VOX — это сервис по выгулу и передержке собак и других домашних животных. CEO проекта Мария Малвинская называет его «Uber для собак»: в два клика в телеграм-боте можно оставить заявку на выгул питомца, оплатить ее и получить услугу в течение часа.
В 2020 году оборот проекта был всего 35 000 ₽, а Марии приходилось объяснять каждому клиенту, зачем вообще нанимать выгульщика. За четыре года ситуация качественно изменилась. Обороты компании выросли до 5 000 000 ₽, а в марте проект закрыл раунд по привлечению 9,6 млн рублей от частных инвесторов.
Разобрались, в чем особенность стартапа VOX и на что он планирует потратить деньги.
Что случилось
Сервис VOX привлек 9,6 млн рублей в первом раунде инвестиций на краудинвестинговой платформе brainbox.VC. Деньги вложили 467 частных инвесторов в обмен на 10%-ную долю в компании, сообщили Бизнес-секретам представители платформы. 10% от суммы раунда — инвестиции самой команды brainbox.VC.
На март 2024 года VOX работает в Санкт-Петербурге и Москве. Разовый выгул собаки стоит 480 ₽. Еще можно, например, оставить собаку на день или на несколько дней, пригласить няню для кошки или собаки к себе домой, поручить выгульщику отвести питомца на груминг или к ветеринару.
Все общение владельца с выгульщиком идет через телеграм-бот. Клиент отправляет заявку — оператор сервиса закидывает ее в чат исполнителей — выгульщик откликается, получает карточку с адресом клиента и данными о собаке. В лучшем случае с питомцем погуляют уже через 30 минут, максимум — через час. После прогулки владельцу пришлют фото и видео с питомцем, расскажут, как все прошло.
Завела собаку и задумалась о сервисе по выгулу
Сервис VOX зародился в Санкт-Петербурге. Зимой 2020 года Мария Малвинская завела собаку и вскоре поняла, что не всегда хочет с ней гулять. Она задумалась: почему можно заказать доставку продуктов и получить их уже через 15 минут, а заказать выгул собаки нельзя?
Подходящих решений по выгулу собак на рынке Мария не нашла. Были сервисы, похожие на агентства по подбору персонала — нужно было выбирать выгульщика из предложенных анкет, договариваться с ним на удобное время. Получить услугу здесь и сейчас было нельзя.
Мария стала обсуждать эту проблему с другими собачниками и наткнулась на непонимание значимости такого сервиса. Одни нападали: зачем заводить собаку, если не хочешь с ней гулять? Другие признавались: я просто не езжу в отпуск, потому что оставить питомца не с кем. «Все это было очень грустно. Выглядело так, что, заводя собаку, ты заводишь себе проблему и теперь будешь страдать», — вспоминает Малвинская.
Создала бот и нашла 1000 выгульщиков — но заказов было мало
Осенью 2020 года Мария сделала сайт и настроила на него таргетированную рекламу из Инстаграма*. Кроме этого, Мария сама создала телеграм-бот, где можно оставить заявку на выгул, оплатить услугу и поделиться фидбэком. Нанять выгульщиков ей помогла коллега с основного места работы. На рекрутинг Малвинская потратила около 100 000 ₽ своих денег — нашла 1000 человек.
Бот запустили в ноябре 2020 года, и вскоре стало понятно, что столько выгульщиков проекту не нужно. За первые месяцы команда организовала около 50 выгулов — заказов было гораздо меньше, чем исполнителей.
Проект был в минусе, но Мария поняла, что спрос на услугу есть.
Как увеличивать продажи и растить лояльность клиентов
От 50 прогулок — к 5000
В плюс VOX вышел примерно через полгода работы — к лету 2021 года. Осенью того же года Малвинская уволилась с основной работы и посвятила все время проекту.
Экспериментировала с рекламой. Основной поток заказов сервис получал через Инстаграм*. Но Мария пробовала и другие способы продвижения. Например, весной 2021 года развесила объявления в лифтах одного из питерских ЖК. Вложения составили почти 70 000 ₽, но по этой рекламе в VOX пришли всего два человека.
Нашла и потеряла партнера. В 2021 году Мария познакомилась с маркетологом Ольгой Андриенко. Ольга тоже завела собаку и задумывалась о бизнесе, связанном с животными. Мария и Ольга начали работать вместе: усиленно развивали аккаунт в Инстаграме*, начали закупать рекламу у блогеров. А еще запустили новое направление — Москву, потратив на это около 50 000 ₽.
По словам Марии, за месяц работы с партнером она смогла удвоить выручку. Но в начале 2022 года Ольга уехала из России и покинула проект по личным причинам.
Лишилась главного рекламного канала — но заработал «сарафан». В марте 2022 года в России заблокировали Инстаграм*. В том же месяце прибыль проекта VOX сократилась в пять раз.
Денег не хватало настолько, что Мария начала продавать свои вещи. Например, продала сумку Louis Vuitton и жила на вырученные деньги почти три месяца.
Реклама в других соцсетях не давала того же эффекта, что Инстаграм*. Но к зиме ситуация наладилась. Стало приходить больше клиентов, в том числе благодаря сарафанному радио — пользователи сервиса активно рассказывали о нем друзьям.
К марту 2024 года VOX провел уже 4779 выгулов. В команде — пять сотрудников и около 1000 выгульщиков.
На что пойдут инвестиции
Деньги, полученные с помощью платформы brainbox.VC, проект направит на решение трех задач:
- Создание двух приложений — для клиентов и исполнителей.
- Выход в пять новых городов.
- Проведение маркетинговых исследований для наращивания аудитории клиентов и исполнителей.
Приложения нужны проекту, чтобы сделать взаимодействие клиентов и выгульщиков проще и удобнее, чем через телеграм-бот. В частности, убрать из цепочки оператора и дать владельцам питомцев возможность наблюдать за прогулкой онлайн.
«Мы уже начали делать приложения, они будут готовы к концу года. Как раз на моменте сбора средств на платформе я нашла технического партнера, который начал разработку».
Мария Малвинская
CEO VOX
Что касается выхода в новые регионы, уже в марте 2024 года VOX начнет работать в Сочи. Также проект присматривается к Нижнему Новгороду, Екатеринбургу, Новосибирску и Казани.
По данным brainbox.VC, VOX будет каждый месяц рассказывать инвесторам о том, как осваивает полученные средства.
Мнение аналитика
Аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын считает, что проект выбрал верную стратегию, привлекая инвестиции через краудфандинг.
«Проект привлек деньги от множества частных инвесторов, а не от одного крупного, потому что владельцы хотят сохранить полный контроль над ним. Миноритарии не будут иметь никакого влияния на проект.
С точки зрения обычного венчурного инвестора, проект слишком маленький и слишком сложный. Бизнес стоимостью 96 млн рублей венчурным инвесторам неинтересен.
Если в этом бизнесе вдруг обнаружатся деньги, туда хлынут конкуренты. Кроме того, собака не пойдет гулять с кем попало — специалист по выгулу станет своего рода еще одним, „двуногим“ другом семьи. Поэтому основатели поступили правильно, действуя через краудфандинг».
Леонид Делицын
Аналитик ФГ «Финам»
По мнению Делицына, привлеченных средств хватит VOX для того, чтобы продолжать бизнес — соединять владельцев собак с теми, кто готов их выгулять.
* Принадлежит компании Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории России.
Хорошая статья! Комментирую, как один из инвесторов Voxdogds через Brainbox с фокусом на мнение аналитика.
Мария продолжает работу над привлечением потенциальных партнеров, которые будут иметь право голоса, для того, чтобы получить не только деньги на развитие проекта, но еще и опыт, компетенцию, связи, влияние, помощь в стратегии и участие на правах полноценного партнера.
Один из существующих конкурентов, компания Petshop, увидели большой потенциал и в итоге решили полностью скопировать проект Марии, что является индикатором актуальности и востребованности услуги, и в этой нише есть много мест не только для сервиса VOX, но и для многих других конкурентов, и даже гигантов. Рынок огромен, на 2024 год в России проживает около 90 миллионов домашних кошек и собак, за последние несколько лет в России появились десятки тысяч новых груминг салонов и ветклиник, не говоря уже о том, что такие большие игроки, как Лента, открыли в прошлом году свою сеть шоп-ин-шоп зоомагазинов в своих гипермаркетах. Это подтверждение того, что рынок есть и он огромен.
Люди, которые заводят собак и кошек хотят ездить в отпуск, отдыхать после работы, иметь возможность заболеть и делегировать свои обязанности профессионалам своего дела. Они не хотят неделями искать и отбирать людей на авито, встречая десятки скамеров и выявлять мошенников. Верить им на слово про опыт, платить переводами на карту. Они хотят, чтобы о них позаботились. Чтобы их животные были в безопасности и им был обеспечен профессиональный уход. Это то, к чему стремится команда VOX сейчас и в ближайшие 10 лет — делать Uber для выгула собак, который будет профессиональным и безопасным инструментом как для клиентов так и для исполнителей.
Венчур в России и так имел не самую хорошую репутацию, а после начала СВО окончательно умер. Brainbox — это не только прорыв для венчурного рынка России, это еще и социально значимый проект. Платформа предоставляет возможность обычным гражданам, физлицам, научиться инвестировать с умом и по-взрослому. Чтобы люди имели возможность инвестировать не только в блогерские инфопродукты, и наблюдать за тем как блогеры покупают себе очередную квартиру в Дубае, а инвестировать в экономику своей же страны. Сейчас эти 500 человек дали жизнь проекту Марии, а она даст работу десяткам тысяч людей через несколько лет. Можно скачать Тинькофф инвестиции и купить акции гигантов — Роснефти, Газпрома, Сбера — это здорово, а теперь еще можно зайти на брейнбокс, изучить проекты, задать воспросы экспертам платформы, лично познакомиться с фаундерами, принять решение и следить за тем как ты помогаешь вырастить стартап. Это про осознанность, про возможность выбора, про твой вес и значимость. Таким и должен быть российский рынок инвестиций. На западе краудфандинговые платформы kickstarter и indigogo знают все, брейнбокс — это первая серьезная краудфандинговая платформа в РФ.