Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
НовостиРедактор: Наталья Митькина

Верховный суд выпустил обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей

В обзор вошли показательные споры за 2021 и 2022 годы

Что случилось. Чтобы суды применяли нормы права одинаково, Верховный суд выпустил обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей за 2021—2022 годы. Собрали основные позиции.

Изготовитель некачественного товара должен возместить покупателю все убытки, в том числе и уплаченные проценты по потребительскому кредиту.

Продавец некачественного автомобиля возместил клиентке проценты по кредиту

Что случилось. Автоледи купила машину в кредит. Через какое-то время после покупки она обнаружила у автомобиля брак, из-за которого нормальное использование машины стало невозможным. Все это время она платила проценты по кредиту.

В чем проблема. Продавец возместил покупательнице стоимость машины. Еще, так как с момента покупки цены на аналогичные автомобили выросли, он заплатил разницу между ценой покупки и текущей рыночной стоимостью автомобиля такой же марки и комплектации. Женщина подала в суд, чтобы вернуть проценты по кредиту. Женщина подала в суд, чтобы вернуть проценты по кредиту.

Как решился вопрос. Верховный суд рассмотрел эту ситуацию и постановил — проценты покупательнице возместить. Аргумент такой: если покупатель берет целевой кредит, за который платит проценты, передает эту сумму продавцу и при этом получает некачественный автомобиль, он не может воспользоваться ни деньгами, ни машиной. Значит, проценты — это убыток покупателя.

Продавец не платит неустойку за нарушение сроков возврата денег за товар надлежащего качества, который купили через интернет.

Продавец плитки вернул деньги за качественный товар с нарушением сроков, но неустойку не заплатил

Что случилось. Клиент купил керамическую плитку через интернет, а потом отказался от нее и попросил вернуть деньги. Продавец должен сделать это в течение 10 рабочих дней после предъявления претензии, однако нарушил срок.

В чем проблема. Продавец утверждал, что покупатель вернул товар позднее, чем предъявил претензию, и у работников компании не было достаточно времени, чтобы получить плитку, проверить ее сохранность и комплектность.

Как решился вопрос. Так как данных о том, когда покупатель вернул качественный товар не было, а также было неизвестно, сколько времени было у продавца плитки, чтобы проверить ее состояние и комплектность, Верховный суд постановил, что правовых оснований взыскивать неустойку нет.

Если исполнитель услуг хочет избежать ответственности на том основании, что заказчик использовал результат услуги неправильно, то он это и должен доказать.

Оператор связи должен доказать, на основании чего переоформил номер телефона на другого человека

Что случилось. Оператор связи переоформил номер телефона клиента на другого человека, потому что он, по утверждению оператора, получил на это нотариальную доверенность от данного клиента. Клиент подал в суд на оператора, так как его номером воспользовались мошенники и украли с банковского счета 700 000 ₽.

В чем проблема. Оператор связи не хотел возмещать убытки клиенту, так как утверждал, что клиент сам оформил онлайн-банк на этот телефон. Также ответчик утверждал, что сотрудник перевел номер на основании нотариальной доверенности.

Как решился вопрос. Верховный суд потребовал от оператора связи доказать, что случившееся стало следствием виновных действий абонента, но у оператора не оказалось даже копии нотариальной доверенности. В результате Верховный суд вернул дело на пересмотр в первую инстанцию. Если оператор не докажет виновность абонента и там, придется возместить убытки

Закон о защите прав потребителей может распространяться на маркетинговые программы. Например, если продавец указал недостоверную информацию о том, как начисляются бонусные баллы.

Компания должна будет вернуть убытки потребителям за обман при начислении бонусов

Что случилось. За покупку товаров компания предлагала бонусы, которые можно было бы использовать для следующих покупок.

В чем проблема. Покупатели столкнулись с тем, что количество объявленных и реально начисленных бонусов не совпадает, и обратились в суд, чтобы компенсировать убытки.

Как решился вопрос. Верховный суд указал, что информацию по маркетинговым программам необходимо довести до покупателя в полном объеме. Это — публичная оферта, условия которой не могут меняться после покупки товара. Верховный суд вернул дело на пересмотр в первую инстанцию. Покупатели, которым начислили бонусы неправильно, могут обратиться за компенсацией в суд.

Что это значит для бизнеса. Если вы продаете товары или услуги, при спорах с покупателями обратите внимание на выводы Верховного суда.

Читайте новости в Telegram Бизнес-секретов

Анонсы мероприятий, ответы от юристов и полезные статьи о бизнесе

Читать TelegramТелеграм Бизнес-секретов

Поделитесь статьей

Сейчас читают

Читайте наш Telegram и будьте в курсе событий бизнесаЧитайте наш Telegram и будьте в курсе событий бизнеса
Читайте наш Telegram и будьте в курсе событий бизнеса

Разборы юристов, полезные статьи о бизнесе и личный опыт предпринимателей

Читать Telegram