Редакция Бизнес-секретов запускает новый формат — «Как к этому пришло». Мы будем рассказывать о ярких российских проектах, которые вышли на новую стадию развития — например, их купили, в них инвестировали или вывели их на западный рынок.
Герой первого выпуска — сеть ломбардов «Мосгорломбард», которая первой из российских сетей ломбардов готовится выйти на IPO.
Рассказываем, какие этапы прошла компания от проблемного актива к ломбарду, акции которого скоро будут обращаться на бирже.
Что случилось
Материнская компания сети ломбардов «Мосгорломбард», АО «МГКЛ», готовится к IPO — первичному публичному размещению акций. Как заявил Ведомостям гендиректор МГКЛ Алексей Лазутин, с высокой вероятностью компания разместит акции уже в этом году.
На сайте компании указано, что это планируется сделать в четвертом квартале года.
IPO для Мосгорломбарда — один из способов роста. Кроме размещения акций, компания планирует открывать новые точки, поглощать конкурентов и создать маркетплейс по выдаче займов под залог и купле-продаже большего числа товаров.
Как развивался проект
Мосгорломбард — один из первых ломбардов в России. Московский городской ломбард существовал с царских времен, но в 1919 году его упразднили. А уже 5 июля 1924 года учредили снова. Это число и считают датой рождения компании.
Долгие годы сеть ломбардов принадлежала государству. В 2014 году Банк Москвы — ныне БМ-банк — получил 100% ее акций от правительства Москвы в обмен на принадлежавшую банку компанию «Энергокомплекс».
Мосгорломбард называли проблемным активом, и в 2018 году группа ВТБ, которая контролирует БМ-банк, продала его сети ломбардов KVP Group. Сумму сделки не раскрывали. По оценкам экспертов, она могла составить от 160 до 240 млн рублей.
В 2018 году у Мосгорломбарда было 20 отделений в Москве и Подмосковье. Новый собственник сети сразу заявил, что хочет создать на ее базе федеральную сеть многофункциональных финансовых центров и инвестирует в ломбардный бизнес более 100 млн долларов в течение пяти лет. Кроме ломбардного бизнеса, KVP Group предполагала выдавать беззалоговые займы, займы под залог автомобилей и недвижимости, принимать различные платежи и продавать билеты.
В 2020 году сеть занимала меньше 1% столичного рынка ломбардов по портфелю. В 2022 году этот показатель вырос до 6,3%.
По данным МГКЛ, в 2022 году независимый эксперт оценил стоимость бизнеса сети в 4,907 млрд рублей. Выручка по группе компаний в 2022 году выросла почти в 3,4 раза — до 1,427 млрд рублей. За 2022 год группа выдала ломбардных займов под залог на сумму 2, 24 млрд рублей. Это почти в два раза больше, чем годом ранее.
Финансовые показатели АО «МГКЛ» за 2018, 2020 и 2022 годы, млн рублей*
В самой компании объясняли рост 2022 года прежде всего постепенным ростом объемов кредитного портфеля и выручки подразделений, открытых в 2020—2021 годах. Большая часть этих ломбардов к 2022 году уже вышла на окупаемость.
Кроме этого, свою роль сыграло расширение перечня принимаемого в залог имущества — кроме ювелирки, Мосгорломбард берет в залог изделия из кожи и меха и бытовую технику. А со второго квартала 2022 года — и крупногабаритную технику.
На увеличение показателей повлияло и то, что средняя сумма займа в ломбардах сети выросла на 15—44%.
Какие предметы берет в залог Мосгорломбард, 2022 год
Как Мосгорломбард вышел на биржу и провел pre-IPO
Мосгорломбард первым среди российских ломбардных сетей стал участником Московской биржи. В июне 2022 года он зарегистрировал программу биржевых облигаций общим объемом до 5 млрд рублей. В июле того же года — впервые выпустил биржевые облигации на 150 млн рублей, а в декабре повторил процедуру.
К концу 2022 года группа привлекла 1,150 млрд рублей облигационных займов, в том числе в рамках размещения трех выпусков коммерческих облигаций в сумме на 850 млн рублей и двух выпусков биржевых облигаций в сумме на 300 млн рублей.
Деньги, полученные от облигационных займов, сеть направила на открытие новых ломбардов, прирост кредитного портфеля и внедрение инновационных продуктов, в том числе — дистанционные каналы обслуживания клиентов через личный кабинет, интернет-аукционы, запуск не имеющего аналогов робота-ломбарда.
В конце 2022 года Мосгорломбард провел pre-IPO по закрытой подписке на платформе Rounds, разместив обыкновенные и привилегированные акции. Цена размещения обыкновенных акций — 22,1 тысячи рублей за одну бумагу, а привилегированных — 10,3 тысячи рублей за одну бумагу. Капитализацию компании оценивали примерно в 2 млрд рублей.
Что сеть планирует дальше
В 2023 году у Мосгорломбарда 108 отделений в Москве и Подмосковье и более 10 000 активных заемщиков.
В отчете компании за 2022 год сказано, что одна из основных целей сети — экспансия не менее 20% московского рынка ломбардов. Деньги, которые сеть привлечет с помощью IPO, она планирует направить на эту экспансию.
За пять лет Мосгорломбард планирует увеличить бизнес в 10 раз, одновременно трансформируя его в цифровой финтех-проект, и стать публичной компанией.
Основные конкуренты сети, по ее признанию, — это ювелирная компания SUNLIGHT, ломбарды «Благо», «Залог Успеха», «Золотой Экспресс», «Меридиан», «Ваш ломбард», сеть ломбардов «585*Золотой», «Столичный ломбард».
Мнение аналитика
Публичные размещения акций — часто наиболее выгодный способ привлечения денег для увеличения доли рынка. Но выход на IPO — нетипичная история для ломбардного бизнеса, и эксперты рынка относятся к этому скептически.
«Размещения ломбардов редки, поскольку индустрия эта довольно древняя, и средства для быстрого развития им, как правило, не требуются. В тех редких IPO, которые проводились в последние годы, например в Индии, ломбарды обычно фигурировали не самостоятельно, а в качестве части активов страховых или финансовых холдингов.
Однако инвесторы Мосгорломбарда уже несколько лет заявляют о намерении провести IPO с целью увеличить свою долю московского рынка. Для этого нужны средства, и публичное размещение акций часто бывает наиболее выгодным способом их привлечения. Сейчас долю компании оценивают в несколько процентов.
В целом российский фондовый рынок скептически относится к IPO компаний со стратегией роста и предпочитает, чтобы она была подкреплена твердой дивидендной политикой. А для этого требуется уникальная ситуация, когда быстрый рост рыночной ниши и, соответственно, объема продаж сочетается с относительно невысокими затратами на расширение бизнеса. Такая ситуация сейчас характерна скорее для ИТ-компаний, которые разрабатывают ОС, СУБД и системы виртуализации, но не для отрасли ломбардов. Результат попытки размещения будет зависеть от того, удастся ли компании убедить потенциальных инвесторов, что дивиденды — не за горами».
Леонид Делицын
Аналитик ФГ «Финам»
Пробовали найти инвестора для своего бизнеса? Расскажите в комментариях.