Последние четыре года рынок развлечений в России переживает нестабильные времена. В 2020 году казалось, что пандемия его уничтожила. В 2022 прошла волна отмен концертов и фестивалей после объявления о мобилизации. В марте 2024 случился новый спад продаж билетов на массовые мероприятия на фоне теракта в Crocus City Hall.
Несмотря на сложности, рынок постепенно восстанавливается, а организаторы концертов даже осторожно надеются на его дальнейший рост.
Узнали, как себя чувствует концертная индустрия в России в августе 2024 года.
Виктория Барсукова, организатор концертов «Русского Радио» в Санкт-Петербурге, директор Яны Вайновской
После Крокуса индустрия восстановилась достаточно быстро. Сначала организаторы концертов столкнулись с большими финансовыми трудностями, которые в очередной раз не зависели от них. Это проявилось в массовой сдаче билетов на концерты, отмене комиссий за возвраты.
Но уже в мае спрос восстановился и мы выступали на больших площадках на тех же условиях, как и до событий в Крокусе. Зрителей было много: люди хотят отвлечься и продолжают ходить на концерты любимых артистов.
Продолжили работу не все: в основном остались крупные организаторы, продолжают проходить стадионные сольные концерты популярных артистов и музыкальные фестивали. Спрос на концерты есть: залы заполнены, значит, есть и заработок.
«Мы делаем все, чтобы концертная индустрия продолжала жить»
Рынок вернулся к допандемийным оборотам. В 2020 году пандемия примерно на 80% уронила концертный рынок. Восстановление началось только в конце I квартала 2022 года.
Мы с коллегами делились результатами продаж: в 2023 году число проданных билетов на концерты выросло на 60—100%. Сам концертный рынок, то есть организация туров по городам, мероприятий, а также букинг артистов, стабилизировался и показал рост на 10—35%.
В середине июля мы проводили фестиваль «Белые Ночи Санкт-Петербурга» в Ледовом дворце. В первый же день раскупили почти все билеты, и я впервые с 2019 года увидела полный зал гостей.
Тем не менее, я не жду роста рынка в ближайшие пару лет. Зрителю и организатору нужно время, чтобы адаптироваться в постоянно меняющихся условиях. Мне кажется, что ни в этом, ни в следующем году роста не произойдет.
Не хватает концертов зарубежных звезд, которые били рекорды по заработкам и сборам. Замены пока не нашлось: ниша занята старыми артистами, а на новых спроса нет. Новые имена собирают сейчас 500—1 000 зрителей либо забирают свободные слоты на фестивалях, где в основном зритель приходит на хедлайнера.
Росту может способствовать поддержка государства и зрителей. Например, если зрители будут покупать билеты заранее, будет проще сохранить стабильность рынка и повлиять на его рост.
Мы не знаем, что будет завтра с концертной индустрией, но делаем все, что в наших силах, чтобы она продолжала жить.
Например, в пандемию мы зарабатывали на спонсорской поддержке и поддержке государства, на стриминговых прослушиваниях и на проведении обучающих курсов, чтоб хоть как-то держаться на плаву. Сейчас возможностей больше.
Заработок в непростой период — это ежедневная работа над материалом и его распространением, а еще участие в шоу и кастингах, где твоего артиста могут заметить, а значит, будет и спрос. Помогают муниципальные мероприятия и корпоративы, а еще мы сами проводим небольшие сольные концерты в разных городах, собираем немного, но живем и вкладываем в продвижение и новый материал.
Организаторам и директорам артистов советую участвовать в тендерах и государственных грантах. Есть много возможностей получить финансовую поддержку. Например, администрации городов проводят тендеры на концерты: организатор может предложить свою концепцию и смету. Чем креативнее программа и режиссура мероприятия, тем больше возможностей.
Светлана Ивашкевич, директор арт-группы «Зерно»
Концертный рынок растет. В июне продажи концертов выросли на 60% по сравнению с весенними показателями. Скорее всего, свою роль сыграли несколько факторов: высокий сезон, отдаленность от неприятных событий и маркетинг.
Чтобы подстраховаться, ведем несколько проектов параллельно. В зависимости от ситуации делаем акцент на более выгодном. Например, в ковидные времена были ограничения по количеству людей на площадке: из-за требований по рассадке у нас одновременно могли находиться только 75 человек. От концертов с оркестром и проекцией пришлось отказаться — это было неокупаемо. Мы оставили только камерные органные концерты и сделали упор на выставках. Эта стратегия помогла не сократить штат и выжить в ковидные времена. Сейчас камерные органные концерты стали постоянными.
«Работа организатора требует стрессоустойчивости»
Сложные времена помогают искать решения и придумывать новое. Работа организатора полна постоянных неожиданностей и требует стрессоустойчивости и принятия быстрых решений. Это само по себе непросто, но когда накладываются внешние обстоятельства, становится еще тяжелее. И одновременно именно это помогает находить нестандартные решения, не стоять на месте, развиваться, планировать, фантазировать и надеяться.
Даниил Мустаев, директор группы The Hatters
Ситуация стабилизировалась. На август 2024 года у нас в продаже два концерта — это ВТБ Арена в Москве в декабре и Ледовый дворец в Петербурге в ноябре. Продажи идут очень хорошо, выше прогнозов: в Питере уже продана вся фан-зона и входные билеты без рекламной кампании. Так что мы ожидаем ранний солдаут по обоим концертам.
«Все ломается — это главный урок»
Кризисы подталкивают рынок к росту. Я жду рост рынка. Даже во времена пандемии бизнес рос, удивительно пластично подстраиваясь под ситуацию. Например, музыканты делали онлайн-шоу, к слову, группа The Hatters одной из первых дала онлайн-концерт в коллаборации с MTS Live, и это был очень интересный опыт. Мы решили делать выступление не в концертном зале, а прямо из нашей домашней студии звукозаписи. Оказалось, что для трансляции нужно много технического пространства, поэтому свободные уголки были заняты съемочной группой, а на улице располагались гримвагены и генераторы. Наши соседи были в шоке.
Все ломается — это главный урок. Нужно уметь подстраиваться под любую ситуацию и не опускать руки. Мы перестраховываемся, поэтому работа есть даже во время спадов.
Корпоративы — в первую очередь. Группа дает очень крутые концерты независимо от масштаба площадки, особенно новогодние мероприятия. Я и сам езжу в этот период, чтобы посмотреть на шоу, на зрителей.
Также мы делаем рекламные проекты — это тоже своего рода творческая задача. Как-то раз мы делали проект с Эмиром Кустурицей. Это был даже не гештальт, а скорее просто мечта — попасть в мир его кино. Мы всей большой командой полетели в болгарскую деревню из его фильма снимать клип, и это было очень любопытно. The Hatters в целом много работают с кино: пишут треки для сериала или фильма или появляются в небольшой роли-камео. У нас всегда в работе 2—3 кинопроекта, и это комфортный объем работы для ребят.
Павел Клинов, владелец группы компаний Polygon Group
Рынок не растет или падает, а видоизменяется. Несмотря ни на что, людям по-прежнему после хлеба нужны зрелища, поэтому работы нам всегда хватит. Про этот год говорить рано, но наша выручка за 2023 выросла в шесть раз относительно 2022 за счет нашей активности.
Мы делаем около 200 мероприятий каждый год для своих и сторонних артистов. Тут никаких цифр нет: сборы у всех разные и зависят от многих факторов.
«Отступать поздно, сдаваться глупо, сворачивать некуда»
Надеемся на появление новых исполнителей. Объем рынка нестабилен, к тому же рынок постоянно трансформируется. Мы ожидаем рост за счет появления новых талантливых артистов, чему сами способствуем. Ищем музыкантов и помогаем им выпускать релизы, организуем туры, запускаем песни на радио — делаем все, чтобы появлялись новые артисты, росли и ездили с концертами.
Отступать поздно, сдаваться глупо, сворачивать некуда. Мы не только организуем концерты, мы сопровождаем артистов от записи их песен до организации туров. Этот формат — наш ключевой вид деятельности. Параллельно мы занимаемся интеграцией музыки артистов нашего каталога в кино и сериалы, а еще традиционно помогаем организовывать корпоративы, поставляя заказчикам различных артистов. Нужно искать новые форматы, честно работать и не сворачивать с пути.
Как часто вы ходите на концерты? Замечали ли вы изменения в их организации за последние годы?