Команда Бизнес-секретов и аналитического проекта T-Data провела исследование и выяснила, как изменилось потребительское поведение покупателей за последний год. С помощью искусственного интеллекта спрогнозировали изменение среднего чека летом 2024 года. Аналитические выводы подкрепили экспертными интервью.
Статья — сокращенный вариант исследования, в котором мы собрали самые интересные выводы и прогнозы. Больше полезной информации читайте в полном варианте исследования. Его можно прочитать ниже по ссылке.
Основные выводы
- Объем розничного рынка строительных материалов за 2023 год снизился на 10%.
- Средний чек на материалы для ремонта в конце 2023 года увеличился на 9,9%.
- Летом 2024 года средний чек вырастет на 7% — до 3566 ₽.
- Доля онлайн-продаж в сегменте В2С на рынке строительных материалов небольшая — всего 7,2%.
- Эксперты прогнозируют до конца года рост цен в разных категориях стройматериалов для розничного потребителя в пределах 15—30%.
- Топ-3 по объемам продаж стройматериалов для розничных потребителей вошли сети «Леруа Мерлен», «ВсеИнструменты.ру», «Строительный двор».
Что мы учитывали
При анализе учитывали обезличенные данные о транзакциях только физических лиц, которые приобретали стройматериалы для ремонта или строительства собственного дома. Поэтому данное исследование отражает тренды только в сегменте B2C. Применять их к сегменту B2B в сфере строительства многоквартирных домов или коммерческих объектов некорректно.
Мы исследовали информацию только по нишевым торговым сетям. В выборке не учитывали данные по покупкам строительных материалов через универсальные маркетплейсы Ozon, Wildberries, Яндекс Маркет.
Объем розничного рынка товаров для ремонта за год снизился на 10%, хотя общий рынок стройматериалов растет
В 2023 году розничный рынок стройматериалов и товаров для дома продолжил снижаться. За год его объем сократился на 10,1%. Тенденция 2023 года связана исключительно с уменьшением количества покупателей, а не с изменением их потребительского поведения. Те, кто не откладывал ремонт до лучших времен и не был напуган ростом цен, продолжали заказывать стройматериалы с прежней частотой.
В экспертных интервью специалисты разделяют тренды в категориях массового строительства (жилищного, инфраструктурного, коммерческого) и частного строительства и ремонта. И если в первой категории отмечен рост и общее восстановление строительного рынка после проблем с логистикой весной 2022 года, то в розничном сегменте строительных материалов ситуация не такая оптимистичная. Что подтверждают сторонние отраслевые исследования.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Средний чек в конце 2023 года вырос на 9,9%
Средний чек покупателей стройматериалов в прошлом году увеличивался постепенно. Каждый месяц стоимость корзины с покупками росла всего на несколько десятков рублей. Итого в декабре 2023 средний чек вырос на 9,9% относительно декабря 2022 года — с 2982 до 3276 ₽.
На увеличение среднего чека повлиял рост цен на стройматериалы и инструменты.
В 2023 году средний чек на товары для ремонта составлял 3238 ₽. За год сумма изменилась незначительно — стала меньше на 4,4%, или на 151 ₽. Это связано с так называемым эффектом высокой базы в 2022 году. Тогда на фоне панического всплеска спроса в марте резко вырос и средний чек. Он повлиял на среднегодовую цифру в 2022 и в итоге обеспечил минус в динамике в сравнении с 2023 годом.
По прогнозам, летом 2024 года средний чек увеличится на 7%
Аналитики T-Data при помощи ИИ-сервиса для аналитики и прогнозирования ETNA сделали прогноз и определили, каким будет средний чек на строительные материалы в пик сезона в 2024 году. Учитывая потребительское поведение и рост цен на товары для ремонта, средняя стоимость корзины покупок в строительных магазинах летом этого года составит 3566 ₽. Рост в сравнении с летом 2023 года будет в пределах 7%.
Чаще всего стройматериалы покупали в крупных торговых сетях
Данные по транзакциям клиентов банка позволили выделить доли крупных торговых сетей.
Лидер по числу транзакций — сеть «Леруа Мерлен», ее доля в 2023 году составляла 65,1%. Сеть представлена в большинстве крупных регионов страны и имеет сервисы для доставки в отдаленные области и республики. Для многих покупателей именно Леруа Мерлен является выбором по умолчанию.
В пятерку лидеров также вошли онлайн-гипермаркет «ВсеИнструменты.ру» с долей 7,1%, торговая сеть «Строительный Двор» с показателем 5,7% и гипермаркеты «МаксидоМ» — 5,6%.
Доля онлайн-продаж на розничном рынке товаров для ремонта остается небольшой — 7%
Средняя доля онлайн-продаж физическим лицам на рынке товаров для ремонта за 2023 год составила 7,2%. Помесячная динамика показывает плавное снижение доли с 7,7% в начале года до 6,8% в конце.
По мнению экспертов, роль электронной коммерции на рынке строительных материалов в последние годы растет. Однако есть важный нюанс: не все покупки, которые были оплачены онлайн, можно назвать исключительно интернет-заказами.
Для многих потребителей онлайн-продажи — это вспомогательный инструмент. Нередко интернет используется как инструмент заказа уже выбранных товаров, как альтернатива телефонному звонку менеджеру по продажам.
Другой тренд — у торговых сетей, которые совмещают физические магазины и онлайн-продажи, средний чек выше, чем в целом по рынку.
Здесь важно отметить, что высокая доля онлайн-продаж лидеров списка связана с тем, что изначально компании создавались как интернет-магазины. Их развитие было нацелено на продажи товаров онлайн. В то время как большая часть крупных торговых сетей — это все же физические магазины, и онлайн-каналы для них — лишь дополнительный инструмент продаж.
«Например, продажи отопительных приборов через торговые сети — это второй по объему канал продаж, его доля составляет примерно 23—25%. Продажи через маркетплейсы и интернет-магазины стремительно растут. В 2022 году их доля была менее одного процента, в 2023 году — уже 3—4%. По итогам текущего года мы прогнозируем двукратный рост. При сохранении таких темпов и решении ряда проблемных вопросов к 2026 году через онлайн-каналы может быть продано более 10% товаров этой категории. Такой объем уже сопоставим с прямыми поставками производителей застройщикам».
Антон Солон
Исполнительный директор Ассоциации Национального объединения производителей строительных материалов и строительной индустрии (НОПСМ)
Прогнозы экспертов позволяют предположить, что роль и доля онлайн-продаж на розничном рынке строительных материалов в ближайший год будет только расти. Этот тренд приведет к усилению конкуренции между онлайн-продавцами.
Тренды 2024 года: рост цен, цифровая маркировка и дефицит кадров
Эксперты в сфере строительства, производства и розничной продажи стройматериалов ожидают в 2024 году увеличения объемов возведения многоквартирного и частного жилья. Это, в свою очередь, должно положительно сказаться на продажах на рынке стройматериалов в целом.
«В этом году темп роста жилищного строительства сохраняется. Даже если предположить, что будет некое снижение показателей, насыщение сектора строительства продолжится за счет промышленных объектов. В 2024 году возводится большое количество складов. В основном это логистические точки онлайн-магазинов и маркетплейсов — до сих пор существует их серьезная нехватка.
Отмечу, что 2023 год был периодом некой стабильности. В это время россияне активно покупали участки под постройку загородных домов. Теперь их нужно застраивать. Мы не можем сказать, что в 2024 году будет бум, но прогнозируем, что достаточно большое количество частных домов будут строить именно в этом году».
Максим Тарасов
Директор по продажам компании — производителя строительных материалов ООО «РОКВУЛ»
Для розничного рынка товаров для ремонта это хорошие новости. Увеличение количества вводимых в эксплуатацию домов может привести к росту продаж товаров для ремонта и обустройства.
Вместе с тем эксперты отмечают ряд факторов, которые могут повлиять на замедление роста строительной сферы в 2024 году и, как следствие, на рынок стройматериалов:
- дефицит рабочей силы;
- введение цифровой маркировки на стройматериалы;
- дальнейший рост цен на товары.
Кадровый вопрос. По данным аналитиков Национальной ассоциации инфраструктурных компаний, до конца 2024 года дефицит рабочих на стройке может достичь 15%. В начале марта этот показатель уже составлял 11%.
Цифровая маркировка стройматериалов. По данным Национального объединения производителей строительных материалов и строительной индустрии РФ, доля фальсифицированных сухих строительных смесей в 2023 году в России достигла 30%, цемента — 21%.
Чтобы решить проблему с контрафактом, Министерство промышленности и торговли РФ предложило провести эксперимент по добровольной цифровой маркировке этих товаров в системе «Честный знак».
Тест стартовал 15 марта и продлится до 1 декабря 2024 года. Если результаты эксперимента будут положительными, маркировка станет обязательной для всех производителей и поставщиков.
Далеко не все участники рынка согласны с идеей нанесения специальных кодов на товары. Производители и ретейлеры считают, что это приведет к необходимости закупки дополнительного оборудования и росту себестоимости упаковки.
«Для производителей цифровая маркировка — это несколько десятков миллионов рублей на приобретение и установку нового оборудования. Конечно, любые новые затраты отразятся на себестоимости продукции. Для крупных производств и серийной продукции, скорее всего, увеличение цены будет незаметным. А вот для небольших компаний эти расходы могут поставить вопрос об их дальнейшем существовании».
Антон Солон
Исполнительный директор Ассоциации Национального объединения производителей строительных материалов и строительной индустрии (НОПСМ)
Рост цен на товары для ремонта. Увеличение ценников на строительные и отделочные материалы эксперты отрасли называют вполне ожидаемым событием. На рост будут влиять как общая инфляция, так и рост объемов строительства. Прогнозы экспертов в разных СМИ варьируются только по величине подорожания товаров для строительства и ремонта разных категорий.
«На мой взгляд, повышение цен может быть в диапазоне от 15 до 30%. Этому способствует как потребительская активность, так и отсутствие значимых негативных факторов».
Павел Коган
Директор по развитию интернет-магазина строительных материалов «Кузьмич24»
По мнению экспертов, все перечисленные проблемные факторы могут стать точками роста для отрасли.
Выводы исследования
- Объем розничного рынка строительных материалов, инструментов и товаров для дома снижается второй год подряд. Но, если принимать во внимание оптимистичные прогнозы экспертов на 2024 год, не исключено, что ситуация изменится в лучшую сторону.
- Средний чек за 2023 год вырос на 9,9% и достиг 3238 ₽.
- По прогнозам аналитиков, летом этого года средняя сумма покупок увеличится до 3566 ₽. На это повлияет рост цен.
- Небольшая доля онлайн-продаж в сегменте B2C связана с особенностями потребительского поведения. Для многих покупателей важно увидеть, потрогать товар, а потом только оформлять заказ.
- Наличие сайта, своей службы доставки и вообще возможности продавать онлайн крайне важно для торговых сетей. Это повышает число клиентов и транзакций. У омниканальных торговых сетей доля онлайн-продаж выше, чем у магазинов, продающих только офлайн.
- Эксперты прогнозируют до конца года рост цен на товары для ремонта от 15 до 30%.
Читайте полную версию исследования
Другие интересные выводы и экспертные прогнозы можно найти в полной версии исследования.
Доля онлайн-продаж на рынке стройматериалов небольшая. А как вы обычно покупаете материалы для ремонта — заказываете в интернете или выбираете в офлайн-магазинах?