Процесс возврата на Ozon зависит от того, какие товары вы хотите вернуть:
- брак, излишки и пересорт;
- остатки и товары с истекающим сроком годности;
- возвраты покупателей.
Ozon заранее предупреждает продавца по e-mail или в личном кабинете, что нужно вывезти товары со склада. Но можно не дожидаться рассылки, а проверить список таких товаров в любой момент в личном кабинете. Если не успеете вывезти товары, их утилизируют. Возможно, в какой-то ситуации будет дешевле утилизировать продукцию, чем возвращать.
В статье разбираем, как забрать разные виды возвратов со склада Ozon.
Как забрать товар со склада Wildberries или Яндекс Маркета
Если торгуете на других популярных площадках и хотите забрать с них товары, у нас есть пошаговые инструкции:
Пересорт, излишки и брак
Пересорт — это расхождение между двумя видами одного товара. По одному числится недостача, по другому — излишек в таком же количестве.
Продавец написал в поставке, что отправит 10 футболок, а отправил 11 — одна футболка будет излишком. Если продавец отправил 10 белых и 10 черных футболок, а на складе у него приняли 15 белых и 5 черных футболок, это пересорт. Ошибку в маркировке сделал либо продавец, либо работник склада.
К браку относятся товары с дефектами, которые обнаружили на приемке.
Чтобы вывезти брак, излишки и пересорт, в личном кабинете откройте раздел FBO → «Вывоз и утилизация» → «Коробки с возвратами».
Далее в блоке «Коробки с возвратами» нажмите кнопку «Перейти к списку». Откроется список всех коробок, которые можно вывезти, и информация по ним:
- ID коробки;
- тип, например брак;
- объем;
- склад, где хранится коробка;
- количество дней, которое у вас есть на принятие решения до автоматической отправки на утилизацию.
Отметьте галочками нужные коробки в списке. Следующие шаги будут различаться в зависимости от того, что вы хотите сделать — вывезти или отправить на утилизацию.
Отправить на утилизацию. Нажмите на кнопку «Отправить на утилизацию» и следите за статусом каждой коробки:
- «В процессе утилизации» — Ozon отправил коробку на утилизацию, отменить ее уже нельзя;
- «Утилизировано» — коробку утилизировали, можно запросить документы по утилизации через техподдержку: FBO → «Отгрузка со склада Ozon» → «Утилизация».
Вывезти со склада. Нажмите на кнопку «Создать заявку на вывоз». После этого откроется страница заявки. На ней нужно выбрать склад, с которого хотите забрать товары. Система подскажет, на каких складах и в каком количестве у продавца есть излишки, пересорт или брак. Нажмите кнопку «Далее».
Маркетплейс отдает товары в коробках. В каждой из них будут возвраты одного типа, например только брак или только излишки. Выберите коробки, которые хотите вывезти.
Если нужно забрать брак, нажмите на переключатель «Брак», если излишки — на переключатель «Излишки». Система отберет товары по тому типу возврата, который вам нужен. После этого нажмите «Продолжить» и выберите способ вывоза товара — самостоятельно или курьером Ozon.
Курьером Ozon. Выберите «Курьером Ozon» и ваш склад, на который нужно привезти товары. Курьер привезет их в рабочий день вашего склада с 10:00 до 18:00 в течение 65 календарных дней.
Когда курьер позвонит вам и согласует время приезда, нужно перейти на страницу FBO → «Вывоз и утилизация» → «С поставки» и нажать кнопку «Получить возвраты» — откроется окно со штрихкодом. Его нужно будет показать курьеру, когда он привезет возвраты.
Самостоятельно. Выберите «Самостоятельно», и после этого на странице «FBO» → «Вывоз и утилизация» → «С поставки» появится заявка на вывоз.
Нажмите на номер и перейдите по гиперссылке — откроется страница заявки. Вам нужно сделать следующее:
- Нажать «Выберите время отгрузки» и выбрать один из свободных интервалов — дату и время, когда сможете приехать на склад. Нужно вывезти товары в течение 30 дней с момента создания заявки — иначе они автоматически отправятся на утилизацию.
- Нажать «Добавьте данные автомобиля», чтобы оформить пропуск. Указать контакты водителя, номер и марку машины.
Когда заполните все поля, заявка перейдет в статус «Обрабатывается на складе». В это время еще можно отменить заявку или изменить дату и время вывоза.
Как только товары соберут, статус изменится на «Готово к вывозу».
Теперь можно ехать на склад забирать товары. Перед этим нужно сделать следующее:
- Убедиться, что заявка перешла в статус «Готово к вывозу». Если нет — перенесите дату и время.
- Подготовить доверенность на вывоз товаров и передать ее водителю. Документ подтвердит, что водитель может получить возвраты от вашего имени. Шаблон доверенности можно скачать в справке Ozon.
Когда приедете на склад, вам отдадут тары с товарами, и заявка перейдет в статус «Завершена».
Если какие-то товары не получится забрать в этот день, тары вернутся на склад — для них можно будет позже создать новую заявку.
Остатки и товары с истекающим сроком годности
Остатки — это товары, которые продавец хочет забрать со склада по любой причине, например в конце сезона или из-за низких продаж.
Также продавец может забрать товары с истекающим сроком годности, чтобы не платить за их размещение на складе. Ozon снимает с продажи товары, если осталось 10% от общего срока годности, но не меньше 60 дней.
У шампуня срок годности 5 лет. Ozon снимет его с продажи за 183 дня до окончания срока — это 10% от общего срока годности.
Если срок годности шампуня — 1 год, то 10% — это 36 дней, меньше, чем 60 дней. Поэтому маркетплейс снимет его с продажи за 60 дней до окончания срока.
Чтобы забрать остатки и товары с истекающим сроком годности, нужно создать заявку на вывоз в личном кабинете на странице FBO → «Вывоз и утилизация» → «Со стока» → «Создать заявку на вывоз» → тип заявки «Со стока» → «Продолжить».
На следующей странице выберите склад, с которого хотите забрать товары, и нажмите кнопку «Продолжить». Дальше нужно загрузить список товаров, которые планируете вывезти со склада.
Сначала выберите тип товаров, которые хотите вывезти: «Валид» — для остатков и «Предпросрок» — для товаров с истекающим сроком годности. Если нужно вывезти сразу два типа товаров, выберите «Валид» и «Предпросрок».
Нажмите «Скачать в Excel» — появится файл с остатками. В поле «Количество к вывозу» укажите, сколько единиц товара хотите забрать, и загрузите файл обратно.
Как только добавите товары, откроется страница с заявкой. Проверьте список и количество товаров, если все верно — нажмите кнопку «Продолжить»
Дальше нужно выбрать способ вывоза — самостоятельно или курьером. Если выберете «Курьером», товары привезут на ваш склад в течение двух месяцев.
Если будете забирать товары со склада Ozon сами, выберите «Самостоятельно» и нажмите кнопку «Продолжить». После этого на странице FBO → «Вывоз и утилизация» → «Со стока» появится новая заявка на вывоз со статусом «Обрабатывается на складе».
Нажмите на активную стрелку возле номера заявки, откройте ее и заполните данные автомобиля, дату и время вашего приезда на склад. Дальше на странице заявки нажмите «Дата и время отгрузки», появится таблица с доступными датами — выберите в ней подходящий интервал.
Затем на странице заявки нажмите «Данные авто и водителя» и укажите данные автомобиля, Ф. И. О. и телефон.
Дальше заявка перейдет в статус «Собрано складом». Когда Ozon обработает заявку и подготовит товары, статус заявки изменится на «Готово к вывозу».
Подготовьте доверенность на вывоз товаров и передайте ее водителю. После этого можно ехать на склад и забирать товары.
Возвраты от покупателей
Продавец может забрать со склада Ozon товары, которые клиенты вернули по причине брака. Откуда забирать товар — зависит от схемы работы на маркетплейсе: FBO или FBS
По FBO. Возвраты от покупателя доставят не на тот склад, на который продавец изначально поставил товары, а на ближайший к покупателю. Оттуда и нужно будет забрать товар.
Ozon заранее пришлет список товаров на e-mail и в личный кабинет и укажет, на каком складе они находятся. Чтобы уточнить дату и время приезда на склад, напишите в поддержку площадки. Введите в чат-боте FBO → Вывозы → выберите «Вывоз клиентских возвратов».
По FBS. Продавец может забрать возвраты от клиентов там, куда изначально делал поставку. Есть три варианта:
- В пунктах приема заказов Ozon — возврат можно получить по штрихкоду, который формируется в личном кабинете в разделе FBS → «Возвраты FBS».
- В сортировочном центре Ozon — возврат можно получить по доверенности. Форму доверенности можно найти в интернете, в своей бухгалтерской программе 1С либо попросить у своего бухгалтера.
- С помощью курьеров Ozon — возвраты будет привозить сотрудник маркетплейса. Перед приездом он позвонит вам и согласует время. Для получения возврата от курьера ему нужно показать штрихкод из личного кабинета.
Когда возврат попадает от клиента в пункт приема или сортировочный центр Ozon, у вас будет 10 дней, чтобы его забрать, — после этого маркетплейс может отправить возврат на платную утилизацию.
Есть товары, от которых покупатели отказываются во время доставки. И те, которые не забирают в пункте выдачи заказов Ozon. Такие товары можно сразу отправить на склад Ozon и продавать уже оттуда. Для этого нужно подключить функцию отправки возвратов на склад: в разделе FBS → «Возвраты FBS» нажать кнопку «Отправка возвратов FBS на FBO».
А в каких случаях вы возвращали товары со склада Ozon? Делитесь в комментариях