Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Ошибки бизнеса, которые всегда оставляют вас позади конкурентов


С каждым днем на рынке появляется все больше новых продуктов, брендов и компаний. В условиях бешеной конкуренции и растущего предложения каждый бизнес хочет выделиться и «урвать» свой лакомый кусочек в нише, найти собственную лояльную целевую аудиторию и процветать, однако не у всех это получается.

Разбираемся вместе с основателями PR-агентства FAME Ксенией Белоусовой и Елизаветой Леонтьевой, какие ошибки чаще всего допускают предприниматели в погоне за первенством, и что оставляет именно ваш бизнес позади.

Ошибка 1: равняться на конкурентов

Большинство компаний, сравнивая свои маркетинговые и PR-стратегии с конкурентами, приходят к подрядчикам или сотрудникам разных отделов с запросом «хотим так же». Однако стоит учитывать, что даже если вы и ваши конкуренты находитесь на одном рынке, то это не означает, что их стратегия сработает и у вас.

Причина тому: разница запросов аудитории. Ваши клиенты могут «обитать» на других каналах, не имеющих ничего общего с каналами противников. Также существует множество других факторов, которые влияют на то, почему человек покупает у вас, а не у конкурента.

Анализ целевой аудитории поможет определить Tone of voice — это основа формирования лояльности к бренду

Для того, чтобы понять, что это за факторы, важно коммуницировать с аудиторией и анализировать её запросы. Если вы предлагаете своей аудитории продукт исключительно на основе собственных предположений, есть риск столкнуться со сложностями и отсутствием продаж, либо их неэффективностью. Качественный анализ ЦА также поможет определить TOV вашего бренда, который, в свою очередь, является основой формирования лояльности по отношению к бренду.

Анализ целевой аудитории
Анализ целевой аудитории

Так выглядит процентное соотношение составляющих качественного анализа целевой аудитории. Как видите, каждый из пунктов имеет равную значимость

Так выглядит процентное соотношение составляющих качественного анализа целевой аудитории. Как видите, каждый из пунктов имеет равную значимость

Успешные стратегии компаний могут быть похожи, но лишь в грамотной проработке целей и задач, планам по выходу на новые сегменты и другим составляющим, которые учитывают грамотные PR-специалисты и маркетологи.

Делая все как «под копирку», бизнес лишает себя возможности выйти в «голубой океан» и привлечь внимание за счет собственных ключевых ценностей, способствующих продажам именно у них. Необходимо четко знать свое УТП, осознавать, почему покупают именно у вас, и делать упор в продажах на эти составляющие.

Рекомендуем подробно анализировать аудиторию с помощью:

  • разных опросов;
  • анкетирований;
  • кастдевов — исследование потребностей клиента с помощью специальных «глубинных» интервью.

Их можно проводить как на внутренних площадках, так и собирать комьюнити для целевых клиентов.

Ошибка 2: отсутствие внешней коммуникации

Многие компании считают PR неэффективным из-за отсроченных результатов, которые невозможно оцифровать сразу, как в маркетинге, поэтому выбирают вкладываться только в рекламные инструменты, избегая пиар совсем.

Однако цель по увеличению прибыли для PR не первостепенна. В первую очередь PR-продвижение направлено на повышение лояльности аудитории, укрепление имиджа компании и завязывании полезных знакомств, которые могут помочь в развитии бизнеса.

Стратегия пиара опирается на изучение общественного мнения, которое помогает совершенствовать процессы компании, продукт, позиционирование и предложение. Кроме этого, PR помогает поддерживать связь с партнерами и подрядчиками, завоевывать высокую репутацию или устанавливать связь с государственными органами, получать привилегии и награды, которые недоступны тем компаниям, которые не занимаются пиар-продвижением. Пиар ставит перед собой глобальные цели, поэтому их достижение требует больше времени.

Маркетинг же в большинстве случаев ориентируется на аудиторию B2C и подразумевает более точечное воздействие, благодаря чему возможно сразу отследить эффективность примененных инструментов.

Развивающимся компаниям рано или поздно неизбежно придется подключать пиар-продвижение, иначе есть риск столкнуться с застоем в росте из-за отсутствия эффективной коммуникации с общественностью.

Ошибка 3: делать ставку только на PR

«А что, если если полностью исключить рекламу, и остановиться лишь на пиаре?». Некоторые компании почему-то ставят выбор между пиаром и маркетингом, однако эти отделы взаимосвязаны и неразделимы. Хорошие маркетологи и пиарщики дружат, а не конкурируют, и знают, как создать синергию своих навыков, напрямую способствующую росту компании. Кроме этого, не стоит экономить средства на продвижение, думая, что клиенты сами узнают о вас и придут. Необходимо адаптироваться под тренды и не сопротивляться изменениям.

Чтобы увеличить эффективность PR, мы активно сотрудничаем с маркетинговыми отделами компаний. Многие пиар-активности можно использовать для работы с базой клиентов — для повышения её лояльности и побуждения к покупке. «Многоразовое» использование контента помогает клиенту экономить ресурсы и задействовать активы по-максимуму. Но если у бизнеса задача по привлечению трафика первостепенна — мы рекомендуем подключать платные методы продвижения, то есть рекламу.

В нашей практике были клиенты, которые решали ставить все на пиар в бизнесе, и перекладывали задачи отдела продаж и ответственность за прирост прибыли на нашу команду. Однако важно понимать, что на успех компании влияет работа каждого звена. PR, как и реклама — может приносить заявки, но существуют подводные камни в виде отсутствия у пиара необходимых инструментов для анализа трафика.

Когда клиенты полагаются только на пиар, забывая о рекламе, то зачастую сталкиваются с разочарованием, из-за того что не видят быстрого результата, весомого притока лидов и увеличения количества подписчиков в соцсетях.

Бывают и противоположные ситуации, когда акцент ставится лишь на рекламу, а о работе с узнаваемостью и репутацией компания забывает. Запоминаем, как формулу: маркетинг и пиар — лучшие друзья, и один без другого не может

Ошибка 4: продавать исключительно ценой

Безусловно, стоимость важна, но не все клиенты покупают исключительно бюджетные продукты. Если говорить о среднем сегменте или чуть выше среднего, то здесь играет важную роль качество продукта или оказанной услуги.

Если компания быстро идет на уступки и предоставляет нецелесообразные скидки, это может означать одно — ей важно только продать, и абсолютно все равно, насколько аудитория будет довольна.

Не волнуйтесь, если постоянный клиент хочет перейти к конкуренту из-за повышения цены — это нормально

Необходимо грамотно организовать работу с позиционированием продукта, ценообразованием, с проработкой возражений клиентов, их запросами и другими важными деталями, составляющими основу прибыльного бизнеса. Не волнуйтесь, если постоянный клиент хочет перейти к конкуренту из-за повышения цены — это абсолютно нормально.

Клиенты могут не оставаться с вами из-за роста стоимости, но таким образом вы выходите на новую аудиторию. Придерживайтесь конкретной ценовой политики, однако для постоянных клиентов можно рассмотреть специальные предложения для увеличения лояльности к вам.

Ошибка 5: отсутствие оцифровки процессов

Некоторые компании не оцифровывают процессы и делают выводы о работе разных отделов, опираясь исключительно на собственное ощущение. Интуиция в бизнесе имеет право быть, однако без четкого понимания, как сотрудники справляются со своими задачами — сложно делать бизнес-планирование. Необходимо собирать все возможные показатели из разных источников и анализировать их динамику. На основе анализа можно сформулировать выводы, что работает лучше, и грамотно делать упор на полученные данные.

Инструментов автоматизации процессов сбора данных сейчас есть много. Один из самых популярных — это CRM-системы. И пока вы думаете, как вам отслеживать результаты, и стоит ли это вообще делать, ваши конкуренты, как правило, уже имеют CRM-систему, не затрачивают ресурсы на бесконечное тестирование новых гипотез и стабильно растут.

В нашем агентстве мы построили свою систему отчётности и анализа показателей. Мы делаем стратегическое планирование каждый месяц и распределяем задачи в команде согласно сильным сторонам каждого участника. У всех есть свой список задач и трекер отслеживания эффективности, по которому мы сверяемся несколько раз в месяц. В конце месяца мы анализируем, что из наших действий показало максимальную эффективность и в дальнейшем делаем упор именно на них. Кроме этого, в планировании глубокий анализ рынка, трендов и конкурентной среды помогает нам выделять более эффективные инструменты для работы. То же самое мы делаем и для наших клиентов.

Ошибка 6: отсутствие обратной связи от команды

Тема «токсичного» руководства сейчас поднимается все чаще. Начальник, нависающий за спиной словно грозная туча, точно не привлечет новых сотрудников и не добавит мотивации уже существующим делать лучше.

Однако некоторые предприниматели до сих думают, что их команда — это всего лишь рабочая сила. Тем не менее, ваши сотрудники — это тоже люди, у которых имеются свои собственные желания, амбиции и потребности. Важно находиться в плотной коммуникации с командой: постоянно получать обратную связь по условиям работы, системе мотивации, интересоваться их целями и желаниями. Распределяя обязанности среди членов коллектива по их самым сильным навыкам, вы получите более эффективный результат от совместной работы.

Ошибка 7: продажа для всех

Такая ошибка характерна для бизнесов с узкой тематикой. Часто такие бизнесы пытаются продавать всем подряд, упуская свою целевую аудиторию.

Здесь мы снова хотим подчеркнуть важность анализа аудитории и ее потребностей. Избегайте общих офферов, которые могут ввести потенциального покупателя в заблуждение, и не донесут ключевые преимущества вашего продукта.

Говорят, на ошибках учатся, но бизнес — явно не тот случай. Порой такие очевидные и незначительные на первый взгляд пункты могут стать фатальным промахом, из-за которого вы можете остаться позади конкурентов. А разве вам это нужно?

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Елизавета Леонтьева
Елизавета Леонтьева

А какие ошибки допускали вы? Расскажите в комментариях


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации