Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Наезды, записи звонков и угрозы с порога: как бизнес сталкивается с потребительским терроризмом

Наезды, записи звонков и угрозы с порога: как бизнес сталкивается с потребительским терроризмом
Наезды, записи звонков и угрозы с порога: как бизнес сталкивается с потребительским терроризмом

Потребительский терроризм — ситуация, когда клиент целенаправленно злоупотребляет правами потребителя, чтобы получить выгоду. Например, в виде скидки, полной стоимости товара или бесплатных бонусов.

Мы попросили предпринимателей рассказать, сталкивались ли они с потребительским терроризмом и что им помогло в той ситуации. Ответы — в подборке ниже.

Если вы тоже хотите поделиться своим рассказом, в конце статьи пишем, как это сделать.

«Клиент потребовал купить новую пару в ЦУМе»

Артем Пуртов, владелец сети сникер-химчисток «Фрешмен»

У меня сеть сникер-химчисток в нескольких городах. Первую точку я открыл в Орле. Однажды нам принесли на чистку кроссовки люксового бренда, они стоят 60—70 тысяч. У той модели была особенность — кожаные петельки для шнурков. После чистки кожа с одной из петелек слезла.

Возможно, кожа на петельке изначально была прошита плохо, а может, проблема в другом. Я знал, что из-за чистящих средств такое точно не могло произойти. А вот клиент потребовал вернуть полную стоимости этой пары: купить новую в московском ЦУМе или отдать деньгами.

Мы долго общались с клиентом, как компенсировать и что именно. Договорились на восстановление петельки за свой счет и выплату 7 тысяч рублей. Мы надеемся, что со стороны клиента не было злого умысла и он будет обращаться еще.

«Естественно, идем клиентам навстречу, но получаем от этого убытки»

Валентин Водинский, операционный директор FALTO

Мы занимаемся профессиональными эргономичными креслами со множеством регулировок. Проблема нашей сферы в том, что после сборки кресло очень сложно разобрать. Если разбираешь, следы сборки остаются на товаре.

Законом предусмотрен отказ от товара надлежащего качества с сохранением товарного внешнего вида. В нашем случае, когда на товаре есть следы сборки, отказ уже невозможен. Поэтому клиенты, которые знают законодательство, начинают всячески доказывать нам, что кресла не надлежащего качества. А в ходе разговора почти всегда оказывается, что с креслом все в порядке, просто оно по каким-то причинам не подходит.

Естественно, мы идем клиентам навстречу, но получаем от этого убытки и собранные кресла, которые уже не продать. Очень был бы рад услышать мнение юриста, потому что нужна помощь и потребителю, и нам, продавцам.

«Пришел ко мне с наездами, да еще с другом»

Наталья Ермачкова, индивидуальный предприниматель

У меня нанобизнес: бухучет и налоги. Однажды пришел новый клиент. Тогда еще не были развиты сервисы, чтобы общаться с налоговой онлайн. Любое обращение — на бумаге с подачей лично в налоговой. Сделала я ему заявление о переходе на упрощенку и послала в налоговую. А он не пошел. И конечно, попал на ОСНО — общую систему налогообложения.

На ОСНО клиенту пришлось платить огромное количество налогов — суммы достаточно велики. И он пришел ко мне с наездами, да еще не один, а с другом. Стали мне предъявлять, что якобы я точно не объяснила, что делать с заявлением. И начал требовать компенсацию. Но мне и так палец в рот не клади, а тут еще последний месяц беременности. Я устроила им такую выволочку, что они быстро ретировались. А потом мне рассказали, что они и арендодателя пытались вывести на компенсации, и поставщиков.

«Защищать себя бизнесу приходится самому»

Станислав, не готов публично говорить название компании.

Бизнес обязан защищать себя сам. Для жалоб потребителей есть соответствующие структуры типа общества по защите прав потребителей и так далее. Но вот что-то я не вижу какой-то государственной структуры по защите бизнеса. Бизнесу приходится защищать себя своими силами, отталкиваясь только от нормативных актов, того же госта или правил бытового обслуживания населения.

Взять пример с химчисткой. Если в госте написано, что после чистки допускаются те или иные дефекты, мы предупреждаем об этом заказчика, а дальше уже его право согласиться с условиями договора или нет.

Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

Аватар дайджеста

«С порога звонят и требуют скидку»

Светлана Харина, владелица компании New Level Apartments

Я занимаюсь управлением недвижимостью, арендным бизнесом. У меня тоже был случай.

Заселились гости через удаленное заселение по электронному замку. С порога звонят и говорят, как в квартире ужасно и грязно. Требуют или существенную скидку за все проживание, или, так уж и быть, останутся до утра, но бесплатно. Если не пойду на их условия, угрожают сокрушительным отзывом на площадке. А квартиры у меня идеальные, я строжайше слежу за уровнем сервиса и чистотой. Отзывы у моих объектов только на 5 звезд. Я понимаю, что нарвалась на мошенников.

С мошенниками держалась стойко, на угрозы не повелась — моментально среагировала и обратилась за защитой на площадку бронирования. Площадка всячески показала, что они на моей стороне: мне позволили выселить этих гостей и при этом удержать оплату. Хотя я знаю, что гости обращались к ним за возвратом. При этом отзыв от этих людей все-таки появился на площадке, оспорить его в поддержке я не смогла: свое субъективное мнение гость может оставить независимо от обстоятельств. К счастью, на рейтинг это не повлияло. Профиль этого пользователя так и не заблокировали, хотя на него жаловалась не только я. Все же себя, квартиру и аккаунт я защитила. Маленькая, но победа :)

Предпринимателям в подобной ситуации я советую сохранять холодный ум и не паниковать. Те, кто шантажируют бизнес плохим отзывом, если им якобы не заплатят, как правило, потом все равно его пишут. Поэтому лучше не заплатить и получить плохой отзыв, чем заплатить и все равно получить :) Об этом нужно думать в первую очередь :) Рекомендую посмотреть фильм «Все деньги мира», там как раз про силу твердо стоять на своем, несмотря ни на какие угрозы. Ну и помнить, что сила в правде :)

«Рядовой потребитель не может так идеально все подготовить»

Тигран Аветисян, генеральный директор Авакс

Мы занимаемся дистрибуцией бытовой техники в России и СНГ. Основные покупатели — торговые сети. Хотя мы не продаем технику напрямую розничным покупателям, но отрабатываем обязанности по гарантийным обязательствам. Если человек купил наш товар в М.Видео, Эльдорадо, на Ozon, Wildberries, он обращается к нам. К примеру, если он оказался обладателем брака, мы сами оформляем возврат и возмещаем деньги.

Конечно, бывает, что сталкиваемся с потребительским терроризмом. Это те покупатели, кто может целенаправленно испортить товар для получения прибыли. Причем, чтобы судиться с нами в дальнейшем, они готовятся с самого начала: делают подробную фото- и видеосъемку, находят изъяны в законодательстве. Мы предпочитаем не идти у таких на поводу, а сразу отстаивать себя, чтобы это не превращалось в какую-то массовую экономическую модель.

Подача в суд на компанию — очень редкий процесс в нашей стране, особенно со стороны граждан. Поэтому, когда мы изучаем жалобу по компенсации денег за испорченный товар, можем практически безошибочно определить злоумышленника. Часто этот человек очень серьезно подошел к вопросу, у него все подготовлено, все описано, он четко намерен судиться. У него на руках фотографии, чеки, записи созвона с колл-центром торговой сети, все юридически выверено и подготовлено.

И вот ты видишь все это и думаешь, как же четко отлажен бизнес-процесс, ну ничего себе, все идеально. Вот это «все идеально» и выдает его. Рядовой потребитель не может так идеально все подготовить, если это не юрист. Но и у юриста могут быть не все чеки или документы на руках.

Такая выверенная подготовка может быть сигналом, что, возможно, мы имеем дело с мошенником. Тогда мы начинаем внутреннюю экспертизу. В итоге все заканчивается без суда.

Хотите поделиться своей историей о работе с клиентами?

Расскажите читателям Бизнес-секретов, как вы столкнулись с нападками покупателей и что помогло вам решить конфликт. Написать историю можно через телеграм-бота. После короткой модерации мы опубликуем вашу статью в нашем медиа.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Алина Соломенникова
Алина Соломенникова

Что может сделать бизнес, чтобы избежать необоснованных жалоб клиентов? Поделитесь мнением


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации