Инклюзивность — это не новый тренд, но он продолжает набирать обороты во всем мире и затрагивает разные сферы общественной жизни. Под инклюзивностью в бизнесе понимается активное включение в рабочие процессы людей с особенностями физического и ментального здоровья.
Несмотря на то, что все больше компаний в России создают инклюзивные проекты, многие предприятия рассматривают инклюзию только как выполнение плана по квотам: по закону компании, где в штате трудится более 35 человек, должны принимать на работу 2—4% людей с инвалидностью от общего числа сотрудников. Некоторые не готовы выделять больше рабочих мест, чем положено, есть даже те, кто намеренно не соблюдает эти требования и платит штрафы.
Многие компании с опаской смотрят на наем людей с ограниченными возможностями здоровья — ОВЗ, — так как боятся, что они не смогут показывать такие же результаты, как их коллеги. Кроме того, для таких сотрудников нужно создавать особую среду, чтобы они могли комфортно работать, а это дополнительные издержки и трудности.
Тем не менее наем людей с особыми потребностями дает компаниям ряд преимуществ, особенно если смотреть на инклюзию широко — так считает Дарья Демина, директор по персоналу в АШАН Ритейл Россия. Компания занимается инклюзивными проектами с 2002 года и за это время успешно трудоустроила более 5 200 людей с ОВЗ.
В экспертной колонке Дарья рассказывает, чем инклюзия выгодна бизнесу, как предпринимателям побороть стереотипы и страхи и почему компаниям лучше фокусироваться на одном инклюзивном проекте.
Коротко о компании «АШАН»
Инклюзивные проекты помогают бизнесу справляться с кадровым голодом
Мы смотрим на инклюзию широко и понимаем ее как работу с людьми с разными ограничениями — временными или постоянными. Инклюзивные проекты для нас — это трудоустройство не только людей с инвалидностью, но и мам в декрете, пожилых, подростков, студентов-иностранцев. Они часто не могут выполнять такой же объем задач, как другие наши сотрудники, но тоже ценны для компании. Поэтому нужно создавать для них особые условия и корпоративную культуру, чтобы они чувствовали себя равноценными работниками предприятия.
Мы занимаемся инклюзивными проектами в первую очередь для того, чтобы приносить пользу обществу. Но и сам бизнес получает ряд преимуществ. Одно из них — это дополнительные ресурсы в условиях кадрового голода.
По данным Росстата, в 2024 году уровень безработицы в стране опустился до рекордного уровня — 2,4%. И ситуация ухудшается. Нехватка персонала ощущается во многих сферах, в том числе и в фуд-ретейле. Открытость АШАН к инклюзивным категориям позволяет нашему бизнесу закрывать часть потребностей в человеческих ресурсах.
Раньше мы брали на летние стажировки в магазины детей наших сотрудников, но только в ограниченном количестве — несколько десятков человек. В 2023 году на такие стажировки пришло уже 448 подростков — все дети сотрудников АШАН. В 2024 мы решили выйти на открытый рынок и трудоустраивать молодых людей в штат. За лето мы наняли около 2 000 подростков от 14 до 17 лет. И это в условиях кадрового голода.
У многих компаний рекрутмент подростков закрыт, потому что для них тоже нужно создавать особые условия труда. И речь не только про то, что закон строго регламентирует продолжительность рабочего дня для несовершеннолетних. Мы ориентируемся еще и на наши наблюдения.
Обычно положен тридцатиминутный перерыв в течение четырех часов работы. Но мы видим, что ребята устают, и даем им часовой перерыв. Еще мы заметили, что им легче работать в группе. Поэтому мы стали ставить подростков работать парами.
При трудоустройстве несовершеннолетних мы ведем работу еще и с их родителями. Например, составляем информационные письма для мам, где рассказываем, как будем оформлять и кормить их детей. Причем важно понимать, с кем из родителей мы будем взаимодействовать — с мамой или папой. Если мама заботится, комфортно ли ребенку, не обижают ли его, правильно ли оформили, то у пап часто другой подход. Они хотят, чтобы сын или дочь получили первый рабочий опыт и проявили себя, поэтому с ними мы говорим про задачи и результаты.
Если компания не готова прислушиваться к сотрудникам с особыми потребностями и быстро адаптироваться, чтобы создавать для них комфортные условия, то такие люди вряд ли в ней приживутся и, скорее всего, быстро уволятся.
Инклюзия привлекает зумеров, а те приносят out-of-box мышление
На репутацию компании обращают внимание все: клиенты, партнеры, инвесторы и потенциальные сотрудники. Сейчас при поиске работы люди не только читают описание вакансии, но и гуглят отзывы, а также смотрят, что о компании пишут СМИ.
Когда инклюзивные проекты предприятия мелькают в инфополе, это улучшает его репутацию и может повлиять на выбор соискателя вакансии. Мы видим, что инклюзивные инициативы привлекают к нам молодежь. Для зумеров важно, чтобы у компании была какая-то миссия помимо зарабатывания денег, и поэтому они с охотой устраиваются работать именно на такие предприятия.
Мы занимаемся инклюзией с 2002 года, но раньше громко о себе не заявляли, несмотря на то, что в год реализовывали десятки и даже сотни проектов в этой области. Несколько лет назад мы поняли, что такую деятельность важно афишировать, в том числе для привлечения молодежи. Теперь второй год подряд выпускаем «Отчет об устойчивом развитии», в котором подробно рассказываем обо всех своих ESG-проектах. ESG — это подход к ведению бизнеса, основанный на заботе об окружающей среде, социальной ответственности и прозрачном корпоративном управлении.
Компаниям выгодно привлекать молодежь: она помогает внедрять новшества. Наша HR-дирекция разрабатывает разные программы по адаптации и обучению персонала. Чтобы проходить эти тренинги, сотрудники используют планшеты. Как-то мы обратили внимание на то, что в наших супермаркетах эти планшеты так и лежат в сейфах — ими никто не пользуется. Ситуация сдвинулась с мертвой точки, когда мы стали трудоустраивать зумеров на летние стажировки. Они сразу же достали планшеты и продемонстрировали взрослым сотрудникам, сколько преимуществ в таком подходе к обучению.
Вместе с собой молодые люди приносят в компании и out-of-box мышление — нестандартные подходы к решению задач. Например, у нас есть проект «Кампус молодых талантов», который позволяет студентам сервисных специальностей посмотреть, как устроена компания изнутри и какая у нас корпоративная культура. Этим летом мы подготовили для них бизнес-кейсы, которые обычно предлагаем руководителям на лидерских программах. И каково было наше удивление, когда ребята быстро с ними справились и даже предложили дополнительные нестандартные решения.
Мы трудоустраиваем к себе и студентов-иностранцев. Это молодые люди, которые получают в России высшее образование и уже имеют начальную экспертизу в разных областях. У таких сотрудников свой взгляд на привычные нам процессы, другой жизненный опыт и культурный код, поэтому нам интересно слушать их предложения и реализовывать их инициативы. Компаниям выгодно подхватывать таких будущих специалистов в начале их карьерного пути и через несколько лет получать опытных, креативных и лояльных сотрудников, если они останутся в России.
Не надо делать инклюзию для всех
Одно дело — сказать, что компания открыта к найму людей с ОВЗ, а другое — создать для них комфортные условия работы. Сделать это для разных инклюзивных категорий часто сложно и дорого. В среднем мы вкладываем в инклюзивные проекты около 100 млн рублей в год — не все готовы выделять такие бюджеты. Поэтому предприятиям, которые хотят создавать качественную инклюзивную среду и действительно заботятся о своих сотрудниках, нужно выбрать фокус.
Мы делаем акцент на работе со слабослышащими и глухими людьми. Сейчас в АШАН трудоустроено около 550 таких сотрудников. Всего же людей с ОВЗ у нас в штате около 800 человек. Мы понимаем, что должны предоставить работникам с нарушениями слуха определенные условия труда. Например, обеспечить каждого доступным в любое время сурдопереводчиком и смарт-часами для получения уведомлений о рабочих задачах или сигнала тревоги.
Мы тестируем работу и с другими категориями людей с особыми потребностями, но совсем в иных масштабах. Когда мы начинаем что-то новое, то должны быть уверены, что у нас хватит сил и средств создать для всех комфортную среду. А это всегда связано со сложностями. Например, при трудоустройстве студентов-иностранцев мы столкнулись с трудностями перевода. Они приехали в Россию из разных уголков мира, и нам нужно было перевести обучение на их родные языки или как минимум на английский, чтобы как можно быстрее ввести в курс дела и адаптировать.
Кроме того, у студентов-иностранцев другой менталитет, их нужно адаптировать по-особенному — больше времени выделять на разъяснение процессов и рабочих задач. Поэтому таких студентов мы приглашаем на работу в один-два магазина преимущественно в Москве, где они смогут проходить адаптацию вместе. Так они оказываются частью комьюнити, и процесс обучения идет комфортнее и быстрее.
Нужно быть готовым и к тому, что не все проекты оправдают себя, а некоторые придется даже свернуть — может оказаться, что компания еще не готова к таким вызовам.
У нас были партнеры, которые хотели помочь нам с трудоустройством людей из московских ночлежек. Они сказали, что около 10% таких бездомных — работоспособные. Но когда мы приступили к этому проекту, то поняли, что еще морально к нему не готовы, и свернули инициативу.
Мы считаем важным открыто говорить о неудачном опыте инклюзивных проектов, потому что так мы сами понимаем, где черта, за которую мы пока что не хотим заходить. У каждой компании она будет своя. Важно ее обозначить и сфокусироваться на том, что не выходит за ее пределы.
Как внедрять инклюзивные проекты
Топ-менеджмент часто с осторожностью смотрит на инклюзивные проекты, а предлогов, чтобы отказаться от таких инициатив, всегда десятки. Поэтому стоит больше рассказывать руководителям о трендах: половина всего, к чему все были не готовы еще вчера, сегодня — наша реальность.
Раньше в наш ИТ-департамент мы набирали только опытных сотрудников и никогда не брали студентов. Мы сомневались в том, что молодежь сможет принести нам здесь пользу, и поэтому делали ставку на высокопрофессиональные кадры. Но в прошлом году мы приняли на себя вызов: провели стажировку для студентов, увидели, с какими задачами они справляются, и наняли в ИТ-департамент молодых людей вообще без опыта. В 2024 году мы продолжили эту практику и наняли в два раза больше начинающих специалистов.
Мы стали приглашать сотрудников с ограничениями по здоровью не только на вакансии в магазинах, но и в сервисные службы. Гибридный график и в отдельных случаях полностью удаленная работа позволяют предлагать им наиболее комфортные условия труда.
Чтобы убедить топ-менеджмент в том, что компании действительно нужен инклюзивный проект и он будет работать, необходимо найти на предприятии амбассадоров — людей, которые разделяют схожие ценности, и заручиться их поддержкой. А потом вместе с ними провести тест — например, трудоустроить сотрудников с ОВЗ только в один отдел или магазин. Затем оценить результаты и понять, можно ли раскатать этот проект на всю компанию.
В 2024 году мы решили попробовать трудоустроить людей с ментальными особенностями и начали сотрудничать с Региональной общественной организацией поддержки инвалидов «Радость», потому что они разбираются в том, как адаптировать таких сотрудников. Мы начали с одного магазина и постоянно мониторили, что происходит, рассказывали коллегам и руководству про наши инсайты: что получается, а в чем, наоборот, возникают проблемы. Главной нашей целью было показать, что это не всегда просто, но не так страшно и вполне реализуемо.
В проекте участвовало около десяти людей с ментальными особенностями. Для них мы подбирали индивидуальные графики. К сожалению, не всех удалось удержать после трудоустройства. Например, в одном случае близкие сотрудника поняли, что возросшая нагрузка негативно сказывается на его состоянии. В итоге у нас получилось трудоустроить четверых. Этот кейс нас воодушевил — мы поняли, что способны нанимать и адаптировать эту категорию людей с ОВЗ. Теперь нам предстоит понять, готовы ли мы каскадировать этот проект.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Рынок инклюзивных проектов ограничен
Все больше компаний в России занимаются инклюзией, и это говорит о зрелости российского бизнеса. Девяностые остались далеко позади, предприятия кратно растут каждый год, у них появляются бюджеты, которые они готовы потратить на социально значимые проекты. В то же время мы видим, что ресурсы государства по-разному распределены в регионах, и в небольших городах именно бизнес может способствовать решению многих социальных проблем.
Несмотря на то, что предприятия становятся открытыми к инклюзии, сам рынок таких проектов ограничен: людей с ОВЗ не так много, и поэтому даже здесь чувствуется кадровый голод. Люди с инвалидностью не стоят в очереди, чтобы трудоустраиваться в компании, а многие даже не знают, что бизнес хочет с ними сотрудничать. Дело в том, что в России нет централизованных сообществ для инвалидов — таких платформ, где работодатели могли бы размещать свои вакансии, а люди с ОВЗ на них откликаться. Особенно остро проблема чувствуется в регионах, куда, например, выходят федеральные компании, которые готовы брать к себе людей с инвалидностью, но не знают, где их найти.
Если бизнес в России дорос для инклюзии, то само общество еще не дошло до такого же уровня зрелости. Мы видим это по покупателям — не все толерантно относятся к сотрудникам с ОВЗ. Некоторые из них рассуждают так: «Вы здесь деньги экономите, а нам не предоставляете должный сервис». Чтобы снизить риски, компания должна подумать, как информировать клиентов о своих инклюзивных проектах и объяснять им, зачем они нужны и какую пользу приносят.
На наших кассах висят таблички с надписью, что здесь клиентов обслуживает слабослышащий сотрудник. Многие выбирают именно эти кассы, потому что разделяют наши ценности. При этом у покупателя всегда есть право выбора: остаться или пройти на другие кассы.
Фотограф: Катерина Матусова
В какие проекты вы инвестируете?