Перед началом торговли на маркетплейсах у продавцов возникает много вопросов: например, где найти поставщика, какую схему продаж выбрать или как отгружать товар. Чтобы найти ответы, одни ищут наставника, который поможет и направит, другие вступают в бизнес-клубы или сообщества селлеров, третьи разбираются во всем самостоятельно и учатся на своих ошибках.
В статье разбираемся, как работают клубы и сообщества и нужно ли туда вступать. Для этого мы поговорили с продавцами, которые ведут бизнес на площадках самостоятельно, с владельцами и участниками клубов и сообществ.
Популярны ли клубы и сообщества среди продавцов
Мы провели опрос среди участников телеграм-канала «Бизнес-секреты: маркетплейсы». Вот что выяснили:
Какие бывают комьюнити для селлеров
Комьюнити бывают платными и бесплатными. При общении с экспертами мы заметили, что платные комьюнити чаще называют себя клубами, а бесплатные — сообществами. В статье будем делать так же.
Клубы. Чтобы вступить в них, продавцу нужно уплатить членский взнос. Сумму вносят единоразово на старте либо отдают каждый месяц или год. Как и сколько именно придется платить — зависит от правил клуба.
Не во всех клубах достаточно просто заплатить за вступление — некоторые проводят дополнительные проверки. Например, просят продавца прислать скрины из личного кабинета и подтвердить обороты магазина на маркетплейсе.
«В нашем клубе есть ограничения по обороту в месяц. Например, для стандартного тарифа — 150 000 ₽, для тарифа PRO — от 800 000 ₽. Такие планки делят участников по опыту и профессиональным вопросам».
Николай Шапкин
Предприниматель и основатель проектов MPExperts
Первые клубы стали появляться в пандемию, когда магазины в рознице закрывались и бизнес стал переходить в онлайн и на маркетплейсы. Основателями таких клубов становились сами предприниматели. Они рассказывают, что в то время практически не было информации, как строить бизнес на площадках. Владельцы бизнеса самостоятельно осваивали нишу и создавали клубы, где делились опытом с другими предпринимателями.
«Старый бизнес перестал приносить деньги в нужном объеме, и пришлось искать новые пути развития — мы решили продавать антисептики. Искали новый канал продаж и вышли на маркетплейсы.
Тогда еще не было школ по маркетплейсам и телеграм-каналов, было сложно найти информацию, как правильно оформить карточки и продвигать их, какие инструменты работают, а какие не стоит даже пробовать.
Однажды я попал на встречу продавцов в Москве. За несколько часов я получил информацию, которая помогла масштабировать бизнес в десять раз. Так я понял, что сила в окружении и обмене опытом, решил создать собственный клуб и помогать продавцам с выходом на маркетплейсы».
Иван Городилов
Основатель международного клуба поставщиков маркетплейсов MPSellers
«Когда я начинал торговать на Amazon и Wildberries, сам столкнулся с проблемой — негде было искать актуальную информацию и единомышленников. Из-за этого было сложно расти и масштабировать бизнес. Тогда я решил организовывать встречи селлеров и продвигать профессиональное сообщество продавцов».
Николай Шапкин
Предприниматель и основатель проектов MPExperts
Некоторые клубы создавали на базе онлайн-школ. Например, владелец бизнеса проводил курсы по обучению для селлеров, а потом приглашал выпускников вступать в клуб. То есть продавцы сначала получали знания, а после обучения могли обмениваться опытом.
«Наш клуб совсем молодой — ему полтора года. Мы основали его на базе нашей школы по маркетплейсам. В какой-то момент заметили, что маркетплейсы растут, а знания и информацию по ним брать неоткуда, нет проверенных источников».
Виктория Протопопова
Основательница бизнес-клуба «Заряд»
Клубы организовывают для участников различные мероприятия, например проводят офлайн-конференции в разных городах России и приглашают на них известных спикеров. Так у продавцов есть возможность общаться с ключевыми игроками рынка и следить за тенденциями.
«У нас в клубе три формата: онлайн, офлайн и живые zoom-встречи. У каждого участника есть расписание — можно посмотреть его в личном кабинете, а потом выбрать, на какие мероприятия хочется пойти.
Еще у нас бывают разные челленджи или темы месяца, где мы рассказываем много полезной информации. Например, у Wildberries поменялся алгоритм настройки рекламы — рассказываем об этом и приглашаем спикеров и лидеров рынка, которые смогут дать полезные советы продавцам».
Виктория Протопопова
Основательница бизнес-клуба «Заряд»
Сообщества. Это бесплатные каналы или публичные чаты, в которые может вступить любой желающий. Чаще всего их можно встретить в Телеграме.
Например, такой чат есть у Бизнес-секретов — он называется «Есть дело: маркетплейсы». В нем состоят продавцы маркетплейсов, поставщики и специалисты, которые предлагают разные услуги на площадках, например оформление или анализ карточек. Чтобы вступить в сообщество Бизнес-секретов, нужно пройти регистрацию в боте по ссылке справа.
«Состою в сообществе „Есть дело: маркетплейсы“. Удобно, что есть разные чаты для каждой площадки — Wildberries, Ozon, Яндекс Маркета. Можно задать любой вопрос, а опытные продавцы дадут совет.
Иногда даже просто листаю ленту и читаю, что пишут другие. Часто среди ответов попадаются полезные лайфхаки и инсайты, о которых сам даже не подумаешь».
Анна Казыева
Продавец домашнего текстиля
Сообщества, как и клубы, выросли из желания поделиться с другими информацией и узнать чужой опыт торговли на маркетплейсах.
«Мы создали чат и телеграм-канал для обмена опытом, когда информации о работе на Wildberries и Ozon практически не было. Сейчас чат и канал — открытые площадки, где продавцы могут узнать новости о бизнесе на маркетплейсах, обменяться опытом и получить ответы на вопросы».
Антон Гогин
Руководитель компании MPGO
В сообществах, так же как и в клубах, состоят опытные продавцы, которые готовы помочь советом и подсказать.
«Актив нашего чата на 85% состоит из участников, которые заходят задать вопрос. Обычно ответы нужны срочно, а ждать поддержку маркетплейсов слишком долго. В таких случаях можно спросить продавцов, которые уже через это проходили.
Многим достаточно совета, чтобы избежать часовых ожиданий ответов на обращения. Именно для этого мы и создали наше комьюнити».
Илья Бухарин
Основатель «Клуба партнеров»
Что выбрать — клуб или сообщество, — зависит от цели продавца. В следующем разделе собрали мнения селлеров и узнали, зачем они вступают в клубы и сообщества.
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Почему продавцы вступают в клубы и сообщества
Мы опросили продавцов и владельцев клубов и собрали четыре основные причины, по которым селлеры вступают в платные комьюнити:
- Недостаток информации.
- Возможность масштабировать бизнес.
- Возможность вырасти в оборотах и прибыли.
- Новое окружение и полезные знакомства.
Недостаток информации. Чаще всего опрошенные нами продавцы вступали в клуб, потому что в интернете не хватало информации о маркетплейсах. Они хотели найти комьюнити, в котором другие опытные коллеги делились бы опытом.
Возможность масштабировать бизнес. В платные клубы обычно идут уже опытные продавцы, которые хотят масштабировать бизнес и больше узнать о торговле на маркетплейсах.
«Я считаю, что в клуб нужно идти за более углубленными знаниями. Если хочется что-то попробовать, лучше для начала остановиться на бесплатных сообществах, а потом уже заходить в платный клуб».
Евгения Вернадская
Член клуба MPSellers
Возможность вырасти в оборотах. Продавцы не были готовы поделиться с нами точными результатами, которых они добились в клубе. Но при этом все участники говорили о росте бизнеса. Например, у одного продавца оборот вырос на 200%, а у другого — в четыре раза. Такие данные сложно сравнивать между собой, но мы сделали общий вывод: внутри платных клубов продавцы, по их словам, растут и постоянно масштабируются.
«Первая моя цель в клубе — общаться с топовыми селлерами и обмениваться с ними опытом. Сейчас я знаю всех ключевых игроков рынка и могу взять у них консультацию по любому вопросу.
Вторая цель — расширять и масштабировать бизнес. Я в клубе с первого дня и заметно выросла — сейчас у меня есть собственный фулфилмент-центр, где уже мои сотрудники помогают продавцам с торговлей на маркетплейсах».
Арина Лазарева
Член клуба MPSellers
При этом опрос в телеграм-канале «Бизнес-секреты: маркетплейсы» говорит об обратном: 70% опрошенных ответили, что участие в клубе ничего не дало и оказалось бесполезным. Однако число ответивших небольшое, поэтому дать однозначный ответ сложно.
Получается, что невозможно предсказать, получится ли масштабировать бизнес и выйти на новые показатели при вступлении в клуб. Многое зависит от самого продавца: готов ли он расти и развиваться.
Новое окружение и полезные знакомства. Участники рассказывают, что клубы — это не только про опыт и обучение, но и про человеческие отношения. Некоторые становятся друзьями и за пределами клубов.
«Внутри клуба очень доверительные отношения. Мы все друг другу помогаем по разным вопросам. Необязательно даже спрашивать только про маркетплейсы, можно узнать о чем угодно.
Мы дружим и общаемся — можно сказать, что нашли своих, и часто встречаемся вне клуба. С другими встречаемся по рабочим моментам — обсуждаем партнерство и возможное развитие».
Анастасия Гречушкина
Член клуба MPSellers
«Я вступила в клуб, потому что появилась потребность в окружении, которое связано именно с маркетплейсами. Хотелось общаться с теми, кто говорит со мной на одном языке. Тогда я поняла, что мне интереснее проводить время с людьми, с кем много общих тем для обсуждений про бизнес.
Мне очень нравится, что мы можем путешествовать вместе, а заодно и обсуждать какие-то волнующие вопросы о маркетплейсах и делиться какими-то инсайтами, которые потом можно внедрить в процессы».
Евгения Вернадская
Член клуба MPSellers
Вот что еще полезного можно сделать внутри клуба, по словам продавцов и основателей:
- первыми внедрять новые инструменты и успевать заработать раньше конкурентов;
- получить новые знания от практиков рынка;
- открыть для себя новую нишу и начать в ней продавать;
- найти партнера и открыть новый бизнес;
- найти новых поставщиков, покупать товар дешевле и отгружать больше;
- получать скидки от партнерских сервисов — например, сервисов аналитики или поставщиков услуг;
- найти сотрудников — например, дизайнеров или фотографов для создания карточек товаров. Другой участник может посоветовать кого-то проверенного, с кем уже давно работает и чьи карточки товаров поднимаются выше других в поиске.
Однако некоторые из этих вещей доступны и в бесплатных сообществах. Их владельцы тоже следят за нововведениями, помогают с разными вопросами и стремятся, чтобы продавец всегда мог получить актуальную информацию.
«Мы стараемся поддерживать активности в чате, помогаем советами и следим, чтобы новости в канале были актуальными.
Сейчас мы уже не только сообщество поставщиков, но и фулфилмент-центр, компания полного цикла по работе с Китаем, технологические партнеры Ozon и Яндекс Маркета».
Антон Гогин
Руководитель компании MPGO
Мы также опросили участников сообществ, почему они однажды присоединились к бесплатному комьюнити и остаются там. Большинство продавцов ответили, что вступали в сообщества в самом начале своего пути на маркетплейсах.
«Когда я вышла на площадку, сразу искала чат продавцов. Нашла сообщество в своем городе — это удобно, потому что у нас общие проблемы. Например, в Красноярске нет распределительного центра, поэтому мы отправляем заказы через пункты приема. Внутри чата мы обсуждаем, какие проблемы возникают, и учимся на чужих ошибках.
Сейчас мы продаем только по FBS, а недавно я решила, что хочу торговать и по FBO. Написала в чате, чтобы узнать, как лучше организовать работу. Несколько людей откликнулись — теперь планирую с ними поговорить подробнее, чтобы задать вопросы и уточнить все детали».
Оксана Гришанова
«Я не участвую в платных клубах для продавцов и не планирую. Считаю, что в них нет для меня пользы. Обмен опытом можно получить в беседах и небольших чатах продавцов.
Например, я состою в сообществе продавцов Ozon. Участие в клубе бесплатное. Коллеги с радостью помогают новичкам и отвечают на сложные вопросы простым языком. Вместе мы можем обсудить нововведения на площадке, оценить работу акций и инструментов для продвижения».
Екатерина
Участник «Клуба партнеров»
Если кажется, что клуб вам не подходит, всегда можно начать с бесплатного сообщества, а позже перейти к платному формату. Вступить в сообщество проще: не нужно платить членский взнос и проходить проверки. Выйти из него тоже легко: достаточно покинуть чат или канал.
Почему некоторые продавцы отказываются вступать в клубы
Во время общения с продавцами мы заметили, что не все хотят вступать в клубы. Мы узнали, почему так, и делимся с вами ответами.
«Регулярно получаю предложения вступить в клубы или сообщества для селлеров, но пока не планирую этого делать. Для себя не вижу плюсов в таких комьюнити: коммуникация с разными предпринимателями у меня и так есть. Я всегда знаю, где обменяться опытом и узнать что-то новое.
Некоторые клубы ориентированы именно на Wildberries, а я продаю на Ozon. Информации по моей площадке мне достаточно, и для этого не обязательно быть членом комьюнити. У нашей компании есть стратегия развития, благодаря которой мы растем.
Однако я знаю людей, которые считают, что выросли именно за счет таких комьюнити. Отношусь к этому скептически, потому что тяжело понять, точно ли дело именно в клубах, или продавец сам стал прилагать усилия и растить свой бизнес».
Дмитрий Новосельцев
«Никогда не слышала о клубах. Но если бы и вступала в подобные комьюнити — только туда, где продавцы сами производят товар, а не просто перекупают его в Китае. Меня привлекают новые люди и возможности, которые могут быть созданы в клубе».
Марина Фролова
Владелица магазина интерьерных наклеек «Липучка»
«Для меня очень важно, кто находится внутри клуба, — причем и основатель, и те люди, из-за которых я вступила в комьюнити. Но сейчас нигде не состою, а торговля на маркетплейсах все равно развивается. На мой взгляд, все зависит от человека: если он умеет действовать самостоятельно, в клубах просто нет необходимости. Например, мой бизнес вырос за последние полгода на 46%».
Анастасия Павлова
Владелица производства домашнего текстиля LeoHome
Из ответов видно, что клуб не волшебная таблетка для роста оборотов. Можно работать на маркетплейсах и масштабироваться своими силами. Это зависит от того, насколько предприниматель готов погружаться в рынок, правильно ли он выбирает товар, рассчитывает юнит-экономику, вовремя ли обновляет карточки товаров.
Где найти подходящий клуб или сообщество продавцов
Если все же решили вступить в клуб или сообщество, их можно найти через отзывы, сайты, рекламу в телеграм-каналах и на офлайн-мероприятиях.
Отзывы или сарафанное радио. Клубы лучше искать по рекомендациям или отзывам в интернете. Если у вас есть знакомые, которые в них состоят, можно спросить у них совета. С бесплатными сообществами проще — можно вступить в них и побыть там какое-то время, чтобы присмотреться. Если не понравится — в любой момент уйти.
«Меня в клуб позвал вступить мой конкурент по нише. Самое интересное — сам он в этом клубе не состоит, но посещает мероприятия и в целом знаком с клубом».
Евгения Вернадская
Член клуба MPSellers
Сайты. На них рассказывают, что именно предлагает клуб или сообщество и чем они могут помочь продавцу. Для подтверждения успехов клубы прикладывают отзывы и результаты других продавцов — но проверить их на практике бывает сложно: не всегда указаны контакты тех, кто оставил отзывы.
Реклама в телеграм-каналах и соцсетях. Некоторые находят клуб или сообщество во время чтения каналов о маркетплейсах или в чатах. Например, когда мы искали экспертов для этой статьи, в комментариях под постом девушка нашла для себя сообщество по интересам и сразу вступила в него.
Офлайн- и онлайн-мероприятия. Некоторые клубы и сообщества рекламируют себя на конференциях или становятся информационными партнерами мероприятий, на которые приходят селлеры.
Тест: нужно ли вам вступать в комьюнити для продавцов?
Мы подготовили тест в виде схемы. Возможно, он поможет вам определиться с форматом.
А вы состоите в бизнес-клубах? Пишите в комментариях, что вам дают такие сообщества.