Краудсорсинг — это, проще говоря, народная поддержка. Дословно этот термин переводится как «использование ресурсов толпы»: то есть речь о задачах, в которых бизнес задействует деньги, время и опыт группы людей.
Что такое краудсорсинг
Краудсорсинг — способ организации работы, когда много людей трудятся вместе, чтобы решить какую-то задачу. Например, они могут помочь нарисовать логотип, найти ошибки в программе или даже просто ответить на вопросы. Этот термин объединяет два слова: crowd — толпа и outsourcing — аутсорсинг, или использование внешних ресурсов.
На практике краудсорсинг выглядит так. Компания решает не делать проект самостоятельно, а делит его на маленькие задачи и предлагает людям из интернета принимать участие. Когда участников много, они могут сделать больше, чем небольшая группа, и это позволяет быстрее и дешевле выполнить проект.
Виды краудсорсинга
С точки зрения затрат бизнеса краудсорсинг можно разделить на два вида:
- Бесплатный краудсорсинг. Означает, что люди помогают безвозмездно. Яркий пример — Википедия. Это открытая энциклопедии, где статьи пишут и редактируют сами пользователи.
- Платный краудсорсинг. Здесь уже людям платят за помощь, например за тестирование сайта или приложения, участие в маркетинговом исследовании.
Еще можно выделить виды краудсорсинга в зависимости от типов решаемых задач, назовем самые популярные.
Краудсорсинг идей, или Crowd Wisdom — коллективный поиск новых идей.
Краудсорсинг финансирования, или Crowd Funding. Процесс, в ходе которого проекты или стартапы привлекают деньги от множества мелких инвесторов. Как правило, для этого используются специальные платформы.
Краудсорсинг тестирования и обратной связи, или Crowd voting. Дословно — голосование толпы. Этот метод используется для сбора общественного мнения или поиска ошибок в продуктах компании.
Краудсорсинг данных. Включает в себя помощь людей для разметки или анализа данных, таких как изображения, тексты или аудио.
Чем краудсорсинг отличается от фандрайзинга, краудфандинга и аутсорсинга
Эти понятия взаимосвязаны, поэтому их иногда путают.
Фандрайзинг — сбор денег для некоммерческих проектов: общественных, благотворительных, социальных. Деньги могут жертвовать как множество людей с небольшими суммами, так и отдельные крупные меценаты — в том числе компании.
Пример фандрайзинга из практики — сбор денег, чтобы перевести на русский язык иностранные медицинские пособия в начале пандемии ковида. Его запустили участники проекта Medach — российского сообщества врачей и сторонников доказательной медицины. Деньги собирали, чтобы оплатить работу профессиональных переводчиков.
Краудфандинг — одна из разновидностей краудсорсинга, мы ее упоминали в предыдущем разделе. Простыми словами — сбор денег. Особенность в том, что люди вкладывают в проект деньги, а взамен компания может пообещать им вознаграждение: образец товара, ранний доступ к продукту или символический подарок.
Аутсорсинг — наем внешних исполнителей для решения задач. Пример аутсорсинга — заказ разработки сайта у агентства, вместо того чтобы создавать его собственными силами. При аутсорсинге обычно нанимают одного или нескольких подрядчиков, а при краудсорсинге задачи доверяют сразу большой группе исполнителей без предварительного отбора.
Допустим, компании нужно разработать дизайн упаковки. Аутсорсинг — наем дизайнера по договору подряда. Краудсорсинг — открытый конкурс на разработку дизайна с призовым фондом.
Как работает краудсорсинг
Процесс краудсорсинга будет различаться в каждом конкретном случае в зависимости от задач бизнеса. Но в общем случае его можно разделить на семь этапов.
Определение задачи. Сначала бизнес решает, какую конкретно задачу он хочет решить с помощью краудсорсинга, готов ли он за нее заплатить и сколько, какие сроки выполнения задачи.
Публикация задачи. Задача или проект публикуется на платформе или в ресурсах, доступных для широкой аудитории. Это может быть веб-сайт, приложение или другая онлайн-платформа, где участники могут узнать о задаче и принять участие. Подробно про платформы расскажем дальше.
Участие крауда. На этом этапе люди со всего мира присоединяются к выполнению задачи. Особенности участия будут различаться в зависимости от вида краудсорсинга, поставленной задачи и платформы, на которой она опубликована.
Оценка и выбор решений. Этот этап может включать в себя выбор лучших идей, проверку качества выполненных задач или анализ полученных данных.
Вознаграждение. Это могут быть деньги, подарки, признание, тестовый доступ к продукту.
Завершение проекта. На этом этапе бизнес использует результаты краудсорсинга. Например, создает новый продукт на основе собранных идей или принимает какое-то решение на основе новых данных.
Обратная связь. Это необязательный этап. На нем бизнес или организаторы краудсорсинга собирают отзывы участников. Они нужны, если компания собирается провести повторный краудсорсинг и хочет улучшить процесс.
Преимущества и недостатки краудсорсинга
При всех достоинствах краудсорсинга он подойдет не каждому бизнесу. Собрали в таблицу плюсы и минусы этого инструмента.
Примеры, как использовать краудсорсинг в бизнесе
В 2015 году Аэрофлот провел открытый конкурс «ПолетМысли.РФ». Авиакомпания собирала идеи, как улучшить существующие услуги или внедрить новые. Конкурс разбили на три тематических этапа:
- Улучшение программы «Аэрофлот Бонус».
- Услуги для более комфортного полета.
- Предполетное и послеполетное обслуживание пассажиров.
По каждому из трех этапов Аэрофлот из нескольких тысяч предложений выделил трех победителей. За первые места авиакомпания награждала зарубежными путевками с оплатой перелета туда и обратно.
В 2021 году ретейлер METRO тестировал два варианта страницы корзины на сайте. Они отличались тем, где располагался блок с выбором даты, времени и адреса доставки. Компания предложила покупателям выбрать лучший. В результате внедрили победивший вариант.
Еще один яркий пример — бизнес Гузель Санджаповой, которая оставила карьеру в ИТ-сфере и организовала производство меда в деревне Малый Турыш на Урале. В развитии проектов Гузель использует краудсорсинговые форматы — все желающие помогают ее проектам не только деньгами, но и другими ресурсами. Например, при строительстве общественного центра в деревне ей помогали стройматериалами.
Проект AnnNIGM предпринимателя Владимира Козлова с помощью краудфандинга собрал 1,6 млн рублей. Деньги потратили на выпуск клипс-трекеров для измерения динамики глюкозы.
Платформы для коллективного сотрудничества, доступные в России
Собрали несколько онлайн-платформ и сервисов, которые помогут бизнесу запустить краудсорсинг.
Boomstarter — российская краудфандинговая платформа. Здесь можно разместить карточку для сбора денег на конкретный проект или бизнес-идею. Платформа берет плату за размещение проекта по сбору средств, но не взимает комиссию с собранных денег.
Planeta — еще один российский сервис для краудфандинговых проектов. Здесь можно запустить сбор средств на бизнес-проект или благотворительные инициативы. Платформа зарабатывает на комиссиях от сборов — 10% с собранной суммы.
Толока. Сервис от Яндекса, который помогает решать микрозадачи бизнеса. Например, нанять тайных покупателей и оценить работу магазина. За выполненное задание исполнитель получает деньги — в зависимости от сложности задачи. Сервис также решает задачи машинного обучения — на Толоке можно поручить расшифровку и отбор нужного контента из видео, текстов и аудиофайлов.
Яндекс Взгляд. С помощью этого сервиса бизнес может провести платный опрос или голосование — выбрать лучший креатив, узнать мнение о продукте, оценить удобство сайта. При заказе исследования можно настроить целевую аудиторию и количество людей, чье мнение важно изучить.
GoDesigner. Платформа, на которой можно запустить конкурсы на лучший дизайн. Компания размещает задание — например, логотип, фирменный стиль или дизайн упаковки, и устанавливает размер вознаграждения. Дизайнеры публикуют в карточке конкурса свои работы, а организатор выбирает лучший вариант — победитель получает вознаграждение.
Главное
- Краудсорсинг — это инструмент «народной поддержки». Суть в том, что бизнес использует время, деньги и идеи большого числа людей.
- С помощью краудсорсинга можно оценить спрос на новый продукт, построить комьюнити вокруг товара или услуги, получить новые идеи для развития бизнеса.
- Если используете краудсорсинг, нужно быть готовым публично рассказывать о внутренних бизнес-процессах. А еще может оказаться так, что новые идеи вряд ли будут полезны и применимы на практике.
- Краудсорсинг можно организовать с минимальными затратами для бизнеса, если использовать специальные платформы.
Вы использовали краудсорсинг в своем бизнесе? Расскажите, как это было.