При поставке любых товаров на Wildberries продавец должен разместить на упаковке наклейку со штрихкодом. Это главный опознавательный знак, по которому сотрудники маркетплейса принимают и учитывают товар.
Для товаров, которые подлежат обязательной маркировке в системе «Честный знак», нужно дополнительно распечатать код маркировки Data Matrix и наклеить на внешнюю упаковку рядом со штрихкодом.
В статье разбираемся, какие требования Wildberries предъявляет к обязательной маркировке и как правильно ее сделать, чтобы не получить штраф.
Как работать с маркировкой на маркетплейсах
Если вы работаете и на других маркетплейсах, у нас есть пошаговые инструкции:
Зачем нужна маркировка «Честный знак»
«Честный знак» — это национальная система маркировки товаров. Она нужна, чтобы отслеживать перемещение товара от производителя или импортера до конечного покупателя, определять контрафакт, бороться с контрабандой.
На товары, которые подлежат обязательной маркировке, наносят двумерный код Data Matrix. Его генерирует система для каждого товара отдельно. Код содержит:
- GTIN — уникальный номер товара, который состоит из 14 символов;
- серийный номер — в нем зашифрованы сведения о товаре;
- ключ проверки — четыре знака внутри кода;
- код проверки, или криптохвост, — 88 символов внутри кода. Он нужен для проверки подлинности товара и защиты его от копирования.
Вместе с кодом можно указать и дополнительную информацию о товаре. Например, состав, размер, страну-производителя. Но делать это необязательно, можно клеить только сам код.
С 1 марта 2023 года маркировать товары на маркетплейсах обязательно, за этим следят сами площадки.
Для каких товаров на Wildberries нужна обязательная маркировка
Государство самостоятельно определяет товары, которые нужно обязательно маркировать. Этот список постоянно расширяется — актуальную информацию можно найти на сайте «Честный знак». Например, в 2024 году на Wildberries надо маркировать одежду, шубы, обувь, туалетную воду, шины, текстиль для дома, велосипеды.
Есть пилотные группы товаров, которые маркируют в тестовом периоде. Когда эксперимент закончится, их маркировка может стать обязательной.
Маркировать товар из обязательных категорий нужно на этапе производства или ввоза в страну. Передавать товар на склад Wildberries или запускать в продажу надо уже с маркировкой «Честный знак».
Если не маркировать товар, который подлежит маркировке, продавец может получить штраф до 10 000 ₽ для должностных лиц и до 300 000 ₽ для юридических лиц. Штрафы предусмотрены не только за реализацию, но и за транспортировку, хранение и покупку с целью перепродажи товаров без маркировки «Честный знак». За преступления в особо крупных размерах продавцу грозит уголовная ответственность.
Как маркировать товары для Wildberries при схеме FBO
Перед поставкой на склад Wildberries продавцу нужно внести товары в систему «Честный знак», получить для них коды и промаркировать каждую единицу. Только после этого товар можно отгружать на склад маркетплейса. Весь процесс будет такой:
- Зарегистрировать товары в системе «Честный знак».
- Получить уникальный код Data Matrix для каждого товара.
- Ввести товары в оборот на сайте «Честный знак» или в своей системе учета, которая выгрузит данные на сайт.
- Создать поставку в личном кабинете маркетплейса.
- Распечатать коды Data Matrix и промаркировать каждую единицу товара. Когда размещаете наклейки с маркировкой на упаковке, убедитесь, что их можно считать сканером. Рекомендуем наносить коды на непрозрачную упаковку или на сам товар, если упаковка прозрачная.
- Отвезти товары на склад Wildberries.
- Дождаться, пока сотрудники маркетплейса проверят поставку, корректность кодов маркировки и примут товары. Если все хорошо, они появятся в личном кабинете продавца на Wildberries в разделе «Поставки».
- После приемки в личном кабинете появится универсальный передаточный документ, УПД. Его нужно подписать и передать маркетплейсу через своего оператора ЭДО в течение двух дней.
При схеме FBO право собственности на товар может переходить к площадке. В этом случае Wildberries самостоятельно выводит такую продукцию из оборота.
Пошаговый план действий оформления поставки на склад Wildberries от создания заявки до первой продажи мы подробно разбирали в отдельной статье.
Как маркировать товары для Wildberries при схеме FBS
При продаже товаров со своего склада процесс обязательной маркировки немного отличается. Нужно сделать следующее:
- Зарегистрировать товары в системе «Честный знак».
- Получить уникальный код Data Matrix для каждого товара.
- Загрузить остатки на свой склад в личном кабинете маркетплейса.
- Когда покупатель оформит заказ, подтвердить его и сформировать.
- Распечатать коды Data Matrix и промаркировать каждую единицу товара.
- Передать товар на доставку Wildberries.
На FBS продавец сам выводит товары из оборота в личном кабинете «Честного знака». Это нужно сделать в течение трех дней после продажи. Для этого нужно создать документ «Вывод из оборота» и указать «Продажа по образцам, дистанционный способ продажи» в качестве причины вывода. При этом передавать маркетплейсу УПД не нужно.
Главное
- Если продавец торгует на Wildberries товарами, которые подлежат обязательной маркировке, нужно наносить на упаковку коды Data Matrix.
- Маркировка «Честный знак» обязательна для некоторых категорий товаров, их список постоянно расширяется.
- Если не маркировать товар, который подлежит маркировке, продавец может получить штраф до 10 000 ₽ для должностных лиц и до 300 000 ₽ для юридических лиц.
- При продаже маркированных товаров по FBO продавцу нужно самостоятельно внести товары в систему «Честный знак», получить для них коды, промаркировать каждую единицу и передать Wildberries. Когда сотрудники площадки примут товары, нужно подписать УПД и передать маркетплейсу.
- При продаже маркированных товаров по FBS продавец не подписывает и не передает площадке УПД, а продукцию выводит из оборота самостоятельно.
Какие товары, которые подлежат обязательной маркировке, планируете продавать на Wildberries?
pecos, попробуйте связаться с поддержкой «Честного знака»: https://честныйзнак.рф/kontakty/
FBO (Fulfilment by operator) не означает, что право собственности переходит к площадке
vimailvi, спасибо. Поправим.
Что-то я запутался) Изначально, товары, обязательные к маркировке Честным знаком, маркируются производителем или импортером. Если я просто селлер одежды на WB, нужно ли мне заморачиваться с этими наклейками Честного знака? Ведь по идее их уже должен внести в систему и промаркировать сам производитель/импортер, разве не так?
Сергей, если найдете поставщика или производителя, который маркирует товар и удостоверитесь в наличии маркировки — вам ее делать не придется. Но, как показывает практика, не все соблюдают эти нормы, а при продаже товара на маркетплейсе, ответственность за маркировку несет селлер.
Сергей, Когда вы их покупаете все эти коды встают на ваш баланс и далее уже вы несете за них ответственность. Соотвесттвенно, выводить их из аасортимента должны вы.
А если вывести товар позднее 3 дней с момента продажи? Будут ли за это штрафы ?
Даниил, да, за это положен штраф: https://честныйзнак.рф/penalties/#:~:text=%D0%9D%D0%B0%20%D0%BE%D1%82%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D1%83%20%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0
А если у меня лежит немаркированный товар,который никогда и не был маркирован,я могу в системе получить на него наклейки?(одежда с Садовода)
Интересно, а что должен делать продавец, если WB примет меньшее кол-во по поставке? Т.е. по документам отгружено 100 шт. маркировканного товара, а WB принимает только 97. И УПД ДОП и акт приемки на 97 штук. И как быть с недостачей продавцу? С УКД WB не работает.
Переучитывать документ в своей учетной системе? Но по данным бух.учета отгрузка была на 100 шт. Постоянный переучет документов — не дело. Тем более, что WB не отличается пунктуальностью в предоставлении актов приемки. И акт с расхождением кол-ва может появиться в закрытом бухгалтерском периоде.
Интересно, а что должен делать продавец, если WB примет меньшее кол-во по поставке? Т.е. по документам отгружено 100 шт. маркировканного товара, а WB принимает только 97. И УПД ДОП и акт приемки на 97 штук. И как быть с недостачей продавцу? С УКД WB не работает.
Переучитывать документ в своей учетной системе? Но по данным бух.учета отгрузка была на 100 шт. Постоянный переучет документов — не дело. Тем более, что WB не отличается пунктуальностью в предоставлении актов приемки. И акт с расхождением кол-ва может появиться в закрытом бухгалтерском периоде.
Ольга, здравствуйте!
Вы пробовали подать иск к Вайлдберриз о взыскании стоимости утраченных товаров?
Не удается зарегистрироваться в системе «Честный знак»