Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как искать помещение для магазина: подводные камни из личного опыта

Как искать помещение для магазина: подводные камни из личного опыта
Как искать помещение для магазина: подводные камни из личного опыта

Татьяна Новинская начинала с продажи обуви в соцсетях, открыла обувной магазин и за восемь лет вышла на оборот в 1,2 млн рублей в месяц. За это время Татьяна арендовала помещения в нескольких торговых центрах и жилом доме.

Теперь Татьяна делится опытом работы с арендодателями и рассказывает о вариантах аренды в своем городе.

Магазин можно открыть в торговом центре или жилом доме

Я живу и работаю в небольшом городе с населением 400 тысяч человек, здесь же мой бизнес — магазин обуви DAZE Me. Я начинала с магазина в соцсетях, и за восемь лет мы вышли на собственное производство обуви.

Обычно обувь продают в торговых центрах и в отдельно стоящих магазинах. Я снимала и там, и там и теперь могу поделиться опытом, как выбрать локацию.

Сразу отмечу: все, о чем я говорю в этой статье, относится к моему городу. Но многое из того, что я описываю, мне кажется, типично и для других регионов.

В старых ТЦ ниже аренда, но и покупателей там тоже мало

Первый вариант аренды коммерческого помещения — в торговых центрах. Условия аренды отличаются в зависимости от самого ТЦ. Я выделяю две условные категории — новые и устаревшие.

У нас есть два крупных центра. Это современные многоэтажные торговые центры с фуд-кортами, кинотеатром, детскими игровыми зонами, парковкой и сетевыми магазинами. Они располагаются в удаленных районах города.

Старые ТЦ тоже есть. У нас их два, и оба находятся в центральной части. Там нет кафе и развлечений, даже парковки нет. Это одна из причин, почему с годами они потеряли популярность.

Устаревшие ТЦ были популярными в 90‑е и 2000-е, в те годы туда многие ходили за покупками. Но с появлением новых современных центров картина изменилась.

Люди приезжают не только на шопинг, а скорее на отдых

Покупатели не хотят ездить в старые ТЦ. Люди приезжают не только на шопинг, а скорее на отдых: сходить в кино или пообедать в ресторане, отправить ребенка в детскую зону. В старом центре такого нет, туда не поедешь, если хочется просто отдохнуть.

По условиям аренды старые ТЦ более выгодны. Там ниже цена за квадратный метр и есть маленькие помещения около 20 квадратов. Мне кажется, это подходит для начинающего бизнеса, который только запускает продажи и считает каждый рубль.

Аренда в старых торговых центрах может быть в два-три раза дешевле, чем в новых.

Сравнение аренды на примере современного и старого торгового центра

Современный ТЦ — 250 000 ₽ в месяц. В среднем минимальная площадь помещения, которую можно арендовать в ТЦ, — 50 кв. м.

В современном центре цена зависит от этажа и удаленности магазина, но в среднем она в районе 5000 ₽ за кв. м. Получается, что аренда в месяц обойдется здесь минимум в 250 000 ₽.

Старый ТЦ — от 50 000 ₽ в месяц. Стоимость аренды в старых ТЦ на порядок ниже. Квадратный метр арендуемого помещения может стоить от 800 до 3000 ₽ в зависимости от этажа. Самыми проходимыми в этих ТЦ считаются первые этажи. На второй этаж уже меньше заходов, а на третьем почти нет посетителей.

Итого месячная аренда в старом ТЦ стартует от 50 000 ₽.

На момент открытия моего первого магазина в 2014 году я хотела минимизировать расходы. Поэтому выбирала помещение в первую очередь по цене и площади. Тогда я еще не знала и не понимала, что цена в основном зависит от того, сколько посетителей в торговом центре.

Новые центры более популярны, чем старые. Это ключевой момент. Чем больше посетителей, тем больше проходимость, а значит, выше вероятность покупки.

Был случай, что я специально считала трафик в торговом центре, чтобы понять, есть ли смысл переплачивать за аренду. Я нанимала человека, который стоял в торговой галерее, это крыло ТЦ, где находятся магазины. Он записывал, сколько человек заходит в галерею и сколько из них — в магазины, которые стоят отдельно. Потом считала процент потенциальных покупателей из трафика торгового центра. Это помогало понять конверсию — какая часть людей может дойти до покупки в моем отделе.

Один из современных торговых центров нашего города — Мега Гринн

Один из современных торговых центров нашего города — Мега Гринн

Это первое помещение, которое я арендовала для магазина в старом торговом центре. Там почти не было людей. В основном приходили мои покупатели из соцсетей. Многие не доходили, потому что не могли запарковаться — парковки у ТЦ не было

Это первое помещение, которое я арендовала для магазина в старом торговом центре. Там почти не было людей. В основном приходили мои покупатели из соцсетей. Многие не доходили, потому что не могли запарковаться — парковки у ТЦ не было

На фото — второе помещение для магазина. Его я арендовала в новом торговом центре. Мы переехали туда через полгода после открытия магазина в старом ТЦ. Рассчитывали, что покупателей здесь будет проходить много, но ошиблись, потому что выбрали самое дешевое из предложенных помещений в нецелевом ряду

На фото — второе помещение для магазина. Его я арендовала в новом торговом центре. Мы переехали туда через полгода после открытия магазина в старом ТЦ. Рассчитывали, что покупателей здесь будет проходить много, но ошиблись, потому что выбрали самое дешевое из предложенных помещений в нецелевом ряду

Помещение в жилом доме не подойдет для просторного отдела

Второй вариант аренды — помещение с отдельным входом в жилом доме. По сути, это переделанная квартира на первом этаже.

Помещение в жилой недвижимости состоит из нескольких небольших комнат, которые объединены между собой. Поскольку это изначально квартира, то там остаются какие-то перегородки, арки или выступы. Например, из-за несущих стен, которые нельзя снести при ремонте. В итоге помещение все равно остается узким и неудобным для организации просторного торгового зала.

Другая особенность — отсутствие отдельной парковки. Повезет, если у магазина окажется рядом два-три парковочных места, но чаще всего они будут целый день заняты жильцами этого или соседнего дома или работниками офисов, которые располагаются неподалеку. Покупателям магазина припарковаться негде.

Плюс аренды в жилом доме тоже есть. Если с бизнесом появились сложности, то легче договориться о смягчении условий, потому что часто общаешься с собственником помещения напрямую. В торговом центре это сделать сложнее, потому что все переговоры — с отделом аренды.

Был период, когда я снимала помещение в жилом доме. Оно как раз на фото. Мы переехали туда в 2020 году, когда началась пандемия. Тогда торговые центры начали закрываться и было непонятно, что будет с арендой, а оставаться в условиях неопределенности я не хотела

Был период, когда я снимала помещение в жилом доме. Оно как раз на фото. Мы переехали туда в 2020 году, когда началась пандемия. Тогда торговые центры начали закрываться и было непонятно, что будет с арендой, а оставаться в условиях неопределенности я не хотела

Хочешь думать о продажах, а не о том, как искать трафик и вывозить мусор

Если сравнивать помещение в ТЦ и в жилом доме, то есть пять существенных отличий:

  • состояние помещения;
  • трафик;
  • целевая аудитория;
  • бытовые расходы;
  • инфраструктура.

Приведу примеры.

Состояние помещения и расходы на ремонт. По моему опыту ремонт нужно делать в любом арендуемом помещении, потому что важно поменять обстановку под свой бренд. Отделы продуктового магазина и зимней одежды будут выглядеть по-разному, вплоть до укреплений в стене и высоты потолков. Вопрос в том, какой ремонт предстоит: слегка освежить краску или чуть ли не полностью пересобрать отдел.

Помещение в ТЦ — один сплошной торговый зал. Если бизнесу нужен просторный отдел на 100 квадратов, в ТЦ он это получает. Максимум, что там есть дополнительно, это небольшая подсобка для склада и сотрудников. Не нужно будет сносить перегородки или менять пространство.

В переделанной квартире просторного помещения нет. Представьте трешку в многоэтажке. Тут была кухня, там закуток для ванной, здесь коридор. Нельзя взять и снести все стены, потому что часть из них — несущие. Сделать сплошной просторный зал не выйдет. Как хочешь, так и работай.

Это мы сделали ремонт перед въездом в помещение в жилом доме. У нас был отдельный вход на первом этаже. На фото ремонт уже сделан, и последний штрих — вешаем люстру

Это мы сделали ремонт перед въездом в помещение в жилом доме. У нас был отдельный вход на первом этаже. На фото ремонт уже сделан, и последний штрих — вешаем люстру

Трафик. В торговых центрах он точно есть и всегда будет, это их хлеб. Они организуют тебе трафик, а ты арендуешь у них место. Но тут важно понимать, что чем больше трафика, тем дороже места.

ТЦ делают все, чтобы обеспечить трафик. Например, собирают вместе магазины одной направленности. Скажем, вот крыло с обувью, вот крыло с аксессуарами и украшениями, дальше — крыло с верхней одеждой. Люди приходят в ТЦ, потому что там есть выбор. В жилом доме я могу стоять одна на всю улицу со своим магазином.

Зайду в один магазин, во второй, в третий. Где-то точно куплю, что мне нужно

Когда люди решают, куда поехать — в один конкретный магазин обуви или торговый центр с десятком обувных, скорее они выберут ТЦ. Они думают так: «Зайду в один магазин, во второй, в третий. Где-то точно куплю, что мне нужно». За счет обилия профильных магазинов трафик в ТЦ больше.

Если магазин в жилом доме, покупатели не всегда готовы к тебе специально ехать. Когда мы были в отдельном помещении, то создавали вокруг лояльную аудиторию, которая к нам привыкала и целенаправленно ездила к нам. Они сначала искали обувь у нас и только потом шли куда-то еще. К тому времени у нас уже были свои покупатели, поэтому нам было, с кем работать. Но на старте не всегда есть время и возможности бросать все силы на работу с лояльностью.

Мы арендовали место в целевом ряду, это когда наш обувной магазин среди других таких же. Покупатели приходили сюда именно за обувью, поэтому трафика стало в разы больше. В первый же месяц мы продали на 50% больше, чем в помещении в нецелевом ряду, где кроме нас не было обувных

Мы арендовали место в целевом ряду, это когда наш обувной магазин среди других таких же. Покупатели приходили сюда именно за обувью, поэтому трафика стало в разы больше. В первый же месяц мы продали на 50% больше, чем в помещении в нецелевом ряду, где кроме нас не было обувных

Целевая аудитория. Высокий трафик не всегда приводит к успеху. Магазин обуви можно открыть и возле метро. Трафика много, но люди либо на работу бегут, либо, наоборот, уставшие возвращаются домой. И в том, и в другом случае не до покупок обуви.

Возьмем детский магазин. Предприниматель открыл его в доме рядом с детской площадкой, садом, центром детского творчества. У него есть и трафик, и целевая аудитория. Люди ходят мимо него с детьми и могут зайти что-то купить. Если в этом же районе второй предприниматель откроет магазин рыболовных снастей, даже при высоком трафике покупателей найдет не много.

В торговый центр люди приходят в основном за покупками, и благодаря разнообразию целевая аудитория смешивается. Тот, кто купил одежду, может зайти в обувной за туфлями.

Бытовые расходы. Администрация ТЦ берет их на себя: нанимает уборщиков, охранников, организовывает вывоз мусора. Вопросы быта проходят мимо предпринимателя, он занимается только своим магазином.

В ТЦ бытовые расходы могут входить в аренду или оплачиваются дополнительно. Но в любом случае это посильная сумма, до 1000 ₽. Идея в том, что владельцы магазинов платят в общую копилку несколько сотен рублей и в итоге это покрывает расходы на организацию быта всего ТЦ.

В помещении жилого дома быт — это твоя головная боль.

Владельцу магазина придется устанавливать урну у крыльца, организовывать охрану. А еще зимой чистить ступеньки и дорожку ко входу для посетителей. Таких забот много, и они пожирают деньги.

Сначала я думала, что бытовые расходы — какая-то мелочь, но потом начала в это погружаться и на себе почувствовала, сколько сложностей для бизнеса это создает.

Пример с вывозом мусора

В нашем городе есть правило — если ты открыл торговую точку в жилом доме, у входа в магазин должна стоять урна.

Когда мы открылись, урну поставили не сразу. К нам несколько раз приходили из администрации и спрашивали, где урна и почему ее нет.

Но поставить урну мало. Нужно заключить договор с управляющей компанией на вывоз мусора. Мы платили за вывоз 6000 ₽ каждый месяц.

Другая проблема — урна постоянно наполняется.

Мой магазин стоял в центре. Ситуация: лето, люди идут гулять с мороженым, съели, упаковку кинули в твою урну. Урна заполняется за несколько часов, и я должна этот мусор убрать. Хотя это даже не мой мусор, не моих покупателей. Это напрягает.

Другой пример — расходы в праздники. Возьмем Новый год.

В ТЦ предприниматель не всегда обязан оформлять витрину к празднику. Это вопрос договоренностей с ТЦ. В нашем городе никто не заставляет украшать.

С помещением в доме не всегда есть возможность отказаться от украшений, особенно если дом в центральном районе. К примеру, к нам перед Новым годом стабильно приходил кто-то из администрации и просил сделать оформление. И вот ты должен купить елочек, игрушек, веточек и обязательно оформить витрину.

Инфраструктура и парковка. Рядом с жилым домом парковки всегда заняты. Бывало, что люди не хотели к нам приходить, потому что негде припарковаться. Они могут приехать, не найти места, покружиться и уехать в ТЦ, потому что там всегда есть парковка. Большая многоярусная парковка имеет большое значение для покупателей.

Я бы начинала с аренды в ТЦ

Мое мнение: если только запускаешь точку, лучше начать с торгового центра. Здесь больше трафика, да и место организовано для продажи.

Конечно, все сильно зависит от помещения и торгового центра. Разброс цен может быть весомый, но если усреднить, то мне кажется, что с арендой в ТЦ бизнес выигрывает.

Сравнение условий аренды в моем городе с населением в 400 тысяч человек, 2022 год

КритерийВ торговом центреВ жилом доме
Стоимость за кв. м.
от 2000 ₽
от 500 ₽
Площадь
от 50 кв. м
от 20 кв. м
Бытовые расходы
от 0 ₽
от 15 000 ₽
Парковка
есть
нет
Трафик в день
(кто зашел в магазин)
от 150 человек
от 10 человек
Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Алина Соломенникова
Алина Соломенникова

Какой критерий при выборе помещений для вас ключевой? На что вы готовы закрыть глаза?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации