Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Что такое мастермайнды и зачем они нужны предпринимателю


Часто у предпринимателей появляются вопросы, которые сложно решить в одиночку. Порой не хватает знаний, порой — свежего взгляда на проблему. Есть вариант обратиться к коллективному разуму — сообществу профессионалов-единомышленников. Для этого существует мастермайнд — группа людей со схожими целями и с готовностью делиться своим опытом.

Что такое мастермайнд

Мастермайнд — это формат группового общения. Несколько человек встречаются и обсуждают вопросы и проблемы, обмениваются опытом, ищут решения.

Для обсуждения встретились фотограф, который работает на себя, программист, который с друзьями открыл ИТ-студию по разработке мобильных приложений, и владелец небольшой кофейни. У начинающих предпринимателей опыт работы из разных сфер, но у каждого есть полезные наработки, которыми он может поделиться с коллегами. Вместе они могут работать в формате мастермайнда.

Допустим, у каждого есть свой запрос к мастермайнд-группе: у фотографа — как расширить спектр услуг и заработать больше, у программистов — где собрать больше заявок от потенциальных клиентов, у владельца кофейни — чем привлечь аудиторию фрилансеров, чтобы предложить им свое помещение как коворкинг.

Они обмениваются мнениями и делятся своими подходами к решению вопроса каждого из участников.

Мастермайнд не похож на планерку, публичную консультацию или мозговой штурм. Например, на планерке все работают на общий результат — достижение целей компании, а на мастермайнд каждый приходит, чтобы достичь индивидуального результата. Может показаться, что мастермайнд напоминает публичную консультацию по вопросам бизнеса. Но здесь нет одного эксперта, которого слушают остальные. Все участники на равных обмениваются своим опытом.

На схеме показано, как отличаются взаимоотношения участников в разных групповых формах работы: в мозговом штурме, на публичной консультации и на мастермайнде

На мастермайнд выносятся проблемы, которыми нельзя поделиться с близкими людьми — родственниками или друзьями. Здесь есть «эффект попутчика», когда постороннему человеку проще рассказать о своих трудностях. К тому же это будут люди из профессионального сообщества, у них есть нужные компетенции для решения определенной бизнес-задачи.

Наиболее эффективным формат мастермайнда будет для предпринимателей, которым нужно получить свежий взгляд на проблему бизнеса.

«Мастермайнд полезен, когда человек чувствует, что у него замылен глаз, он давно не может найти подходящее решение, ему не с кем посоветоваться, что-то обсудить, нужны люди из схожей сферы. Либо те, кто недавно такие же вопросы и трудности уже решал. Например, как выйти на маркетплейс с новым товаром или как повысить возвращаемость клиентов в салон цветов».

Маргарита Тихонова

Маргарита Тихонова

Фаундер диджитал-бюро «Контора», коуч, ментор

Впрочем, мастермайнд будет полезен не только для решения бизнес-вопросов. На обсуждение группой можно вынести вопросы личной эффективности, самосовершенствования, внедрения новых полезных привычек, поиска жизненных целей.

Что дает мастермайнд участникам

Основная цель мастермайнда — это обмен опытом. Вот что может получить от такого формата каждый из участников.

Компетенции других участников. Человек не может быть профессионалом во всем. Кто-то из присутствующих на мастермайнде может внести свой опыт.

Разные точки зрения на проблему. Если собираются люди с разным жизненным и деловым бэкграундом, можно получить несколько вариантов решения, из которых потом выбрать лучший.

Неожиданный инсайт. Даже если идеи некоторых участников на первый взгляд покажутся нежизнеспособными, они могут подтолкнуть кого-то к неожиданному решению. Допустим, можно получить идею, которой нет у конкурентов, и она даст предпринимателю преимущество.

Контроль в выполнении целей и моральная поддержка. Даже опытному предпринимателю бывает сложно идти к своей цели через череду неудач. Поддержка сообщества поможет не свернуть на полпути и достигнуть задуманного.

Нетворкинг. На мастермайнде можно найти не только идеи, но и людей, с кем эти идеи воплотить. Так как на предпринимательский мастермайнд собирается определенный контингент, он дает возможность познакомиться с полезными людьми из бизнес-среды: будущими партнерами, кофаундерами, инвесторами или ценными сотрудниками.

В рамках одного мастермайнда, возможно, не удастся достигнуть всех этих целей. Чтобы получить от этого формата больше, стоит попробовать включаться в мастермайнды несколько раз.

Принципы работы мастермайнда

Чтобы встречи единомышленников приносили реальную пользу каждому участнику, а не превратились в приятельские посиделки, нужно соблюдать несколько правил. Вот что должно быть у мастермайнда:

  • четкая структура;
  • ограничение по времени;
  • регулярность встреч;
  • закрепленный состав участников;
  • экологичное общение;
  • безопасность информации.

Четкая структура. Перед собранием все участники должны иметь представление, как будет проходить мастермайнд: какие темы будут обсуждать, кто за кем будет задавать вопросы, сколько времени будет у каждого, чтобы высказаться.

Один участник рассказывает о своей проблеме 10—15 минут, задает вопросы, делится сомнениями. Затем каждый из присутствующих на мастермайнде делится своим опытом, на это отводится до 5 минут. После этого задававший вопрос резюмирует услышанное, делает вслух выводы, и очередь делиться своей проблемой переходит к другому участнику.

Ограничение по времени. В зависимости от количества участников и сложности вопросов одна сессия может занимать до пяти часов. К этому надо подготовить участников, чтобы они нашли время в своем расписании. Оптимальное время встречи, чтобы никто не уставал и встреча проходила эффективно, — два часа.

Регулярность встреч. Чаще всего одна мастермайнд-группа встречается несколько раз: обычно проходит от 4 до 8 встреч. Сессии могут проводиться, например, еженедельно. Такой формат будет наиболее эффективен: он позволяет каждому участнику получить обратную связь от группы и поддержку в процессе воплощения идеи.

Иван решил привлекать в качестве клиентов крупный бизнес. На мастермайнде с помощью предпринимателей-единомышленников он разработал пошаговый план, как это сделать. Каждую следующую встречу Иван отчитывается, какой пункт плана удалось выполнить, а какой не получилось. Группа разбирает, почему он потерпел неудачу, и предлагает новые пути решения. Благодаря регулярным мастермайндам Ивану удается за полгода довести перестройку бизнеса до конца.

Но мастермайнд может быть и единовременным мероприятием. Например, если у всех участников одинаковая цель и нужно просто обменяться опытом, как достичь ее быстро.

Четверо предпринимателей с небольшим локальным бизнесом встретились, чтобы вместе продумать, какой должен быть план повышения выручки перед новогодними праздниками. Они обменялись идеями, записали интересные варианты, и каждый из них отправился готовиться к высокому сезону.

Закрепленный состав участников. В мастермайнде могут участвовать от 5 до 10 человек. Если людей будет слишком мало, идеи могут быстро исчерпать себя. Когда участников слишком много, мастермайнд может затянуться или не все успеют высказаться. Лучше не менять состав от встречи к встрече. Если люди познакомились на первом мастермайнде, потом им легче будет взаимодействовать.

Нужно сразу призвать участников к дисциплине, чтобы никто не пропускал сессию без уважительной причины. Иначе мастермайнд быстро сойдет на нет.

Экологичное общение. На этапе сбора состава мастермайнд-группы стоит договориться, что люди взаимодействуют на принципах равноправия, не используют агрессию и манипуляции.

«В мастермайнде мы ни в коем случае не критикуем, не оцениваем, не ругаем, не подвергаем сомнению действия, мысли, эмоции, чувства другого человека.

Мы даем развивающую обратную связь. То есть советуем исходя из своего опыта: как мы делали в похожей ситуации, что нам помогло, что сработало. Либо, если у нас не было подобного опыта, мы пропускаем круг, то есть не даем этому человеку на этот запрос обратной связи».

Маргарита Тихонова

Маргарита Тихонова

Фаундер диджитал-бюро «Контора», коуч, ментор

Безопасность информации. Если это мастермайнд по бизнес-вопросам, участники могут сообщать друг другу такую информацию о своей компании, которая не должна уйти за пределы встречи. Например, данные о выручке не должны знать конкуренты. Лучше всего подписать с участниками мастермайнда соглашение о неразглашении информации.

Также нужно заранее выбрать формат — онлайн или офлайн — и договориться о месте встречи. Если мастермайнд проводится в офлайн-формате, лучше выбрать тихое место, где участников никто не побеспокоит. Например, не кафе, а переговорную офиса или коворкинга.

Онлайн-формат некоторые эксперты считают менее эффективным, но и у него есть свои плюсы. Например, некоторым участникам так проще контактировать, они не стесняются и не зажимаются. Для встречи в онлайне можно выбрать любой удобный сервис для видеоконференций, например Skype или Discord.

Какими должны быть участники мастермайнда

Во многом успех мастермайнда зависит от того, насколько хорошо будет подобран состав группы. Нет универсального рецепта, как подобрать людей на мастермайнд, но есть несколько правил, по которым стоит искать участников:

  1. Общие ценности и взгляды на жизнь. Так участникам будет легче настроить коммуникацию и общаться в доверительном ключе.
  2. Разный жизненный опыт и кругозор. Если люди будут очень похожи, все будут говорить примерно одно и то же, не будет полярности мнений, из которой можно получить новое решение.
  3. Примерно одинаковый уровень в бизнесе. Иначе получится так: участник, который прошел определенную ступень, может дать остальным пользу, а получить ее от других единомышленников не может, потому что сейчас их бизнес находится на ступеньку ниже.

«В мастермайнд людей подбирают по-разному: кто-то делает группы от определенного дохода, кто-то делает профессиональные группы, например мастермайнд для психологов или для юристов, кто-то делает по интересам, например сессия для тех, кто ищет новое направление в бизнесе, или мастермайнд тех, кто переехал в эмиграцию. То есть этот общий клей может быть разным. И чем более разнородная группа внутри одной темы, тем лучше. Так будет польза от взгляда других людей на ваш вопрос».

Маргарита Тихонова

Маргарита Тихонова

Фаундер диджитал-бюро «Контора», коуч, ментор

На каждом мастермайнде должен быть модератор. Иногда его еще называют «фасилитатор» — специалист по групповому общению, который может налаживать эффективную коммуникацию. Он ведет мастермайнд: следит за соблюдением правил, поддерживает здоровую атмосферу общения, отслеживает, чтобы все соблюдали тайминг.

Есть специальные курсы модераторов мастермайндов, где специалисты учатся эффективно организовывать работу в этом формате

Чаще всего фасилитатор — это бизнес-тренер, коуч, специалист, который учился вести мастермайнды и имеет в этом опыт. Бизнес-мастермайнд будет ценнее, если у модератора тоже есть предпринимательский опыт.

Где можно найти мастермайнд под свои задачи

Есть несколько вариантов, как предпринимателю найти мастермайнд-группу для решения своих вопросов:

  • найти фасилитатора с готовой группой;
  • найти мастермайнд на специальном сайте;
  • вступить в бизнес-клуб.

Найти фасилитатора с готовой группой. Как правило, у таких специалистов есть несколько групп под разные задачи, есть контакты тех, кто готов участвовать в мастермайнде на бизнес-темы. Фасилитатор объединяет и организует единомышленников вокруг себя и сможет предложить подходящую группу. За контактами можно обратиться на сайт по поиску специалистов, например Профи.ру.

«Я считаю, что нужно выбирать в первую очередь коуча, фасилитатора. Это будет человек, с которым вам предстоит общаться долгое время, 4—8 недель, важно, чтобы вам было комфортно и вы совпадали по стилю общения. Тогда есть большая вероятность, что вам легко будет наладить общение с теми, кого этот специалист пригласил в мастермайнд».

Светлана Зыкова

Светлана Зыкова

Бизнес-коуч, ведет мастермайнд-группы

Найти группу под задачу на специальном сайте. Например, на сайте Mastermind Groups можно присоединиться к мастермайндам для начинающих предпринимателей, руководителей, для тех, кто хочет увеличить доход в бизнесе, вырастить продажи с помощью контента. Круг тем постоянно меняется, есть возможность найти свою.

Еще один сервис — «Ресурс MasterMind», он помогает найти не только онлайн-группу, но и офлайн-мастермайнд в разных городах. Специалисты этого сообщества работают в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Барнауле, Краснодаре и других городах.

Вступить в бизнес-клуб, где проводят мастермайнды. Например, это может быть сообщество женщин-предпринимателей «Код публичности» или московский бизнес-клуб «Терра». В таких сообществах мастермайнды собираются из членов клуба, так бывает проще найти общий язык, потому что участники заведомо настроены на взаимодействие в клубе.

Как организовать мастермайнд самостоятельно

Этот способ подойдет тем предпринимателям, у кого широкий круг знакомств, наработан хороший социальный капитал. Вот какие шаги нужно предпринять, чтобы самому организовать мастермайнд:

  1. Определить цели и задачи мастермайнда.
  2. Подумать, кто будет участвовать.
  3. Найти участников.
  4. Определить формат и место встречи.
  5. Разработать правила.
  6. Выбрать фасилитатора.

Определить цели и задачи мастермайнда. Нужно понять, чего вы хотите добиться от работы в группе, что нужно получить вам и вашим единомышленникам. Например, освоить новое производство, вывести продукцию на маркетплейсы, собрать команду сотрудников-помощников.

Подумать, кто будет участвовать. Опишите портреты участников: какой опыт у них должен быть, какими навыками они должны обладать, в какой сфере они должны работать. Составьте анкету-опросник, так будет проще подобрать нужных людей.

Лучше всего, чтобы в мастермайнде участвовали не близкие друзья и коллеги, а просто знакомые из бизнес-среды. Идеи и опыт близкого круга человек перенимает и так, лучше добавить в мастермайнд «свежую кровь».

Найти участников. Можно дать рекламу в специализированных телеграм-каналах, например для юристов или предпринимателей. Можно выбрать людей из индустрии точечно и выслать приглашение в письме или сообщением в мессенджере.

Определить формат и место встречи. Если устраиваете офлайн-сессию, выберите площадку, которая будет удобна всем участникам. Если это будет онлайн-мастермайнд, решите, какой сервис для конференций вы будете использовать.

Разработать правила. Здесь надо предусмотреть по возможности все нюансы: как часто вы собираетесь, сколько времени дается на выступление каждому участнику. Лучше оговорить в правилах и запреты тоже: например, запрет перебивать друг друга, использовать ненормативную лексику.

Выбрать фасилитатора. Проще всего взять для мастермайнда специалиста со стороны: у него есть опыт и навыки руководства такими группами. В таком случае не придется разрабатывать правила, они уже будут. Часто у модератора уже есть круг людей, готовых присоединиться к мастермайнду на определенную тему.

Если модерировать встречи будет кто-то из участников, он будет занят только этой работой и не сможет получить обратную связь от единомышленников по поводу своих вопросов. Сторонний человек в роли фасилитатора позволит каждому участнику получить максимум от обмена опытом.

Главное

  1. Мастермайнд — это формат работы в группе единомышленников. Каждый приходит, чтобы достичь индивидуального результата, получить опыт и идеи других и поделиться своими наработками.
  2. На мастермайнде предприниматель может получить компетенции других участников, разные точки зрения на проблему, неожиданный инсайт, контроль в выполнении целей и моральную поддержку, нетворкинг.
  3. Основные принципы, на которых может работать мастермайнд, — это четкая структура, регулярность встреч, закрепленный состав участников, экологичное общение, безопасность информации.
  4. У участников должен быть разный жизненный опыт, но общие ценности и взгляды на жизнь. Так будет легче наладить коммуникацию и получить взгляд с разных сторон. Важно, чтобы у всех собравшихся был примерно одинаковый уровень в бизнесе и между ними не было конкуренции.
  5. Мастермайнд можно найти через фасилитатора, у которого уже есть сложившиеся группы, можно искать через специальные сайты по подбору мастермайндов, вступить в бизнес-клуб, где проводятся такие мероприятия, или собрать комьюнити самому.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 61 430 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Алена Федорова
Алена Федорова

Как вы думаете, в каких вопросах бизнеса вам бы помог мастермайнд?


Больше по теме

Новости