В статье собрали исследования и выяснили, на какие категории товаров вырос спрос по итогам 2023 года — так вы сможете понять, какие товары продавать в 2024 году. В конце статьи расскажем, как выбрать лучшие продукты и бренды в каждой категории.
Чек-лист «Как выбрать удачный товар для продажи на маркетплейсе»
Рассказываем в гайде, как изучить рынок, чтобы продавать актуальные товары на маркетплейсе. Принцип чек-листа простой: продвигайтесь по пунктам и отмечайте то, что уже сделали перед выходом на маркетплейс.
Косметика
По оценке Центра аналитики и экспертизы Промсвязьбанка, международные компании контролировали 70% российского рынка косметики. Многие зарубежные бренды — например, LUSH, L’Oreal и Lancôme — покинули рынок. Но люди все равно не готовы отказаться от косметики. Есть два способа это использовать.
Первый — ввозить косметику зарубежных брендов по параллельному импорту. В августе 2022 года Минпромторг расширил список косметики, которую можно ввозить без разрешения владельцев торговых марок, — добавил в него популярные бренды концерна L’Oreal.
Второй — продавать товары отечественных брендов. Аналитики из CloudPayments выяснили, что спрос на российскую косметику в июне — июле 2022 года вырос на 58% по сравнению с тем же периодом 2021 года. Также выросла доля отечественных продуктов на рынке — сейчас она составляет 32%.
Интерес оказался устойчивым — об этом отчитались маркетплейсы. Например, на Wildberries косметика и парфюмерия стали одной из самых популярных категорий среди покупателей.
Мегамаркет выяснил, что интерес к товарам для ухода и красоты в 2023 году вырос в 3,6 раза по сравнению с 2022 годом. Чаще всего люди покупали:
- румяна;
- гели для фиксации бровей;
- консилеры;
- средства по уходу за кожей и волосами;
- шампуни;
- дезодоранты;
- зубные пасты.
Чтобы посмотреть, на какие средства будет спрос, советуем закупить небольшую партию. Если товар покупают плохо — его будет нетрудно вывести из ассортимента или распродать со скидкой. Со временем вы сможете выявить и добавить трендовые позиции, которые будут делать большую часть прибыли. Например, несколько лет назад были популярны расчески Tangle Teezer и скребок гуаша, а сейчас — массажеры для лица.
С 1 декабря 2023 года начался эксперимент по маркировке косметики и бытовой химии — это значит, что все товары будут проходить через систему «Честный знак». Считается, что это поможет убрать с рынка подделки — покупатели стали часто сталкиваться с контрафактом.
Рассылка: как открыть бизнес с нуля
Узнайте, где взять идею для бизнеса, как найти деньги, привлечь первых покупателей и выйти на прибыль. Десять коротких писем, которые помогут предпринимателю успешно стартовать
Бытовая химия
С уходом Procter & Gamble из магазинов исчезли порошки, кондиционеры для белья, средства для мытья посуды и другие товары популярных брендов Pampers, Ariel, Lenor, Always, Gillette, Head & Shoulders, Fairy, Oral-B и Old Spice. Оставшиеся товары дорожают из-за дефицита.
Бытовая химия может стать самым выгодным товаром для перепродажи на маркетплейсах. Сервис аналитики Moneyplace выяснил, что спрос на чистящие средства на маркетплейсах сильно вырос. Например, на Wildberries — на 456% за первое полугодие 2022 года.
Лидерами продаж стали спреи для уборки, жидкости и гели, средства для мытья посуды, а средний чек на бытовую химию вырос на 19% во втором квартале 2023 года.
На Ozon покупатели тоже интересовались бытовой химией. Например, самыми популярными товарами стали средства для уборки домов, в которых есть животные. Средний чек на чистящие средства вырос на 26—27% за год.
Бытовую химию одинаково выгодно продавать в своем магазине и на маркетплейсах. Советуем обратить внимание на чистящие средства — популярны готовые наборы средств для уборки в доме. Сейчас покупателю проще купить сразу комплект товаров за раз, чем приобретать их отдельно.
Товары для животных
У 72% россиян есть домашние питомцы. При этом у владельцев кошек в среднем один питомец, а у владельцев собак — два.
Аналитическая компания NielsenIQ пишет, что россияне склонны баловать своих домашних питомцев и сократят расходы на покупки в этой категории в последнюю очередь вне зависимости от экономических условий.
К началу 2023 года продажи зоотоваров выросли на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Согласно исследованию, все категории товаров для животных востребованы и в офлайне, и в онлайне. Основную долю продаж составляют корма, но владельцы также интересуются лакомствами и наполнителями для туалетов. Кроме кормов можно продавать лакомства, полезные добавки, витамины для зубов и суставов, средства против блох и клещей, лежанки, шлейки.
Рост продаж зоотоваров показали и маркетплейсы. Например, на Wildberries в январе — феврале 2023 года количество заказов товаров для животных увеличилось на 88% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Больше всего люди интересовались кормами, игрушками, лакомствами, мисками, когтеточками, ошейниками.
Одежда
Крупные иностранные бренды одежды ушли с российского рынка, зарубежные интернет-магазины тоже потеряли российских покупателей — это возможность занять эту нишу и стать российским Levi’s.
По данным исследования ЮMoney, летом 2023 года выросло число покупок женской и мужской одежды на 53% по сравнению с тем же периодом 2022 года. При этом подрос и средний чек — до 14 223 ₽.
Рост есть не только в онлайне, но и в офлайне. По данным аналитиков из Эвотора, летом 2023 россияне покупали на 12% больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
Lamoda отчиталась, что растет спрос на локальные бренды. В первом полугодии 2023 года он увеличился на 130% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. На маркетплейсе есть специальный раздел с товарами российских дизайнеров: в нем представлены мужская, женская и детская одежда и аксессуары.
Продавать одежду можно онлайн или в своем магазине. Как его открыть — рассказали в отдельной статье.
Чтобы продавать вещи через интернет, можно сделать страницу в социальных сетях, собрать сайт на конструкторе или выйти на маркетплейсы. Можно попробовать Авито: здесь создать магазин не сложнее, чем открыть группу во ВКонтакте.
Можно выйти на Ozon, Wildberries или Яндекс Маркет. По работе с каждым маркетплейсом создали бесплатный курс. В уроках рассказываем, как зарегистрировать бизнес, оформить партнерство с площадкой, выделиться на фоне конкурентов, подняться в рейтинге продавцов и рассчитать налоги с прибыли:
Если не знаете, с каких товаров начать, рекомендуем выбирать базовые модели — оверсайз или ходовых размеров. Еще советуем присмотреться к домашней одежде. Многие все еще продолжают работать из дома. Можно предлагать уютные пижамы, домашние костюмы, толстовки, мягкие тапочки.
Если собираетесь выходить на маркетплейс, обратите внимание на его целевую аудиторию. Например, большинство клиентов Wildberries — девушки 25—35 лет. Мужскую одежду там берут редко, и даже тогда ее в основном покупают женщины.
Если хотите продавать одежду на своем сайте и планируете шить сами, можно повысить продажи и уменьшить неликвид с помощью конструктора вещей — предложите пользователям самим собирать, например, пуховик: выбрать форму капюшона, застежки, цвет, длину. Если решите использовать эту идею для бизнеса, не забудьте зарегистрировать собственный бренд одежды. В отдельной статье рассказали, как это сделать.
Умная техника
Тренд на умную технику тоже длится несколько лет. Во время пандемии люди проводили большую часть дома и инвестировали в комфорт: покупали умную технику, которая сделает за них домашние дела и сэкономит время и силы. Теперь они продолжают расширять возможности умного дома и дарят такие гаджеты близким.
По данным МТС, продажи товаров для умного дома в первом полугодии 2023 увеличились на треть по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Это на 30% в штуках и на 40% в деньгах.
Покупатели чаще всего интересуются:
- интеллектуальными системами освещения — это умные лампы, светильники и светодиодные ленты. Спрос на них вырос на 14%;
- смарт-розетками — они включаются и выключаются автоматически или с помощью смартфона. Продажи этих устройств выросли на 10%;
- товарами для безопасности — это дверные замки с камерами видеонаблюдения, умные замки, датчики утечки газа.
По данным группы «М.Видео — Эльдорадо» спрос на товары для организации умного домашнего пространства в 2023 году вырос на 80%. Самым пиковым месяцем по покупкам стал декабрь.
Самым популярным товаром, на который постоянно растет спрос, стали колонки с голосовыми помощниками.
Вот какие модели лучше всего продавали в 2023 году:
- Яндекс Станция Лайт;
- Яндекс Станция Мини с часами;
- SberBoom Mini;
- Яндекс Станция 2;
- VK Нео.
Растущий спрос на колонки отметили крупные ретейлеры. Например, около 85% приходится на компактные и более доступные модели, а 15% покупателей приобретают мощные устройства.
По итогам первого полугодия 2023 года объем российского рынка смарт-колонок в деньгах превысил 12,1 млрд рублей.
Автозапчасти
Большинство производителей заявили о своем уходе с российского рынка. Сейчас доля оригинальных запчастей составляет 30%, остальное владельцы машин заменяют альтернативными деталями. Из-за текущей ситуации запчасти все чаще покупают не у дилеров, а в розничных магазинах.
При этом стали популярны китайские автозапчасти. В основном это расходники — масла, фильтры, иногда колодки.
По данным Автостата, средний возраст легкового автомобиля в стране в 2023 году составлял 14,7 года. Чем старше автомобиль, тем чаще ему требуется замена деталей.
Россияне стали чаще покупать запчасти самостоятельно. Согласно статистике Ozon, быстрее всего спрос рос на следующие комплектующие:
- элементы подвески;
- кузовные детали;
- запчасти для рулевого управления;
- запчасти для трансмиссии;
- расходники и запчасти для топливных и тормозных систем.
На старте советуем начинать с недорогих деталей или расходников, например щеток стеклоочистителя, масел для двигателя или фильтров. Их меняют два раза в год, поэтому спрос наверняка будет. Позже, когда увеличатся оборотные средства, можно добавлять в ассортимент дорогие запчасти: обычно это те, которые относятся к двигателю.
Искать поставщиков можно через сервисы. Например, на платформе для интернет-магазинов автозапчастей ABCP есть раздел с проверенными поставщиками деталей из разных стран.
Для продажи деталей не понадобятся специальные требования или лицензии, а ввозить их можно по параллельному импорту.
Это особенно удачное время для тех, кто занимается ремонтом автомобилей или хочет открыть автомастерскую. Можно совмещать основной вид деятельности с продажей автозапчастей. Здесь даже не придется вкладываться в продвижение и рекламу. Достаточно просто рассказать постоянным клиентам, что теперь детали можно покупать у вас.
ИП Сергей арендует гараж, где ремонтирует машины. У него есть постоянные клиенты. Если им нужно поменять деталь, они покупают ее сами и привозят Сергею на замену.
У Сергея есть скидка при оптовой закупке деталей, поэтому он может выгодно перепродавать их клиентам. Так клиентам не придется искать запчасти перед ремонтом, достаточно будет оплатить их и работу комплексно.
В этом случае, чтобы торговать автозапчастями, нужно будет добавить в ЕГРИП или ЕГРЮЛ нужный код ОКВЭД. Для оптовых продаж подойдет код 45.31 — «Торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями». Если планируете продавать в розницу, выбирайте код 45.32 — «Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями».
Продукты
С 2020 года в категории «Продукты питания» в онлайн-ретейле идет стабильный рост.
По данным Яндекса, 4% пользователей покупают продукты только онлайн, а 56% совмещают офлайн- и онлайн-шопинг.
Люди стали чаще интересоваться продуктами для здорового образа жизни. Такую тенденцию отметил Роспотребнадзор. Исследование показало, что 75% респондентов положительно относятся к здоровому питанию, а 28% из них изменили свои привычки. Среди продуктов больше всего выделяют фрукты, овощи и рыбную гастрономию.
Продавать продукты питания можно на маркетплейсах. Некоторые площадки разрешают торговать не только товарами с долгим сроком годности, но и скоропортящимися. Например, такая опция есть на Яндекс Маркете и Ozon.
Помимо классических маркетплейсов, можно выйти на нишевые продуктовые площадки. Например, на Ешь Деревенское можно предлагать покупателям молочные и мясные продукты, рыбу, овощи, фрукты.
Для продажи продуктов предпринимателю нужно сначала получить соответствующие документы. О нюансах торговли продуктами питания на российских маркетплейсах рассказали в отдельной статье.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Как выбрать, что продавать
Убедиться, что выбранный товар для продажи популярен, можно несколькими способами:
- через поисковые запросы пользователей;
- через маркетплейсы;
- на Pinterest;
- через сервисы аналитики.
Поисковые запросы пользователей. Их можно проверять в Яндекс Вордстате или Google Trends. В Вордстате нужно ввести название товара, а сервис подскажет, сколько раз его искали.
В Google Trends тоже можно проанализировать товар. Здесь есть динамика популярности — от 0 до 100, где 100 — абсолютный тренд.
Через маркетплейсы. Оценить спрос на товар с помощью Яндекс Маркета. Введите поисковый запрос и отсортируйте товар по популярности.
Еще на Авито и Ozon можно начать вводить запрос и посмотреть, что предложит площадка: там будут самые частые запросы пользователей. Но это скорее вспомогательный инструмент, который можно использовать в связке с остальными.
На Pinterest. Люди приходят на Pinterest, чтобы найти вдохновение и новые идеи. Они сохраняют понравившиеся картинки, а потом ищут похожие товары на маркетплейсе или в поисковиках. Это можно использовать при выборе товара для продажи.
Сервисы аналитики. Это, например, Moneyplace, Shopstat, Селлер от Т-Банка. В них можно посмотреть спрос на интересующий товар и количество продаж у конкурентов. Сервисы дают больше информации, и с ними проще понять, что будет лучше продаваться и по какой цене.
При выборе товара для продажи лучше комбинировать все способы. Например, сначала посмотреть самые частые запросы пользователей в поисковиках самостоятельно, а затем проверить в сервисе аналитики.
Делитесь в комментариях, какими категориями товаров вы торгуете
В этих нишах безумная конкуренция. Ничего не получится с этими товарами. Нужно выбирать товары, которые набрают популярность
Не думаю вообще, что стоит идти в бизнес через продажи товаров. Не благодарное это дело
Я продаю косметику, но у меня все равно не получается нормально заработать
Эти ниши всегда популярны и так, не только в 2024 году.
Интересно было бы почитать про что-то более эксклюзивное
А не получится ли так, что к лету 2024 года половина из этих идей уже устареет?
Я занимаюсь кроссовками уже более 7 лет. У меня свой магазин кроссовок в Новосибирске . Могу сказать что на кроссовках можно зарабатывать большие деньги, причём в любой кризис и в любое время года. Ниша уникальная по многим параметрам. Например, начать можно всего с одной коробки, не открывая магазина и не регистрируя ИП/ООО. Можно начать даже в качестве подработки и даже не выходя из дома!
Интересная инфа. спасибо.