Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как уничтожить свой стартап: 8 ошибок, из-за которых ваша идея может провалиться


Большинство стартапов не проходят естественный отбор и закрываются. Причин, почему так происходит, много, но ошибки у стартаперов часто похожие.

Если кратко, ошибки следующие:

  1. Ориентироваться только свои боли.
  2. Противиться изменениям.
  3. Ждать, что бизнес будет приносить бурные эмоции.
  4. Не вовлекаться в бизнес.
  5. Думать, что вы учли все траты.
  6. Думать только о запуске, игнорируя будущее.
  7. Делать сразу полноценный продукт.
  8. Бояться провала.

Расскажу подробнее, что скрывается за этими пунктами и как они вредят стартапам.

Ошибка №1. Ориентироваться только на свои боли

Идеи для стартапов нередко рождаются в ходе наблюдений. Будущий стартапер замечает какую-то проблему и думает: «А почему бы не монетизировать её решение?»

Наблюдательность — это хорошее качество предпринимателя. Но если вы намерены расти, идея должна подтверждаться реальными исследованиями.

Ваша боль может быть неактуальной для других людей

Потенциальных пользователей продукта может быть слишком мало. А людей, которые готовы платить за ваше решение проблемы — еще меньше.

Пример неудачной идеи — пицца Zume. Основатели стартапа Zume пришли к выводу, что люди часто получают холодную пиццу при доставке на дом. Идея стартапа заключалась в том, чтобы печь пиццу прямо по дороге к клиенту — так она бы не успевала остыть.

На практике оказалось, что у людей есть более простые способы получить горячую пиццу — есть множество обычных ресторанов с оперативной доставкой. Вишенкой на торте провала стал вкус пиццы — пользователи жаловались на стекший сыр и подгоревшую корочку.

Боль клиентов была не настолько острой, чтобы терпеть неидеальность пиццы Zume. Компания закрылась.

Стартап Zume
Стартап Zume

У Zume был частично автоматизирован процесс готовки с помощью роботов. Такой технологичный подход тоже не спас идею — люди жаловались на качество заготовок, которое было куда хуже, чем в обычных пиццериях.

У Zume был частично автоматизирован процесс готовки с помощью роботов. Такой технологичный подход тоже не спас идею — люди жаловались на качество заготовок, которое было куда хуже, чем в обычных пиццериях.

Хорошая идея = нужная идея

Чтобы оценить, насколько ваша идея актуальна для потенциальных пользователей, нужно провести качественное и количественное исследования.

  1. Качественное исследование помогает определить, есть ли вообще такая боль, которую вы наметили себе.
  2. Количественное исследование поможет прояснить частотность проблемы.

Как быть, если мой продукт не направлен на решение проблем?

Кастдевы и опросы хорошо работают с пейнкиллерами, т.е. продуктами, которые решают проблемы пользователей. Но есть еще продукты делайтеры — те, которые не решают сильные боли, но улучшают жизнь пользователя.

Раз огромных страданий у пользователя нет, может быть трудно оценить по исследованиям, насколько людям нужен продукт. Такие идеи обязательно нужно тестировать на прототипе или MVP (минимально жизнеспособной версии продукта), чтобы видеть эмоции пользователей и реальное количество заинтересованных.

Количественные и качественные методы анализа аудитории
Количественные и качественные методы анализа аудитории

Количественные и качественные методы исследования аудитории нужно комбинировать, так как они подсвечивают проблемы аудитории под разными углами.

Количественные и качественные методы исследования аудитории нужно комбинировать, так как они подсвечивают проблемы аудитории под разными углами.

Ошибка №2. Противиться изменениям

Часто фаундеры буквально влюбляются в свою идею, и из инициативных стартаперов превращаются в заядлых консерваторов. Даже если метрики показывают, что нужен пивот проекта (т.е. смена курса), стартапер к ним не стремится.

Привязанность к идее, к команде или позиционированию может погубить ваш стартап

Нужно не зацикливаться на своем видении, если ситуация требует перемен и вы нашли потенциальную точку роста.

Хороший пример пивота — компания Twitch. Основатели Twitch не сразу пришли к своей концепции. В начале у них был проект для лайфкастинга justin.tv, в котором пользователи могли транслировать, что происходит в их жизни.

Однажды фаундеры заметили, что больше людей приходит на стримы, когда стример играет в видеоигры. Они раскрутили эту идею, отошли от первоначальной концепции и сделали пивот проекта. Так появился Twitch, крупнейший ныне сервис игрового стриминга.

Пивот проекта justin.tv в Twitch
Пивот проекта justin.tv в Twitch

Основатель justin.tv Джастин Кан прикрепил камеру GoPro на голову и транслировал свою повседневную жизнь, в том числе игры на ПК. Эксперимент стал основой для будущей платформы Twitch.

Основатель justin.tv Джастин Кан прикрепил камеру GoPro на голову и транслировал свою повседневную жизнь, в том числе игры на ПК. Эксперимент стал основой для будущей платформы Twitch.

Ошибка №3. Ждать, что бизнес будет приносить бурные эмоции

В начале пути, когда непонятно, выстрелит идея или нет, стартап похож на американские горки — эмоции выкручиваются в десятки раз. Однако когда бизнес встает на рельсы, эмоций становится меньше.

Запал пропадает. И это нормально

Некоторые фаундеры не готовы к спокойному периоду. Им нужны эмоции, и в рутине управления они чувствуют, что бизнес им в тягость.

Если для вас эмоции — главный стимул, стоит задуматься о том, насколько вам подходит управление зрелым бизнесом. Возможно, вам лучше рассмотреть вариант с серийным предпринимательством. Там эмоции бьют через край: постоянные новизна, вызовы и риски.

Если вы все же хотите продолжать плотную работу над одним проектом, меняйте роли. Каждые год или два у вас должна быть другая должность. Но не забывайте о том, что всегда нужно вовремя дать дорогу другим.

Ошибка №4. Не вовлекаться в бизнес

Иногда встречается противоположная ошибка — полное отсутствие личного участия. Некоторые стартаперы с самого основания компании стремятся делегировать буквально все.

Подход «Я найму людей, и они все сделают за меня» не работает на длинной дистанции

Бизнес ваш, и именно вы должны быть самым вовлеченным человеком, особенно на старте. Важно держать руку на пульсе и быть в курсе, что и почему у вас происходит.

Только когда компания выйдет в более стабильное положение, можно ослабить контроль за счёт расширения штата. Но даже тогда ваша вовлеченность должна оставаться высокой — просто немного в другом масштабе.

Ошибка №5. Думать, что вы учли все траты

В вопросах бухгалтерии нужно не думать, а знать, что все доходы и расходы учтены.

Планируйте бюджет на год, и лучше с запасом в 10-15%. Каждый месяц необходимо тщательно пересматривать бюджет, учитывая любые изменения в доходах и расходах.

Учет затрат удобно делать с помощью нашего шаблона расчета бюджета.

Чем точнее вы понимаете, куда уходят деньги, тем лучше сможете контролировать финансовую ситуацию.

Шаблон расчета бюджета
Шаблон расчета бюджета

С помощью такой таблицы удобно учитывать и планировать расходы на долгий срок

С помощью такой таблицы удобно учитывать и планировать расходы на долгий срок

Ошибка №6. Думать только о запуске, игнорируя будущее

Стартаперы-новички часто решают, что главное — выпустить продукт любой ценой, и идут ва-банк — тратят все деньги на сознание продукта, думая, что клиенты появятся сами собой, а деньги польются рекой.

Стартап — это марафон, а не спринт

Вам нужно продумать, на какие средства вы будете поддерживать продукт, оплачивать маркетинговые расходы и искать product-market fit.

Перед запуском нужно продумать стратегию монетизации, чтобы продукт начал окупаться.

Монетизация стартапа
Монетизация стартапа

Способы монетизации стартапа

Способы монетизации стартапа

Ошибка №7. Делать сразу полноценный продукт

Многие стартаперы стремятся сразу создать идеальный продукт, сжигая на это кучу денег и откладывая релиз.

«Делать идеально» — это долго, дорого и часто бесполезно

Если ваша идея действительно перспективная, и исследования это показывают, нужно ковать железо, пока горячо. Пока соберется достаточно денег для полноценного продукта, может пройти год или даже годы. Отложенный запуск уже может быть никому не нужен — рынок будет занят конкурентами.

Для того, чтобы быстро выйти в релиз, лучше начать с MVP (минимально жизнеспособного продукта). В MVP есть базовые функции, которые помогут продемонстрировать продукт аудитории и собрать обратную связь.

Если с идеей все хорошо, продукт можно развивать. Если нет — сделать пивот, снова тестировать, и потом масштабировать. Так вы сэкономите бюджет и время.

Наращивание функций у MVP
Наращивание функций у MVP

На старте в MVP минимум функций. Но после релиза оно начнет обрастать новыми функциями, которые будут решать задачи пользователей

На старте в MVP минимум функций. Но после релиза оно начнет обрастать новыми функциями, которые будут решать задачи пользователей

Ошибка №8. Бояться сделать что-то не так

Советов для стартаперов много, и все они взяты из горького опыта более неудачливых фаундеров. Но теория — ничто без практики.

Готовьтесь, что ошибок будет много. Настоящая насмотренность и опыт приходят только через собственные неудачи, даже если вам десятки раз до этого сказали, как поступить правильно.

Ошибаются все. Плохо, если ошибок нет

Если ваш путь полон взлетов и падений, это нормально. Все крупнейшие предприниматели ошибались, и их успешные проекты — далеко не первая попытка в бизнесе.

Многие крупные инвесторы и бизнесмены предпочитают иметь дело с теми, у кого уже есть за плечами неудачный бизнес. Ошибки — маркер того, что стартапер не новичок, а предприниматель с реальным опытом.

Прислушивайтесь к другим, учитывайте чужой опыт, но не бойтесь идти своей дорогой и набивать свои шишки. Даже если вы похороните свой стартап, вы приобретете опыт предпринимательства, который невозможно измерить деньгами.

Бесплатно откроем ООО с одним учредителем

Предложение от Т-Банка

Бесплатно откроем ООО с одним учредителем

  • Без посещения налоговой и привязки к прописке
  • Подготовим документы за вас
  • Бесплатно после регистрации откроем счет для бизнеса
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Александр Шульгин
Александр Шульгин

Поделитесь в комментариях, а какие ошибки совершали вы, когда делали стартап?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации