Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Регистрация товарного знака: как оформить и сколько это стоит


С первого раза редко кому удается зарегистрировать товарный знак — это непростой процесс с неочевидными нюансами. Мы собрали инструкцию, которая поможет разобраться в нем: как найти юриста, сколько стоит зарегистрировать бренд, какие документы нужны и в каком порядке платить пошлины.

Это подробная статья: в ней расписаны все этапы. Если сейчас не собираетесь регистрировать товарный знак, сохраните в закладках — пригодится, когда решите масштабировать бизнес и защитить свой бренд.

Что такое товарный знак

Товарный знак — обозначение продукта, услуги или компании. Чаще всего это слово, логотип или все это вместе.

Если включить старенький компьютер, вы услышите заставку Windows XP: «Ту-ру-ру пам-па». Этот звук — товарный знак, логотип — товарный знак, и само слово Windows — тоже товарный знак.

Чтобы закон начал защищать товарный знак, его нужно зарегистрировать. В России это можно сделать в федеральной службе — Роспатенте. Если кто-то использует чужой товарный знак, это незаконно. А если товарный знак не регистрировать, его законно может использовать кто угодно.

Предприниматель открывает кофейню и продает кофе с собой. На стаканчики клеит логотип Surf Coffee. Теперь он продвигается за счет репутации известной сети кофеен. Ее название и логотип — это зарегистрированные товарные знаки. Значит, предприниматель нарушает закон.

В городе появилась кофейня «КофеКап». За год она стала пользоваться популярностью, и другой предприниматель открыл кофейню с таким же названием. Название «КофеКап» не зарегистрировано в качестве товарного знака. Это значит, что другой предприниматель не нарушает закон и может продавать кофе под этим названием.

Товарные знаки регистрируют в отношении продуктов и услуг, на которых бизнес будет зарабатывать. Давайте для примера рассмотрим регистрацию логотипа Surf Coffee в реестре Роспатента.

Логотип SURF COFFEE
Логотип SURF COFFEE

Это страница из реестра Роспатента. Логотип SURF COFFEE — зарегистрированный товарный знак

Это страница из реестра Роспатента. Логотип SURF COFFEE — зарегистрированный товарный знак

Товарный знак SURF COFFEE действует только в отношении определенных услуг — они выделены жирным в перечне товаров и услуг. Это, например, услуги баров, кафе, ресторанов.

Все, что в этот список не входит, товарный знак SURF COFFEE не защищает: например, шоколадные батончики. Это значит, что другая компания может выпускать шоколадные батончики с названием SURF COFFEE , но никто ничего не скажет — все законно.

Иногда товарный знак называют торговой маркой. Это одно и то же, но словосочетание «торговая марка» используют в англоговорящих странах, а «товарный знак» — в России. Еще товарный знак путают с названием ООО, но это совсем разные понятия.

Бесплатная регистрация ИП

Предложение от Т-Банка

Бесплатная регистрация ИП

  • Без посещения налоговой и привязки к прописке
  • Подготовим документы за вас
  • Бесплатно откроем счет для бизнеса после регистрации
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Зачем нужно регистрировать товарный знак

Регистрация товарного знака нужна всем, кто создает собственный бренд и дорожит репутацией. Обычно это нужно и международной сети кофеен, и сызранской пекарне из двух точек. Например, им может быть важно, чтобы клиенты получали от них продукт, к которому они привыкли, а конкуренты не открыли точку с таким же названием в соседнем городе. Давайте разберем это на примере.

Хитрый предприниматель открыл кофейню с вывеской, как у SURF COFFEE. Клиент идет туда, потому что ждет вкусный кофе, уютный интерьер и улыбчивых бариста. Клиент подходит к бариста, а тот на него даже не смотрит. Садится ждать заказа, а кресло скрипит. Пробует капучино — горько. «Мда, SURF COFFEE уже не тот, не буду больше ходить к ним», — думает клиент.

Компания может остановить недобросовестного конкурента и потребовать компенсацию за незаконное использование товарного знака. В этом компании помогут суды и госорганы.

Есть еще несколько ситуаций, в которых пригодится товарный знак.

Защитить домен. Домен может оказаться слишком похожим на чей-то товарный знак — тогда сайт могут закрыть или запретить продавать на нем какие-то определенные товары и услуги.

Такого не будет, если зарегистрировать свой домен как товарный знак. Другой способ — выбрать домен, который будет таким же, как и товарный знак: например, чтобы название на кириллице легко читалось на латинице. Так, товарный знак Coca-Cola — это и название напитка, и доменное имя сайта.

Продавать на маркетплейсах. Без товарного знака могут не пустить на торговую площадку. А если пустили без него, могут возникнуть проблемы.

Предприниматель Сеня начал делать и продавать чехлы для смартфонов на маркетплейсе Wildberries . Бренд назвал «Сенька», но не зарегистрировал его как товарный знак.

Другой предприниматель — Антон — зарегистрировал товарный знак «Сенька» на себя. Теперь требует компенсацию за использование этого товарного знака и у Сени, и у маркетплейса.

Антон может выиграть суд: все права на товарный знак у него, и неважно, что бренд придумал Сеня.

В таком случаях юристы Wildberries могут потребовать у Сени возместить все траты: компенсацию, пошлины, расходы на юристов. И будут правы — такие правила указаны в договоре и законе.

Защититься от недобросовестной рекламы. Можно запретить конкурентам использовать ваш товарный знак в рекламе. Если кто-то настроил рекламу по названию вашего бренда, можно подать жалобу в техподдержку рекламной площадки.

Продавать франшизы. Продажа франшизы — это продажа права пользоваться товарным знаком. Если начать продавать франшизу без товарного знака, может оказаться, что ваш бренд давно зарегистрировал кто-то другой. Тогда этот кто-то может обратиться в суд, чтобы потребовать компенсацию.

Контролировать провоз товаров. Можно договориться с таможней, чтобы без вашего разрешения товар под вашим товарным знаком через границу не возили. Для этого нужно внести товарный знак в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. В итоге это поможет защититься от тех, кто подделывает товар и продает его в других странах.

Повысить капитализацию компании. Можно поставить товарные знаки на баланс компании. Тогда уставной капитал будет больше привычных всем 10 000 ₽. Такой уставной капитал увеличит шансы привлечь инвесторов и партнеров. Насколько сильно повысится уставной капитал — зависит от оценки товарного знака.

Не всем нужна регистрация товарного знака. Если вы не собираетесь развивать бренд или масштабировать бизнес, вам это может и не пригодиться. Например, без него обходятся ларьки «Ремонт обуви» или «Овощи и фрукты» — чтобы так называться, товарный знак и не нужен.

Срок действия прав на товарный знак

В России закон охраняет товарный знак в течение 10 лет. Когда срок закончится, товарный знак можно зарегистрировать еще раз — это продлит его действие на следующие 10 лет.

Чтобы товарный знак оставался под охраной, его нужно использовать постоянно. Если товарный знак не используют на протяжении трех лет, его охрану могут прекратить через суд по заявлению заинтересованного лица. Таким способом закон защищает бизнес от «патентных троллей» — так называют тех, кто регистрирует товарные знаки, но ничего под ними не производит, а только зарабатывает на взыскании компенсаций.

Суд постановил прекратить охрану товарного знака Highlander

Ситуация. На Lamoda появилась обувь с товарным знаком Highlander. Спустя время объявились владельцы этого знака — ООО «Вексель». Они обратились в суд: потребовали взыскать с Lamoda 5 млн рублей и изъять из оборота контрафактную обувь.

Перелом. Сперва суд частично удовлетворил требования «Векселя». С владельцев Lamoda взыскали 50 000 ₽ и изъяли из оборота контрафакт. Юристы Lamoda это так не оставили и два года ходили по судам. В итоге они доказали, что компания специально зарегистрировала товарный знак на себя только для того, чтобы взыскивать с других компаний компенсации, а в бизнесе его не использовала.

Итоги. Вместо 5 миллионов с нарушителя взыскали всего 50 000 ₽, а охрану товарного знака Highlander потом и вовсе досрочно прекратили.

Постановление Арбитражного суда от 8.08.2016 № А40-26217/15

Как зарегистрировать товарный знак в РФ

Регистрация состоит из нескольких этапов — собрали их на схеме.

Как зарегистрировать товарный знак
Как зарегистрировать товарный знак

Процедура регистрации товарного знака проходит в девять шагов и обычно длится 6—8 месяцев

Как зарегистрировать товарный знак
Как зарегистрировать товарный знак

Процедура регистрации товарного знака проходит в девять шагов и обычно длится 6—8 месяцев

Процедура регистрации товарного знака проходит в девять шагов и обычно длится 6—8 месяцев

Когда вы подадите заявку, вашему товарному знаку присвоят приоритет. Это значит, что кто-то другой не сможет зарегистрировать ваш товарный знак, потому что вы уже его заняли.

Бывают случаи, когда нужно поторопиться с регистрацией. Например, предприниматель нанял команду и собрался продавать одежду на «Ламоде»: уже все готово, а про товарный знак забыли. Смотрит, что нужно для старта на маркетплейсе, а там такое:

Ускорить процесс можно, если оплатить пошлину за ускоренную регистрацию — она стоит 94 400 ₽. Эксперты Роспатента вне очереди проверят ваш товарный знак и дадут отчет. С ним регистрация займет 2—3 месяца вместо 6—8.

В большинстве случаев ускоренная регистрация не нужна даже тем, кто сначала думает, что нужна. Если сразу правильно подготовить документы и выбрать перспективное название товарного знака, регистрация и без ускорения иногда может уложиться в 3—4 месяца.

Разберемся, что делать на каждом шаге и сколько денег нужно будет заплатить.

Шаг 1. Найти патентного поверенного

Патентный поверенный по товарным знакам — это юрист, который прошел аттестацию Роспатента и помогает предпринимателям в делах по товарным знакам. Он проверяет варианты обозначений по базам Роспатента, подает заявки на регистрацию, ведет делопроизводство, спорит с Роспатентом и судится за предпринимателей. Если найдете хорошего специалиста, все остальные шаги он сделает за вас.

Патентный поверенный — это отдельная юридическая профессия. Даже штатные юристы компаний обращаются к ним, когда нужно зарегистрировать товарный знак.

Без патентного поверенного можно зарегистрировать товарный знак, только если повезет. При этом полученная регистрация может работать не так, как ожидает предприниматель: многие ошибаются с указанием обозначения и правильным подбором товаров и услуг.

Работа поверенного заключается не просто в том, чтобы заполнить документы и подать заявку в Роспатент. Поверенный — это специальный консультант, который помогает в сложных ситуациях.

Если предприниматель хочет зарегистрировать название, которое вчера кто-то занял, патентный поверенный может это обнаружить и предложить другое.

Если эксперты Роспатента на 20 страницах распишут, почему не хотят регистрировать товарный знак, поверенный может в этом разобраться и убедить их в обратном.

Если предприниматель хотел товарный знак на всю одежду, но эксперты одобрили только на кепки, поверенный добьется правильной регистрации, чтобы предприниматель получил товарный знак, который защищает интересы всей компании.

Чтобы найти хорошего патентного поверенного, нужно обратить внимание на шесть вещей: специализация, отзывы, портфолио, добросовестность, договор и стоимость.

Специализация. Обычный юрист может не знать всех тонкостей о регистрации товарного знака, поэтому нужен юрист со специализацией в интеллектуальном праве. У патентного поверенного будет свидетельство с четырехзначным номером, которое подтверждает его специализацию. Свидетельство можно проверить в реестре Роспатента.

Отзывы. Хорошо, если патентного поверенного рекомендуют другие предприниматели из вашей сферы. Спросите знакомых, у кого они регистрировали товарные знаки и готовы ли порекомендовать вам этого человека и его компанию.

Портфолио. Обычно это свидетельства на товарные знаки или ссылки на такие свидетельства на сайте Роспатента.

Одни поверенные публикуют портфолио у себя на сайте, а другие — нет. Не пугайтесь, если не найдете портфолио на сайте. В таком случае попросите ссылки на свидетельства на товарные знаки, которые поверенные помог получить.

Спросите у специалиста, сколько он зарегистрировал товарных знаков. Если в портфолио всего лишь несколько десятков, перед вами неопытный юрист. Может быть, ему повезет зарегистрировать еще один, а может быть, и нет. У опытных поверенных количество регистраций исчисляется тысячами.

Чтобы убедиться, что это реальное портфолио поверенного, можно сделать так.

Скопируйте номер товарного знака из свидетельства и вбейте его в реестр товарных знаков.

В открывшемся документе посмотрите на адрес для переписки в самом конце — если он такой же, как и у поверенного, которого вы проверяли, то все в порядке. Это означает, что именно этот специалист переписывался с Роспатентом, когда помогал зарегистрировать товарный знак.

Портфолио не может быть конфиденциальным: когда регистрируют товарный знак, он публикуется в открытом реестре на сайте Роспатента. Если юрист не показывает свои работы, значит, ему есть что скрывать.

Добросовестность. Чтобы ее проверить, спросите у юриста, что будет, если он подаст заявку и получит предварительный отказ. Если юрист замнется и не найдет что ответить, то возможны два варианта. Первый — он не знает, что делать. Второй — знает, но расскажет тогда, когда придет отказ, чтобы взять дополнительную плату за ответ на него.

Адекватные поверенные обычно рассказывают обо всех вариантах развития событий на старте.

Другой способ проверить подход к делу — выяснить, насколько глубоко поверенный вникает в вашу задачу. Для этого можно посмотреть, выясняет ли специалист, на чем будет зарабатывать бизнес сейчас и в ближайшие несколько лет.

Как проверить подрядчика
Как проверить подрядчика

Если поверенный не знает, какие у вас бизнес-задачи, есть риск зарегистрировать товарный знак, который не будет защищать компанию

Как проверить подрядчика
Как проверить подрядчика

Если поверенный не знает, какие у вас бизнес-задачи, есть риск зарегистрировать товарный знак, который не будет защищать компанию

Если поверенный не знает, какие у вас бизнес-задачи, есть риск зарегистрировать товарный знак, который не будет защищать компанию

Договор. Спросите, что входит в стоимость услуги, и убедитесь, что в договоре есть ее конкретное описание. Иначе может получиться, что вам помогут подать заявку, а на запросы экспертов отвечать не будут. Тогда за них придется платить отдельно.

Хорошо, если в услугу входит и проверка товарного знака, и подача заявки, и полное ведение делопроизводства, и ответ на предварительный отказ. Тогда не надо ни о чем беспокоиться: вам помогут от выбора товарного знака до получения свидетельства.

Стоимость. В 2024 году патентные поверенные могут взять за всю регистрацию товарного знака в среднем 40 000—50 000 ₽. Если юрист просит меньше денег за такую услугу, это повод насторожиться. Может оказаться, что он не отвечает за результат, делает не все, что надо, или у него мало опыта.

Шаг 2. Выбрать вид товарного знака

Нужно выбрать, какой товарный знак будете регистрировать. Они бывают такими:

  1. Словесные — слова, словосочетания, иногда даже целые предложения. Они могут быть на любом языке. Словесными товарными знаками могут быть названия компаний: Т-Банк, Acer, «Аленка».
  2. Изобразительные — изображения чего угодно: животных, растений, природных явлений, фигур или цвета. Это могут быть логотипы компаний: BMW, Disney, CD Projekt.
  3. Комбинированные — это и изображения, и слова, и что-нибудь еще. Это может быть логотип с названием, как у YouTube.
  4. Объемные — это когда регистрируют определенную форму товара: бутылку Hennessy или леденец Chupa Chups.
  5. Звуковые — это музыка: заставки кинокомпаний, джинглы в начале подкастов или радиопередач.
  6. Обонятельные — запахи. В Австралии спа-салон зарегистрировал запах лимонной травы.

Есть и другие виды — о них читайте в приказе Минэкономразвития.

Обычно достаточно зарегистрировать название бренда в качестве словесного знака. Это будет защищать вас вне зависимости от цвета, шрифта и графики. Но бывает, что нужно зарегистрировать что-то еще или как-то по-другому. Давайте разберем три случая.

Интернет-магазин. Если сайт играет большую роль в бизнесе, сделайте домен и название бренда одинаковыми: чтобы название на кириллице легко считывалось на латинице. А затем зарегистрируйте название бренда. В таком случае и домен, и название бренда никто, кроме вас, не сможет использовать. Например, у интернет-магазина «Ламода» домен lamoda.ru.

Кафе. Если вы открываете сеть кофеен, скорее всего, вы будете ставить логотип на стаканчики. Тогда вам может пригодиться зарегистрировать еще и логотип в качестве изобразительного товарного знака.

Кому важно сэкономить. Можно зарегистрировать комбинированный товарный знак — название и логотип: заплатите за один, а охранять будут и то и другое, вместе и по отдельности. По умолчанию это работает так, но не всегда. Например, есть интересный кейс с «Забиякой».

Это зарегистрированный товарный знак
Это зарегистрированный товарный знак

Это зарегистрированный товарный знак. На нем есть слово «Забияка». По идее его должны защищать, но когда дело дошло до спора, регистрация не помогла

Это зарегистрированный товарный знак. На нем есть слово «Забияка». По идее его должны защищать, но когда дело дошло до спора, регистрация не помогла

Предприниматель не смог защитить слово в комбинированном товарном знаке

Ситуация. «Сима-ленд» зарегистрировал комбинированный товарный знак: большой попугай и надпись «Забияка» на крыле. Через какое-то время в «Детском мире» в продаже появился игрушечный вертолет с надписью «Забияка» на коробке. Партию игрушек привез поставщик, который не получал у «Сима-ленда» разрешения на это.

Конфликт. В «Сима-ленде» сочли, что название «Забияка» принадлежит им, а «Детский мир» нарушает их права. В итоге они подали в суд на «Детский мир».

Судебное решение. В иске отказали, апелляция и кассация решение поддержали. Попугай — это один из элементов товарного знака, который занимает доминирующее положение. А сходство товарных знаков нужно оценивать не по отдельным элементам, а в целом.

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.09.2016 № А60-27509/2016

Шаг 3. Выбрать класс, товары и услуги МКТУ

Разберемся, как выбрать класс, товары и услуги для товарного знака.

Класс МКТУ. МКТУ — международная классификация товаров и услуг. Например, пиво относится к 32 классу, а кафе — к 43.

Выберите, какие классы товаров и услуг займет товарный знак. Это можно сделать только один раз — при подаче заявки. Если компания укажет одни товары, а потом захочет продавать другие под этим же товарным знаком, добавить новые уже не выйдет. В таких случаях регистрируют новый товарный знак или решают проблемы с законом. Вот какими они могут быть.

Сеня начал продавать шоколадные батончики ручной работы. Он зарегистрировал товарный знак «ШокоСеня» только на шоколадные батончики. Затем Сеня начал продавать еще и батончики с витаминами, а товарный знак поставил тот же — «ШокоСеня».

Потом появился другой предприниматель Антон и зарегистрировал такой же товарный знак, но на батончики с витаминами. В итоге Антон подал в суд на Сеню и потребовал, чтобы Сеня прекратил использовать товарный знак «ШокоСеня» для батончиков с витаминами. Суд поддержал Антона, и Сеня перестал использовать свой товарный знак для батончиков с витаминами.

Ничего такого бы не случилось, если бы Сеня проверил все классы МГТУ: шоколадные батончики — это один класс, а то же самое с витаминами — другой. Можно было сразу выбрать несколько классов и спокойно расширять ассортимент.

Чтобы сразу зарегистрировать товарный знак на все нужные классы МКТУ, подумайте, на каких товарах и услугах вы будете зарабатывать в ближайшие 10 лет. Обычно регистрируют три-четыре класса МКТУ, а иногда и пять. Один класс — это редкость. Давайте разберем основные классы для чайно-кофейного бизнеса.

Кофейням советуем присмотреться к классу 43: «Услуги по обеспечению пищи и напитков». Он нужен, потому что кофейни этим и занимаются. А еще стоит присмотреться к классу 41 — там есть «Развлечения, организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий». Это может пригодиться, если будете устраивать в кофейне мастер-классы или акустические концерты под своим брендом.

Обжарщикам кофе советуем присмотреться к классу 30 — там есть «Кофе, чай, какао и заменители кофе». Этот класс и товары нужны, чтобы можно было клеить товарный знак на упаковки со своим кофе.

Интернет-магазинам кофе и чая советуем присмотреться к классу 35 — там есть «Деятельность интернет-магазинов по продаже товаров».

Рекомендуем посмотреть все классы, иначе можно что-то упустить. Иногда нужный вам класс может оказаться в неожиданном месте. Например, в 33 классе «Алкогольные напитки» нет пива — оно относится к 32 классу, а в 11 классе грелка соседствует с ядерным реактором.

Можно указать все классы МКТУ при заявке на товарный знак. Но мы не рекомендуем так делать. Если компания не будет вести бизнес по определенным классам на протяжении трех лет, то ее товарный знак по этим классам аннулируют через суд. Деньги на все классы МКТУ — деньги на ветер.

Товары и услуги. Внутри каждого класса МКТУ есть свои товары и услуги. Нужно выбрать, какие займет ваш товарный знак.

Чтобы товарный знак защищал все ваши товары и услуги, нужно выбирать и собирательные понятия, и все, что в них входит. Именно поэтому список товаров и услуг обычно занимает 5—10 страниц.

Если открываете производство одежды, укажите не только «джинсы», «шапки» и «перчатки», а еще «одежду».

Если открываете кондитерскую, укажите не только «кондитерские изделия», но и «конфеты», «вафли», «пирожные» и все остальное, что относится к вашему товару.

Сперва посмотрите, что вам нужно, в онлайн-версии МКТУ — по ссылке в начале. Когда зайдете на сайт, поставьте галочку «только Ницца» — так он будет искать только формулировки из официальной редакции МКТУ. Если не поставить эту галочку, сайт будет выдавать все товары и услуги из справочников разных стран — там товаров и услуг больше, чем в МКТУ, и каждая страна может формулировать их по-своему. Если этот способ неудобный, посмотрите то же самое на сайте ФИПС — там все лежит в Excel-таблице.

Затем посмотрите формулировки того, что вам нужно, в Лексико-семантическом идентификаторе товаров и услуг — это российское дополнение к МКТУ.

Классификация товаров и услуг
Классификация товаров и услуг

Когда перейдете по ссылке «все версии МКТУ», откроется разводящая страница. На ней вам нужна последняя редакция МКТУ и Лексико-семантический идентификатор товаров и услуг

Когда перейдете по ссылке «все версии МКТУ», откроется разводящая страница. На ней вам нужна последняя редакция МКТУ и Лексико-семантический идентификатор товаров и услуг

Шаг 4. Проверить товарный знак на пригодность к госрегистрации

Нужно проверить, не нарушает ли ваше название закон и не занято ли оно другим брендом.

Законность. Нельзя назваться «Лучшим магазином за углом» или «Российским магазином»— это нарушает закон. О том, какие названия могут нарушить законы или навредить компании, мы написали отдельную статью. Проверьте по ней ваше название: если оно ничего не нарушает, можно двигаться дальше.

Уникальность. Проверьте уникальность своего товарного знака, чтобы убедиться, что никто не работает с похожим. О том, какие базы названий смотреть, мы написали отдельную статью. Кликните по ссылке справа.

Шаг 5. Оплатить первые госпошлины

Всего нужно оплатить четыре госпошлины: за регистрацию заявки, экспертизу, регистрацию товарного знака и свидетельство.

Стоимость пошлин зависит от того, как вы будете подавать документы. Если подавать заявку через интернет, госпошлины обойдутся минимум в 23 100 ₽. Если подавать офлайн, то минимум в 33 000 ₽. Минимум — если вы будете подавать заявку только на один класс МКТУ.

Чтобы подать заявку онлайн и сэкономить, вы или ваш патентный поверенный должны использовать квалифицированную электронную подпись.

Порядок оплаты госпошлин такой:

  1. Сначала нужно заплатить две пошлины: за регистрацию заявки и экспертизу.
  2. Когда экспертиза закончится и Роспатент примет решение о регистрации, нужно доплатить еще две пошлины: за свидетельство и регистрацию товарного знака.

Если Роспатент откажет в регистрации товарного знака, пошлины не возвращают — экспертиза же прошла.

За что платитьСколькоЗа каждый класс МКТУИсточники
Регистрация заявки
3500 ₽
1000 ₽

Платите, если в заявлении больше пяти классов
Экспертиза
11 500 ₽
2500 ₽

Платите, если в заявлении больше одного класса
Итого
15 000 ₽

Если ваш патентный поверенный подаст заявку не на бумаге, а электронно, то вам дадут скидку 30%. Тогда первые пошлины обойдутся в 10 500 ₽ — это не считая дополнительных классов МКТУ.

Чтобы оплатить госпошлину, перейдите по ссылке справа. В появившемся окне нужно вбить данные и сформировать две квитанции: на оплату регистрации и экспертизы. Затем просто оплатите в любом банке, можно и онлайн.

Заполненная квитанция на оплату регистрации заявки
Заполненная квитанция на оплату регистрации заявки

Так выглядит заполненная квитанция на оплату регистрации заявки

Так выглядит заполненная квитанция на оплату регистрации заявки

Когда вы оплатите госпошлину, Роспатент будет проверять, действительно ли вы ее оплатили. Если оплата не прошла, вам пришлют уведомление. В таком случае нужно будет оплатить пошлину в течение двух месяцев.

Шаг 6. Подготовить заявку и подать в Роспатент

Чтобы зарегистрировать товарный знак, нужно заполнить заявку на регистрацию и отправить ее в Роспатент. Это можно сделать офлайн или через интернет.

Все, кто самостоятельно подают заявку, часто допускают ошибки. Если перепутали ИНН или что-то подобное, это еще можно исправить за месяц в переписке с ведомством. А вот ошибки в выборе обозначения и подборе перечня товаров уже не исправишь — можно получить отказ или бесполезную регистрацию.

Кликните на ссылку справа — там пример того, как заполнять заявку. А вот детали, на которые стоит обратить внимание.

Один товарный знак — одна заявка. Если вы хотите зарегистрировать несколько товарных знаков, заполняйте заявку для каждого и оплачивайте каждый.

Изображение и описание товарного знака — в заявке есть такой блок. В нем есть нюансы, которые касаются двух вещей: описания товарного знака и большого квадратного поля, куда нужно вставить товарный знак.

Блок с изображением и описанием товарного знака
Блок с изображением и описанием товарного знака

Так выглядит блок с изображением и описанием товарного знака

Так выглядит блок с изображением и описанием товарного знака

Рассмотрим нюансы блока на двух примерах — регистрации словесного обозначения и логотипа.

Если вы регистрируете словесное обозначение, обратите внимание вот на что:

  • поле «Заявляемое обозначение». Ваше слово можно написать любым нейтральным шрифтом вроде Times New Roman. Охраняться будет только слово, а не то, как оно написано.
  • поле «Описание заявленного обозначения». Если слово на иностранном языке, напишите перевод и транслитерацию. Если слова нет в русском словаре или это термин, объясните его значение. Если слово ничего не значит, то укажите, каким способом оно образовалось: может быть, это вымышленное слово, или аббревиатура, или вы составили слово из начальных слогов какой-то фразы.

Если вы регистрируете логотип, обратите внимание вот на что:

  • поле «Заявляемое обозначение». Опишите словами, что именно изображено на логотипе. Например, если там попугай, расскажите, что за вид, где он сидит, что он делает.
  • поле «Заявляемое обозначение». Если логотип будет отличаться от того, каким вы его хотите зарегистрировать, то его не станут охранять. Например, если вы хотите зарегистрировать оранжевый логотип, то не вставляйте его черно-белым.

Если будете подавать заявку на регистрацию логотипа офлайн, а не через интернет, нужно вклеить изображение. Для этого используйте плотную бумагу размером 8 × 8 см.

Перечень товаров и услуг. В этом блоке нужно указать, в каких классах МКТУ вы хотите зарегистрировать товарный знак. Но в блоке всего девять свободных строчек. Если у вас не влезли все классы МКТУ, то можно продолжить перечисление на отдельном листе и прикрепить его в приложении.

Приложения. Приложите к заявке изображение товарного знака — это обязательно, иначе его не зарегистрируют. Если подаете на бумаге, то распечатайте его на весь лист. Если через интернет, то нужно соблюсти пять условий:

  • формат TIF или DOC;
  • изображение не сжимать;
  • размер — не более 5 Мб;
  • разрешение — не меньше 300 dpi;
  • изображение должно быть на прозрачном фоне.

Способы подачи заявки. Есть три варианта: через интернет, лично отнести в офис Роспатента или отправить по почте.

  1. Через интернет можно подать на сайте ФИПС — Федерального института промышленной собственности, это часть Роспатента. Понадобится квалифицированная электронная подпись. Еще можно подавать заявки на портале госуслуг, но обычно этим способом никто не пользуется — дополнительные интеграции могут вызвать лишние ошибки.
  2. Лично передать документы в офис Роспатента по адресу: г. Москва, Бережковская наб., д. 30, корп. 1. С понедельника по четверг Роспатент работает так: 09:30 — 18:15, а в пятницу так: 09:30 — 17:00. Перерывов на обед нет.
  3. Отправить по почте заказным письмом. Чтобы письмо не потерялось, сохраните идентификатор отправления. Адрес: Роспатент, г. Москва, Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Г-59, ГСП-3, 125993.

Когда эксперты посмотрят вашу заявку, они могут отправить вам запрос. Это не означает, что вам отказывают — скорее всего, экспертам не хватает какой-то информации. На такой запрос нужно ответить в течение трех месяцев. Если затянуть с этим, заявку признают отозванной и придется все делать заново.

Шаг 7. Пройти экспертизу

В двух из трех случаев эксперты присылают предварительный отказ. По-юридически он называется «Уведомление о результатах проверки соответствия». В нем эксперт приводит основания для отказа и поясняет, почему считает, что товарный знак зарегистрировать нельзя.

Отказ можно оспорить и в итоге добиться регистрации. Шанс на правильный ответ только один, длительной переписки тут нет. Если эксперта устроит объяснение, товарный знак зарегистрируют. Если не устроит, придется придумывать новый товарный знак и заново подавать все документы.

Как поменять мнение эксперта — зависит от ситуации. Чаще всего нужно руководствоваться законами, регламентами самого Роспатента и судебной практикой. Но иногда патентный поверенный может договориться с другой компанией, чтобы она дала согласие на регистрацию вашего знака — тогда противопоставление снимут и основание для отказа отпадет.

Шаг 8. Оплатить последние госпошлины

Когда Роспатент принял решение о регистрации товарного знака, нужно заплатить пошлины за регистрацию и за свидетельство на товарный знак. Оплатить эти пошлины можно так же, как и первые две: по квитанции в офисе банка или онлайн.

За что платитьСколькоЗа каждый класс МКТУИсточники
Регистрация товарного знака
16 000 ₽
1000 ₽

Платите, если в заявлении больше пяти классов
Свидетельство на товарный знак
2000 ₽
Итого
18 000 ₽

Если отправить заявку в электронном виде, то эти госпошлины обойдутся в 12 600 ₽, не считая классов дополнительных МКТУ.

Шаг 9. Получить свидетельство

Когда пошлины оплачены, Роспатент регистрирует товарный знак и высылает свидетельство на него. Свидетельство придет по адресу, который вы указали в заявке под графой «Для переписки».

Чек-лист по регистрации товарного знака

  1. Заложить на регистрацию 6—8 месяцев и 40 000—50 000 ₽.
  2. Прислать заявку в Роспатент. Как только сделаете это, вашему товарному знаку присвоят приоритет. Это значит, что никто его не сможет занять, пока он на регистрации.
  3. Обратиться к патентному поверенному, чтобы не переплачивать за пошлины и зарегистрировать товарный знак быстро.
  4. Пробить товарный знак в базах Linkmark и poiskznakov.ru, чтобы убедиться, что его никто не использует — этим, как правило, занимается поверенный.
  5. Проверить, что товарный знак не нарушает закон о рекламе и ничьи авторские права, а еще не указывает на государство, ваш продукт и не содержит оценочных суждений.
  6. Разобраться, какой вид товарного знака выгоднее регистрировать. Обычно хватает словесного — но такого, чтобы совпадал с доменом.
  7. Подумать, на чем бизнес будет зарабатывать в ближайшие 10 лет. Чтобы товарный знак защищал весь бизнес, а не одну услугу, обычно регистрируют три-четыре класса МКТУ и пять страниц товаров и услуг.
  8. Запомнить: один товарный знак — одна заявка. Подайте две заявки, если нужно зарегистрировать и логотип, и название.
  9. Оплатить две госпошлины перед подачей заявки: за регистрацию заявки и экспертизу. А когда ответите на отказ, можно платить за регистрацию товарного знака и за свидетельство на него.
  10. Ответить на предварительный отказ можно только один раз. Чтобы не делать все заново, ответьте вместе патентным поверенным.
Олег Денисов
Олег Денисов

Как вы думаете, что самое сложное в регистрации товарного знака? Поделитесь опытом в комментариях.

Сергей Мороз

Найти поверенного)

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

Сергей, в чем основная сложность поиска поверенного, если можно воспользоваться официальным реестром: https://rospatent.gov.ru/ru/patent-attorneys/search ?

ok609.85

Согласна с Сергеем! Цены сильно разнятся у поверенных, только не понятно откуда такие расценки у них вообще за такую несложную услугу!

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

ok609.85, может быть цена связана с узкой спецификой работы, плюс у каждого бренда или сферы деятельности могут быть свои нюансы

704140184

Найти поверенного , сложно очень сложно

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

704140184, а в чем основная сложность, если можно воспользоваться реестром? Уходит много времени, чтобы удостовериться в профессионализме поверенного?

Лев Балинер
Лев Балинер

Самое сложное понять пригодно ли то или иное (логотип плюс название или по отдельности) для регистрации и применения охранны.

Konstantin

Алексей Башук
На сайте Роспатента не находится вашего имени среди патентных поверенных


Больше по теме

Не «аналог», а контрафакт: чем грозит продавцу торговля репликами на маркетплейсах

Какой товар считается контрафактом в российском законодательстве, что важно знать при размещении товара на маркетплейсе и кто несет ответственность в случае претензий со стороны правообладателя

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации