Российский сервис доставки готовой еды, продуктов, лекарств и цветов Broniboy привлек 100 млн рублей инвестиций. Имя инвестора и условия сделки компания не разглашает.
Разобрались, как краснодарский стартап вырос в ИТ-компанию и на что планирует потратить деньги.
Провал на старте и смена бизнес-модели
Broniboy в 2017 году в Краснодаре основали предприниматели Александр Радионов и Иван Труфанов.
Александр Радионов до этого открывал и удачно продавал рестораны, бары и ночные клубы, основал юридическую фирму, занимался адвокатской практикой. Именно Радионов вложил в стартап первые 6 млн рублей.
Иван Труфанов владел агентством Werbary, где создавал мобильные приложения на заказ, а раньше был главой разработки мобильных приложений в amoCRM,
На старте Broniboy был сервисом для предварительного заказа в ресторанах. Он позволял заранее бронировать столики и выбирать блюда, которые готовили прямо к приходу гостя. Для этого основатели компании разработали мобильное приложение. Создатели ориентировались на американский сервис Allset и российский Foodberry.
Такая бизнес-модель оказалась неэффективной — заказов было мало. Провал заставил айтишника и ресторатора пересобрать приложение для доставки еды из ресторанов. Сервис доработали, наняли курьеров и нашли первых партнеров — заведения, которые уже были подключены для бронирования столиков. На покрытие убытков Радионов потратил еще почти 60 млн рублей личных средств — продал недвижимость и золотые часы.
Спрос на доставку еды оказался выше, чем на предзаказ блюд и бронирование столиков в ресторанах. В 2018 году компания работала в Краснодаре, затем зашла на рынок доставки Москвы. В это же время Яндекс Еда и Delivery Club запустили свои курьерские службы. Но если они зарабатывали в основном на фастфуде, то Broniboy — на заказах из премиальных ресторанов.
В 2019 году сервис расширил охват пользователей еще на несколько городов-миллионников. Он стал доставлять на дом лекарства, не требующие рецепта, и цветы из цветочных магазинов. Новые направления давали в сумме около 10% выручки и позволяли обеспечить курьеров работой, когда пользователям не нужна еда.
![сервис доставки еды Broniboy](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F01%252Fda6ZHQRU-01-1.png&w=1360&h=1254)
Из сервиса доставки до создателей ИТ-решений
Кратно нарастить выручку Broniboy позволила собственная ИТ-система управления — она назначала заказы курьерам автоматически. Раньше за процесс отвечали логисты и делали это вручную.
В 2020 году Broniboy запустил ИТ-систему для доставки товаров, в которой искусственный интеллект анализировал опыт сервиса доставки, погоду и другие условия. Система предугадывает спрос и вычисляет пиковые нагрузки, подсказывает, сколько курьеров вывести на работу. С этой разработкой в 2020 году компания стала резидентом «Сколково».
С 2018 по 2022 год Broniboy привлек миллионы инвестиций:
- 15 млн рублей — в 2018 году дал совладелец агропредприятия «Южная торговая компания» Сергей Таран в виде коммерческого займа;
- 130 млн рублей — в 2020 году инвестировали совладелец агропромышленной группы «Краснодарзернопродукт» Алексей Сидюков и тот же Сергей Таран;
- 100 млн рублей — в 2021 году получили от действующих и новых инвесторов, имена которых компания не разглашает;
- 500 млн рублей — в 2022 году снова вложили владельцы группы «Краснодарзернопродукт».
Инвестиции компания получает в обмен на долю. Фактически у Broniboy семеро учредителей, при этом основателям принадлежат 50%.
Редакция рекомендует
- Как заставить интернет шуметь о вас: бывший SMM-лид Авиасейлс Рома Бордунов о работе с инфоповодами
- 10 советов, как эффективно продавать в мессенджерах и соцсетях
- Как развивать бизнес без насилия над собой: опыт сооснователя digital-агентства SETTERS Алины Чичиной
- Как получать сверхрезультат с любой командой: рассказывает экс-гендиректор eBay и директор T-Bank Ecommerce
- Упал, очнулся — миллион: громкие разбирательства и способ защититься от штрафов за травмы клиентов
Покорение Узбекистана и борьба за курьеров в России
Сегодня сервис доставки еды и продуктов работает в 16 крупных городах страны, включая Москву.
В городах присутствия Broniboy фокусируется на офлайн-рекламе внутри ресторанов. Бизнес-модель сервиса выстроена так, что чем больше его продвигают сами рестораны, тем меньше они платят сервису доставки с каждого заказа. За счет этого компания получает аудиторию проходящего трафика в офлайне. Топ-менеджеры компании говорят, что сократили расходы на продвижение в диджитале почти до нуля.
Весной 2022 года Broniboy начал работать в Узбекистане, где планирует подключить более 500 партнеров и получать 4 тысячи заказов в сутки. По словам основателей, на этом рынке еще нет крупных российских или европейских сервисов доставки, так как на территории страны действует закон о хранении персональных данных — аналог российского закона Яровой. Сервис доставки также запустил в Ташкенте центр подготовки и обучения курьеров.
В России компания борется с крупными игроками рынка за курьеров. Для них Broniboy запустил программу лояльности. Кроме обычной зарплаты действуют «бронибойкоины» — внутренняя корпоративная валюта, которую можно копить и тратить на покупки или путешествия.
![Как работает сервис доставки еды](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F01%252F02-1.png&w=1360&h=1205)
Что планируют дальше
Ранее Forbes со ссылкой на свои источники сообщал, что основатели бизнеса планируют его продать либо выйти на биржу. Сами владельцы компании заявляли, что несколько раз отклоняли предложения о продаже и скорее ищут стратегических партнеров, чем покупателей. Так, совместно с брендом «Крым.Еда» Broniboy запустил на полуострове отделение-франшизу. Крымские предприниматели полностью финансируют проект, а Broniboy вкладывается своими технологиями. Прибыль делят пополам.
Очередные инвестиции компания планирует направить на подготовку курьеров для сторонних компаний, развитие службы найма персонала и новые ИТ-решения для оптимизации доставки товаров до потребителей.
К 2024 году Broniboy рассчитывает дорасти до выручки в 3 млрд рублей, а также зайти на европейский рынок — открыть сервис доставки еды в Амстердаме.
Мнение аналитика
Аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын не считает инвестиции в 100 млн рублей крупной суммой для компании на данном этапе.
«Со слов основателя Broniboy, компания уже вложила в бизнес около 1,5 млн долларов. Если учесть это, инвестиции в 100 млн рублей — это небольшая сумма. Компании 6 лет, она работает в 20 городах. На данном этапе развития такие инвестиции — это не много, а в сравнении с затратами крупных игроков рынка — совсем скромная сумма».
![Леонид Делицын](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F01%252Fleonid-deliczyn.png&w=80&h=80)
Леонид Делицын
Аналитик ФГ «Финам»
С помощью относительно небольших вложений инвесторы получили доступ на рынок доставки, полагает эксперт.
«У компании вполне реалистичный план — дорасти до выручки в 3 млрд рублей. Сейчас специализированный игрок рынка может получать выручку на уровне 1—3% объема рынка. Если учесть, что рынок доставки еды в России превышает 600 млрд рублей, на таких игроков придется 6—18 млрд. Один из них вполне может зарабатывать 3 млрд рублей.
Главный риск, с которым может столкнуться Broniboy в будущем, в том, что на рынке доставки будет действовать и зарабатывать только один крупный игрок, если ему разрешат повысить цены. Остальное будут доставлять сами рестораны и торговые сети. Тогда останутся две нишевые бизнес-модели: VIP-обслуживание и обслуживание специфических ниш рынка, не интересных крупнейшему игроку».
![Леонид Делицын](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F01%252Fleonid-deliczyn.png&w=80&h=80)
Леонид Делицын
Аналитик ФГ «Финам»
Расскажите о своем опыте привлечения инвестиций. Можно ли его назвать удачным, почему?