В любом бизнесе важно постоянно отслеживать показатели, причем это должно быть глубокое погружение в цифры, поиск взаимосвязей и постоянная аналитика. В этой работе помогают хорошо организованные и описанные бизнес-процессы. В статье вы заглянете на внутреннюю кухню компании Brooklyn Bowl и узнаете, какие инструменты используются для улучшения работы компании и увеличения выручки.
Зачем нужна организация бизнес-процессов
Организация бизнес-процессов помогает представить сложную информацию в простой форме для дальнейшего изучения и принятия решений. Это позволяет решить 2 важные задачи:
- Исследование самого бизнеса. Описанные бизнес-процессы помогают найти слабые места, убрать лишние процессы и действия, которые замедляют работу.
- Структурирование задач. Четкая инструкция и алгоритм действий помогает команде быстрее и эффективнее работать, а следовательно, увеличивать выручку бизнеса.
Мы советуем начать описывать бизнес-процессы:
- когда компания готова к масштабированию и начинается рост команды. Это момент, когда уже не можешь передавать информацию из уст в уста;
- условно через год, когда станут понятными процессы внутри компании.
Для автоматизации бизнес-процессов в нашей компании мы используем чек-листы, таблицы и различные сервисы, о которых расскажем ниже.
Чек-листы — инструмент автоматизации бизнес-процессов
Чек-листы — простой и в то же время эффективный инструмент, который может помочь повысить продуктивность, улучшить качество работы и снизить вероятность ошибок и недочетов.
Любой повторяющийся процесс можно сделать более эффективным, если представить его в виде пошаговой инструкции.
В нашей компании десятки чек-листов для команды, по которым работают все: бармены, менеджеры, повары, управляющие. Вся работа строится четко по чек-листам. Это помогает нам:
- выполнять все процессы по единым стандартам и в итоге получать нужный результат;
- снижать риск ошибок, которые могут привести к серьезным проблемам и потери выручки;
- сделать процессы более организованными и понятыми;
- экономить время и снижать количество лишних действий;
- отслеживать выполнение задач и оценивать эффективность работы команды;
- обучать новых членов команды быстрее;
- выявлять слабые места в работе.
Для создания, отправления и отслеживанием чек-листов для команды мы используем специальное приложение “Сервис инспектор”, а также Гугл.Диск. Это позволяет предоставлять ясную информацию о том, что нужно делать, как это делать, экономит время и повышает продуктивность.
Стоит один раз потратить время, чтобы описать все процессы в чек-листах. У нас это делает руководитель направления, затем сверяет с командой и запускает. Зато потом вся работа будет автоматизирована и вам не придется тратить время на объяснения задач и выяснения, почему они не выполнены в срок.
Как автоматизировать тест гипотез и постановку задач
В нашей компании любой член команды может предложить идею по улучшению работы. Для этого у нас разработан пошаговый план:
Выдвижение гипотезы. Член команды оформляет свою идею в виде гипотезы, отвечая на ряд конкретных вопросов:
- Что вы предлагаете изменить?
- Как это изменение может повлиять на показатели работы?
- Как будет проходить тест гипотезы?
- Какие затраты (финансовые, временные) потребуются?
- Кто будет заниматься реализацией гипотезы?
Обсуждение идеи и принятие решения. Собираем команду, которая оценивает гипотезу и принимает решение: реализовать или нет.
Реализация гипотезы. Если принято решение реализовать гипотезу, то команда ставит задачи и приступает к ее выполнению.
Для постановки задач мы используем сервис Trello или Яндекс Трекер. Это позволяет автоматизировать процесс: видеть, на каком этапе выполнения находится каждая задача, кто за нее ответственен, и контролировать срок выполнения.
Например, бармен предложил создать бота для быстрого доступа к карте бара для команды. Он оформил свое предложение, где указал ожидаемое увеличение скорости обслуживания, стоимость разработки бота и свою готовность собрать команду и реализовать идею. Все согласовали эту идею и бот уже работает в нашей сети.
Такая система дает нам ряд преимуществ. Каждый член команды может внести вклад в развитие компании и чувствует себя нужный и ценным, а благодаря организованному процессу мы быстро обсуждаем, тестируем и внедряем новые идеи.
Метрики для принятия решений и управления всей командой
Для управления компании у нас создана единая таблица KPI. С помощью нее мы можем контролировать и отслеживать работу компании, улучшать качество работы, повышать производительность и принимать взвешенные решения.
Мы выстроили метрики так, чтобы они соответствовали целям и стратегии нашей компании.
Что мы используем.
Индивидуальные KPI. Каждый член команды имеет свои метрики, за которые он отвечает и по которым анализируется его работа. Например, управляющий отслеживает заполняемость заведений, количество гостей, средний чек. Открывая таблицу, я вижу, что в 2023 году мы провели более 23 000 дней рождений по всей сети.
Измеримость KPI. Метрики должны быть конкретными и понятными. Если наша задача увеличить количество гостей, то мы отслеживаем, сколько новых гостей к нам пришло в неделю, месяц, год, откуда они о нас узнали. Эти показатели мы можем сравнить с другими периодами, сделать выводы и поставить план.
Доступность. Таблица доступна всем членам команды, что позволяет им видеть картину в целом и принимать решения согласно метрикам.
Обсуждения и постановка задач. Раз в неделю по вторникам мы собираемся и обсуждаем результаты работы, корректируем и ставим новые задачи.
Анализ и оптимизация. Мы постоянно анализируем данные, чтобы выявлять проблемные зоны и разрабатывать эффективные решения. Например, один из наших крупных кейсов, когда мы выявили, что в субботу занятость дорожек всего 36%, хотя записаться было невозможно. Мы начали изучать, почему так. Оказалось, что между записями было 45 минут свободного времени. То есть человек приходил в 10:00, играл час и дорожка закрывалась в 11:15, а следующая бронь стояла в 12:00. Получалось 45 минут простоя. И так за день накапливалось приличное количество «пустого» времени. Благодаря опыту коллег и совместному обсуждению проблемы, удалось принять решение, как сократить слоты и поменять правила бронирования. Заполняемость выросла на 80%.
Регулярное обновление. Периодически мы пересматриваем и обновляем KPI в соответствии с изменяющимися условиями рынка.
Благодаря системе KPI, мы видим проседающие места, можем быстро их исправить, используем данные для принятия решений. Это все помогает нам более эффективно управлять компанией.
Проверки и отчетность
Мы регулярно проводим проверки каждого заведения нашей сети. Обычно это 7 обычных проверок в месяц и одна глобальная, которая оценивает всю работу: от соблюдения санитарных норм до ведения социальных сетей. Также мы используем тайных покупателей, видеонаблюдение, книги отзывов и предложений, опросы в соцсетях, чтобы понимать, как обслуживают наших гостей в реальном времени. Обязательно проводим обучение и сертификацию команды, чтобы поддерживать и повышать уровень их квалификации.
Для фиксации результатов проверок мы используем приложение «Сервис инспектор»: нем хранятся полные отчеты с оценкой и фотографиями нарушений, если они есть. Такая система позволяет нам находить недостатки и быстро их устранять.
CRM-система — инструмент, упрощающий бизнес-процессы
CRM-система помогает систематизировать и автоматизировать работу, собирать аналитику, общаться с гостями и командой в одной системе. Грамотная работа с такими системами помогает организовать поэтапную работу с гостями и выстроить процесс взаимодействия, хранить всю необходимую информацию, удерживать существующих и приносить новых гостей.
Мы используем несколько CRM-систем для разных подразделений. Например, у маркетинга и у корпоративных продаж они разные.
Сколько времени занимает организация бизнес-процессов
Первоначально на создание оргструктуры бизнес-процессов мы привлекали внешнего специалиста и потратили на это примерно полгода. Сейчас потребовалось ее обновить и делаем это уже самостоятельно на базе той, что есть. Этим занимаются руководители подразделений. Сейчас этот процесс занял уже 4 месяца, и мы еще не закончили. Думаю, также потратим полгода.
Конечно, выгоднее описывать бизнес-процессы самим, но это зависит от глобальности процессов. Все внутренние командные процессы лидеры направлений могут описать сами, потому что занимаются этим каждый день. В рамках изменения оргсхемы мы собрали фокус-группу с представителями всех отделов и встречаемся раз в неделю, чтобы чекать себя по этапам, готовности и ставить новые задачи.
Вывод
Бизнес-процессы — это основа любого бизнеса. Поэтому их важно описывать, чтобы видеть слабые места в работе и вовремя их устранять. В сфере услуг это особенно важно, потому что на выручку влияет не только качество продукта, но и взаимодействие с гостями. Хорошо организованные документы помогают оказывать высокий сервис услуг и повышать лояльность гостей. Именно это — залог роста и развития компании.
А какие бизнес-процессы помогают вашей компании? Как считаете, нужно ли их оптимизировать со временем?