Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

«Умный стикер» или как открыть второе дыхание стартапу


Порой многообещающий стартап или компания, основанная на детально проработанном бизнес-плане, могут не оправдать ожиданий создателей и не получить желаемого признания у клиентов. В таких случаях пивот бизнеса может стать мощным толчком, позволяющим переориентировать стартап или зашедшую в тупик компанию, привлечь больше клиентов и получить прибыль.

Мне кажется, идея сделать пивот должна быть в голове у любого предпринимателя. Однако, многие не считают смену бизнес-модели важной до тех пор, пока не наступит кризис, бизнес потеряет темпы роста или прибыль. Однако наличие такого плана может стать ключевым фактором выживания и успешного обновления компании в трудные времена.

Стартап, который провалился

2022 год. Я решаю начать коммерческий проект «Умный стикер» на базе готового прибыльного бизнеса — студии графического дизайна. Это был стартап.

Идея заключалась в том, что мы поместили супертонкий чип NFC в брендированную наклейку, написали программное обеспечение и предложили клиентам альтернативу QR-коду. Только презентабельнее и функциональнее: дотронувшись телефоном до стикера попадаешь на страницу в интернете.

Никакого считывания камерой. Эффективная работа наклейки в темных помещениях: особенно актуально для HoReCa. Минимум действий пользователя.

Вот так выглядели первые умные стикеры для клиентов и для себя

За 1,5 года мы добились успехов. С командой получили грант Фонда содействия инновациям. Приобрели принтер фирмы MiMaki, который печатает с помощью УФ-отверждаемых чернил. Проект «Умный стикер» возглавил ТОП-1000 лучших стартапов в конкурсе «Студенческий стартап» от вышеупомянутого ФСИ. В 2023 году была победа в конкурсе на научно-популярном фестивале GEEK PICNIC.

Я много ездил по бизнес-мероприятиям в России, выступал с презентациями и питчами. Но всегда слышал ответ: «Зачем нам NFC-стикер? У нас же есть QR-код!». Десятки аргументов в пользу умной наклейки не помогали.

Принтер MIMaki и его счастливый обладатель Даниил с верой в успех проекта

Летом 2023 я встретился на форуме «Байкал» с незрячим молодым активным предпринимателем — Ильей Зуевым.

Он натолкнул на мысль, что умный стикер — это продукт, который крайне необходим слепым и слабовидящим людям. Ведь отсканировать QR-код незрячим физически сложно. А приложить телефон к наклейке и прослушать аудиосообщение, которое автоматически воспроизведется — легко. Оставалось дело за малым: сделать элемент наклейки тактильным, выпуклым, как шрифт Брайля.

Тогда эта идея не показалась перспективной. Спойлер: на время.

Амбиции разбились о реальность. В декабре 2023 года я зафиксировал убыток в 8 000 000 ₽. Передо мной было 2 пути: закончить проект или изменить бизнес-модель.

Я и Илья Зуев

Социальное предпринимательство: умный стикер для слепых

Параллельно с этим в декабре 2023 в Иркутском государственном университете под руководством Ильи Зуева внедряют первую партию умных стикеров для слепых и слабовидящих людей.

Это послужило триггером сделать pivot в январе 2024: перестроить бизнес-модель, переосмыслить целевую аудиторию. Мы сосредоточились на слабовидящих и слепых людях. Продукт стал лучше соответствовать нуждам рынка.

Наклейка рельефная, его можно нащупать рукой. Стикеры расклеены в ИГУ по ГОСТу 51671-2020. Он регламентирует размещение технических средств связи и информации общего пользования, предназначенных для предоставления инвалидам возможности коммуникации, ориентирования в пространстве и получения информации в доступной для них форме
Обновленный вид умного стикера. Очень трудно передать на фото рельефный символ, но мы старались

Исследования, которые мы провели:

  1. Ежемесячно российский бизнес теряет около 5 млрд ₽ из-за низкого уровня инклюзии. Такую цифру приводят эксперты аналитического центра «Национальное агентство финансовых исследований», исходя из результатов анализа проблемы инклюзии. Этот вопрос обсуждали на Всероссийском Форуме реабилитационных технологий «Интеграция Москва-2024». К сожалению, в большинстве случаев предприниматели не приспосабливают товары и услуги для людей с инвалидностью. Умный стикер для слепых и слабовидящих — быстрое решение для бизнеса, которое помогает в создании доступной среды.
  2. 61% компаний, внедривших инклюзивные практики доказали, что клиенты с инвалидностью тратят такое же количество сбережений на товары или услуги, какое и клиенты без особенностей здоровья.
  3. По информации общества слепых, в России люди с ОВЗ не часто путешествуют или посещают заведения в одиночку. Например, в кафе или музеи ходят с семьей, друзьями. Это повышает чек в несколько раз. Однако, посетить культурные заведения получается не всегда, ведь на месте нет гида-тифлокомментатора. Для незрячего человека — это принципиально важно. Традиционный гид или аудиогид не дает общего представления об экспонате. 58% людей с ОВЗ хотели бы путешествовать чаще, но сдерживаются из-за недоступности среды.
  4. По неофициальной статистике региональных обществ слепых лишь 7—10% незрячих людей знают шрифт Брайля, поэтому умный стикер будет востребован, как альтернативный источник получения информации.

Эти выводы помогли повернуть проект в сторону социального предпринимательства.

Первые результаты

Идея внедрения умных стикеров для незрячих людей получила развитие. Тактильные наклейки внедрил музей в Иркутской области «Семья сквозь века». В мае 2023 года технологию внедрил Орловский государственный университет.

Мы сделали email-рассылку по 1200 музеям России с описанием технологии и получили конверсию в 5%. Сейчас, в июне 2024, команда ежедневно общается с представителями культурных учреждений по все стране, согласовывает условия сотрудничества и встречи.

Уже в работе проект с государственным музеем — культурным центром «Интеграция» имени Н. А. Островского. Внедряем стикеры в музей русского предпринимателя, книгоиздателя и просветителя Ивана Дмитриевича Сытина на Тверской улице в Москве. Ведем переговоры с Эрмитажем, Русским музеем, Казанским Кремлем.

Готовимся внедрять стикеры в музей Булгакова в Москве.

Стикер для Орловского государственного университета

Умный стикер для слепых и слабовидящих решает много задач, вот некоторые:

  1. Повышает уровень инклюзии.
  2. Не требует от бизнеса и государственных учреждений больших вложений.
  3. Снимает необходимость обучать гидов-тифлокомментаторов в музеях и галереях.
  4. Дополняет таблички Брайля, предлагает альтернативный способ получить информацию. А благодаря объемным тифлокомментариям расширяет содержание табличек.
  5. Дает возможность менять контент на стикере без нового изготовления наклейки.
  6. Показывает статистику считываний.
  7. Печатается в фирменном стиле бренда и органично дополняет интерьеры. Или напротив, печатается при необходимости в ярком желтом цвете, аналогично классическим тактильным указателям, предназначенным для облегчения передвижения людей с проблемами зрения.

Теперь перейдем к выводам.

Вместо заключения

Главные шаги, которые хочется выделить при реструктуризации убыточного стартапа, следующие.

Анализ состояния. Проведите детальный анализ финансов, процессов, и рынка, чтобы понять, где возникают проблемы. В нашем случае несмотря на инвестиции и поддержку, мы столкнулись с низким спросом из-за сложностей в конкуренции с QR-кодом.

Переоценка бизнес-модели. Pivot. Самый сложный этап, как мне кажется. Определите, насколько текущая бизнес-модель жизнеспособна, и внесите необходимые изменения или адаптации. Честно признайтесь, где проиграли, а в чем — сильны. Для умного стикера мы сузили целевую аудиторию. Убедились, что предложение востребовано. Модифицировали наклейку — сделали рельефной, чтобы лучше соответствовать ожиданиям рынка.

Реструктуризация команды. Составьте список необходимых ролей и компетенций, которые нужны для развития стартапа. Добавьте новые позиции или измените существующие. Так в команде проекта Умный стикер для слепых и слабовидящих появился проджект-менеджер и специалист по коммуникациям с музеями. Будьте готовы вносить корректировки в стратегию и структуру команды по мере необходимости. Гибкость и адаптивность — наше все. Мы, например, быстро прощаемся с людьми, которые не приносят результат от слова «совсем», как бы красиво они не рассказывали о себе на созвонах.

Мы с командой убедились: когда все кажется потерянным, можно найти выход. Главное, сохранять веру в идеи и быть готовым к изменениям. Путешествие предпринимателя полно неожиданностей, но важно оставаться на плаву и искать новые возможности.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Даниил Бредихин
Даниил Бредихин

Был ли у вас успешный опыт изменения бизнес-модели? Или, напротив, пивот не оправдал себя и не стоит спасать тонущий корабль?


Больше по теме

Регистрация компании в Армении

Армения, расположенная на стыке Европы и Азии, представляет собой уникальное поле возможностей для бизнеса. Небольшое государство с богатой историей и динамично развивающейся экономикой предлагает уникальные преимущества для тех, кто стремится зарегистрировать компанию в Армении

Новости