Кризис — слово, которое вызывает у многих руководителей дрожь. Но что, если вместо паники и спешных мер, мы начнем рассматривать кризис как возможность для роста и переосмысления? Антикризисное управление — это не просто набор инструментов для выхода компании из трудного положения, а продуманный подход к управлению ресурсами и потенциалом организации, который позволяет ее укрепить и вывести на новый уровень конкурентоспособности.
Что такое антикризисное управление
Это не просто «тушение пожаров». В моем понимании, это превентивная мера, которая помогает организации избегать кризисных ситуаций в целом. Кризис в жизни организации — это такое состояние, когда состав и качество ее ресурсов не соответствуют требованиям внешней и внутренней среды. А значит организация не способна выполнять действия, при которых достигаются базовые потребности ее участников, клиентов, партнеров и общества, ее окружающего.
Антикризисное управление — это постоянная работа над эффективностью использования всех необходимых ресурсов: персонала, товаров, финансов, клиентской базы, и даже руководящего состава. При качественном антикризисном управлении может выполняться частичное или полное сокращение одних ресурсов в пользу других.
Приведу несколько примеров принципов управления некоторыми ресурсами в нашей компании:
Ресурс персонала. Цель — максимальная отдача от каждого сотрудника и создание устойчивой к изменениям команды.
Принципы управления:
- Качество важнее количества. Ориентироваться не на количество сотрудников, а на их профессионализм и эффективность. Обеспечивать каждому сотруднику ясное понимание своих задач и ожидаемых результатов. Контролировать выполнение обязанностей и стимулировать полную занятость сотрудников в течение всего рабочего времени — на все 100%, а не на 20% из рабочего времени.
- Формирование кадрового резерва. Создавать систему стажировок и обучения для подготовки кадров «на замену». Это позволяет быстро закрывать вакансии без потери времени и эффективности.
- Своевременная ротация кадров. Не держаться за неэффективных сотрудников. Если сотрудник в течение 1-3 месяцев показывает результаты ниже среднего по команде, планово заменять его. Не испытывать иллюзии, что он «исправится» — своевременная ротация усилит команду.
В результате этих действий повышается производительность труда, снижается зависимость от конкретных сотрудников и формируется более сильная и мотивированная команда.
Ресурс товарного запаса. Цель — минимизация затрат на хранение и увеличение оборачиваемости товаров.
Принципы управления:
- Регулярный анализ товарных остатков. Еженедельный/ежемесячный ABC-анализ для классификации товаров по уровню прибыльности и скорости продажи.
- Оперативная распродажа неликвида. Разработка стратегию быстрой реализации неликвидных товаров с целью максимально быстрого возврата вложенных средств.
Эти решения помогли оптимизировать складские процессы, сократив издержки, повысив эффективность использования оборотных средств, снизив риск неликвида и оптимизировав площади. В результате увеличилась доступность «ходовых» товаров, что повысило удовлетворенность клиентов.
Финансовый ресурс. Цель — повышение прозрачности и эффективности использования финансовых ресурсов.
Принципы управления:
- Децентрализация финансовой ответственности. Закрепить зону ответственности за финансами за каждым руководителем подразделения.
- Детальное финансовое планирование. Внедрить систему планирования расходов как в натуральных, так и в процентных показателях для каждого подразделения.
- Анализ эффективности использования финансов. Использовать 5-7 ключевых показателей (KPI) для оценки эффективности использования финансов в разрезе отдельных параметров деятельности.
Это позволило компании оптимизировать затраты, повысить рентабельность бизнеса и создать условия для более эффективного планирования и инвестирования.
Ключевые инструменты антикризисного управления
Ключевые инструменты антикризисного управления — это не разовые действия, а комплексный подход, который позволит компании не просто пережить трудности, но и выйти из кризиса в более сильной и уверенной форме. Вот несколько ключевых элементов, которые помогут организовать эффективную работу в сложных условиях:
Четкая организация процессов. Такой подход позволит оптимизировать загрузку сотрудников и ускорить выполнение рутинных операций.
Разделите все бизнес-процессы на три категории:
- Простые и быстрые: делегируйте стажерам или автоматизируйте.
- Cредние по сложности: доверьте специалистам с соответствующей квалификацией.
- Cложные и ресурсоемкие: сосредоточьте на них внимание опытных профессионалов и экспертов.
Грамотное управление персоналом. Оцените компетенции своих сотрудников и разделите их на группы: стажеры, специалисты, профессионалы, эксперты. Распределяйте задачи в соответствии с их уровнем мастерства и помните, что даже в кризис важно инвестировать в обучение и развитие персонала.
Гибкий контроль и управление заказами и задачами. Не полагайтесь исключительно на автоматизацию, без контроля ее наполнения руками сотрудников, что самое сложное при внедрении автоматизации.
Еще несколько советов:
- внедрите систему выборочного ручного мониторинга и управления заказами и задачами;
- учитывайте категорию сложности, сроки выполнения и потенциальные риски;
- оперативно реагируйте на изменения в потоке заказов/задач и корректируйте загрузку сотрудников;
- грамотный руководитель постоянно держит свой фокус внимания на ключевых заказах и задачах.
Грамотное управление процессами, персоналом и заказами — это основа успешного преодоления кризиса.
Типичные ошибки при антикризисном управлении
Типичные ошибки при антикризисном управлении — это как ловушки, которые могут привести к еще большему ухудшению ситуации. Важно не поддаваться панике и не принимать скоропалительных решений. Вот несколько типичных ошибок, которые стоит избегать:
Жесткая экономия на персонале. Не сокращайте сотрудников просто так, по принципу «меньше — значит лучше».
Сокращение расходов без аналитики. Перед сокращением расходов проведите тщательный анализ и определите реальные причины кризиса.
Отмена акций и скидок. Это может привести к уменьшению спроса и снижению прибыли. Предложите альтернативу: новые акции, более выгодные условия для лояльных клиентов.
«Шоковая терапия». Не пытайтесь перестроить организацию за один день. Антикризисное управление — это постепенный процесс, который требует планирования и систематических действий.
Будьте внимательны и не принимайте рискованных решений.
Рекомендации руководителям
Главная задача руководителя в рамках антикризисного управления — регулярно анализировать стратегию компании, минимум один раз в квартал, а лучше еженедельно и ежемесячно. Это поможет находить ограничения роста прибыли и убирать их.
После анализа прибыльности или убыточности проектов важно принимать решение о повышении стоимости товаров или услуг, сокращении издержек или закрытий проекта. Категорически нельзя откладывать это сложное решение и надеяться, что что-то изменится, действующие клиенты будут вдруг больше покупать и продажи расти сами собой.
Показатели эффективности нужно заносить в один график результатов. Вот какие показали важно учитывать:
Но помните, что антикризисное управление — это не набор шаблонов, а философия гибкости, адаптивности и постоянного совершенствования. Только так вы сможете создать компанию, готовую к любым вызовам рынка.
А с какими проблемами столкнулась ваша компания и какие вы применили принципы для преодоления трудностей?