Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как Jack Daniel’s проиграл производителю алкогольных лимонадов суд по товарному знаку


Американский производитель виски не смог отменить правовую охрану бренда Max & Jack's


Поделиться
Поделиться

Американский производитель виски не смог отменить правовую охрану бренда Max & Jack's


Поделиться

Суд по интеллектуальным правам поддержал позицию Роспатента и отказал Jack Daniel’s Properties, Inc. в отмене правовой охраны товарного знака Max & Jack’s. Американский производитель спиртных напитков настаивал, что название бренда схоже до степени смешения с товарными знаками Jack Daniel’s Properties, Inc., и даже представил в суд результаты опроса россиян на эту тему, но не смог добиться своего. Какие аргументы звучали в суде и почему СИП встал на сторону Роспатента, разбираем в статье.

Что случилось

Max & Jack's — это товарный знак, зарегистрированный в 2018 году кипрской компанией Premier Beverages PB Limited. Под брендом Jack производит алкогольные лимонады Московская пивоваренная компания — у нее на это исключительная лицензия.

Так выглядят алкогольные лимонады Max & Jack's. Фото с сайта Московской пивоваренной компании

В 2022 году американский производитель виски Jack Daniel's Properties, Inc. обратился в Роспатент, чтобы оспорить правовую охрану товарного знака Max & Jack's. В Jack Daniel's Properties, Inc. заявили, что товарный знак Max & Jack's до степени смешения схож с товарным знаком бренда виски Jack Daniel's.

Бренд Jack Daniel's основан в Теннесси более 150 лет назад. При споре в Роспатенте представители американской компании настаивали на том, что виски и сопутствующие продукты долгое время продвигали, ссылаясь на «Мистера Джека», «дядю Джека», «джентльмена Джека» или просто «Джека». Это создавало у потребителей чувство личной близости и дружбы с «Джеком» — человеком, который создал бренд и сам продукт. И именно «Jack» стал доминирующей и идентифицирующей частью товарных знаков Jack Daniel's.

А это примеры продукции Jack Daniel's Properties, Inc. На упаковке каждого напитка обязательно есть отсылка к дядюшке Джеку

Однако в Роспатенте решили, что наличие слова Jack в товарном знаке Max & Jack's не приводит к смешению брендов. Доводы у ведомства были такие:

  1. В элементах двух брендов разное количество и разный состав слов, разное количество букв и звуков.
  2. «Jack» в товарном знаке Max & Jack's расположен в конце, композиция начинается со слова Max, а посередине есть символ & и апостроф после «Jack». Эти дополнительные элементы придают товарному знаку иное звучание, смысл и фонетическую длину, чем у товарных знаков Jack Daniel's Properties, Inc.

12 августа 2022 года Роспатент отказал Jack Daniel's Properties, Inc., посчитав, что в сознании потребителей товарный знак Max & Jack's не смешивается с товарными знаками заявителя.

Чтобы оспорить этот отказ, в ноябре 2022 года Jack Daniel's Properties, Inc. подала заявление в Суд по интеллектуальным правам.

Аргументы сторон

Что утверждал истец. Jack Daniel's Properties, Inc. настаивала: ее товарные знаки — это серия, объединенная доминирующим словом JACK, который и сам является самостоятельным товарным знаком. Этот знак полностью входит в товарный знак Max & Jack’s, что вводит потребителя в заблуждение относительно изготовителя продукции.

Свою позицию Jack Daniel's Properties подкрепила социологическим опросом, который по заказу компании провело ООО «Компания „Аналитическая социология“». В нем 84% респондентов ответили, что обозначения Max & Jack's и Jack ассоциируются друг с другом, а 34,6% сказали, что названия звучат похоже.

Что утверждал ответчик. Роспатент настаивал на доводах, которые привел в своем заключении. В частности, ведомство опиралось на результаты опроса ВЦИОМ, проведенного по заказу Premier Beverages PB Limited — владельца товарного знака «Max & Jack’s».

Подавляющее число участников опроса посчитали Max & Jack’s и JACK DANIEL'S в той или иной степени не сходными. Восемь из десяти участников исследования назвали обозначения различными по общему впечатлению, несмотря на отдельные элементы сходства.

Что решил суд

Судебная коллегия пришла к выводу, что товарные знаки Jack Daniel's Properties, Inc. и обозначение Max & Jack’s не схожи до степени смешения. Вот несколько аргументов:

  1. Они отличаются на слух. Знаки состоят из существенно различных слогов и звуков. По фонетическому признаку совпадают лишь четыре буквы: j, a, c, k, поэтому товарные знаки не созвучны между собой.
  2. Они отличаются визуально. Например, JACK выполнено полностью заглавными буквами латинского алфавита, а в Max & Jack’s — только две заглавные буквы.
  3. Они отличаются семантически. Max & Jack’s потребители воспринимают в значении «От Макса и Джэка», а все товарные знаки Jack Daniel's Properties ассоциируются прежде всего с конкретным лицом по имени Джек Дэниелс.

То, что слово JACK входит в обозначение Max & Jack’s, показалось суду недостаточным основанием для признания сходства между товарными знаками. Суд также принял во внимание результаты опроса ВЦИОМ, а вот результаты опроса ООО «Компания „Аналитическая социология“» отклонил, потому что вопросы респондентам были сформулированы некорректно: людей просто спрашивали, ассоциируются и схожи ли знаки между собой, без исследования конкретного фонетического, графического и семантического восприятия названий.

Суд подчеркнул, что товарные знаки не ассоциируются друг с другом в целом. Между ними есть низкая степень сходства за счет совпадения слова JACK, но это распространенное мужское имя и «в составе различных оригинальных комбинаций может идентифицировать продукцию иных производителей».

Мнение независимого адвоката

Решение Суда по интеллектуальным правам вступило в силу 6 июня 2023 года, но у Jack Daniel's Properties, Inc. есть право обжаловать его в президиум суда в течение двух месяцев. По мнению адвоката бюро «Бельянский и партнеры» Ольги Ардушевской, шансов у иностранной компании немного.

В целом процент отмен в президиуме СИПа низкий, за 2022 год он составил около 19%. Все зависит от доводов жалобы, но мне решение кажется законным и обоснованным.

Суд провел оценку товарных знаков по фонетическому, графическому и семантическому критериям сходства и установил, что по указанным параметрам товарные знаки различаются. Анализ довольно подробный, он изложен в решении суда. Суд пришел к выводу, что общим для обоих товарных знаков является только имя Джек, которое является широко распространенным английским/американским мужским именем.

Суд также указал, что на территории Российской Федерации предоставлена правовая охрана множеству товарных знаков, включающих слово JACK, но это не значит, что все товарные знаки с использованием имени Джек являются схожими.

Ольга Ардушевская

Ольга Ардушевская

Адвокат бюро «Бельянский и партнеры»

Адвокат добавила, что оснований для отмены судебного акта в кассационном порядке меньше, чем в апелляционном. Решение могут отменить, только если установят неправильное применение норм материального или процессуального права или докажут несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Тренды

Найдите больше ответов на вопросы о бизнесе


Больше по теме