Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как антикризисное управление может повысить конкурентоспособность организации


Кризис — слово, которое вызывает у многих руководителей дрожь. Но что, если вместо паники и спешных мер, мы начнем рассматривать кризис как возможность для роста и переосмысления? Антикризисное управление — это не просто набор инструментов для выхода компании из трудного положения, а продуманный подход к управлению ресурсами и потенциалом организации, который позволяет ее укрепить и вывести на новый уровень конкурентоспособности.

Что такое антикризисное управление

Это не просто «тушение пожаров». В моем понимании, это превентивная мера, которая помогает организации избегать кризисных ситуаций в целом. Кризис в жизни организации — это такое состояние, когда состав и качество ее ресурсов не соответствуют требованиям внешней и внутренней среды. А значит организация не способна выполнять действия, при которых достигаются базовые потребности ее участников, клиентов, партнеров и общества, ее окружающего.

Антикризисное управление — это постоянная работа над эффективностью использования всех необходимых ресурсов: персонала, товаров, финансов, клиентской базы, и даже руководящего состава. При качественном антикризисном управлении может выполняться частичное или полное сокращение одних ресурсов в пользу других.

Приведу несколько примеров принципов управления некоторыми ресурсами в нашей компании:

Ресурс персонала. Цель — максимальная отдача от каждого сотрудника и создание устойчивой к изменениям команды.

Принципы управления:

  1. Качество важнее количества. Ориентироваться не на количество сотрудников, а на их профессионализм и эффективность. Обеспечивать каждому сотруднику ясное понимание своих задач и ожидаемых результатов. Контролировать выполнение обязанностей и стимулировать полную занятость сотрудников в течение всего рабочего времени — на все 100%, а не на 20% из рабочего времени.
  2. Формирование кадрового резерва. Создавать систему стажировок и обучения для подготовки кадров «на замену». Это позволяет быстро закрывать вакансии без потери времени и эффективности.
  3. Своевременная ротация кадров. Не держаться за неэффективных сотрудников. Если сотрудник в течение 1-3 месяцев показывает результаты ниже среднего по команде, планово заменять его. Не испытывать иллюзии, что он «исправится» — своевременная ротация усилит команду.

В результате этих действий повышается производительность труда, снижается зависимость от конкретных сотрудников и формируется более сильная и мотивированная команда.

Ресурс товарного запаса. Цель — минимизация затрат на хранение и увеличение оборачиваемости товаров.

Принципы управления:

  1. Регулярный анализ товарных остатков. Еженедельный/ежемесячный ABC-анализ для классификации товаров по уровню прибыльности и скорости продажи.
  2. Оперативная распродажа неликвида. Разработка стратегию быстрой реализации неликвидных товаров с целью максимально быстрого возврата вложенных средств.

Эти решения помогли оптимизировать складские процессы, сократив издержки, повысив эффективность использования оборотных средств, снизив риск неликвида и оптимизировав площади. В результате увеличилась доступность «ходовых» товаров, что повысило удовлетворенность клиентов.

Финансовый ресурс. Цель — повышение прозрачности и эффективности использования финансовых ресурсов.

Принципы управления:

  1. Децентрализация финансовой ответственности. Закрепить зону ответственности за финансами за каждым руководителем подразделения.
  2. Детальное финансовое планирование. Внедрить систему планирования расходов как в натуральных, так и в процентных показателях для каждого подразделения.
  3. Анализ эффективности использования финансов. Использовать 5-7 ключевых показателей (KPI) для оценки эффективности использования финансов в разрезе отдельных параметров деятельности.

Это позволило компании оптимизировать затраты, повысить рентабельность бизнеса и создать условия для более эффективного планирования и инвестирования.

Оценка эффективности сотрудников
Оценка эффективности сотрудников

Пример оценки эффективности трех сотрудников за январь в компании ООО “ПрофСервис Центр”

Пример оценки эффективности трех сотрудников за январь в компании ООО “ПрофСервис Центр”

Ключевые инструменты антикризисного управления

Ключевые инструменты антикризисного управления — это не разовые действия, а комплексный подход, который позволит компании не просто пережить трудности, но и выйти из кризиса в более сильной и уверенной форме. Вот несколько ключевых элементов, которые помогут организовать эффективную работу в сложных условиях:

Четкая организация процессов. Такой подход позволит оптимизировать загрузку сотрудников и ускорить выполнение рутинных операций.

Разделите все бизнес-процессы на три категории:

  1. Простые и быстрые: делегируйте стажерам или автоматизируйте.
  2. Cредние по сложности: доверьте специалистам с соответствующей квалификацией.
  3. Cложные и ресурсоемкие: сосредоточьте на них внимание опытных профессионалов и экспертов.

Грамотное управление персоналом. Оцените компетенции своих сотрудников и разделите их на группы: стажеры, специалисты, профессионалы, эксперты. Распределяйте задачи в соответствии с их уровнем мастерства и помните, что даже в кризис важно инвестировать в обучение и развитие персонала.

Гибкий контроль и управление заказами и задачами. Не полагайтесь исключительно на автоматизацию, без контроля ее наполнения руками сотрудников, что самое сложное при внедрении автоматизации.

Еще несколько советов:

  • внедрите систему выборочного ручного мониторинга и управления заказами и задачами;
  • учитывайте категорию сложности, сроки выполнения и потенциальные риски;
  • оперативно реагируйте на изменения в потоке заказов/задач и корректируйте загрузку сотрудников;
  • грамотный руководитель постоянно держит свой фокус внимания на ключевых заказах и задачах.

Грамотное управление процессами, персоналом и заказами — это основа успешного преодоления кризиса.

Типичные ошибки при антикризисном управлении

Типичные ошибки при антикризисном управлении — это как ловушки, которые могут привести к еще большему ухудшению ситуации. Важно не поддаваться панике и не принимать скоропалительных решений. Вот несколько типичных ошибок, которые стоит избегать:

Жесткая экономия на персонале. Не сокращайте сотрудников просто так, по принципу «меньше — значит лучше».

Сокращение расходов без аналитики. Перед сокращением расходов проведите тщательный анализ и определите реальные причины кризиса.

Отмена акций и скидок. Это может привести к уменьшению спроса и снижению прибыли. Предложите альтернативу: новые акции, более выгодные условия для лояльных клиентов.

«Шоковая терапия». Не пытайтесь перестроить организацию за один день. Антикризисное управление — это постепенный процесс, который требует планирования и систематических действий.

Будьте внимательны и не принимайте рискованных решений.

Рекомендации руководителям

Главная задача руководителя в рамках антикризисного управления — регулярно анализировать стратегию компании, минимум один раз в квартал, а лучше еженедельно и ежемесячно. Это поможет находить ограничения роста прибыли и убирать их.

После анализа прибыльности или убыточности проектов важно принимать решение о повышении стоимости товаров или услуг, сокращении издержек или закрытий проекта. Категорически нельзя откладывать это сложное решение и надеяться, что что-то изменится, действующие клиенты будут вдруг больше покупать и продажи расти сами собой.

Показатели эффективности нужно заносить в один график результатов. Вот какие показали важно учитывать:

Показатели эффективности
Показатели эффективности

Показатели эффективности в графике результатов

Показатели эффективности в графике результатов
Эффективный руководитель
Эффективный руководитель

Показатель эффективности: руководство компании

Показатель эффективности: руководство компании
График результатов
График результатов

Пример графика результатов по показателям отдела рекрутинга за два месяца

Пример графика результатов по показателям отдела рекрутинга за два месяца

Но помните, что антикризисное управление — это не набор шаблонов, а философия гибкости, адаптивности и постоянного совершенствования. Только так вы сможете создать компанию, готовую к любым вызовам рынка.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Андрей Смолин
Андрей Смолин

А с какими проблемами столкнулась ваша компания и какие вы применили принципы для преодоления трудностей?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации