынки сбыта.

Дизайнеры участвуют в модных показах, конкурсах, где побеждают и ежегодно получают гранты на развитие своего дела.

Форумы и конкурсы. Например, в 2023 году в показе мод в рамках Первого форума модных индустрий в Приморье участвовали 14 модных брендов. Всего на форуме было 700 гостей из одиннадцати регионов. В Grand Fashion Show также участвовали 14 приморских дизайнеров. В этом году мы впервые провели масштабный конкурс «Продвижение и продажи». Победители трека «Российские дизайнеры» вышли в сеть универмагов российских дизайнеров SLAVA Concept в трех регионах России.

Господдержка для молодых дизайнеров. Это разные возможности — от закона по защите прав дизайнеров и модельеров до программ поддержки в регионах. Так, власти Санкт-Петербурга реализуют проект «Петербургский дизайн», правительство Приморского края усиливает поддержку дизайнеров с помощью проекта «Модный альянс креативных индустрий Приморья». Такие проекты помогают творческим предпринимателям жить и создавать одежду в том месте, где они родились.

Примером тому может быть история дизайнера Марии Фрей, у которой сегодня свое производство во Владивостоке и бутики не только в России, но и в США. В 2023 году Мария выиграла грант на 2 млн рублей от государства.

В целом за два года работы «М. А. К. И. Приморья» более 100 представителей отрасли прошли обучение и акселерацию, 39 компаний получили сертификаты на услуги маркетинга и масштабирования на сумму от 80 000 до 2 млн рублей. Гранты до 1 млн рублей выделили 35 предпринимателям. В среднем выручка компаний участников проекта увеличивается ежегодно на 25%.

Платье от дизайнера Саши Варлакова. Он получил сертификат господдержки, с сопровождением наставника выпустил коллекцию, с которой был приглашен в мультибрендовый бутик SUBBOTA. Фото: Alexander Varlakov Limited

Дизайнер с нуля: в поисках вдохновения

Деталь, которая отличает современную российскую моду, — это значительная доля людей, пришедших из других сфер или имеющих базовое непрофильное образование.

Есть и такие специалисты, которые вовсе не заканчивали профильных учебных заведений. Для 17-летней Лилианы Григалашвили — основательницы бренда Lili Archive — поводом к началу творчества стал «полимерный» тренд в TikTok. Глядя на подростков, создающих изделия из полимерной глины, Лилиана решила попробовать делать из этого материала бижутерию. Сегодня изделия Лилианы продаются в петербургском ДЛТ и BABOCHKA и пользуются успехом среди стилистов и блогеров.

Людей, пришедших в модный бизнес из других сфер, зачастую отличает иной взгляд на вещи — присущая детям интуитивность и иррациональность, стремление искать новые источники вдохновения, выходящие за пределы традиционных для моды продающих тем — например, сексуальности.

Один из таких источников — тема детских эмоций. Самый простой способ вызвать эмоции у себя и потребителя — это ностальгия. Для молодых российских дизайнеров эпоха, «когда деревья были большими», — это чаще всего 90-е. Причем именно перестроечные российские 90-е, в которых были присущие только нашей стране артефакты — от рейтузов и вязаных шлемов до фартуков и халатов с бесконечными завязками, как на рабочей одежде, которую носили наши бабушки. Эти детали легли в основу коллекций петербургской марки M_U_R , дизайнер которой Аня Дружинина взрослела в эти годы.

Ностальгируя по прошлому, но не глобальному историческому, а уютному семейному, молодые дизайнеры невольно становятся связующими звеньями между своим поколением и поколениями своих родителей. Отсюда тенденция в поисках вдохновения перебирать семейные фотоархивы и реликвии. Вот пара примеров:

  1. Дизайнер Натали Владимирофф использовала для своей первой коллекции старые фотографии и вышивки, сделанные ее предками.
  2. У дизайнера Жени Ким главной идеей капсульной коллекции курток стали отсылки к детству, проведенному в Узбекистане, ностальгии. Вместе с талантливым фотографом Хасаном Курбанбаевым дизайнер обыгрывает тему дворовой игры в секретики, когда «сокровища» закапывались в землю и накрывались сверху стеклышком.

Кроме воспоминаний о детстве современные российские дизайнеры много вдохновляются природой. Причем если раньше наших художников влекла экзотическая «заморская» природа, то сегодня это скорее северная российская:

  • тайга и красота морских пейзажей у дизайнера Саши Гапанович;
  • осенний лес у марки Brusnika;
  • тема родного города у дизайнера Леры Журавлевой и бренда «ТУМАНЫ», там в топе продаж кипенно-белые футболки с розовой надписью «Живу у моря».
Идея коллекции или даже целого бренда может прийти от куртки, которую тебе шили в детстве. Так произошло в случае с брендом Danishine — красная с розовым подкладом куртка, которую носила в детстве основательница приморского бренда Дарья Худякова, дала начало целой коллекции. Фото: Danishine

Тренды российской фешен-индустрии

Изменение, которое заметили все, — это заполнение рыночных ниш, появившихся после ухода модных зарубежных брендов. И как следствие — появление большого количества молодых российских дизайнеров с новым подходом к искусству создания одежды. Это касается как массовой моды, так и прет-а-порте. При этом сама современная одежда становится более комфортной, технологичной и экологичной.

Среди трендов также можно выделить четыре основных.

Тренд 1. Новые технологии в создании и производстве одежды. Технологии активно проникают во все сферы жизни, и мода — не исключение. Так, ИИ ускоряет процессы создания коллекций, сокращая объемы рутинной работы, помогает отслеживать пути потребителей, более точечно отвечая на их запросы, визуализировать работу дизайнеров и привлекать внимание потребителя.

Бум интереса к виртуальным примерочным заменили реальные технологии в создании цифровых лекал и оцифровке одежды. Они позволяют снизить затраты на изготовление одежды производственникам и дизайнерам. Ткани с новыми свойствами становятся нормой сегодняшнего дня.

Из инноваций, которые получат развитие в ближайшие десятилетия, — умная одежда: комбинезоны, способные корректировать осанку, и материалы, считающие калории и меняющие цвет в зависимости от настроения того, кто их носит.

На протяжении всей своей истории мода чутко реагировала на появление новых технологий. Показательны 60‑е годы прошлого столетия — с их интересом к синтетике, пластику и открытиям химической промышленности. Нынешняя эпоха отличается в этом смысле тем, что связывает технологии с экоответственностью. Например, 3D-печать, выводящая моду на новый уровень концептуального искусства, в то же время позволяет сократить количество отходов, а современная искусственная кожа и мех — защитить животных от уничтожения.

Тренд 2. Чуткость к социальным проблемам. Мода в широком понимании, а не только мода субкультур продолжает быть чувствительной к событиям в обществе. В современной российской моде можно встретить бренды:

  • выступающие против эйджизма, например OLDUSHKA;
  • для людей с ментальными и физическими особенностями, маломобильных, например бренд «Адаптика»;
  • с отсылкой к проблемам бедных слоев населения, к примеру юбки и блузы выпускницы школы дизайна ВШЭ Полины Жигаревой.

Заметна смена милитари, крика 90-х, и уже полюбившейся одежды оверсайз на романтичные приталенные силуэты, подчеркивающие женственность и женское начало в образах на подиумах и рейлах магазинов. Все больше дизайнеров задумываются о миссии и ценностях на этапе создания бренда, транслируя важные для них смыслы. Так завоевываются сердца покупателей, а одежда все больше становится каналом коммуникаций в современном обществе.

Тренд 3. Искренность и комфорт. Поиск «другой дополненной реальности» — живой и не выглаженной глянцевой картинки, взаимопроникновение промышленности и дизайна. Это мы видим все чаще в совместных проектах с фотографами и представителями искусства, диджитал-дизайнерами и аниматорами. Натуральные материалы, фурнитура ручной работы, милые и трогательные элементы, детали декора. Форма кокона, проникающая во все виды одежды, как символ уюта. Объем и многослойность как олицетворение желания изолироваться. Прозрачность и легкость фактур в изделиях дизайнеров — как отсылка к эмоциональной обнаженности, новой искренности.

Стилистика образов «к случаю» — еще одно подтверждение видимых изменений. Вечерние луки сочетают натуральные фактуры, природные цвета, не конфликтуя с экстравагантностью и желанием выделиться из толпы.

Тренд 4. Цикличность. Еще один характерный для моды любой эпохи тренд, приобретающий в последние годы новое звучание. Современная модная цикличность — это не просто возвращение к трендам прошлого и их переосмысление. Это работа с глубинными архетипами — стереотипичными сценариями поведения героев.

К примеру, в стиле а-ля рус дизайнеры не только работают с мехами и цветочным принтом, но играют с темой сказок. Дизайнер из Владивостока Екатерина Евменьева под брендом SUCCUB создает смелые образы, подчеркивая настроения драматической таинственной Гекаты и Афродиты-любовницы в фактурах и силуэтах. В коллекциях Алены Ахмадуллиной и Натальи Душегреи по-разному читается женское начало: видим умелое сочетание архетипа матери — Деметры и вдохновляющей Афродиты — музы. Тема и роль женского начала становится сильной в моде в самые непростые для общества периоды.

Наталья Карпова
Наталья Карпова

Расскажите, какие модные бренды есть в вашем регионе, какой продукт они создают?


Больше по теме