Сегодня все больше предпринимателей обращается к качественным коммьюнити за практическим опытом и совместному поиску ответов: что делать, как делать и с кем. Именно там можно получить ценные знания, быть в окружении людей, решающих те же бизнес-задачи и узнать из первых уст о лучших практиках и технологиях ведения бизнеса на мировом рынке.
Надо понимать, что участие в сообществе — это взаимодействие с людьми для взаимного создания ценности друг другу. То есть, если вы столкнулись с проблемами в своем бизнесе, то члены бизнес-сети точно смогут дать совет или даже помочь в решении сложностей. А в ответ — ваша задача поделиться опытом, знаниями и контактами для запросов в ваших областях.
Сегодня для русскоязычных фаундеров действует несколько десятков деловых сообществ. У них разные цели и задачи, а также критерии для приема новых членов. Коммьюнити по-разному формулируют миссию и работают в разных форматах. Стоимость членства в них может варьироваться от 0 до 3 млн руб. в год. В среднем взнос составляет 200-300 тысяч рублей ежегодно. Размер сообщества при этом может быть очень разным — от 75 резидентов до 50 тысяч. Расскажу о пяти сообществах, которые, на мой взгляд, могут существенно помочь при выходе на глобальные рынки.
Startup Leadership Program Russia
SLP — международное сообщество для peer-to-peer обучения основателей стартапов . Сегодня сеть успешно работает в 14 странах и 28 городах и объединяет 3600 успешных стартаперов Москвы, Парижа, Мельбурна и Сан-Франциско. Помощь с выходом на глобальные рынки сейчас является одним из главных акцентов коммьюнити. SLP позиционирует себя как «сплоченное комьюнити, которое всегда поддержит своих», а главным критерием отбора в SLP называют личность участника — на борту ждут предпринимателей, создающих новые продукты и готовых делиться опытом.
Peer-to-peer
От английского peer-to-peer — «равный — равному». Это технология, при которой все члены коммьюнити учат друг друга новому. Каждый участник примеряет на себя и роль организатора обучения, и роль студента.
Формат. Образовательная программа peer-to-peer из года в год подстраивается под актуальные потребностей фаундеров, то есть набор всех модулей и их содержание определяют сами участники. Продолжительность составляет 12 недель, все встречи проходят онлайн. Во время обучения каждый SLP fellow выбирает один класс, который возглавляет как CEO, и два-три класса, в которых помогает с подготовкой другим. Ко всем командам также прилагается техподдержка и куратор из выпускников. Все, кто закончит программу, автоматически вступают в сообщество выпускников и получают право пожизненного участия в активностях сообщества SLP:
- факап-встречах;
- мастер-майндах;
- форум-группах;
- random-coffee встречах;
- тематических под-сообществах;
- «кругов» по разным городам и странам;
- вечеринках в разных городах мира.
Как стать участником. Отборы проходят два раза в год — зимой и летом. Чтобы попасть в программу нужно пройти три этапа: заполнить анкету на сайте, ответить на несколько коротких вопросов в видео-формате и пройти интервью с куратором — выпускником SLP.
Стоимость членства. Участие в программе платное. В 2024 году оно составляет 300 000 ₽. SLP — это некоммерческая организация, и у неё нет задачи создания прибыли. Взносы с участников покрывают организацию оффлайн-классов и расходы на очный выпускной.
В SLP также предусмотрена грантовая программа:
- для наукоемких проектов с длинным циклом возврата инвестиций;
- для проектов с высоким и очевидным social impact и низкой коммерцией;
- для проектов на стадии seed/pre-seed.
Ссылки на ресурсы. Сайт SLP Russia и телеграм-канал.
R-founders
R-founders — сообщество для опытных фаундеров-практиков, объединенных целью выхода на международные рынки. В коммьюнити есть много актуальных направлений:
- EdTech;
- B2B SaaS;
- B2B Services;
- Mobile Apps;
- E-Commerce & Generative AI.
Создатель сообщества — SLP Fellow. В основе всех взаимодействий в R-founders также лежит формат peer-to-peer — здесь нет преподавателей и программ обучения в классическом представлении. Классы строятся исходя из потребностей участников. Чтобы экспертиза не замыкалась в рамках сети R-Founders Team и развивалась за счет всех участников, каждому предлагается взять на себя организацию одной встречи рабочей группы в год.
Формат. Рабочие группы R-Founders — это приватные тусовки фаундеров и менеджеров уровня C, планирующих выйти или уже вышедших на global в самых разных бизнес-сферах. В них объединяются лучшие практики для обмена реальным опытом. Классы проводятся каждые две недели, в программу входят также другие ивенты, нацеленные на обретение полезных знакомств. Все участники коммьюнити автоматически добавляются в закрытый чат со спикерами, экспертами и мемберами. Записи всех занятий оцифровываются и добавляются в общую базу группы. Приятным бонусом является и то, что участникам можно подключаться к зумам других команд.
Как стать участником. Около половины участников коммьюнити приходят в R-founders по рекомендациям текущих феллоуз, но возможность подать заявку есть у всех: это можно сделать на сайте. После предстоит пройти собеседование-интервью с лидерами рабочих групп — чтобы поддерживать качественный состав участников.
Стоимость членства: Ребята работают по системе membership: в зависимости от группы взнос составляет примерно 150-200 долларов в месяц.
Ссылки на ресурсы: сайт R-founders и телеграм-канал.
«Шмит16»
«Шмит16» сложно дать формальное определение — это не клуб в привычном понимании, а скорее некое закрытое сообщество, которое объединяет предпринимателей и неустанных исследователей себя со всего мира. Название происходит от адреса квартиры, Шмитовский проезд, 16, — там клуб был создан «отцами основателями», это место было точкой притяжения в течение пяти-шести лет.
Несмотря на довольно звездных гостей вы не найдете почти никакой информации в интернете. Сейчас к «Шмит16» относятся:
- одноименный телеграм-канал;
- венчурный фонд s16.vc;
- лагеря на Burning Man, Огоньке и Анатмане;
- собственные ретриты и фестивали с коливингом.
Словом, распределенный по миру трайб эмпатичных и стремящихся к саморазвитию людей. Причем не только фаундеров, но и музыкантов, дизайнеров, продактов, психотерапевтов, коучей, учителей и других. Профессия и достижения не имеют решающего значения.
Формат. У комьюнити нет определенной структуры или единого чата. Люди объединяются вокруг основателей сообщества или отдельных событий и проектов. Сегодня активность клуба сосредоточена в телеграм-канале, где основатели сообщества рассуждают об исследовании бизнеса, личностного развития, здоровья, технологиях, продуктах и деньгах.
Как стать участником. В «Шмит16» нет конкретного admission process и как такового членства. Сюда можно попасть через взаимодействие с действующими участниками, и если у вас должен случится метч, то тогда через какое-то время вы можете ощутить себя частью сообщества.
Но не отчаивайтесь, в вашем окружении уже могут быть ребята из «Шмит16». Еще можно следить за телеграм-каналом коммьюнити. Возможно, вы сможете там найти точки соприкосновения с сообществом.
Стоимость членства: Как такового admission fee нет.
Ссылки на ресурсы: Телеграм-канал «Шмит16».
Founders for Founders
Founders for founders или FFF — серия конференций от сообщества Шмит16. Мероприятия, как правило, проводятся один-два раза в год. И каждый раз в новой локации. Во встречах принимают участие основатели компаний, ориентированных на мировые рынки, особенно США и Европы.
Формат. Активность сообщества основана на регулярных закрытых конференциях, на которые можно попасть по приглашению. На них фаундеры фокусируются на бизнес-задачах, обсуждают конкретные вопросы развития бизнеса и делятся твёрдым опытом.
Как стать участником. Только по приглашению действующих участников. На мероприятия зовут успешных предпринимателей, которые подходят по критерию huggable. Под каждую встречу собирается оргкомитет, который и голосует за приглашение новых людей.
Важно, что участие в одной конференции не гарантирует автоматическое попадание на вторую: от мероприятия к мероприятию меняется оргкомитет, и процедура голосования повторяется.
Стоимость членства: Как такового entry fee нет, но участники «скидываются» на расходы по организации мероприятия.
Ссылки на ресурсы: В публичных каналах узнать о конференции нельзя.
U Skillz
U Skillz — образовательное сообщество в формате community education. Главной идеей основатели коммьюнити называют быстрое развитие за счет окружения и предлагают «учиться об людей». Ребята начинали как узкое сообщество tech-предпринимателей, которое со временем охватило и другие сферы. Сегодня в коммьюнити участвуют фаундеры из всех отраслей.
Формат. Команда проекта устраивает кэмпы в самых разных городах мира — Москве, Санкт-Петербурге, Стамбуле, Ереване, Сан-Франциско, Дубае. На протяжении нескольких дней участники встречаются с фаундерами глобального уровня, обсуждают идеи, делятся опытом и получают обратную связь от экспертов. Помимо бизнес-составляющей в программе кемпа всегда предусмотрены приятные развлечения: экскурсии, арт, винные дегустации и прочее.
Как стать участником. Попасть в сообщество можно через кэмпы. На них необходимо подавать заявку на сайте. После нее нужно пройти интервью лично с лидером сообщества, Дмитрием Фалалеевым. Ребята смотрят на ценностный мэтч, поэтому интервью — обязательно.
Стоимость членства: Участники платят только за кэмп — все средства идут на организацию мероприятия. В зависимости от локации цены варьируются от 300 до 1200$. После этого никакие взносы не требуются.
* Инстаграм — соцсеть компании Meta. Суд признал компанию Meta экстремистской организацией и запретил ее деятельность в России.
Сообществ сейчас очегь много бизнесовых. Масштабироваться на международку можно и в x10 Движении или Терре. Про платные бизнес клубы типа Эквиум вообще молчу.