Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Что такое насмотренность и как предпринимателю ее развивать

Что такое насмотренность и как предпринимателю ее развивать
Что такое насмотренность и как предпринимателю ее развивать

Навык креативно мыслить и находить свежие идеи важен для любого предпринимателя — особенно если он создает продукт, в котором большую роль играет визуал. Например, делает украшения, создает товары для дома или разрабатывает гаджеты. Отличать хорошую работу от плохой, вытаскивать идеи «из воздуха» и быть в тренде помогает насмотренность.

Вместе с экспертом разобрались, как ее развивать.

Что такое насмотренность

Насмотренность — это натренированный визуальный вкус и опыт. У термина есть много определений, но суть одна: это навык, который помогает человеку видеть и подмечать интересные и вдохновляющие детали в том, что его окружает.

Представим маркетинговое агентство, где работают сотрудники с хорошей насмотренностью. Вот как навык помогает им решать задачи бизнеса: дизайнер видит, какие цветовые сочетания и формы использовать для продукта, редактор понимает, как улучшить текст, чтобы он решал поставленную задачу, а маркетолог определяет, какие элементы рекламной кампании сработают эффективнее для выбранной целевой аудитории.

Насмотренность, как и начитанность, формируется, когда человек получает и анализирует много качественного контента. Это могут быть работы известных фотографов, произведения искусства, фильмы от режиссеров с «Оскаром», достояния архитектуры, вирусные рекламные кампании или популярные продукты конкурентов. В голове появляется «багаж», или «архив», интересных идей, удачных примеров, к которым человек обращается по необходимости.

Предприниматель Иван занят разработкой макета продукта — умной колонки. На рынке достаточно конкурентов, поэтому важно выделиться, запомниться, сделать что-то трендовое и уникальное.

Иван начинает обдумывать дизайн и обращается к тому «архиву» примеров и идей, которые есть в его голове. Он вспоминает интересное цветовое сочетание, которое видел на картине художника, тренды в формах и размерах мелкой электроники и товаров для дома.

Так, благодаря насмотренности предприниматель может по крупицам создать уникальный и актуальный продукт.

Как работает насмотренность
Как работает насмотренность

Чем больше «архив» визуальных примеров, тем интереснее будет результат их компиляции

Как работает насмотренность
Как работает насмотренность

Чем больше «архив» визуальных примеров, тем интереснее будет результат их компиляции

Чем больше «архив» визуальных примеров, тем интереснее будет результат их компиляции

Зачем предпринимателю тренировать насмотренность

Благодаря насмотренности у предпринимателя формируется вкус и «копилка идей»: набор интересного, качественного, эффективного контента и удачных примеров. Не просто красивого, а работающего — например, такого, который цепляет больше покупателей.

Насмотренность помогает:

  • принимать креативные решения, потому что подсознательно человек уже знает, что хорошо, а что — нет, и помнит удачные ходы в разных отраслях;
  • искать свежие идеи — они появляются на базе того, что уже есть у вас в голове;
  • понимать тренды и быть на одной волне со своей аудиторией;
  • контролировать, как сотрудники выполняют разные визуальные задачи — например, разрабатывают рекламный креатив;
  • создавать актуальные и стильные продукты.

Больше всего насмотренность полезна в бизнесе, который связан с дизайном и визуалом, где важен внешний вид продукта. Скажем, это качество важно владельцу бренда мебели, товаров для дома, одежды и обуви, аксессуаров или флористического магазина.

«В 2018 году мы с женой запустили уникальный продукт в сфере фешен — бренд тату-перчаток GLOVE ME. Это премиальные сетчатые перчатки с вышивкой, которая имитирует татуировки. Позже его носили многие российские и мировые знаменитости, в том числе дочка Бейонсе.

Придумать идею помогла как раз хорошая насмотренность моей жены. Она как-то вспомнила, что Gucci выпускали похожие перчатки с вышивкой несколько лет назад, но они не пошли в серию.

Мы доработали эту концепцию, взяли несколько классных российских иллюстраторов для разработки первых дизайнов вышивки, и продукт полетел сразу после старта. В дальнейшем насмотренность Насти помогала с идеями и реализацией креативных фотосессий и видео, а в фешен это 80% успеха».

Максим Юрин

Максим Юрин

Предприниматель, основатель Little Big Agency и фешен-бренда GLOVE ME, партнер Wonder Family

  • Пример насмотренности — тату-перчатки
    1/4

    Идея тату-перчаток GLOVE ME появилась благодаря насмотренности в фешен-сфере

  • Пример насмотренности в свадебных образах
    2/4

    В свадебных нарядах Максима Юрина и его супруги Анастасии также присутствовали перчатки GLOVE.ME

  • Тату-перчатки
    3/4

    Вдохновение — от иностранного бренда, но в дизайне перчаток GLOVE ME все же есть связь с Россией. Например, на них изображен контур Кремля

  • Насмотренность помогает находить необычные дизайны
    4/4

    Насмотренность помогает находить необычные дизайны и интересные сочетания, казалось бы, несовместимого

Глобально насмотренность важна для любого предпринимателя, потому что она не ограничивается пониманием «желтый с красным — стильно, а желтый с зеленым — нет». Насмотренность развивает креативное мышление без привязки к конкретному предмету. У предпринимателя расширяется кругозор: он узнает большее число способов работы с задачей, он видел, как можно нарушать правила и не ломать при этом продукт.

При этом важно уметь работать с насмотренностью. Нужно, чтобы мозг не шел простым путем и не тянул чужие идеи из тех, которые попали в «архив», а перерабатывал их.

«Несмотря на безусловные плюсы хорошей насмотренности, с ней тоже надо быть аккуратными. Я более 10 лет работал в креативных агентствах. В какой-то момент в моем подчинении было несколько копирайтеров, основная задача которых — придумывать идеи для рекламных кампаний, роликов, баннеров. Многие из этих специалистов, особенно опытные, грешили тем, что часто приносили вторичные идеи.

У этих копирайтеров была хорошая насмотренность — они изучали кейсы с Каннского фестиваля рекламы за все годы, знали наизусть имена ведущих мировых креативных директоров и слоганы всех передовых брендов. Но что ни идея от них, то копия рекламы какого-нибудь западного бренда из 1990-х годов. Иногда эти идеи реализовались, но потребители чувствовали вторичность или вообще уличали агентство в копировании — кампания работала неэффективно».

Максим Юрин

Максим Юрин

Предприниматель, основатель Little Big Agency и фешен-бренда GLOVE ME, партнер Wonder Family

Как развивать насмотренность

Есть минимум пять способов тренировать насмотренность:

  1. Следить за интересными проектами и креативными людьми.
  2. Изучать удачные решения в разных сферах — не только в своей.
  3. Сохранять понравившиеся идеи в заметках, в фотогалерее, в соцсетях.
  4. Анализировать сохраненные идеи.
  5. Изучать неудачные примеры, чтобы развить насмотренность и в ошибках.

Регулярно просматривайте качественный контент. Например, тот, который собирает много охватов, — как в соцсетях Авиасейлс. Или контент признанных профессионалов в своей отрасли. Возьмите за привычку каждый день уделять 15—20 минут изучению полезных ресурсов: от блогов и каналов до email-рассылок. Можно подписываться в соцсетях на аккаунты профессиональных дизайнеров, фотографов, других творческих людей, чтобы перед глазами всегда был красивый и актуальный визуал.

«Когда вы подписываетесь и реагируете на контент определенного типа, площадки начинают „подсовывать“ вам все больше похожего контента, который вам тоже потенциально понравится. Так вы оказываетесь в своем любимом и уютном информационном пузыре. Вроде как развиваете насмотренность, но это ложная или очень ограниченная насмотренность.

Поэтому рекомендую вам иногда подписываться и реагировать на контент из совершенно разных сфер, источников, культур. В идеале в ваших подписках должен быть, например, как актуальный арт Дэмиена Херста и Бэнкси, так и лучшие примеры какого-нибудь советского авангарда и соцреализма. Я слежу за личными аккаунтами ярких и оригинальных мировых креативных директоров, таких как Пабло Роша, который находит креатив в рутине, и Симон Порт из Jacquemus, и за креативными директорами рейтинга АКАР».

Максим Юрин

Максим Юрин

Предприниматель, основатель Little Big Agency и фешен-бренда GLOVE ME, партнер Wonder Family

Изучайте удачные решения в разных сферах. Например, если создаете мебель, изучайте не только продукты в своей отрасли. Смотрите и на фешен-индустрию, и на технобренды, и даже на произведения искусства. Вы сможете принимать более креативные решения, когда получите многогранный визуальный опыт.

Например, Виктория Молдавская, основательница магазинов VIVA LA VIKA и CHOUX, ходит по интересным фешен-магазинам, чтобы вдохновляться. Она посещает Sporty & Rich, Ralph’s Coffee — кофейню и магазин Ralph Lauren — или элитные универмаги вроде Fortnum & Mason. Это помогает Виктории находить новые идеи и тренировать предпринимательскую насмотренность.

Сохраняйте понравившиеся идеи. Делайте скриншоты, добавляйте в отдельную папку на смартфоне или компьютере, в заметки, пересылайте себе в соцсетях и мессенджерах. Например, в Телеграме можно вести диалог с собой в избранном. Другой вариант — использовать такие сервисы виртуальных досок, как Pinterest.

Главное, чтобы все удачные идеи не пылились месяцами где-то в папке, а вы к ним обращались. Например, можно взять за правило просматривать сохраненные материалы с заданной частотой — условно раз в месяц — и анализировать отдельные скриншоты. Или приучите себя обращаться к ним для анализа, когда нужно разработать визуал — допустим, для рекламной кампании.

Пример мудборда в Pinterest
Пример мудборда в Pinterest

Можно собирать интересные креативы на доске в Pinterest и потом их анализировать

Можно собирать интересные креативы на доске в Pinterest и потом их анализировать

Анализируйте сохраненные идеи. Мало просто посмотреть подборку дня из условных удачных фотографий — так вы добавите в память образы, но не получите опыт. Нужно анализировать идеи и примеры, которые получаете. В хорошем смысле докапывайтесь до каждой порции контента, разбирайте ее по косточкам.

Например, вы рассматриваете интересную рекламную кампанию. Попробуйте ответить на вопросы:

  1. Чем кампания выделяется среди конкурентов?
  2. Что привлекло ваше внимание в первую очередь? Почему захотелось задержать взгляд?
  3. Какие эмоции вызывает этот креатив и почему?
  4. Какие цвета и сочетания использовал дизайнер?
  5. Какие ассоциации вызывает эта цветовая гамма?

Старайтесь применять такой анализ ко всему, что видите. Не только к картинкам в ленте соцсетей, но и к рекламным вывескам на улице, к витринам магазинов, которые зацепили внимание и к успешным кейсам предпринимателей. Увидеть суть удачных решений получится не сразу, но со временем анализ будет отнимать меньше сил и станет автоматическим.

«У British Airways вышла цепляющая глаз рекламная кампания. На баннере — кусочек самолета с ребенком в иллюминаторе и больше ничего. Ни слогана, ни ссылок на сайт, даже название бренда обрезано. Почему цепляет?

Креативщики посмотрели на все с другой стороны — показали взгляд не из салона, а снаружи на человека, который радуется полету. Кампания получилась запоминающейся.

British Airways удалось передать главное — эмоции. Удивление и восторг в глазах людей, которые смотрят на мир с высоты. Решение смелое, свежее и оригинальное — обычно авиакомпании показывают голубое небо, облака и самолеты. Скукота!»

Максим Юрин

Максим Юрин

Предприниматель, основатель Little Big Agency и фешен-бренда GLOVE ME, партнер Wonder Family

Пример нестандартной рекламы
Пример нестандартной рекламы

Нестандартная реклама British Airways — авторы подали перелет под другим углом. Источник

Нестандартная реклама British Airways — авторы подали перелет под другим углом. Источник

Изучайте и анализируйте неудачные примеры. Это важно, чтобы сформировать понимание ошибок и не допускать их у себя. Со временем вы выработаете привычку подмечать нюансы и неудачные идеи до того, как их реализуете. Например, вы увидели пример не сработавшей маркетинговой кампании — вроде бы все неплохо, но маркетологи ожидали других цифр. Попробуйте подумать, что не так и что можно было исправить.

Диджитал-ресурсы для развития насмотренности

Когда речь заходит о цифровых ресурсах для визуального опыта, многие сразу вспоминают Pinterest. Но это далеко не единственная площадка, где можно искать интересный контент. Собрали подборку.

Площадки с работами дизайнеров и иллюстраторов. К ним относятся Behance, Dribbble, WePresent. На них можно расширить визуальный кругозор, подметить любопытные детали, сочетания и решения.

Площадки с маркетинговыми и рекламными кейсами. К ним относятся Creativebrief, AdForum, It’s Nice That, The Drum, сайты фестивалей — как Cannes Lions.

Большой плюс этих ресурсов в том, что можно не просто посмотреть на интересные и привлекательные решения, но и понять, как и почему их создали. В маркетинговых кейсах обычно расписано не только конкретное рекламное решение, а полный цикл производства и замысел авторов.

Личные аккаунты креативных людей. Искать их можно в своей отрасли и в других сферах. Например, через рейтинги креативности вроде АКАР, где представлены 15 самых награждаемых креативщиков российских агентств.

Подкасты предпринимателей. Развивать насмотренность можно не только через чистый визуальный контент, но и через опыт других предпринимателей. Изучайте их креативные решения, анализируйте, собирайте в свою «копилку идей». Для этого можно послушать подкасты «Совет директоров», «Спасибо за покупку», «Заварили бизнес», «Бизнес-план» и другие — их мы собрали в отдельной статье.

Деловые СМИ. Все для той же насмотренности по креативным идеям и интересным решениям можно читать интервью предпринимателей на крупных деловых площадках. Например, в Бизнес-секретах.

Главное в статье

  1. Насмотренность — это визуальный опыт, который человек формирует, когда поглощает и анализирует большое количество качественного контента. Так в голове появляется «архив» не просто привлекательных, но и эффективно работающих решений.
  2. Дизайнеры — не единственные, кому нужно развивать насмотренность. Она важна для любого предпринимателя, потому что помогает формировать креативное мышление, рождать эффективные идеи, видеть хорошие и неудачные решения.
  3. Чтобы развить насмотренность, нужно регулярно изучать креативные продукты и идеи в разных сферах, расширять визуальный кругозор. При этом лучше не ограничиваться тем, что связано только с вашей отраслью. Но главное — анализировать каждую порцию контента, чтобы оставлять в голове суть, а не копировать оболочку.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 406 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Кристина Рудич
Кристина Рудич

Что вам помогает развивать насмотренность? Поделитесь своим опытом в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации