Читать Александр пишет: «Планирую открыть небольшой хостел на Алтае. Но это сезонный бизнес: много денег летом и в Новый год, а в остальное время — простой. Однако нужно весь год платить зарплату сотрудникам, кредит и еще вкладываться в развитие бизнеса. Как планировать прибыль в сезонном бизнесе? На что обратить внимание, чтобы денег хватало на обязательные расходы?»
Финансовая модель поможет спрогнозировать прибыль на весь год
Сезонный бизнес приносит прибыль только в определенное время года. Например, прокат лыжного оборудования — зимой, а продажа надувных бассейнов — летом. Чтобы не прогореть, предпринимателю важно знать, какой доход приносит его бизнес каждый месяц. Для этого нужно построить финансовую модель. Тогда станет понятно, как сезонность влияет на чистую прибыль.
Финансовая модель — это таблица с данными и аналитическая записка к ней с выводами. Финмодель показывает, за счет чего бизнес зарабатывает и что влияет на чистую прибыль. С помощью финансовой модели можно спрогнозировать выручку, прибыль, убыток и другие финансовые показатели.
В сезонном бизнесе финмодель помогает оценить:
- на какую чистую прибыль можно рассчитывать в сезон;
- какой убыток ожидать в несезон;
- получается ли бизнесу выйти в плюс за год или нет.
Для этого нужно заложить в финмодель колебания спроса по месяцам и исходя из них спрогнозировать чистую прибыль. А после предприниматель может решить, как минимизировать влияние сезонных колебаний. Например:
- оптимизировать расходы и экономить в месяцы низкого спроса на товары или услуги. Допустим, нанимать сотрудников на работу только на сезон. Такой вариант подойдет для бизнеса, связанного со сбором урожая или с курортной сферой;
- открыть другое направление с обратной сезонностью. Например, в несезон продавать обогреватели и кондиционеры.
Чтобы выжить в несезон, собственник должен запастись деньгами. Для этого нужно четко понимать, сколько отложить на месяцы простоя или низкого спроса.
Бизнес переживет несезон, если будет на него откладывать
В сезонном бизнесе предприниматели хорошо зарабатывают лишь несколько месяцев в году, из-за этого легко переоценить свои финансовые возможности. Например, вывести деньги из бизнеса на покупку автомобиля, не задумываясь, что выручка скоро резко упадет. А это грозит кассовым разрывом.
Чтобы такого не произошло, важно разобраться, сколько денег нужно бизнесу, чтобы пережить несезон и обеспечить операционную деятельность. В этом поможет отчет о движении денежных средств — ДДС.
В отчете ДДС отображают все поступления и платежи бизнеса по месяцам. С его помощью предприниматель видит, сколько денег бизнес тратит каждый месяц и сколько нужно отложить, чтобы плавно пережить месяцы несезона.
У Дарьи магазин свитеров. Отчет ДДС показал, что ей нужно в несезон 100 000 ₽ на каждый месяц лета — на оплату аренды и зарплату продавцу. Получается, всего ей надо накопить 300 000 ₽.
В сезон чистая прибыль магазина в месяц — 400 000 ₽. Дарья решила распределить 200 000 ₽ на личные нужды и остальное по разным фондам-копилкам: 100 000 ₽ на развитие и 100 000 ₽ на безопасность, в том числе на несезон. Так она смогла накопить на расходы магазина летом и избежать кассового разрыва.
Совет от эксперта: лучше открыть отдельную копилку для фонда на несезон. Если создавать единый счет для всех фондов — фонда безопасности, фонда развития и других, — может возникнуть иллюзия, что денег много, и предприниматель перестанет копить. А потом обнаружит, что ему не хватает денег. С помощью отдельного фонда-копилки будет ясно, достаточно ли денег на месяцы простоя.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Вопрос эксперту
Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».
Как вы планируете прибыль в сезонном бизнесе?