Навык креативно мыслить и находить свежие идеи важен для любого предпринимателя — особенно если он создает продукт, в котором большую роль играет визуал. Например, делает украшения, создает товары для дома или разрабатывает гаджеты. Отличать хорошую работу от плохой, вытаскивать идеи «из воздуха» и быть в тренде помогает насмотренность.
Вместе с экспертом разобрались, как ее развивать.
Что такое насмотренность
Насмотренность — это натренированный визуальный вкус и опыт. У термина есть много определений, но суть одна: это навык, который помогает человеку видеть и подмечать интересные и вдохновляющие детали в том, что его окружает.
Представим маркетинговое агентство, где работают сотрудники с хорошей насмотренностью. Вот как навык помогает им решать задачи бизнеса: дизайнер видит, какие цветовые сочетания и формы использовать для продукта, редактор понимает, как улучшить текст, чтобы он решал поставленную задачу, а маркетолог определяет, какие элементы рекламной кампании сработают эффективнее для выбранной целевой аудитории.
Насмотренность, как и начитанность, формируется, когда человек получает и анализирует много качественного контента. Это могут быть работы известных фотографов, произведения искусства, фильмы от режиссеров с «Оскаром», достояния архитектуры, вирусные рекламные кампании или популярные продукты конкурентов. В голове появляется «багаж», или «архив», интересных идей, удачных примеров, к которым человек обращается по необходимости.
Предприниматель Иван занят разработкой макета продукта — умной колонки. На рынке достаточно конкурентов, поэтому важно выделиться, запомниться, сделать что-то трендовое и уникальное.
Иван начинает обдумывать дизайн и обращается к тому «архиву» примеров и идей, которые есть в его голове. Он вспоминает интересное цветовое сочетание, которое видел на картине художника, тренды в формах и размерах мелкой электроники и товаров для дома.
Так, благодаря насмотренности предприниматель может по крупицам создать уникальный и актуальный продукт.
Зачем предпринимателю тренировать насмотренность
Благодаря насмотренности у предпринимателя формируется вкус и «копилка идей»: набор интересного, качественного, эффективного контента и удачных примеров. Не просто красивого, а работающего — например, такого, который цепляет больше покупателей.
Насмотренность помогает:
- принимать креативные решения, потому что подсознательно человек уже знает, что хорошо, а что — нет, и помнит удачные ходы в разных отраслях;
- искать свежие идеи — они появляются на базе того, что уже есть у вас в голове;
- понимать тренды и быть на одной волне со своей аудиторией;
- контролировать, как сотрудники выполняют разные визуальные задачи — например, разрабатывают рекламный креатив;
- создавать актуальные и стильные продукты.
Больше всего насмотренность полезна в бизнесе, который связан с дизайном и визуалом, где важен внешний вид продукта. Скажем, это качество важно владельцу бренда мебели, товаров для дома, одежды и обуви, аксессуаров или флористического магазина.
«В 2018 году мы с женой запустили уникальный продукт в сфере фешен — бренд тату-перчаток GLOVE ME. Это премиальные сетчатые перчатки с вышивкой, которая имитирует татуировки. Позже его носили многие российские и мировые знаменитости, в том числе дочка Бейонсе.
Придумать идею помогла как раз хорошая насмотренность моей жены. Она как-то вспомнила, что Gucci выпускали похожие перчатки с вышивкой несколько лет назад, но они не пошли в серию.
Мы доработали эту концепцию, взяли несколько классных российских иллюстраторов для разработки первых дизайнов вышивки, и продукт полетел сразу после старта. В дальнейшем насмотренность Насти помогала с идеями и реализацией креативных фотосессий и видео, а в фешен это 80% успеха».
Максим Юрин
Предприниматель, основатель Little Big Agency и фешен-бренда GLOVE ME, партнер Wonder Family
Глобально насмотренность важна для любого предпринимателя, потому что она не ограничивается пониманием «желтый с красным — стильно, а желтый с зеленым — нет». Насмотренность развивает креативное мышление без привязки к конкретному предмету. У предпринимателя расширяется кругозор: он узнает большее число способов работы с задачей, он видел, как можно нарушать правила и не ломать при этом продукт.
При этом важно уметь работать с насмотренностью. Нужно, чтобы мозг не шел простым путем и не тянул чужие идеи из тех, которые попали в «архив», а перерабатывал их.
«Несмотря на безусловные плюсы хорошей насмотренности, с ней тоже надо быть аккуратными. Я более 10 лет работал в креативных агентствах. В какой-то момент в моем подчинении было несколько копирайтеров, основная задача которых — придумывать идеи для рекламных кампаний, роликов, баннеров. Многие из этих специалистов, особенно опытные, грешили тем, что часто приносили вторичные идеи.
У этих копирайтеров была хорошая насмотренность — они изучали кейсы с Каннского фестиваля рекламы за все годы, знали наизусть имена ведущих мировых креативных директоров и слоганы всех передовых брендов. Но что ни идея от них, то копия рекламы какого-нибудь западного бренда из 1990-х годов. Иногда эти идеи реализовались, но потребители чувствовали вторичность или вообще уличали агентство в копировании — кампания работала неэффективно».
Максим Юрин
Предприниматель, основатель Little Big Agency и фешен-бренда GLOVE ME, партнер Wonder Family
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Как развивать насмотренность
Есть минимум пять способов тренировать насмотренность:
- Следить за интересными проектами и креативными людьми.
- Изучать удачные решения в разных сферах — не только в своей.
- Сохранять понравившиеся идеи в заметках, в фотогалерее, в соцсетях.
- Анализировать сохраненные идеи.
- Изучать неудачные примеры, чтобы развить насмотренность и в ошибках.
Регулярно просматривайте качественный контент. Например, тот, который собирает много охватов, — как в соцсетях Авиасейлс. Или контент признанных профессионалов в своей отрасли. Возьмите за привычку каждый день уделять 15—20 минут изучению полезных ресурсов: от блогов и каналов до email-рассылок. Можно подписываться в соцсетях на аккаунты профессиональных дизайнеров, фотографов, других творческих людей, чтобы перед глазами всегда был красивый и актуальный визуал.
«Когда вы подписываетесь и реагируете на контент определенного типа, площадки начинают „подсовывать“ вам все больше похожего контента, который вам тоже потенциально понравится. Так вы оказываетесь в своем любимом и уютном информационном пузыре. Вроде как развиваете насмотренность, но это ложная или очень ограниченная насмотренность.
Поэтому рекомендую вам иногда подписываться и реагировать на контент из совершенно разных сфер, источников, культур. В идеале в ваших подписках должен быть, например, как актуальный арт Дэмиена Херста и Бэнкси, так и лучшие примеры какого-нибудь советского авангарда и соцреализма. Я слежу за личными аккаунтами ярких и оригинальных мировых креативных директоров, таких как Пабло Роша, который находит креатив в рутине, и Симон Порт из Jacquemus, и за креативными директорами рейтинга АКАР».
Максим Юрин
Предприниматель, основатель Little Big Agency и фешен-бренда GLOVE ME, партнер Wonder Family
Изучайте удачные решения в разных сферах. Например, если создаете мебель, изучайте не только продукты в своей отрасли. Смотрите и на фешен-индустрию, и на технобренды, и даже на произведения искусства. Вы сможете принимать более креативные решения, когда получите многогранный визуальный опыт.
Например, Виктория Молдавская, основательница магазинов VIVA LA VIKA и CHOUX, ходит по интересным фешен-магазинам, чтобы вдохновляться. Она посещает Sporty & Rich, Ralph’s Coffee — кофейню и магазин Ralph Lauren — или элитные универмаги вроде Fortnum & Mason. Это помогает Виктории находить новые идеи и тренировать предпринимательскую насмотренность.
Сохраняйте понравившиеся идеи. Делайте скриншоты, добавляйте в отдельную папку на смартфоне или компьютере, в заметки, пересылайте себе в соцсетях и мессенджерах. Например, в Телеграме можно вести диалог с собой в избранном. Другой вариант — использовать такие сервисы виртуальных досок, как Pinterest.
Главное, чтобы все удачные идеи не пылились месяцами где-то в папке, а вы к ним обращались. Например, можно взять за правило просматривать сохраненные материалы с заданной частотой — условно раз в месяц — и анализировать отдельные скриншоты. Или приучите себя обращаться к ним для анализа, когда нужно разработать визуал — допустим, для рекламной кампании.
Анализируйте сохраненные идеи. Мало просто посмотреть подборку дня из условных удачных фотографий — так вы добавите в память образы, но не получите опыт. Нужно анализировать идеи и примеры, которые получаете. В хорошем смысле докапывайтесь до каждой порции контента, разбирайте ее по косточкам.
Например, вы рассматриваете интересную рекламную кампанию. Попробуйте ответить на вопросы:
- Чем кампания выделяется среди конкурентов?
- Что привлекло ваше внимание в первую очередь? Почему захотелось задержать взгляд?
- Какие эмоции вызывает этот креатив и почему?
- Какие цвета и сочетания использовал дизайнер?
- Какие ассоциации вызывает эта цветовая гамма?
Старайтесь применять такой анализ ко всему, что видите. Не только к картинкам в ленте соцсетей, но и к рекламным вывескам на улице, к витринам магазинов, которые зацепили внимание и к успешным кейсам предпринимателей. Увидеть суть удачных решений получится не сразу, но со временем анализ будет отнимать меньше сил и станет автоматическим.
«У British Airways вышла цепляющая глаз рекламная кампания. На баннере — кусочек самолета с ребенком в иллюминаторе и больше ничего. Ни слогана, ни ссылок на сайт, даже название бренда обрезано. Почему цепляет?
Креативщики посмотрели на все с другой стороны — показали взгляд не из салона, а снаружи на человека, который радуется полету. Кампания получилась запоминающейся.
British Airways удалось передать главное — эмоции. Удивление и восторг в глазах людей, которые смотрят на мир с высоты. Решение смелое, свежее и оригинальное — обычно авиакомпании показывают голубое небо, облака и самолеты. Скукота!»
Максим Юрин
Предприниматель, основатель Little Big Agency и фешен-бренда GLOVE ME, партнер Wonder Family
Изучайте и анализируйте неудачные примеры. Это важно, чтобы сформировать понимание ошибок и не допускать их у себя. Со временем вы выработаете привычку подмечать нюансы и неудачные идеи до того, как их реализуете. Например, вы увидели пример не сработавшей маркетинговой кампании — вроде бы все неплохо, но маркетологи ожидали других цифр. Попробуйте подумать, что не так и что можно было исправить.
Диджитал-ресурсы для развития насмотренности
Когда речь заходит о цифровых ресурсах для визуального опыта, многие сразу вспоминают Pinterest. Но это далеко не единственная площадка, где можно искать интересный контент. Собрали подборку.
Площадки с работами дизайнеров и иллюстраторов. К ним относятся Behance, Dribbble, WePresent. На них можно расширить визуальный кругозор, подметить любопытные детали, сочетания и решения.
Площадки с маркетинговыми и рекламными кейсами. К ним относятся Creativebrief, AdForum, It’s Nice That, The Drum, сайты фестивалей — как Cannes Lions.
Большой плюс этих ресурсов в том, что можно не просто посмотреть на интересные и привлекательные решения, но и понять, как и почему их создали. В маркетинговых кейсах обычно расписано не только конкретное рекламное решение, а полный цикл производства и замысел авторов.
Личные аккаунты креативных людей. Искать их можно в своей отрасли и в других сферах. Например, через рейтинги креативности вроде АКАР, где представлены 15 самых награждаемых креативщиков российских агентств.
Подкасты предпринимателей. Развивать насмотренность можно не только через чистый визуальный контент, но и через опыт других предпринимателей. Изучайте их креативные решения, анализируйте, собирайте в свою «копилку идей». Для этого можно послушать подкасты «Совет директоров», «Спасибо за покупку», «Заварили бизнес», «Бизнес-план» и другие — их мы собрали в отдельной статье.
Деловые СМИ. Все для той же насмотренности по креативным идеям и интересным решениям можно читать интервью предпринимателей на крупных деловых площадках. Например, в Бизнес-секретах.
Главное в статье
- Насмотренность — это визуальный опыт, который человек формирует, когда поглощает и анализирует большое количество качественного контента. Так в голове появляется «архив» не просто привлекательных, но и эффективно работающих решений.
- Дизайнеры — не единственные, кому нужно развивать насмотренность. Она важна для любого предпринимателя, потому что помогает формировать креативное мышление, рождать эффективные идеи, видеть хорошие и неудачные решения.
- Чтобы развить насмотренность, нужно регулярно изучать креативные продукты и идеи в разных сферах, расширять визуальный кругозор. При этом лучше не ограничиваться тем, что связано только с вашей отраслью. Но главное — анализировать каждую порцию контента, чтобы оставлять в голове суть, а не копировать оболочку.
Что вам помогает развивать насмотренность? Поделитесь своим опытом в комментариях.