Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Домен


Читаемый адрес сайта в интернете


Домен — это уникальное имя сайта. Оно появляется в адресной строке браузера, когда пользователь открывает страницу. В статье расскажем, зачем нужен домен и как его получить.

Зачем нужен домен

Чтобы пользователь смог попасть на нужный сайт, каждому ресурсу в интернете присваивают IP-адрес. Он выглядит как длинный набор цифр, и его неудобно вводить. Найти сайт по IP-адресу обычный пользователь не сможет, поэтому владельцы ресурса используют домен — это читаемый адрес. Как правило, он содержит название ресурса или близкое по смыслу понятие, чтобы быстро находить сайт через адресную строку — например, gosuslgi.ru.

Из чего состоит домен

Доменное имя сайта состоит минимум из двух частей, разделенных точкой: доменной зоны и основного домена. Иногда, если нужно отделить раздел от основного сайта, составляют поддомены.

Иерархия домена строится справа налево: от доменной зоны к поддомену. Например, в домене «secrets.tinkoff.ru» три элемента: доменная зона «.ru», домен «tinkoff» и поддомен «secrets».

Доменная зона и основной домен обязательны, а поддомен — нет

Доменная зона. Указывает принадлежность сайта к определенному региону или тематике. Он состоит из точки и нескольких букв. Например, «.ru» означает, что сайт российский, а «.museum» — что сайт принадлежит музею.

Основной домен. Это название сайта, или доменное имя. К примеру, в адресе портала государственных услуг «gosuslugi.ru» основным доменом будет слово «gosuslugi».

Поддомен. Это приставка к основному имени, которая уточняет адрес. Например, у сервиса «Личный кабинет индивидуального предпринимателя» в адресной строке будет указан «lkip2.nalog.ru». Поддомен «lkip2» содержит аббревиатуру нужной страницы. Максимально возможное количество поддоменов — 127. При этом один поддомен не может быть длиннее 63 символов, а все поддомены в сумме вместе с основным доменом и доменной зоной должны укладываться в 255 символов. То есть, если вы создали 10 поддоменов и они в сумме состоят из 255 символов, создать имя не получится: доменные имя и зона должны быть обязательно, а лимит уже достигнут. Эти значения могут отличаться в зависимости от доменной зоны.

Какие бывают доменные зоны

Доменную зону выбирают при регистрации домена. Название сайта и поддомен пользователь может придумать, но доменную зону выбирают из существующих. Их список ограничен — всего в интернете есть около 500 доменных зон. Они делятся на территориальные и тематические.

Территориальная доменная зона. Аббревиатура после точки отражает название страны, города или региона, где находится аудитория сайта. Например, доменные зоны России — «.ru» или «.рф», Украины — «.ua», Казахстана — «.kz». Если бизнес работает только в одном регионе, можно выбрать более узкую, региональную зону. Например, доменная зона для Санкт-Петербурга — «.spb.ru», для республики Адыгея — «.adygeya.ru».

Чтобы зарегистрировать домен, нужно учитывать его требования. Например, для доменной зоны «.ru» есть три правила:

  1. Длина доменного имени должна быть от 2 до 63 символов.
  2. Домен состоит из латинских букв, цифр и дефисов.
  3. Дефис не должен стоять в начале или в конце домена.

Правила зоны «.рф» аналогичны, но вместо латинских букв нужно использовать символы кириллицы, в том числе можно использовать букву «ё».

По доменной зоне клиент может определить, стоит ли переходить на сайт. Допустим, он из Санкт-Петербурга и хочет заказать смартфон. В поиске выпадает два сайта: с доменными зонами «.spb.ru» и «.com». Зона «.com» — интернациональная, поэтому, скорее всего, заказ придется ждать долго, его будут везти из-за границы. А сайт с «.spb.ru» показывает, что продавец находится в Санкт-Петербурге. Значит, можно получить смартфон быстрее.

Тематическая доменная зона. Международные тематические зоны указывают на направление деятельности: например, «.biz» — бизнес, «.agency» — агентство, «.auto» — автомобили.

По тематической зоне пользователь делает вывод, подойдет ли ему сайт. Например, он хочет купить билеты напрямую от авиакомпании. Зона «.aero» укажет, что ресурс, скорее всего, соответствует его запросу.

У некоторых тематических зон есть особые условия. Зону «.agency» могут выбрать любые компании и частные лица. Обычно ее используют рекламные агентства, СМИ и агентства недвижимости, но студии маникюра и авторы личных блогов тоже могут. Для регистрации в зоне «.aero» нужно предъявить регистратору идентификатор принадлежности к Авиационному сообществу. Его можно получить на официальном сайте доменной зоны.

Список требований для каждой зоны можно найти на сайте компании-регистратора.

Как получить домен

Получить домен можно двумя способами: зарегистрировать новый или купить чужой.

Зарегистрировать. Нужно выбрать имя и отправить его компании-регистратору. Если имя свободно, она его зарегистрирует.

Купить. Купить домен можно у компании-регистратора или на специальных биржах. На некоторых хостингах — сервисах, которые позволяют организациям и частным лицам размещать сайт в интернете, — есть раздел «освобождающиеся доменные имена». Это значит, что клиент не продлил право на имя после окончания срока договора и домен скоро выставят на продажу.

В разделе указано, когда может освободиться доменное имя. Если это случилось сегодня, имя можно забрать себе, а если срок подходит через несколько дней, гарантий нет: владелец еще может успеть его выкупить

Старые домены покупают по нескольким причинам:

  1. Считается, что их легче вывести в топ выдачи поисковых запросов.
  2. Домену присвоены ТИЦ и PR. Это показатели доверия со стороны поисковых систем. Сейчас эти показатели не начисляются, но разработчики веб-сайтов по привычке предпочитают такие имена.
  3. Имя содержит нужные ключевые слова, которые помогают продвигать сайт в поисковых системах.

Покупка чужих доменов не всегда безопасна. Например, к сайту могли быть применены санкции поисковых систем. Чтобы не потерять клиентов из-за плохой репутации домена, можно посмотреть его историю в сервисе проверки доменов.

Как зарегистрировать новый домен

Чтобы зарегистрировать домен, нужно выбрать имя и активировать его на сайте компании-регистратора.

Выбрать доменное имя. Правильно подобранный домен — это средство, которое поможет клиентам узнавать компанию и поднимет сайт в поисковой выдаче. Чтобы пользователям было легче найти сайт, в доменном имени не должно быть труднопроизносимых слов, большого количества цифр и сложных аббревиатур. Есть еще несколько приемов:

  • включить в доменное имя название марки или организации;
  • подобрать уникальное имя: схожие названия смогут запутать клиента и направят его на созвучный сайт конкурента;
  • использовать короткое название: его легче запомнить;
  • не использовать буквы кириллицы, которые можно перевести в латинские обозначения разными способами. Например, «я» — это «ya» или «ja».

Для многих предпринимателей сайт — основной инструмент дохода. Чтобы не потерять домен и избежать конфликтной ситуации, нужно убедиться, что имя не совпадает с чужим товарным знаком, и оформить его на себя, а не на администратора.

На сайте компании-регистратора можно проверить, свободно ли доменное имя

Пример хорошего домена — top-cvety.ru. Имя отражает деятельность компании, его легко прочесть и запомнить. Менее удачное — buketdlyatebya.ru. Фраза «букет для тебя» длинная, из-за слитного написания и буквы «я» имя тяжело читается — домен трудно запомнить.

Активировать домен. Чтобы использовать выбранное имя, нужно зайти на сайт компании-регистратора и выполнить четыре шага:

  1. Ввести имя и доменную зону.
  2. Выбрать дополнительные функции — например, приобрести SSL-сертификат, чтобы обезопасить данные, которые пользователи вводят на сайте.
  3. Ввести персональные данные покупателя.
  4. Оплатить домен.

Домен подключают на определенный срок, потом его нужно продлевать: это можно сделать в личном кабинете на сайте регистратора. Владельцу домена заранее присылают письмо с напоминанием. Если не продлить срок действия домена вовремя, регистратор заблокирует его и даст клиенту 90 дней на выкуп со штрафом. Когда срок выйдет, имя станет доступно для свободной продажи — его сможет купить кто-то другой.

Как передать доменное имя

Если компанию продали, сайт больше не нужен или его владелец уволился, доменное имя можно продать или переоформить на другого владельца. Для этого составляют договор передачи имени на нового администратора. В предмете договора нужно указать:

  • название домена;
  • имена прежнего и нового владельцев;
  • места регистрации обоих владельцев;
  • дату перехода имени к новому администратору.

После заключения договора нужно подать регистратору уведомление о передаче прав третьему лицу: теперь оплачивать домен будет другой человек.

Как получить домен бесплатно

Некоторые регистраторы предлагают бесплатные имена для сайта. К ним добавляют приставки, которые отражают, какой системе управления принадлежит сайт. Например, «.ucoz.ru» или «.wix.com.». У них есть ограничения:

  • имя нельзя продать;
  • регистратор может добавить рекламу на ваш сайт;
  • бесплатные сайты плохо продвигаются — поисковые системы негативно относятся к именам с приставкой регистратора;
  • могут возникнуть проблемы со скоростью загрузки страниц.

Бесплатное имя подойдет для размещения личного блога, который вы не планируете продвигать в поисковой выдаче. Привлекать читателей в блог удобнее через соцсети.

Если сайт — основной канал продаж, нужен домен без ограничений.

Что важно запомнить

  1. Доменное имя — название интернет-ресурса в адресной строке. Его можно составить самостоятельно или выбрать из свободных доменов.
  2. Доменная зона указывает на территорию или тематику сайта.
  3. Удачное название сайта должно быть коротким, связанным с названием компании, легко читаемым и запоминающимся.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 58 829 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Справочник предпринимателя

Больше по теме