Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

«Умный стикер» или как открыть второе дыхание стартапу


Порой многообещающий стартап или компания, основанная на детально проработанном бизнес-плане, могут не оправдать ожиданий создателей и не получить желаемого признания у клиентов. В таких случаях пивот бизнеса может стать мощным толчком, позволяющим переориентировать стартап или зашедшую в тупик компанию, привлечь больше клиентов и получить прибыль.

Мне кажется, идея сделать пивот должна быть в голове у любого предпринимателя. Однако, многие не считают смену бизнес-модели важной до тех пор, пока не наступит кризис, бизнес потеряет темпы роста или прибыль. Однако наличие такого плана может стать ключевым фактором выживания и успешного обновления компании в трудные времена.

Стартап, который провалился

2022 год. Я решаю начать коммерческий проект «Умный стикер» на базе готового прибыльного бизнеса — студии графического дизайна. Это был стартап.

Идея заключалась в том, что мы поместили супертонкий чип NFC в брендированную наклейку, написали программное обеспечение и предложили клиентам альтернативу QR-коду. Только презентабельнее и функциональнее: дотронувшись телефоном до стикера попадаешь на страницу в интернете.

Никакого считывания камерой. Эффективная работа наклейки в темных помещениях: особенно актуально для HoReCa. Минимум действий пользователя.

Стикер
Стикер

Вот так выглядели первые умные стикеры для клиентов и для себя

Вот так выглядели первые умные стикеры для клиентов и для себя

За 1,5 года мы добились успехов. С командой получили грант Фонда содействия инновациям. Приобрели принтер фирмы MiMaki, который печатает с помощью УФ-отверждаемых чернил. Проект «Умный стикер» возглавил ТОП-1000 лучших стартапов в конкурсе «Студенческий стартап» от вышеупомянутого ФСИ. В 2023 году была победа в конкурсе на научно-популярном фестивале GEEK PICNIC.

Я много ездил по бизнес-мероприятиям в России, выступал с презентациями и питчами. Но всегда слышал ответ: «Зачем нам NFC-стикер? У нас же есть QR-код!». Десятки аргументов в пользу умной наклейки не помогали.

Принтер MIMaki
Принтер MIMaki

Принтер MIMaki и его счастливый обладатель Даниил с верой в успех проекта

Принтер MIMaki и его счастливый обладатель Даниил с верой в успех проекта

Летом 2023 я встретился на форуме «Байкал» с незрячим молодым активным предпринимателем — Ильей Зуевым.

Он натолкнул на мысль, что умный стикер — это продукт, который крайне необходим слепым и слабовидящим людям. Ведь отсканировать QR-код незрячим физически сложно. А приложить телефон к наклейке и прослушать аудиосообщение, которое автоматически воспроизведется — легко. Оставалось дело за малым: сделать элемент наклейки тактильным, выпуклым, как шрифт Брайля.

Тогда эта идея не показалась перспективной. Спойлер: на время.

Амбиции разбились о реальность. В декабре 2023 года я зафиксировал убыток в 8 000 000 ₽. Передо мной было 2 пути: закончить проект или изменить бизнес-модель.

Илья Зуев
Илья Зуев

Я и Илья Зуев

Я и Илья Зуев

Социальное предпринимательство: умный стикер для слепых

Параллельно с этим в декабре 2023 в Иркутском государственном университете под руководством Ильи Зуева внедряют первую партию умных стикеров для слепых и слабовидящих людей.

Это послужило триггером сделать pivot в январе 2024: перестроить бизнес-модель, переосмыслить целевую аудиторию. Мы сосредоточились на слабовидящих и слепых людях. Продукт стал лучше соответствовать нуждам рынка.

Коммуникация для незрячих
Коммуникация для незрячих

Наклейка рельефная, его можно нащупать рукой. Стикеры расклеены в ИГУ по ГОСТу 51671-2020. Он регламентирует размещение технических средств связи и информации общего пользования, предназначенных для предоставления инвалидам возможности коммуникации, ориентирования в пространстве и получения информации в доступной для них форме

Наклейка рельефная, его можно нащупать рукой. Стикеры расклеены в ИГУ по ГОСТу 51671-2020. Он регламентирует размещение технических средств связи и информации общего пользования, предназначенных для предоставления инвалидам возможности коммуникации, ориентирования в пространстве и получения информации в доступной для них форме
Объемный стикер
Объемный стикер

Обновленный вид умного стикера. Очень трудно передать на фото рельефный символ, но мы старались

Обновленный вид умного стикера. Очень трудно передать на фото рельефный символ, но мы старались

Исследования, которые мы провели:

  1. Ежемесячно российский бизнес теряет около 5 млрд ₽ из-за низкого уровня инклюзии. Такую цифру приводят эксперты аналитического центра «Национальное агентство финансовых исследований», исходя из результатов анализа проблемы инклюзии. Этот вопрос обсуждали на Всероссийском Форуме реабилитационных технологий «Интеграция Москва-2024». К сожалению, в большинстве случаев предприниматели не приспосабливают товары и услуги для людей с инвалидностью. Умный стикер для слепых и слабовидящих — быстрое решение для бизнеса, которое помогает в создании доступной среды.
  2. 61% компаний, внедривших инклюзивные практики доказали, что клиенты с инвалидностью тратят такое же количество сбережений на товары или услуги, какое и клиенты без особенностей здоровья.
  3. По информации общества слепых, в России люди с ОВЗ не часто путешествуют или посещают заведения в одиночку. Например, в кафе или музеи ходят с семьей, друзьями. Это повышает чек в несколько раз. Однако, посетить культурные заведения получается не всегда, ведь на месте нет гида-тифлокомментатора. Для незрячего человека — это принципиально важно. Традиционный гид или аудиогид не дает общего представления об экспонате. 58% людей с ОВЗ хотели бы путешествовать чаще, но сдерживаются из-за недоступности среды.
  4. По неофициальной статистике региональных обществ слепых лишь 7—10% незрячих людей знают шрифт Брайля, поэтому умный стикер будет востребован, как альтернативный источник получения информации.

Эти выводы помогли повернуть проект в сторону социального предпринимательства.

Первые результаты

Идея внедрения умных стикеров для незрячих людей получила развитие. Тактильные наклейки внедрил музей в Иркутской области «Семья сквозь века». В мае 2023 года технологию внедрил Орловский государственный университет.

Мы сделали email-рассылку по 1200 музеям России с описанием технологии и получили конверсию в 5%. Сейчас, в июне 2024, команда ежедневно общается с представителями культурных учреждений по все стране, согласовывает условия сотрудничества и встречи.

Уже в работе проект с государственным музеем — культурным центром «Интеграция» имени Н. А. Островского. Внедряем стикеры в музей русского предпринимателя, книгоиздателя и просветителя Ивана Дмитриевича Сытина на Тверской улице в Москве. Ведем переговоры с Эрмитажем, Русским музеем, Казанским Кремлем.

Готовимся внедрять стикеры в музей Булгакова в Москве.

Стикер вуза
Стикер вуза

Стикер для Орловского государственного университета

Стикер для Орловского государственного университета

Умный стикер для слепых и слабовидящих решает много задач, вот некоторые:

  1. Повышает уровень инклюзии.
  2. Не требует от бизнеса и государственных учреждений больших вложений.
  3. Снимает необходимость обучать гидов-тифлокомментаторов в музеях и галереях.
  4. Дополняет таблички Брайля, предлагает альтернативный способ получить информацию. А благодаря объемным тифлокомментариям расширяет содержание табличек.
  5. Дает возможность менять контент на стикере без нового изготовления наклейки.
  6. Показывает статистику считываний.
  7. Печатается в фирменном стиле бренда и органично дополняет интерьеры. Или напротив, печатается при необходимости в ярком желтом цвете, аналогично классическим тактильным указателям, предназначенным для облегчения передвижения людей с проблемами зрения.

Теперь перейдем к выводам.

Вместо заключения

Главные шаги, которые хочется выделить при реструктуризации убыточного стартапа, следующие.

Анализ состояния. Проведите детальный анализ финансов, процессов, и рынка, чтобы понять, где возникают проблемы. В нашем случае несмотря на инвестиции и поддержку, мы столкнулись с низким спросом из-за сложностей в конкуренции с QR-кодом.

Переоценка бизнес-модели. Pivot. Самый сложный этап, как мне кажется. Определите, насколько текущая бизнес-модель жизнеспособна, и внесите необходимые изменения или адаптации. Честно признайтесь, где проиграли, а в чем — сильны. Для умного стикера мы сузили целевую аудиторию. Убедились, что предложение востребовано. Модифицировали наклейку — сделали рельефной, чтобы лучше соответствовать ожиданиям рынка.

Реструктуризация команды. Составьте список необходимых ролей и компетенций, которые нужны для развития стартапа. Добавьте новые позиции или измените существующие. Так в команде проекта Умный стикер для слепых и слабовидящих появился проджект-менеджер и специалист по коммуникациям с музеями. Будьте готовы вносить корректировки в стратегию и структуру команды по мере необходимости. Гибкость и адаптивность — наше все. Мы, например, быстро прощаемся с людьми, которые не приносят результат от слова «совсем», как бы красиво они не рассказывали о себе на созвонах.

Мы с командой убедились: когда все кажется потерянным, можно найти выход. Главное, сохранять веру в идеи и быть готовым к изменениям. Путешествие предпринимателя полно неожиданностей, но важно оставаться на плаву и искать новые возможности.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Даниил Бредихин
Даниил Бредихин

Был ли у вас успешный опыт изменения бизнес-модели? Или, напротив, пивот не оправдал себя и не стоит спасать тонущий корабль?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации