В компаниях любого размера случаются конфликты между сотрудниками — внутри одной команды или между разными отделами, между сотрудниками одного уровня или между начальником и подчиненным. Некоторые конфликты быстро испаряются, а другие тормозят рабочий процесс и могут стать причиной убытков бизнеса. Отрегулировать внутренние конфликты, не допустить развала команды и серьезного ущерба для компании может комплаенс-менеджмент.
В чем суть комплаенс-менеджмента
Комплаенс — это система действий, которая помогает компании следовать определенным правилам, нормам и требованиям, регулировать внутренние отношения. С помощью комплаенса компания может придерживаться внешних правил, скажем, норм трудового или налогового кодекса, или внутренних — как корпоративный устав.
Внутри большого понятия комплаенса есть два важных элемента:
- комплаенс-менеджмент — набор инструментов для поддержания порядка в компании;
- комплаенс-офицер — человек, который следит за выполнением правил.
Комплаенс-менеджмент не подразумевает карательные меры. Он нужен, чтобы помочь сотрудникам определить проблему, поднять ее обсуждение и найти решение.
Комплаенс-офицер не судья. Если он принимает участие в разрешении конфликта, то становится медиатором или независимым рефери. Он следит за тем, чтобы ситуация разрешилась.
Как комплаенс помогает решать проблемы в компании
Комплаенс можно использовать, чтобы регулировать внутренние отношения в компании. Он позволяет всем участникам бизнеса чувствовать себя комфортно, знать, что если коммуникация выйдет за грани допустимого, то ситуацию можно будет разрешить. Вот что может последовать:
- честный разговор;
- материальная ответственность;
- увольнение;
- ротация;
- снятие виновного с проекта.
На практике это может выглядеть так.
Вася и Петя заняты в одном проекте, но работать вместе у них не получается. Техзадание допускает личный взгляд на выполнение задачи, и Вася с Петей в этих взглядах не сходятся. Их конфликты уже не первый день тормозят работу над проектом, поэтому руководитель вмешивается в ситуацию и переводит одного из них на другое место, чтобы не пересекались.
Ситуация может разрешиться и иначе. Руководитель может вызвать обоих на разговор и пригрозить отменить премию, если они не перестанут ссориться. Или может уволить, если из-за бесконечных конфликтов сроки сдачи проекта нарушены или он провалился и принес убытки бизнесу. Все зависит от деталей ситуации и от правил, установленных в компании. Главное, что все сотрудники знают, как дело может развернуться.
Комплаенс помогает поддерживать здоровую коммуникацию внутри бизнеса. Это оберегает команду от внутренних проблем. Например, когда два подразделения не могут между собой договориться и нормально работать, поэтому саботируют работу друг друга.
Комплаенс универсален и решает смешанные проблемы. Его можно использовать не только в трудовых спорах или в вопросах трудового права. Он отвечает на вопрос «как сделать так, чтобы всем было хорошо и все хорошо работало?» с точки зрения человеческих отношений. Если двое коллег не могут найти общий язык из-за разных взглядов на мир и на общий проект, здесь тоже поможет комплаенс.
Когда будет трудно выстроить отношения в компании без комплаенса
Есть две распространенные ситуации, когда у бизнеса возникает серьезная потребность в регулировании конфликтов при помощи комплаенса.
Внутри компании есть неотлаженные кросс-функциональные взаимодействия сотрудников. В проектной работе происходит много пересечений разных команд. Это люди из разных миров, и у них часто не выходит договориться. Особенно если команды удаленные или есть какие-то внешние осложнения. Тогда комплаенс будет к месту.
Компания столкнулась с кризисом — внешним или внутренним. Когда люди волнуются, переживают и часто совершают резкие поступки, возникают конфликты на эмоциональной почве. Здесь тоже комплаенс может стать опорой.
Как внедрить комплаенс-менеджмент
Для России комплаенс-менеджмент в решении конфликтов — относительно новая практика. Поэтому нет четкой инструкции, как это правильно реализовать именно для наших реалий. Можно опираться на западную практику и адаптировать ее под свою компанию.
Общие шаги такие.
Собрать список внутренних правил, которые вы хотите соблюдать. Например, для контент-агентства могут быть актуальны правила по коммуникации с клиентами и подрядчиками. Через какие каналы можно общаться, а через какие нет, в какое время и в какой форме. Кто из сотрудников может написать клиенту, а кто нет. Помимо этого, могут существовать правила по найму и увольнению сотрудников, работе в праздники и во внеурочное время.
Добавить к списку внешние правила. Это все, что связано с законами: антикоррупционная политика — в том числе касающаяся подарков, правила о защите персональных данных, о порядке оформления и сдачи отчетности в налоговую и так далее.
Провести аналитику споров и конфликтов. Насколько регулярно случаются споры по тем или иным правилам, в каких именно условиях возникают такие ситуации. Возможно, в компании нередко ссорятся внутри одного отдела из-за выбора инструментов для работы над проектом — поскольку они не регламентированы строго. Или частые конфликты происходят между сотрудниками и руководителями относительно работы во внеурочное время или схемы общения с клиентами.
Подобрать подходящие инструменты для решения этих ситуаций. Сотрудник отправил клиенту сообщение из личного аккаунта в мессенджере, а не с почты, как должен был, — подойдет разговор с руководителем, внушение. Двое сотрудников в работе над одним проектом постоянно ссорятся, потому что у каждого свои инструменты и никто никому не хочет уступать — нужна ротация.
Внедрить комплаенс в компании можно двумя путями:
- создать полноценную структуру, отдельный департамент с комплаенс-офицером;
- предоставить все инструменты комплаенс-менеджмента руководителю, HR-менеджеру.
Небольшому бизнесу обычно не нужен отдельный орган или департамент комплаенса. В такой ситуации использовать инструменты комплаенс-менеджмента будет руководитель, его заместитель или старший менеджер.
Чаще всего эту функцию на себя берет HR-специалист, потому что он выступает коммуникационным мостом между руководителем и его подчиненным, между кандидатом и нанимающим менеджером. По факту комплаенс-практики входят в базовые должностные обязанности HR-менеджеров.
В крупной компании может сформироваться комплаенс-подразделение. Но только если бизнес обнаружил потребность в том, чтобы регулировать определенные конфликты, а у руководителя или HR-менеджера недостаточно потенциала.
Пять шагов к эффективному комплаенс-менеджменту
Чтобы комплаенс действительно помогал решать конфликты в компании и при этом время и силы руководителя и комплаенс-офицера не уходили впустую, важно правильно выстроить систему.
Шаг 1. Вовлеките в комплаенс-инструменты руководителей. Как правило, большую часть кейсов можно закрыть еще на уровне руководителя, не привлекая службу комплаенса. Кроме того, истории про отношения с руководителем или с подчиненным при участии руководителя составляют 90% комплаенс-кейсов.
Шаг 2. Выстройте границы ответственности и роли комплаенс-офицера, HR-менеджера и руководителя. Иначе в какой-то момент комплаенс-офицер станет просто жилеткой для жалоб, потому что люди начнут приносить ему проблемы любого уровня. Даже те, которые несложно решить простым разговором с коллегой или руководителем.
Руководитель обращается к комплаенс-офицеру в случае, если ситуация пришла к «красному коду», он уже не справляется, ему нужен медиатор, какое-то стороннее решение.
Ша 3. Классифицируйте проблемы, с которыми работает комплаенс. И обязательно проведите онбординг всей команды — кто с какими задачами справляется и с какими инструментами работает.
Пример системы, в которой комплаенс делится на четыре категории:
- Первая категория — самые безболезненные и редко повторяющиеся кейсы. Кто-то случайно вспылил и нагрубил своему коллеге, история разовая. Проблему можно решить без комплаенс-офицера, и часто люди даже без руководителя закрывают такие вопросы простым извинением.
- Вторая категория — это не больно, но повторяется.
- Третья категория — это больно, но не повторяется.
- Четвертая категория — это больно и повторяется.
По мере повышения категории возрастает и серьезность конфликта. Если в первой категории это была легкая грубость, то в последней категории, например, действия человека приводят к тому, что бизнес теряет клиента.
На каждом из этих уровней есть свой набор инструментов, с помощью которого можно решать определенную проблему. Разовое мелкое нарушение правил — честный разговор с руководителем. Большой конфликт — с ситуацией будут разбираться комплаенс-офицер, CEO, корпоративный психолог.
Шаг 4. Классифицируйте доступные вам инструменты для решения спорных вопросов. Мелкая ссора — разговор руководителя с подчиненными без карательных мер. Конфликт из-за того, что один участник команды совершил серьезную ошибку и не исправил ее, несмотря на замечания сокомандников, — выговор виновному сотруднику от руководителя.
Шаг 5. Сделайте комплаенс достаточно подробным и понятным. Важно, чтобы все правила, требования и нормы трактовались однозначно, не было разночтений.
«Если комплаенс недостаточно подробный и может трактоваться по-разному, необходим комплаенс-менеджер, который самостоятельно или через руководителя подразделения проводит обучение сотрудников. Обычно это устроено так: комплаенс-менеджер внутри компании обучает руководителей, а руководители проводят обучение своих сотрудников».
Татьяна Юсупова
Основательница IT-HR-компании Sayhire
Используя все эти принципы, можно выстроить эффективный и полезный комплаенс-менеджмент.
Пользовались ли вы инструментами комплаенса, чтобы управлять конфликтами в бизнесе? Поделитесь в комментариях.