Российские заведения взяли курс на халяль. В июле сертификаты от Роскачества на соответствие стандарту Muslim Friendly получили два столичных отеля: корпус «Альфа» московского гостиничного комплекса «Измайлово» и гостиница «Эрбелия от Васта, Роза Хутор» в Сочи. До этого, в декабре 2023 года, сертификат халяль получил ресторан татарской кухни Zaman by Tubatay в Уфе.
Сеть ресторанов «Вкусно — и точка», открывшихся в помещениях McDonald’s, в начале лета также сообщила, что готова ввести халяльное меню и ищет поставщиков такой продукции.
Это происходит на фоне растущего спроса на такие заведения. Число поисковых запросов с упоминанием халяльных продуктов за последние пять лет увеличилось почти в пять раз. В частности, с 2019 по 2023 год удвоилось число людей, которые интересуются халяльными кафе: с 76 до 150 тысяч запросов.
Мы спросили у менеджера халяль-отеля и руководителей сетей халяльных кафе и магазинов, в чем причина популярности таких заведений в России и каковы главные особенности этой концепции.
Фатима Алиева, куратор проекта Muslim Friendly в отеле «Эрбелия от Васта, Роза Хутор», Сочи
Сертификация Muslim Friendly от Роскачества — это комплекс мер и требований для обеспечения комфортного пребывания гостей из мусульманских стран. Сертификация предполагает две категории соответствия: базовую и расширенную. Можно полностью отказаться от продажи запрещенных в исламе блюд и напитков, а можно разграничить маршруты туристов внутри отеля. Каждый из объектов выбирает наиболее подходящую для своего бизнеса линию, мы выбрали базовую.
Конечно, такая сертификация требует дополнительных инвестиций. Мы потратили 0,2% от общего годового бюджета. Например, купили дополнительный инвентарь: молитвенные коврики, одежду для молитвы, Коран, гигиенические лейки и прочее.
Уже окупили вложения благодаря увеличению турпотока в летний период, а также благодаря лояльности гостей из мусульманских стран. Этим летом у нас значительно вырос турпоток из стран Ближнего Востока, таких как ОАЭ, Саудовская Аравия и Катар. На июль 2024 года около 20—25% от общего числа наших гостей — из мусульманских стран.
Уверены, что сертификация Muslim Friendly принесет нам дополнительный доход. Ожидаем, что гостей из мусульманских стран будет еще больше, а наши доходы вырастут на 8—10% по итогам года.
В Краснодарском крае — значительный рост числа халяльных заведений. Все больше ресторанов и кафе начинают предлагать халяльные продукты и услуги, чтобы удовлетворить растущий спрос. Это отражает общий тренд в индустрии гостеприимства и общепита, и мы рады быть частью этого развития.
Мы ожидаем, что халяльный туризм вырастет на 25—30% в ближайшие годы. Это связано с повышенным интересом к туристическим направлениям, которые обеспечивают соответствие халяльным стандартам, и ростом числа туристов из мусульманских стран. Конечно, конкуренция в сегменте услуг Muslim Friendly возрастает. Мы видим, что все больше отелей и ресторанов стремятся получить соответствующую сертификацию и привлечь мусульманских гостей.
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Айдар Ахметов, руководитель сети кафе татарской кухни A Z U, Казань
Конечно, мы замечаем рост халяль-кафе в нашем городе, с каждым годом их становится все больше и больше. По нашим наблюдениям, халяль-бренды постепенно становятся сетевыми. Кафе, у которых несколько лет назад было
Наша выручка обычно растет каждое лето, в первую очередь за счет внутреннего туризма. У нас не просто халяль-заведение, а татарский концепт, поэтому особой популярностью кафе пользуется именно в летний период, когда приезжает много туристов.
Поясню, что значит татарский концепт: у нас можно попробовать татарские блюда и выпечку, провести татарское мероприятие Коран Аш. Также у нас татарский дизайн, уникальные татарские орнаменты в интерьере и картины известных татарских художников на стенах.
«Халяль-блюда должны соответствовать всем нормам чистоты. Мы давно заметили, что люди это ценят»
Рост интереса к халялю однозначно связан с тем, что люди доверяют этой концепции. Дело в том, что такой формат подразумевает 100% натуральные качественные продукты. Халяль-блюда должны соответствовать всем нормам чистоты. Мы давно заметили, что люди это ценят.
Поскольку халяль-заведений становится все больше, растет и конкуренция. Но я считаю, что это только во благо: чем больше халяль-заведений, тем выше их качество, халяль-концепция находится в постоянном развитии. Мы бы назвали это не совсем конкуренций, а популяризацией хороших халяль-мест.
Интерес к халяль-блюдам активно растет со стороны людей, которые не исповедуют ислам. 80% наших посетителей идут именно за качеством, для них это не религиозный вопрос. Гостей привлекает широкий ассортимент и формат заведения.
На июль 2024 года у нас уже четыре филиала, в августе планируем открывать пятый, а потом — расширяться дальше.
Денис Ситдиков, владелец магазинов халяльных продуктов в Копейске, Челябинске и Казани
Я замечаю рост числа халяльных заведений: их становится больше и в Казани, и в Челябинске, где работают мои магазины. По моим ощущениям, сейчас их явно не хватает для удовлетворения растущего спроса. Особенно остро не хватает халяльных кафе и ресторанов, где можно с детьми посидеть без спиртного и без свинины. Например, в Челябинске я знаю всего лишь два полноценных
Наша выручка потихоньку растет. За последние года два мы выросли, наверное, на 10%. Рост во многом связан с большим количеством приезжих из южных стран и регионов: Узбекистана, Таджикистана, Чечни, Дагестана. Кроме того, и местное население сегодня все активнее принимает ислам, многим становится интересно это направление.
Конкуренция быстро увеличивается, но я ее не боюсь, потому что не гонюсь за большими деньгами, да и мой бизнес пока от нее не страдает.
Круг наших клиентов расширяется. Среди тех, кто не исповедует ислам, тоже появляется много покупателей. Интерес к нашим продуктам есть и у людей, связанных с медициной, интересующихся здоровым питанием, так как это очень полезная еда: у халяльных продуктов абсолютно чистый и здоровый состав без химических добавок, и это касается не только мяса, но и сладостей и других товаров.
Я задумываюсь над расширением бизнеса — например, открыть уже не магазин, а халяльное кафе или ресторан.
Управляете халяльным заведением? Расскажите нам об особенностях и проблемах этого бизнеса.