Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Нужна ли маркировка товаров на маркетплейсах?


Читатель Арсений спрашивает: «Хочу торговать на маркетплейсах, как определить, нужно ли маркировать товар? Как работать с маркировкой товаров для маркетплейсов?»

Если товар входит в список обязательной маркировки — нужно маркировать

Товары маркируют, чтобы обезопасить покупателей от некачественной и контрафактной продукции.

Товары, подлежащие обязательной маркировке, регистрируют в системе «Честный знак» и наносят специальный цифровой код Data Matrix. По коду покупатель может получить информацию о товаре и его перемещениях:

  • кто и когда его произвел,
  • состав,
  • срок годности,
  • сведения о документе, в котором указаны требования к качеству товара — номер ГОСТа или код техрегламента,
  • передвижение к оптовым и розничным продавцам.
Как выглядит код маркировки Data Matrix
Как выглядит код маркировки Data Matrix

Так выглядит код маркировки Data Matrix — он похож на QR-код, но это другой опознавательный знак

Так выглядит код маркировки Data Matrix — он похож на QR-код, но это другой опознавательный знак

На июнь 2024 года нужно маркировать такие группы товаров:

  • молоко и молочная продукция;
  • пиво и слабоалкогольные напитки;
  • упакованная вода;
  • лекарства;
  • смеси для кальянов и табак — в том числе для употребления путем нагревания;
  • жидкости для электронных сигарет;
  • товары легкой промышленности — некоторые предметы одежды, домашний текстиль;
  • шубы;
  • обувь;
  • медицинские изделия;
  • антисептики;
  • кресла-коляски;
  • БАДы;
  • духи и туалетная вода;
  • шины и покрышки;
  • фотоаппараты и лампы-вспышки.

Эти товары нужно маркировать в любом случае, независимо от того, где они будут продаваться — в офлайн-магазине, на своем сайте или на маркетплейсе.

Перемещение маркированного товара от производителя к продавцу нужно фиксировать в «Честном знаке» на каждом этапе оборота. Маркетплейс может быть участником оборота, поэтому передавать эти товары тоже нужно по особым правилам.

Кто отвечает за маркировку: селлер или маркетплейс

Маркировать товар может производитель, импортер или селлер. Маркетплейс маркирует только товары, которые продает под своими торговыми марками.

Иногда продавец передает права на товар площадке, а вместе с этим и обязанность выводить товар из оборота.

Возможны две ситуации:

  • продавец остается собственником товара. В таком случае маркетплейсу достаточно проверить, когда он получает товар, настоящие ли это коды маркировки и все ли с ними в порядке. Выводить товары из оборота продавец должен сам;
  • маркетплейс принимает товар на свой баланс, то есть товары становятся его собственностью. В таком случае в «Честном знаке» нужно отметить передачу права собственности и передачу кодов маркировки. Дальше фиксировать продажу и выводить товары из оборота будет маркетплейс.

C 1 марта 2023 года все маркетплейсы стали участниками оборота и теперь обязаны передавать данные обо всех движениях маркированных товаров.

За продажу продукции из перечня обязательной маркировки без кода селлеру грозит штраф и конфискация товара.

Как селлеру подготовиться к маркировке

Для подключения к системе маркировки селлеру нужно:

  1. Зарегистрироваться на сайте в системе «Честный знак».
  2. Обновить программное обеспечение для товарного учета и прошивку на онлайн-кассе.
  3. Приобрести и подключить специальный сканер штрихкода, который считывает коды Data Matrix.
  4. Выбрать оператора электронного документооборота и заключить с ним договор.
  5. Настроить роуминг документов, если у контрагентов разные операторы электронного документооборота.

В отдельной статье подробно рассказали, как продавцу подключиться к маркировке товаров, и составили пошаговый план действий для производителей, импортеров и оптовых поставщиков.

Аватар дайджеста

Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах

Каждые две недели присылаем новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов

Аватар дайджеста

Как работать с маркированными товарами на Wildberries

Если товар подлежит маркировке, нужно отметить это при формировании поставки и, если вы производитель или импортер, самому наклеить коды маркировки на товары.

При схеме FBO, на Wildberries она еще называется FBW, процесс будет такой:

  1. Продавец отправляет товар на склад Wildberries.
  2. Сотрудники площадки проверяют поставку и корректность кодов маркировки.
  3. Маркетплейс присылает готовое УПД для отправки через ЭДО.
  4. Продавец отправляет УПД с кодами маркировки в течение трех дней обратно Wildberries.

При схеме FBO право собственности на товар переходит площадке. Поэтому маркетплейс сам выводит такую продукцию из оборота.

При схеме FBS продавец сканирует коды маркировки до отправки товаров. При продаже Wildberries выдает чек.

Когда товары купили, маркетплейс публикует отчет с их кодами в личном кабинете. В течение трех дней после этого продавец должен отметить в «Честном знаке», что они вышли из оборота. Для этого нужно создать документ «Вывод из оборота» и указать «Продажа по образцам, дистанционный способ продажи» в качестве причины вывода.

Как работать с маркированными товарами на Ozon

Процесс работы с маркировкой товара на Ozon зависит от схемы продажи: FBO, FBS и realFBS.

При схеме FBO перед поставкой продавцу нужно внести товары в систему «Честный знак», получить для каждого код маркировки и нанести на продукцию. После этого можно отвозить товары на склад Ozon.

После приемки продавцу нужно скачать УПД-2 в личном кабинете и передать на подпись маркетплейсу через ЭДО. Ozon проверит список товаров, их количество и цены, укажет их в УПД-2 вместе с кодами маркировки и отправит продавцу. Ему нужно будет прислать его на подпись в течение трех дней после подтверждения актов.

На FBO продавцу не нужно выводить из оборота коды маркировки. Ozon сам передает все данные в систему «Честный знак» при пробитии чека.

При схемах FBS и realFBS перед поставкой продавец должен сам внести товары в систему «Честный знак» и получить для каждого код маркировки. Теперь можно отгружать товары и передавать коды маркетплейсу. Это можно сделать в личном кабинете: нужно найти необходимую поставку, проверить информацию и указать дополнительные данные о маркировке — GTIN, серийный номер, код и ключ проверки. Далее нужно нажать «Подтвердить», а затем «Собрать» — после этого у заказа поменяется статус на «Ожидает отгрузки».

При схемах FBS и realFBS продавец самостоятельно выводит товары из оборота в «Честном знаке», перед тем как передать поставку на Ozon. Для этого нужно оформить в «Честном знаке» документ «Вывод из оборота» с причиной «Дистанционная продажа».

Как работать с маркированными товарами на Яндекс Маркете

На Яндекс Маркете передача кодов маркировки будет отличаться в зависимости от схемы продаж — FBY, FBS, DBS и Экспресс.

По схеме FBY — если продавец заранее передает товары, чтобы сам маркетплейс занимался заказами — порядок действий такой:

  1. Продавец создает заявку на поставку. Если он производитель или импортер, он сам должен промаркировать товары кодами. А если просто перепродает товар — ничего делать не надо.
  2. После оформления заявки на поставку нужно передать коды Яндекс Маркету. Для этого на странице поставки нужно сформировать УПД, загрузить в ЭДО и отправить маркетплейсу.
  3. На странице поставки нужно нажать «Сообщить об отправке УПД» и указать его номер.
  4. Маркет запустит проверку УПД — она займет некоторое время.
  5. После поставки Яндекс Маркет подписывает УПД, и дальше все коды переходят на баланс площадки.

По FBS, DBS и Экспресс — если продавец сам обрабатывает заказы и доставляет их через маркетплейс или самостоятельно — коды маркировки нужно передавать так:

  1. Промаркировать товар кодами, если вы производитель или импортер. Если вы перепродаете товар внутри страны, коды на нем уже есть.
  2. Перед сборкой и упаковкой заказа просканировать коды маркировки.
  3. Открыть нужный заказ на странице «Заказы и отгрузки» и указать коды в полях «Маркировка» возле соответствующих товаров.
  4. Сохранить заказ.

Чтобы вывести товар из оборота, нужно в «Честном знаке» указать причину «Продажа по образцам, дистанционный способ продажи».

Если не указать коды, заказ нельзя будет перевести в статус «Готов к отгрузке» для FBS и Экспресс или «Передан службе доставки» для DBS.

Что делать, если покупатель вернул или не выкупил маркированный товар

Как действовать в случае возврата, зависит от того, сохранился код маркировки или нет.

Если покупатель вернул товар без упаковки или код стерся, помялся и не читается, товар придется перемаркировать, то есть заказать в «Честном знаке» новый код, и с ним выставить на продажу.

Если код остался цел и считается сканером, можно оформить возврат. Информация о возврате через онлайн-кассу поступит в ОФД, а оттуда обратно в «Честный знак» — и товар вернется в оборот.

Вопрос эксперту

Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».

Онлайн-банк для продавцов маркетплейсов

Предложение от Т-Банка

Онлайн-банк для продавцов маркетплейсов

  • Бесплатно зарегистрируем бизнес и откроем счет
  • Обучим работе с разными площадками
  • Доведем с нуля до первых продаж
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Ирина Ликутова
Ирина Ликутова

Если вам нужно маркировать товары, расскажите о своем бизнесе в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации