Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Что такое краудсорсинг и чем он полезен бизнесу


Краудсорсинг — это, проще говоря, народная поддержка. Дословно этот термин переводится как «использование ресурсов толпы»: то есть речь о задачах, в которых бизнес задействует деньги, время и опыт группы людей.

Что такое краудсорсинг

Краудсорсинг — способ организации работы, когда много людей трудятся вместе, чтобы решить какую-то задачу. Например, они могут помочь нарисовать логотип, найти ошибки в программе или даже просто ответить на вопросы. Этот термин объединяет два слова: crowd — толпа и outsourcing — аутсорсинг, или использование внешних ресурсов.

На практике краудсорсинг выглядит так. Компания решает не делать проект самостоятельно, а делит его на маленькие задачи и предлагает людям из интернета принимать участие. Когда участников много, они могут сделать больше, чем небольшая группа, и это позволяет быстрее и дешевле выполнить проект.

Виды краудсорсинга

С точки зрения затрат бизнеса краудсорсинг можно разделить на два вида:

  1. Бесплатный краудсорсинг. Означает, что люди помогают безвозмездно. Яркий пример — Википедия. Это открытая энциклопедии, где статьи пишут и редактируют сами пользователи.
  2. Платный краудсорсинг. Здесь уже людям платят за помощь, например за тестирование сайта или приложения, участие в маркетинговом исследовании.

Еще можно выделить виды краудсорсинга в зависимости от типов решаемых задач, назовем самые популярные.

Краудсорсинг идей, или Crowd Wisdom — коллективный поиск новых идей.

Краудсорсинг финансирования, или Crowd Funding. Процесс, в ходе которого проекты или стартапы привлекают деньги от множества мелких инвесторов. Как правило, для этого используются специальные платформы.

Краудсорсинг тестирования и обратной связи, или Crowd voting. Дословно — голосование толпы. Этот метод используется для сбора общественного мнения или поиска ошибок в продуктах компании.

Краудсорсинг данных. Включает в себя помощь людей для разметки или анализа данных, таких как изображения, тексты или аудио.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 406 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Чем краудсорсинг отличается от фандрайзинга, краудфандинга и аутсорсинга

Эти понятия взаимосвязаны, поэтому их иногда путают.

Фандрайзинг — сбор денег для некоммерческих проектов: общественных, благотворительных, социальных. Деньги могут жертвовать как множество людей с небольшими суммами, так и отдельные крупные меценаты — в том числе компании.

Пример фандрайзинга из практики — сбор денег, чтобы перевести на русский язык иностранные медицинские пособия в начале пандемии ковида. Его запустили участники проекта Medach — российского сообщества врачей и сторонников доказательной медицины. Деньги собирали, чтобы оплатить работу профессиональных переводчиков.

Краудфандинг — одна из разновидностей краудсорсинга, мы ее упоминали в предыдущем разделе. Простыми словами — сбор денег. Особенность в том, что люди вкладывают в проект деньги, а взамен компания может пообещать им вознаграждение: образец товара, ранний доступ к продукту или символический подарок.

Аутсорсинг — наем внешних исполнителей для решения задач. Пример аутсорсинга — заказ разработки сайта у агентства, вместо того чтобы создавать его собственными силами. При аутсорсинге обычно нанимают одного или нескольких подрядчиков, а при краудсорсинге задачи доверяют сразу большой группе исполнителей без предварительного отбора.

Допустим, компании нужно разработать дизайн упаковки. Аутсорсинг — наем дизайнера по договору подряда. Краудсорсинг — открытый конкурс на разработку дизайна с призовым фондом.

Как работает краудсорсинг

Процесс краудсорсинга будет различаться в каждом конкретном случае в зависимости от задач бизнеса. Но в общем случае его можно разделить на семь этапов.

Этапы краудсорсинга
Этапы краудсорсинга

Например, этапы «Вознаграждение» и «Обратная связь» бывают не всегда

Этапы краудсорсинга
Этапы краудсорсинга

Например, этапы «Вознаграждение» и «Обратная связь» бывают не всегда

Например, этапы «Вознаграждение» и «Обратная связь» бывают не всегда

Определение задачи. Сначала бизнес решает, какую конкретно задачу он хочет решить с помощью краудсорсинга, готов ли он за нее заплатить и сколько, какие сроки выполнения задачи.

Публикация задачи. Задача или проект публикуется на платформе или в ресурсах, доступных для широкой аудитории. Это может быть веб-сайт, приложение или другая онлайн-платформа, где участники могут узнать о задаче и принять участие. Подробно про платформы расскажем дальше.

Участие крауда. На этом этапе люди со всего мира присоединяются к выполнению задачи. Особенности участия будут различаться в зависимости от вида краудсорсинга, поставленной задачи и платформы, на которой она опубликована.

Оценка и выбор решений. Этот этап может включать в себя выбор лучших идей, проверку качества выполненных задач или анализ полученных данных.

Вознаграждение. Это могут быть деньги, подарки, признание, тестовый доступ к продукту.

Завершение проекта. На этом этапе бизнес использует результаты краудсорсинга. Например, создает новый продукт на основе собранных идей или принимает какое-то решение на основе новых данных.

Обратная связь. Это необязательный этап. На нем бизнес или организаторы краудсорсинга собирают отзывы участников. Они нужны, если компания собирается провести повторный краудсорсинг и хочет улучшить процесс.

Преимущества и недостатки краудсорсинга

При всех достоинствах краудсорсинга он подойдет не каждому бизнесу. Собрали в таблицу плюсы и минусы этого инструмента.

ПреимуществаОграничения
Можно построить лояльное сообщество клиентов и партнеров вокруг компании или продукта
Нужно быть готовым публично рассказывать о внутренних бизнес-процессах
Можно бесплатно или за небольшие деньги получить ценную обратную связь о продуктах компании
Нужно выстраивать доверительные отношения с аудиторией, особенно если бизнес не хочет платить людям за участие
Можно найти неочевидные идеи, которые помогут усилить позиции бизнеса на рынке
Не всегда получается достичь нужного результата. Может оказаться так, что новые идеи вряд ли будут полезны и применимы на практике
Можно получить финансирование на запуск нового продукта, на который еще нет явного спроса. Тем самым уменьшить риски потратить деньги впустую
Нужно публично отчитываться за деньги и другие материальные ресурсы, которые вложили другие люди

Примеры, как использовать краудсорсинг в бизнесе

В 2015 году Аэрофлот провел открытый конкурс «ПолетМысли.РФ». Авиакомпания собирала идеи, как улучшить существующие услуги или внедрить новые. Конкурс разбили на три тематических этапа:

  1. Улучшение программы «Аэрофлот Бонус».
  2. Услуги для более комфортного полета.
  3. Предполетное и послеполетное обслуживание пассажиров.

По каждому из трех этапов Аэрофлот из нескольких тысяч предложений выделил трех победителей. За первые места авиакомпания награждала зарубежными путевками с оплатой перелета туда и обратно.

В 2021 году ретейлер METRO тестировал два варианта страницы корзины на сайте. Они отличались тем, где располагался блок с выбором даты, времени и адреса доставки. Компания предложила покупателям выбрать лучший. В результате внедрили победивший вариант.

Еще один яркий пример — бизнес Гузель Санджаповой, которая оставила карьеру в ИТ-сфере и организовала производство меда в деревне Малый Турыш на Урале. В развитии проектов Гузель использует краудсорсинговые форматы — все желающие помогают ее проектам не только деньгами, но и другими ресурсами. Например, при строительстве общественного центра в деревне ей помогали стройматериалами.

Проект AnnNIGM предпринимателя Владимира Козлова с помощью краудфандинга собрал 1,6 млн рублей. Деньги потратили на выпуск клипс-трекеров для измерения динамики глюкозы.

Платформы для коллективного сотрудничества, доступные в России

Собрали несколько онлайн-платформ и сервисов, которые помогут бизнесу запустить краудсорсинг.

Boomstarter — российская краудфандинговая платформа. Здесь можно разместить карточку для сбора денег на конкретный проект или бизнес-идею. Платформа берет плату за размещение проекта по сбору средств, но не взимает комиссию с собранных денег.

Стартовая страница Boomstarter
Стартовая страница Boomstarter

Так выглядит стартовая страница Boomstarter. На сайте можно посмотреть чужие проекты — это может натолкнуть на идеи для запуска своего

Так выглядит стартовая страница Boomstarter. На сайте можно посмотреть чужие проекты — это может натолкнуть на идеи для запуска своего

Planeta — еще один российский сервис для краудфандинговых проектов. Здесь можно запустить сбор средств на бизнес-проект или благотворительные инициативы. Платформа зарабатывает на комиссиях от сборов — 10% с собранной суммы.

Толока. Сервис от Яндекса, который помогает решать микрозадачи бизнеса. Например, нанять тайных покупателей и оценить работу магазина. За выполненное задание исполнитель получает деньги — в зависимости от сложности задачи. Сервис также решает задачи машинного обучения — на Толоке можно поручить расшифровку и отбор нужного контента из видео, текстов и аудиофайлов.

Яндекс Взгляд. С помощью этого сервиса бизнес может провести платный опрос или голосование — выбрать лучший креатив, узнать мнение о продукте, оценить удобство сайта. При заказе исследования можно настроить целевую аудиторию и количество людей, чье мнение важно изучить.

Платформа Яндекс Взгляд
Платформа Яндекс Взгляд

В Яндекс Взгляд фиксированная цена за одно тестирование, она зависит от региона автора опроса

В Яндекс Взгляд фиксированная цена за одно тестирование, она зависит от региона автора опроса

GoDesigner. Платформа, на которой можно запустить конкурсы на лучший дизайн. Компания размещает задание — например, логотип, фирменный стиль или дизайн упаковки, и устанавливает размер вознаграждения. Дизайнеры публикуют в карточке конкурса свои работы, а организатор выбирает лучший вариант — победитель получает вознаграждение.

Главное

  1. Краудсорсинг — это инструмент «народной поддержки». Суть в том, что бизнес использует время, деньги и идеи большого числа людей.
  2. С помощью краудсорсинга можно оценить спрос на новый продукт, построить комьюнити вокруг товара или услуги, получить новые идеи для развития бизнеса.
  3. Если используете краудсорсинг, нужно быть готовым публично рассказывать о внутренних бизнес-процессах. А еще может оказаться так, что новые идеи вряд ли будут полезны и применимы на практике.
  4. Краудсорсинг можно организовать с минимальными затратами для бизнеса, если использовать специальные платформы.
Яна Сонина
Яна Сонина

Вы использовали краудсорсинг в своем бизнесе? Расскажите, как это было.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации