Согласно современным трендам торговля уходит в онлайн. Пандемия запустила процесс покупок через интернет, но пандемия ушла, а онлайн-торговля по-прежнему наращивает объемы. Все больше начинающих предпринимателей поддаются рекламе о быстром старте на маркетплейсах, проходят различные платные и бесплатные курсы о том, как стать продавцом на ведущих торговых площадках. Да и в целом довольно сильно растет количество продавцов.
И тут кроется совсем не очевидный подвох. Начинающий бизнесмен, радуясь, что у него отсутствуют расходы на аренду офиса, на содержание работников, обеспечение им условий труда и т. д., сосредотачивается на изучении логистики, бухгалтерии, оформлении своего статуса. Безусловно, это важные вещи, как и вопросы маркетинга. Во многом успех всего бизнеса зависит от главного шага — выбора товара и того, как именно его преподнести аудитории.
В маркетинге необходимо соблюдать нормы авторского права и знать определенные правила игры. А иначе все усилия просто пойдут прахом. Нужны ли такие риски?
Где авторское право в онлайн-торговле?
Итак, выбрав товар, сделав закупку, определившись с ценовой политикой, предприниматель переходит к вопросам, как представить его аудитории. От маркетинга зависит большая часть успеха в продажах — это азы. А маркетинг на маркетплейсах — это карточки товара. От того, насколько они привлекательны, информативны, интуитивно понятны, зависит доход продавца.
Любая карточка товара состоит из визуала — это шрифты, картинки, элементы дизайна, фотографии, видео, расположение элементов на карточке, цвета фона и т. д. И каждый из этих элементов — это чье-то творчество. Согласно российским нормам авторского права, любой объект, созданный человеком и оформленный в объективную форму, — предмет охраны прав автора.
У каждой картинки, фотографии, ролика есть свой автор. Соответственно, если в карточке использовался труд нескольких человек, то речь идет о нескольких авторах на один и тот же объект. Поскольку продажи на маркетплейсах осуществляются с целью получения прибыли, то использование при продажах объектов чужого авторства — это нарушение авторских прав. Согласно требованиям Гражданского кодекса РФ, использование в коммерческих целях охраняемых объектов без согласия автора или правообладателя не допускается, а при выявлении незаконного использования автор или правообладатель может потребовать компенсацию.
Внимательно относиться к объектам интеллектуальной собственности нужно не только при оформлении карточек товаров, но и при запусках рекламных кампаний, при размещении информации о своем магазине в социальных сетях и на других интернет-ресурсах. Любое распространение чужих объектов без согласия автора — нарушение.
Как не стоит поступать
Многие эксперты утверждают, что не стоит начинать продажи с уникальных товаров, сосредоточиться нужно на тех, где уже есть спрос и покупатели. А это значит, что у таких товаров уже есть успешные карточки. Так, может, просто скопировать оттуда фотографии, дизайн и опубликовать в своем онлайн-магазине? Нет. Такое нарушение влечет ответственность. Причем претензии могут быть заявлены как продавцом, у которого вы скопировали карточку, так и отдельными авторами визуала используемой вами карточки.
А если у успешного продавца скопировать отдельный элемент его карточки, а не весь объект и затем оформить ее по-своему? Нет. Во-первых, использование части произведения без согласия автора также не допускается. Во-вторых, чужая карточка может содержать отдельные элементы, которые сами по себе являются чьей-то собственностью. Например, фотография баночки с кремом вставлена в дизайн успешной карточки с кучей продаж и отзывов. Она — элемент карточки, но у нее есть автор, который дал разрешение использовать эту фотографию. А значит, при неправомерном использовании даже части карточки могут быть предъявлены претензии автором, и это не обязательно будет ваш конкурент по маркетплейсу.
А если не копировать, а самому нарисовать аналогичный товар или дизайн? Тоже нет. Не важно, каким способом вы изготавливаете объект, вы в данном случае лишь копируете, не вкладывая в него свое творчество, а используя чужое без разрешения. А копирование в коммерческих целях, как и распространение, без согласия автора, также является нарушением.
Хорошо, чужие карточки не используем. А если при создании своей карточки брать контент из интернета, он же там в свободном доступе? И снова ошибка. Размещение в интернете еще не означает, что всем контентом можно свободно распоряжаться кому угодно. У каждой картинки в интернете есть свой автор, а простое заимствование грозит претензиями и денежными потерями.
Последствия плагиата могут быть фатальными для начинающего предпринимателя. Да и не только для начинающего. Помимо выплаты компенсации, автор может обратиться в правоохранительные органы. Тут речь может идти о десятках тысяч рублей, а в отдельных случаях даже о нескольких миллионах. В зависимости от правил конкретной площадки онлайн-торговли ваши карточки могут быть ограничены в показе, заблокированы или вовсе удалены до окончания разбирательств. Судебные процессы, связанные с авторством, могут длиться достаточно долго. Все эти факторы — риски бизнеса, которых можно избежать, если учитывать авторское право.
Так как правильно?
Разберем, как действовать, чтобы избежать рисков стать объектом претензий и потерять финансы.
Создавать контент самому. Уникальный контент — визитная карточка онлайн-предпринимателя. Такими объектами вы можете распоряжаться сами по собственному усмотрению, делать из этих элементов новые, формировать уникальный дизайн своих карточек, тем самым формируя свой собственный стиль подачи и представления материала. Да, это займет время и потребует внимания и сил, но зато не будет таких рисков, как когда вы незаконно используете чужой контент.
Однако тут тоже нужно быть аккуратным. При создании дизайна карточки могут потребоваться не только ваши фотографии, но и объекты дизайна, шрифты, фоны и т. д. У этих элементов — охраняемых объектов — также есть свои авторы. Рискованно просто скачивать их из интернета. Вариантов тут два — либо найти автора и запросить его согласие и условия этого согласия, либо использовать специальные ресурсы — стоки. Это сайты, где авторы размещают фотографии, видео, картинки, фоны и т. д. специально для использования третьими лицами. При этом есть стоки бесплатные, есть платные, есть комбинированные. Скачивание контента со стока на условиях этого ресурса снизит риски незаконного использования чужого объекта.
Аналогично обстоят дела со шрифтами, фонами, элементами дизайна.
Заказать контент у профессионала. Каждый должен заниматься своим делом, согласны. Профессионалы сделают карточку конкурентоспособной, современной, продающей и т. д. А предпринимателю это позволит сосредоточиться на делах более насущных — продажах. Но и в этом варианте надо учесть нюансы.
Правда ли, что можно заказать у крутого фотографа предметную фотосъемку и жить спокойно? Почти правда. Фотограф создает объекты и имеет на них права автора. Даже если он создает эти объекты по заказу или за чужой счет, это не важно. Важно, чтобы права от автора перешли предпринимателю.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Какой договор заключить?
Чтобы зафиксировать этот переход права, вы должны заключить договор с профессионалом — фотографом, видеографом, художником, дизайнером, программистом и т. д. И тут нужно не ошибиться с выбором варианта договора.
Договор авторского заказа заключается, когда объекта еще нет. Заказчик описывает исполнителю, что он хочет, каким требованиям должен соответствовать контент, стороны договариваются о цене и сроках. В договоре указывается, что все права на созданный объект переходят заказчику. В этом случае он может распоряжаться контентом в полном объеме. А вот если исполнитель продаст его кому-то, он уже будет нарушителем. При приемке работы важно проверить, не нарушил ли исполнитель чужих авторских прав. Не лишним будет указать в договоре, что если к исполнителю будут предъявлены претензии о нарушении прав, то он вправе потребовать возместить ущерб заказчику, который оплатил компенсацию о нарушении авторских прав.
Договор о передаче прав на объект интеллектуальной собственности. Он заключается тогда, когда объект уже существует. Например, дизайнер — специалист по созданию карточек товаров — выкладывает на своем сайте на продажу макеты карточек, или конкретные картинки в качестве элементов карточек, или дизайн, а предприниматель хочет приобрести картинку, фото или видео в свое единоличное пользование. Тогда стороны прописывают в договоре, какой конкретно объект приобретается, что имущественные права на него переходят в полном объеме, договариваются о цене и форме передачи. С этого момента предприниматель является единоличным правообладателем объекта. Но не его автором. Условия этого договора допускают, что заказчик распоряжается контентом как хочет.
Лицензионный договор. Он отличается от договора о передаче прав тем, что по нему права могут передаваться не в полном объеме, а только частично. Например, автор может ограничить территорию использования объекта, ограничить срок или разрешить использовать в карточках товара, но не разрешить размещать свое творение на обложке книги и т. д. То есть переход имущественных прав здесь не полный, а частичный. Лицензионный договор может предусматривать, что только заказчик вправе пользоваться этим объектом (тогда такая лицензия называется исключительной), а может быть указано, что автор может продать тот же самый объект иным лицам (и тогда такая лицензия является неисключительной). В каждом конкретном случае предприниматель решает, как ему выгоднее и удобнее приобрести контент и использовать его законно.
Во всех вышеперечисленных вариантах важно:
- идентифицировать объект (что конкретно покупается), иначе есть риск потом не доказать, что вы приобрели именно эти фотографии кроссовок, а не просто какие-то фотографии каких-то кроссовок;
- указать, что права на распоряжение этим объектом переходят к заказчику.
Договор нужно сохранить, поскольку он является главным доказательством наличия ваших прав на контент.
О чем еще не забыть?
- Если вы создаете свой контент, постарайтесь его защитить — проставить водяные знаки, сохранить промежуточные варианты файлов при создании, сохранить серию фотографий и исходные форматы фотографий с устройства. Так вы обеспечите себя доказательствами авторства. Следить, не использован ли ваш контент конкурентами, придется самостоятельно, как правило, площадки не берут на себя эти функции
- Претензия — это стандартный способ досудебного урегулирования спора. Она поступает по почте или на электронную почту, указанную при регистрации вашего бизнеса. Если вы действительно нарушили чьи-то авторские права, то лучше решить этот вопрос до суда. Не игнорируйте претензии. В суде, как правило, издержки и потери для нарушителя выше. Кроме того, ваш бизнес потеряет репутацию — ведь информация о судебном решении попадет в базу, и при сборе информации о вас как контрагенте она может сыграть не в вашу пользу.
- Регулярно проводите ревизии ваших карточек товара не только на предмет их маркетинговой ценности, но и на соблюдение авторских прав.
Вывод
Не игнорируйте нормы авторского права, размещая свой товар на маркетплейсах. Последствия для вашего бизнеса могут быть фатальными.
Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?
В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.
О чем можно рассказать?
- Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
- О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.
Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.
После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.
Ждем ваших историй!
Как вы думаете, стоит начинать продажи с уникальных товаров? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Добавлю к своему комментарию — есть еще такие соц-сети как Инстаграм и Фэйсбук. Они запрещены и вне юридического поля РФ. Но если там гражданин России запостит что-то с нарушением авторского права — тоже придет иск.
И еще, господин Кнауб, сделайте уже своему уполномоченному, Араму Рустамовичу, приличный сайт. А то заглушку поставили с датой обновления от 2022-го года. А он же старается. Вашим лицом работает. Документы все подписывает.
Интересный еще момент. Для налоговой интересный. Компания господина Кнауба учреждена в 2021-м году. Главный ОКВЭД — 62.02 Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий. По факту компания занимается юридическими услугами. В 2021-м выручка 156000р. Расход — 1000р. Прибыль — 155000р. В 2022-м — выручка 8611000р, расходная часть — 7743000р. Прибыль — 868000р. Ну оокеей. В 2023-м — выручка 49523000р. Отлично растет компания. Что там по расходам? А, расходы — 44964000р. Чистая прибыль 4559000р. Налоговая, ау, у юридической компании при штате 6 человек расход 90%. Ого.
На принтеры потратили. Да, есть еще ОКВЭДы — строительство жилых и нежилых помещений. Только есть основной ОКВЭД — 62.02 Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий. И расходную часть в 90% нельзя пускать на другой ОКВЭД — строительство, если вы компания консультативная.
Есть вариант что компания всю прибыль пустила на строительство офиса для себя. Если такое записано в уставе — тогда возможно. Но все же больше похоже на то что расходная часть ровно укладывается в бытовую личную часть учредителей.
Могу ошибаться но налоговой стоит проверить расходы по назначению и устав.
Господин Кнауб, я вас не трогал. И я не племянница прокурора.
Дело ваше считаю хоть и полезным, но нужно иметь тут совесть и понимать грань. Вы уже полезли в картинки от 10-х годов. И предъявляете за карточки, которые 5 лет не продавали и были скрыты. Дальше за скрины Тетриса будите «штрафовать»?
Могу рассказать о господине Кнаубе. Человек верно понял то что во времена золотой лихорадки лучше всего не искать золото а продавать лопаты. Только господин Кнауб золотую жилу увидел в другом — Авторское право. Как человек сообразительный, он стал парсить весь интернет и искать — где и на ком можно поживиться. Как только Кнауб находил объекты, он за копейки выкупал картинки у авторов и отправлял претензии с предложением заплатить ему 17500р до суда. Судя по отчетам его ООО — тема пошла в гору. Только вот авторы от этого получили мало чего. Предприниматели, которым даже дизайнер сделал картинку и они не в курсе что и как — стали платить Кнаубу. А Кнауб еще искал тех кто помельче, главное чтобы бизнес работал. Ну чтобы не прилетело в ответ если на кого серьезнокго напорешься.
От этого кому стало лучше? Закон восторжествовал? Справедливость? Авторы богатеют?
Нет, зарабатывает исключительно Кнауб.
Если ты взял картинку из яндекса 10 лет назад, куда-то поставил и давно забыл и закрыл — Кнауб не не дремлет, он всегда на страже авторского порядка. У него работы еще на 10 жизней хватит. Не работа а сказка — сиди себе с кофейком за монитором и ищи дурачков, которые не очень понимают в авторском праве. Хотел бы тоже таким заняться но совесть есть немного. Кнаубу желаю скорее встретится с племянницей прокурора или ФСБшника, которая продает что-то на Авито и выставила фотку не подходящую под авторское право