Тинькофф Бизнес. И дело делается. Узнайте, почему клиенты выбирают нас

Тинькофф Бизнес. И дело делается. Узнайте, почему клиенты выбирают нас

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляРазвитие бизнесаЛичный опытЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляРазвитие бизнесаЛичный опытЖизнь вне работыСправочник

Почему российские салоны красоты теряют выручку


Мастера выбирают самозанятость, стоимость расходных материалов растет, клиенты экономят


Поделиться

Мастера выбирают самозанятость, стоимость расходных материалов растет, клиенты экономят


Поделиться

По данным исследования «Нескучных финансов» и сервиса «Точка Обороты», в первой половине 2023 года выручка салонов красоты и спа снизилась на 72% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Мы узнали у владельцев салонов красоты, насколько у них упала выручка и с чем они это связывают.

Татьяна Рогова, владелица салона красоты Choice, Аксай

По словам Татьяны, клиенты в ее салоне стали экономить и выбирать более бюджетные средства ухода

Работать стали больше, а зарабатывать меньше. За последние два года доходы салона упали на 35%, клиентопоток уменьшился на 40%, потому что стало меньше мастеров.

Мастера в массовом порядке покидают салоны — за два года их число сократилось до 50%.

Это связано с возможностью работать «на себя» без контроля и надзора. У нас хорошие условия для мастеров. Мы предлагаем обучение за счет компании, корпоративные мероприятия, обслуживание внутри салона со скидкой 50%, новое оборудование. Но возможность работать на себя и быть свободным от трудового распорядка, графика работы, строгого контроля качества и сервиса перевешивает.

Только сокращение числа клиентов у самозанятого мастера может вернуть его в салон. Не все специалисты способны организовать пространство для приема клиента. Остается только ждать, когда клиент разочаруется в отсутствии сервиса и вернется в салоны.

Сотрудники салона загружены под завязку. На оставшихся в салоне мастеров приходится большее количество клиентов, но из-за нехватки персонала многим отказываем в обслуживании.

Еще заметно упало качество подготовки специалистов из-за сокращения часов обучения. Частные школы сами разрабатывают программу и принимают решение о скорости выпуска групп. Салоны испытывают кадровый голод, у них нет ресурса заменить ушедших работать «на себя» мастеров на молодых специалистов. Потому что для того, чтобы мастер мог оказывать качественные услуги, должно пройти не менее 2-3 лет.

Индустрия красоты становится неинтересной для инвестирования — работы много, а заработка мало. Предприниматели, которые готовы к масштабированию бизнеса, не спешат открывать новые точки, а ищут другие ниши для вложений. Владельцы сетей продают менее прибыльные точки из-за нехватки персонала и перенаправляют мастеров в более успешные локации. Сейчас можно наблюдать продажу готового бизнеса, которому всего два-три года. Я пока не думала о продаже бизнеса, но видела на Авито много объявлений о продаже салонов разного уровня.

Цены на расходные материалы выросли на 30-40%. Это сильно меняет маржинальность услуг, а соответственно, и стабильность прибыли.

Еще год в таком режиме продержимся. На этот период хватит ресурса, чтобы работать с минимально допустимой прибылью.

Возможно, через год самозанятые мастера поймут, что в салоне надежнее и спокойнее, потому что все риски и ответственность на себя берет предприниматель. Если этого не произойдет, еще больше предпринимателей будет отказываться от работы в бьюти-сфере. Новичкам будет трудно, потому что клиент «новой формации» практически не привязывается к месту, и с ним сложно установить долгосрочные отношения.

Дмитрий Кочев, совладелец сети салонов «Прядки в порядке», Киров

В салонах Дмитрия действуют промокоды и другие акции, но число клиентов все равно снижается

За январь — июль 2023 года доходы нашей сети упали на 27% по сравнению с прошлым годом. План в июле мы выполнили на 82%. Мы его уже корректировали в первом квартале, но даже после корректировок не смогли выполнить.

Клиентопоток уменьшился на 35% — люди стали реже посещать салоны и делать меньше процедур.

Причина кроется в снижении платежеспособности клиентов и оттоке населения из региона. У нас есть яркий пример. Мужская стрижка стоила 290 рублей, мы подняли ее стоимость до 320 рублей. Часть клиентов отказываются стричься, когда узнают об этом, или начинают реже приходить. На это, к сожалению, повлиять невозможно.

У нас есть стандартные акции, например шестая стрижка и маникюр бесплатно. В несезонные месяцы даем промокоды и дополнительные бонусы, эффект несущественный.

Системная проблема рынка — переход мастеров в самозанятые. Есть салон в одном из городов области с численностью населения около 55 тысяч человек, где из пяти мастеров остался один. И в других салонах мастера уходят, чтобы работать на дому.

Мы провели опросы среди мастеров, и часть из них призналась, что им выгоднее работать дома. Например, если стрижка в салоне стоит 350 рублей, мастер получает 50%. А у себя дома он стрижет клиента за 250 рублей — и забирает их себе. Так и клиенту дешевле. Я это понимаю, но как профессионал не одобряю. Важно помнить, что работа из дома запрещена СанПиНом, потому что невозможно создать у себя в квартире безопасные условия для оказания услуг. Но самозанятые мастера не заморачиваются — просто ставят кресло и зеркало.

Мы крупная сеть с региональной точки зрения — у нас 19 салонов. Более двух лет у нас работает учебный центр по подготовке и повышению квалификации парикмахеров и мастеров маникюра, самый крупный в городе. Люди приходят на обучение, но число мастеров, которые уходят из салонов, превышает их количество.

Все годы мы росли, а сейчас существенно падаем. Финальная маржинальность бизнеса меньше 5% от оборота. Если мы повысим зарплаты мастерам, то будем работать в убыток не несколько месяцев в году, а практически весь год. Выручка продолжит падение до тех пор, пока в стране не создадут условия, при которых уехавшие люди захотят вернуться.

Ляля Садыкова, член совета Ассоциации предпринимателей индустрии красоты, Санкт-Петербург

Ляля говорит, что еще на падение доходов салонов повлияли маркетплейсы, которые стали продавать профессиональную уходовую косметику

Мы тоже замечаем падение доходности. Оно связано в первую очередь с трансформацией рынка — с уходом специалистов в самозанятые. Вместе с ними уходит и клиентская база.

Мастерам выгоднее работать на себя, тем более новому поколению, которое любит свободу и независимость. Из-за цифровизации стало проще стать самозанятым, поэтому они идут на Авито, Профи.ру, размещают объявления со своими услугами за 300-400 рублей, платят 4% налога и работают на дому. Никто не несет ответственности за выполнение такой работы, а клиенты готовы рисковать ради экономии.

Кроме того, в больших городах люди высоко ценят свое время. Не каждый готов после работы идти в салон, человек идет к мастеру, который живет рядом. Но это хождение по домам — до первого конфликта с мастером или с соседями. Жилищный кодекс пока никто не отменял.

Также на падение выручки повлияли маркетплейсы. Там теперь массово представлены товары, которые клиенты раньше покупали в салоне — например, профессиональные шампуни. Если раньше дистрибьюторы отслеживали товары, то сейчас есть черный рынок, который никем не регулируется — люди ввозят и продают что хотят.

Бизнесу нужна стабильность и равные условия для всех на рынке индустрии красоты. Самозанятые работают на НПД и платят 4% налога. При этом им не надо соблюдать нормы СанПиН, требования по пожарной безопасности, делать аттестацию рабочих мест, как другим предпринимателям. Чем мастер в салоне отличается от мастера на дому? Почему, работая в салоне, он должен платить больше налогов? У меня нет ответа на этот вопрос.

Чиновники говорят, что в разных сферах бизнеса растут обороты. Обороты, может быть, и растут, но рентабельность снизилась, потому что расходная часть становится все выше и выше. Некоторые расходные материалы с начала СВО подорожали на 120%. Затратная часть увеличилась как никогда.

Пока мы живем в период турбулентности, сложно что-либо планировать. Цыплят по осени считают: будет осень — будет понимание, что ждет рынок и предпринимателей в частности. Каждый предприниматель в России — оптимист и верит, что рынок стабилизируется и можно будет планировать на несколько лет вперед. И не только рост оборотов, но и рост чистой прибыли — то, ради чего открывают и создают бизнес в России.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности


Больше по теме