Большинство стартапов не проходят естественный отбор и закрываются. Причин, почему так происходит, много, но ошибки у стартаперов часто похожие.
Если кратко, ошибки следующие:
- Ориентироваться только свои боли.
- Противиться изменениям.
- Ждать, что бизнес будет приносить бурные эмоции.
- Не вовлекаться в бизнес.
- Думать, что вы учли все траты.
- Думать только о запуске, игнорируя будущее.
- Делать сразу полноценный продукт.
- Бояться провала.
Расскажу подробнее, что скрывается за этими пунктами и как они вредят стартапам.
Ошибка №1. Ориентироваться только на свои боли
Идеи для стартапов нередко рождаются в ходе наблюдений. Будущий стартапер замечает какую-то проблему и думает: «А почему бы не монетизировать её решение?»
Наблюдательность — это хорошее качество предпринимателя. Но если вы намерены расти, идея должна подтверждаться реальными исследованиями.
Ваша боль может быть неактуальной для других людей
Потенциальных пользователей продукта может быть слишком мало. А людей, которые готовы платить за ваше решение проблемы — еще меньше.
Пример неудачной идеи — пицца Zume. Основатели стартапа Zume пришли к выводу, что люди часто получают холодную пиццу при доставке на дом. Идея стартапа заключалась в том, чтобы печь пиццу прямо по дороге к клиенту — так она бы не успевала остыть.
На практике оказалось, что у людей есть более простые способы получить горячую пиццу — есть множество обычных ресторанов с оперативной доставкой. Вишенкой на торте провала стал вкус пиццы — пользователи жаловались на стекший сыр и подгоревшую корочку.
Боль клиентов была не настолько острой, чтобы терпеть неидеальность пиццы Zume. Компания закрылась.
Хорошая идея = нужная идея
Чтобы оценить, насколько ваша идея актуальна для потенциальных пользователей, нужно провести качественное и количественное исследования.
- Качественное исследование помогает определить, есть ли вообще такая боль, которую вы наметили себе.
- Количественное исследование поможет прояснить частотность проблемы.
Как быть, если мой продукт не направлен на решение проблем?
Кастдевы и опросы хорошо работают с пейнкиллерами, т.е. продуктами, которые решают проблемы пользователей. Но есть еще продукты делайтеры — те, которые не решают сильные боли, но улучшают жизнь пользователя.
Раз огромных страданий у пользователя нет, может быть трудно оценить по исследованиям, насколько людям нужен продукт. Такие идеи обязательно нужно тестировать на прототипе или MVP (минимально жизнеспособной версии продукта), чтобы видеть эмоции пользователей и реальное количество заинтересованных.
Ошибка №2. Противиться изменениям
Часто фаундеры буквально влюбляются в свою идею, и из инициативных стартаперов превращаются в заядлых консерваторов. Даже если метрики показывают, что нужен пивот проекта (т.е. смена курса), стартапер к ним не стремится.
Привязанность к идее, к команде или позиционированию может погубить ваш стартап
Нужно не зацикливаться на своем видении, если ситуация требует перемен и вы нашли потенциальную точку роста.
Хороший пример пивота — компания Twitch. Основатели Twitch не сразу пришли к своей концепции. В начале у них был проект для лайфкастинга justin.tv, в котором пользователи могли транслировать, что происходит в их жизни.
Однажды фаундеры заметили, что больше людей приходит на стримы, когда стример играет в видеоигры. Они раскрутили эту идею, отошли от первоначальной концепции и сделали пивот проекта. Так появился Twitch, крупнейший ныне сервис игрового стриминга.
Ошибка №3. Ждать, что бизнес будет приносить бурные эмоции
В начале пути, когда непонятно, выстрелит идея или нет, стартап похож на американские горки — эмоции выкручиваются в десятки раз. Однако когда бизнес встает на рельсы, эмоций становится меньше.
Запал пропадает. И это нормально
Некоторые фаундеры не готовы к спокойному периоду. Им нужны эмоции, и в рутине управления они чувствуют, что бизнес им в тягость.
Если для вас эмоции — главный стимул, стоит задуматься о том, насколько вам подходит управление зрелым бизнесом. Возможно, вам лучше рассмотреть вариант с серийным предпринимательством. Там эмоции бьют через край: постоянные новизна, вызовы и риски.
Если вы все же хотите продолжать плотную работу над одним проектом, меняйте роли. Каждые год или два у вас должна быть другая должность. Но не забывайте о том, что всегда нужно вовремя дать дорогу другим.
Ошибка №4. Не вовлекаться в бизнес
Иногда встречается противоположная ошибка — полное отсутствие личного участия. Некоторые стартаперы с самого основания компании стремятся делегировать буквально все.
Подход «Я найму людей, и они все сделают за меня» не работает на длинной дистанции
Бизнес ваш, и именно вы должны быть самым вовлеченным человеком, особенно на старте. Важно держать руку на пульсе и быть в курсе, что и почему у вас происходит.
Только когда компания выйдет в более стабильное положение, можно ослабить контроль за счёт расширения штата. Но даже тогда ваша вовлеченность должна оставаться высокой — просто немного в другом масштабе.
Ошибка №5. Думать, что вы учли все траты
В вопросах бухгалтерии нужно не думать, а знать, что все доходы и расходы учтены.
Планируйте бюджет на год, и лучше с запасом в 10-15%. Каждый месяц необходимо тщательно пересматривать бюджет, учитывая любые изменения в доходах и расходах.
Учет затрат удобно делать с помощью нашего шаблона расчета бюджета.
Чем точнее вы понимаете, куда уходят деньги, тем лучше сможете контролировать финансовую ситуацию.
Ошибка №6. Думать только о запуске, игнорируя будущее
Стартаперы-новички часто решают, что главное — выпустить продукт любой ценой, и идут ва-банк — тратят все деньги на сознание продукта, думая, что клиенты появятся сами собой, а деньги польются рекой.
Стартап — это марафон, а не спринт
Вам нужно продумать, на какие средства вы будете поддерживать продукт, оплачивать маркетинговые расходы и искать product-market fit.
Перед запуском нужно продумать стратегию монетизации, чтобы продукт начал окупаться.
Ошибка №7. Делать сразу полноценный продукт
Многие стартаперы стремятся сразу создать идеальный продукт, сжигая на это кучу денег и откладывая релиз.
«Делать идеально» — это долго, дорого и часто бесполезно
Если ваша идея действительно перспективная, и исследования это показывают, нужно ковать железо, пока горячо. Пока соберется достаточно денег для полноценного продукта, может пройти год или даже годы. Отложенный запуск уже может быть никому не нужен — рынок будет занят конкурентами.
Для того, чтобы быстро выйти в релиз, лучше начать с MVP (минимально жизнеспособного продукта). В MVP есть базовые функции, которые помогут продемонстрировать продукт аудитории и собрать обратную связь.
Если с идеей все хорошо, продукт можно развивать. Если нет — сделать пивот, снова тестировать, и потом масштабировать. Так вы сэкономите бюджет и время.
Ошибка №8. Бояться сделать что-то не так
Советов для стартаперов много, и все они взяты из горького опыта более неудачливых фаундеров. Но теория — ничто без практики.
Готовьтесь, что ошибок будет много. Настоящая насмотренность и опыт приходят только через собственные неудачи, даже если вам десятки раз до этого сказали, как поступить правильно.
Ошибаются все. Плохо, если ошибок нет
Если ваш путь полон взлетов и падений, это нормально. Все крупнейшие предприниматели ошибались, и их успешные проекты — далеко не первая попытка в бизнесе.
Многие крупные инвесторы и бизнесмены предпочитают иметь дело с теми, у кого уже есть за плечами неудачный бизнес. Ошибки — маркер того, что стартапер не новичок, а предприниматель с реальным опытом.
Прислушивайтесь к другим, учитывайте чужой опыт, но не бойтесь идти своей дорогой и набивать свои шишки. Даже если вы похороните свой стартап, вы приобретете опыт предпринимательства, который невозможно измерить деньгами.
Поделитесь в комментариях, а какие ошибки совершали вы, когда делали стартап?