Читатель Алексей спрашивает: «Я ИП: работал на УСН, но перешел на НПД. Раньше всегда отправлял заказчику счет и акт. А теперь нужно еще и чек после оплаты?»
Самозанятый должен отправить чеки
По закону все самозанятые должны выдавать заказчику чеки после оплаты. При этом неважно, зарегистрирован самозанятый как ИП или нет. Для самозанятого чеки формируют налоговую базу — сумму, с которой нужно уплатить налог.
Самозанятый формирует чеки в приложении «Мой налог». А как именно самозанятый выдает чек заказчику — зависит от договоренностей: можно прислать чек по электронной почте, в мессенджере или распечатать и передать при встрече.
Лучше всего отдать чек сразу после оплаты — так меньше шанс забыть. Можно и позже, главное — успеть до 9-го числа месяца, который следует после оплаты. Например, если деньги пришли в ноябре, чек нужно отправить до 9 декабря.
Если не передать чек, заказчик может пожаловаться на исполнителя налоговой. Если выяснится, что самозанятый не выбил чек, его могут оштрафовать. Штраф — 20% от суммы чека, а при повторном нарушении в течение 6 месяцев — на всю сумму.
Заказчику чеки нужны, чтобы включить траты в налоговые расходы. Без чека это сделать не получится, даже если есть другие документы.
Кроме того, только с чеком заказчик может не начислять на выплаты самозанятому НДФЛ и страховые взносы. Если при налоговой проверке чека не будет, с заказчика взыщут налог и взносы с пенями, а также штраф — 20% от недоимки.
Акты и счета тоже нужны, если это прописано в договоре
При работе с самозанятым самое главное для заказчика — это получить чек. Однако по договору у вас может быть обязанность присылать и другие документы, например счета и акты. Тут все зависит от договоренностей с заказчиком.
Менять условия договора при смене налогового режима не обязательно
Если заказчик не просит, при переходе с УСН на НПД договор менять не надо. Просто прибавляется еще обязанность отправлять чеки, даже если это не указано в договоре.
Однако если в договоре был указан налоговый режим УСН, после перехода лучше составить допсоглашение и указать новый — НПД.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Вопрос эксперту
Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».
да, есть проблемка. Хотелось бы автоматизировать выдачу чеков, как автоматизированы инвойсы для выставления оплат в сервисах приема платежей. Каждому покупателю по 490руб выставлять чеки вручную — так себе))