Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Что делать, если чужая компания скопировала мой пост в соцсетях?


Представьте, компания ведет цветочный бизнес. Владельцы и флористы сами делают фото букетов и публикуют их в соцсетях магазина. И вдруг видят свои фото в аккаунте другого цветочного магазина.

Попытаться решить без суда

Первое, что нужно сделать, — написать письмо нарушителю. Есть шанс, что он опомнится и удалит пост.

Если не удалит, напишите в техподдержку соцсети. Обычно соцсети удаляют посты по жалобе. Если и так не получится — составьте досудебную претензию. Последний шаг — идти в суд.

Фото принадлежит только вам, и доказывать это не нужно

Любое ваше фото в социальных сетях — объект авторского права. Авторское право возникает в тот момент, когда вы нажимаете на кнопку фотоаппарата: щелк — и вы уже автор, а ваша фотография — произведение, ее и вас защищает закон.

Для возникновения авторских прав не нужно регистрировать произведения или приглашать юриста. Чтобы доказать в суде авторство, достаточно показать оригинал произведения, например исходный файл фотографии.

Регистрировать авторские права нужно, когда оригинал произведения не отличить от копий. Например, в случае с текстом или компьютерной программой. С фотографиями все проще: у нарушителя не будет оригинального файла в исходном качестве. А у вас он есть. Поэтому защитить права на свои фото можно и без дополнительных регистраций.

Вы автор фото, просто потому что об этом заявили. Это так по умолчанию, пока никто не доказал обратное в суде.

Этим часто манипулируют торренты и пиратские онлайн-кинотеатры. Пишут в форме обратной связи: «Если присылаете претензию о нарушении авторских прав, приложите документы, которые подтверждают авторство».

Требования к правообладателям от онлайн-кинотеатра
Требования к правообладателям от онлайн-кинотеатра

Пиратские сайты пытаются отфутболить правообладателей видимостью сложной бюрократии. На самом деле все эти требования не имеют смысла

Пиратские сайты пытаются отфутболить правообладателей видимостью сложной бюрократии. На самом деле все эти требования не имеют смысла

Никто не имеет права использовать ваши авторские фотографии без разрешения, копирование материала или статьи с вашего сайта или блога тоже запрещено. Даже если копирование было частичное. Не важно, стоит ли на них имя или копирайт, указан ли запрет копирования: нет разрешения — значит, нельзя. А если запрета нет, это не считается согласием.

Получается, цветочный магазин, который опубликовал ваше фото, нарушил ваши авторские права.

Дальше разберем каждый шаг подробно.

Чек-лист «Как защитить авторские права»

Собрали шаги из статьи в короткий чек-лист. Его можно скачать и распечатать, чтобы не забыть, как действовать, если у вас своровали фото или пост в соцсетях.

Шаг 1. Написать нарушителю

Потребуйте от нарушителя удалить пост. Это можно сделать в письме в свободной форме — даже не нужно звать юриста.

Пример требования удалить скопированный пост
Пример требования удалить скопированный пост

Пример сообщения нарушителю из кейса Максима Ильяхова — о том, как ему удалось защитить права на книгу

Пример сообщения нарушителю из кейса Максима Ильяхова — о том, как ему удалось защитить права на книгу

К требованию об удалении не нужно прикладывать ссылки на законодательство. Просто отправьте сообщение в директ магазина в соцсети: «Вы скопировали мое фото, удалите, иначе мне придется обратиться к юристам».

Шаг 2. Написать в техподдержку соцсети

Если нарушитель игнорирует письмо или вообще заблокирует ваш аккаунт, напишите в службу поддержки площадки, на которой произошло нарушение.

В большинстве случаев модераторы удаляют посты по жалобе, иногда просят ссылку на исходный пост. Если нарушитель вас заблокировал, можно просто прислать ссылку на аккаунт. Та же система — с видео на Ютубе или во Вконтакте.

Форма жалобы во Вконтакте о нарушении авторских прав
Форма жалобы во Вконтакте о нарушении авторских прав

Так выглядит страница для подачи заявления во Вконтакте на нелегальное использование вашего контента

Так выглядит страница для подачи заявления во Вконтакте на нелегальное использование вашего контента

Дождитесь ответа техподдержки. Если площадка не удалила фото после жалобы, переходите к досудебной претензии.

Шаг 3. Если не сработало, отправить досудебную претензию

Если мирные меры не помогли, придется писать досудебную претензию. Это подготовка к суду. На этом этапе обычно подключается юрист.

Задача юриста не только в том, чтобы подготовить претензию. Он должен изучить ситуацию, убедиться, что нарушение действительно есть, проконсультировать вас, рассказать о перспективах предстоящего суда и только потом переходить к подготовке самой претензии.

Стандартного шаблона претензии нет, но общая логика у всех одна:

  1. Кто нарушил и как. Приложите ссылку на скопированный пост в соцсети или на аккаунт нарушителя.
  2. Что нарушил. Тут нужны отсылки к законодательству об авторском праве и к судебной практике.
  3. Объяснение, почему вы автор. Приложите ссылки на посты или скриншоты, где видно дату.
  4. Какие требования к нарушителю. Например, поставить ссылку на оригинальный пост и выплатить компенсацию. Компенсацию можно просить от 10 тысяч до 5 млн рублей. Реально за фотографии имеет смысл просить 20—100 тысяч в зависимости от нарушения.

Претензию нужно распечатать, подписать и отправить на юридический адрес нарушителя. Срок на ответ у него — месяц.

Чем более обстоятельно и правильно составлена претензия, тем больше вероятности, что нарушитель не захочет доводить дело до суда. Нарушители бывают разные, поэтому дальше будет два варианта: нарушитель или выполняет ваши требования, или продолжает вас игнорировать. Если второй — тогда уже в суд.

Нарушитель — физлицо или юрлицо?

Есть две категории нарушителей авторского права: обычные люди и предприниматели с их компаниями.

Если обычный человек скопировал вашу фотографию и не использовал ее для бизнеса, большого смысла судиться с ним нет. Его сложно найти, и не факт, что у него есть деньги, чтобы выплатить вам компенсацию. Поэтому тут проще ограничиться просто удалением фотографии и не тратить время и деньги на суды.

Совсем другое дело, если нарушитель — компания или предприниматель. Их адреса можно найти в государственных реестрах, у них всегда есть счета в банке, а на этих счетах лежат деньги, которые вам переведут по решению суда. Компенсация в 100—200 тысяч рублей — не такие большие деньги, чтобы компания из-за них обанкротилась. Поэтому, если ваши права нарушает не обычный человек, а бизнес, тут уже имеет смысл судиться.

Шаг последний. В суд

Если нарушитель не ответил вам за месяц, придется идти в суд. Юрист, который помогал вам делать претензию, подготовит и подаст исковое заявление. А вы соберите все исходные данные для суда: оригинальные файлы скопированной фотографии, другие кадры с той же фотосессии, скриншоты публикаций и переписки с нарушителем.

Если ваш иск удовлетворят, с нарушителя взыщут компенсацию за нарушение авторских прав. Скорее всего, ее урежут и взыщут несколько меньше, чем вы просили, но в минусе не останетесь. Расходы на юристов, нотариуса и госпошлину тоже взыщут с нарушителя. Ну и фотографии, само собой, его заставят удалить.

Кейс 1: Максим Ильяхов против Даниила Галта

Даниил Галт продавал свою книгу у себя на сайте, а чтобы ее побольше покупали, давал «в подарок» книгу Максима «Пиши, сокращай» в виде электронной компиляции каких-то некачественных сканов.

Акт щедрости происходил без ведома и без разрешения самого Максима. Это нарушение авторского права, еще и в ходе ведения коммерческой деятельности. Дело закончилось тем, что нарушитель заплатил Максиму 300 000 ₽.

История о пиратстве «Пиши, сокращай» и Данииле Галте  — в блоге Максима Ильяхова.

Кейс 2: Тракттория против нарушителя

Тракттория — сеть передвижных бургерных на базе автофургонов. Какие-то нарушители повадились копировать их дизайн: делали такие же фургоны и копировали фото в Инстаграме*. Нарушителей нашли, фотографии заблокировали. Нарушители заплатили по тысяче долларов за каждый фургон.

Юридический разбор: бизнес на фудтраках — в блоге Алексея Башука.

* Инстаграм — соцсеть компании Meta. Суд признал компанию Meta экстремистской организацией и запретил ее деятельность в России

Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

Аватар дайджеста
Ирина Осипова
Ирина Осипова

А с вами случалась такая ситуация? Если да, как действовали?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации