Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как запустить парфюмерный бренд, ароматы для которого создают незрячие парфюмеры

Как запустить парфюмерный бренд, ароматы для которого создают незрячие парфюмеры
Как запустить парфюмерный бренд, ароматы для которого создают незрячие парфюмеры

Екатерина Зинченко создала бренд нишевой парфюмерии в России. Ароматы для него создают парфюмеры, у которых ограничено визуальное восприятие.

В статье Екатерина рассказывает о том, почему наняла именно незрячих мастеров, как их обучала и налаживала производство духов со стартовым бюджетом в 3 500 000 ₽.

Коротко о бизнесе

Бренд
Pure Sense
Сфера бизнеса
Производство парфюма
Старт работы бизнеса
2020 год
Оборот
40 000 000 ₽
Город
Москва
Как найти

Объединила хобби и жизненные цели, чтобы начать парфюмерный бизнес

Я придумала первый в мире парфюмерный бренд Pure Sense, ароматы для которого создают незрячие люди. Я узнала, что современный человек 90% информации потребляет глазами, а незрячие люди не отвлекаются на зрение и поэтому у них обостренное обоняние. Они улавливают тончайшие запахи и легко угадывают, что именно издает тот или иной аромат. На этой суперспособности я и построила свой бренд парфюма.

Мне всегда нравились ароматы. Когда в 16 лет я переехала в Санкт-Петербург, то стала частенько бывать в парфюмерных салонах. Это было просто хобби, тогда я и не думала работать в парфюмерно-косметической отрасли.

Меня драйвили поддержка талантливых людей и добрые дела, и я много читала про социальные проекты. Поэтому в 2019 году я поехала в Лондон устраиваться на работу в благотворительный фонд.

Там я пошла в парфюмерный магазин и обратила внимание, что люди при вдохе аромата закрывают глаза. Как будто зрение мешает им воспринимать аромат вдумчиво. Тогда у меня щелкнуло. Я осознала, что могу объединить свое увлечение парфюмерией и желание помогать людям. Так я придумала запуск производства парфюма Pure Sense, с английского это переводится как «чистое чувство».

Я решила создать парфюмерный бренд, ароматы для которого будут разрабатывать незрячие люди. Благодаря обостренному обонянию они могли бы создавать уникальные формулы духов. А я бы выполняла роль парфюмерного продюсера: находила бы таких мастеров, помогала им создавать духи, передавала на производство и организовывала продажи. Но идея — это одно, а вот ее реализация — другое. Я сразу поняла, что будет непросто, по нескольким причинам:

  • у меня совсем не было опыта в парфюмерном производстве;
  • я не знала, где искать незрячих парфюмеров и есть ли они вообще;
  • я была ограничена в финансах — у меня было всего 3 500 000 ₽.

Эти вопросы меня не испугали, и я начала действовать. Ниже я подробнее расскажу, где взяла мастеров, как нашла подходящий завод и откуда беру сырье. А еще о сложностях, которые возникли на производстве в 2023 году.

Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

Аватар дайджеста

Поставила цель запуститься без инвестиций и рассказывала об идее всем знакомым

Чтобы получить помощь для запуска бизнеса, я начала собирать информацию о тех, кто уже успешно работает в нише, искать связи в парфюмерной сфере. Меня познакомили с дистрибьютором парфюмерных брендов. Мы договорились о встрече, где я хотела узнать про порог входа на этот рынок и понять, может ли он мне в чем-то помочь.

У нас вышел такой разговор:

— Слушай, Кать, 2 000 000 €, и я тебе помогу сделать бизнес.

— У меня есть 3 500 000 ₽.

— Ну, сорри, тогда без меня. Ищи инвестора.

Сейчас, в 2024 году, я согласна с оценкой дистрибьютора, что для запуска парфюмерного бренда нужно 2 000 000 €. Это тот бюджет, с которым можно круто выстрелить: встать во все торговые сети, в том числе и в ЦУМ, приглашать звезд на закрытые презентации и строить красивые корнеры — это отдельные зоны в магазине, где представлен товар одного бренда. Но в 2019 году у меня не было таких денег.

Дистрибьютор посоветовал мне найти инвестора, но я не стала это делать, потому что хотела создать парфюмерный бренд с социальным подтекстом и для меня было важно самой принимать все решения. Я боялась, что инвестор будет нацелен только на прибыль, а я хотела еще и помогать незрячим людям, давая им возможность развиваться вместе со мной. Поэтому я пошла другим путем — стала рассказывать о своей идее всем знакомым, потому что мне самой она казалась безумной и у меня не было смелости начать ее реализовывать. Мне была нужна поддержка. И я ее нашла.

Подруга познакомила меня с Павлом Никандровым, сооснователем российского бренда парфюма HOLYNOSE. Он был единственным человеком, кто сказал мне, что можно запуститься и за небольшие деньги. Паша рассказал, что на первый запуск у них ушло около 2 000 000 ₽.

Такой порог входа был намного приятнее, чем 2 000 000 € — на середину 2019 года это было около 140 000 000 ₽. Таких денег у меня, конечно же, не было. Но меня обрадовал факт, что на производство минимальной партии из 6000 флаконов у меня уже хватает средств. Я воодушевилась и начала действовать.

Витрина магазина нишевой парфюмерии
Витрина магазина нишевой парфюмерии

Наши духи на витрине магазина нишевой парфюмерии в центре Санкт-Петербурга. В 2024 году мы представлены и на прилавках крупных торговых сетей, таких как РИВ ГОШ, ЛЭТУАЛЬ и Золотое Яблоко

Наши духи на витрине магазина нишевой парфюмерии в центре Санкт-Петербурга. В 2024 году мы представлены и на прилавках крупных торговых сетей, таких как РИВ ГОШ, ЛЭТУАЛЬ и Золотое Яблоко

Нашла талантливых незрячих ребят и организовала обучение парфюмерному мастерству

Я не понимала процесс создания парфюмерии, поэтому решила пойти учиться. Одним из лучших парфюмерных учебных заведений в мире считается Грасский институт — Grasse Institute of Perfumery (GIP). В 2019 году у них был парфюмерный курс, который проходил комбинированно в Москве и в Грассе, а после можно было получить французский диплом. Я туда поступила и научилась:

  • создавать ароматы: парфюм, свечи, отдушки для косметики;
  • оценивать состав на возможные аллергены и безопасность;
  • правильно писать формулы, по которым собирается парфюм.

Параллельно я искала мастеров. Я гуглила информацию на английском, французском, итальянском и испанском языках. И поняла, что незрячих парфюмеров в мире нет, поэтому решила искать людей без опыта, создать для них адаптированную программу обучения и за свой счет дать им парфюмерное образование.

На тот момент у меня почти не было незрячих знакомых. Поэтому я попросила подругу разместить пост в сообществе для незрячих во ВКонтакте. Там мы написали, что ищем к себе в команду незрячих людей, которые живут в Москве, хотели бы развиваться в сфере парфюмерии и посвящать этому минимум 12 часов в неделю.

Мы получили более шестидесяти откликов за сутки. Почти со всеми я поговорила по телефону и пригласила шесть человек на офлайн-собеседование. Я знала, кого ищу и кто точно не подойдет: не хотела работать с ребятами, у которых жертвенная позиция, что им все должны, потому что у них есть инвалидность. Я им сочувствовала, но понимала, что мне нужны самостоятельные и целеустремленные люди, готовые развиваться вместе со мной.

К тому моменту я уже нашла технолога, и вместе с ней мы провели обонятельный тест с каждым кандидатом. Дали им по двадцать парфюмерных компонентов, попросили послушать аромат и сказать, что это. Такой тест я проходила в парфюмерной школе, и у меня был самый крутой результат среди учащихся — восемь из десяти баллов. Трое моих кандидатов показали результат десять из десяти. У меня был шок, а для них это было в порядке вещей — ничего особенного. Мы же поняли, что нашли настоящих звездочек.

Команда парфюмеров Pure Sense: Мария, Александр и Анастасия
Команда парфюмеров Pure Sense: Мария, Александр и Анастасия

Мои парфюмеры: Мария, Александр и Анастасия. Вначале они создавали ароматы из нескольких составляющих, сейчас некоторые ароматы содержат двадцать-тридцать компонентов

Мои парфюмеры: Мария, Александр и Анастасия. Вначале они создавали ароматы из нескольких составляющих, сейчас некоторые ароматы содержат двадцать-тридцать компонентов

Мы договорились с тремя ребятами, что будем в течение года их бесплатно обучать создавать формулы для духов. Для этого я сняла помещение и организовала там лабораторию, где можно было смешивать ароматы. Затем я нашла сначала одного, потом еще двух парфюмеров с международным образованием, которые поочередно приезжали в лабораторию и обучали ребят. На коллективных занятиях они знакомились с веществами, а на индивидуальных — занимались практикой.

Спустя год наши незрячие мастера начали работать самостоятельно — с тех пор они создают формулы духов. При этом ребята работают с технологом. Но его роль сводится к следующему: парфюмеры диктуют формулу, технолог смешивает, дает им послушать. Потом в формулу вносят корректировки — искать то самое соотношение порой можно до трех месяцев. Плюс технолог ассистирует ребятам, когда они ходят в парфюмерные бутики, чтобы послушать ароматы других брендов и быть в курсе новинок.

Пока мастера проходили обучение, я искала поставщиков сырья, упаковки и флаконов и выбирала, где буду производить парфюм.

Лаборатория парфюма
Лаборатория парфюма

Так выглядит лаборатория, где создаются духи. Вместе с парфюмерами мы слушаем получившиеся ароматы и обмениваемся мнениями

Так выглядит лаборатория, где создаются духи. Вместе с парфюмерами мы слушаем получившиеся ароматы и обмениваемся мнениями
Процесс создания формулы духов
Процесс создания формулы духов

На фото процесс создания формулы духов. Наш мастер делает раствор. Для этого нужны парфюмерные компоненты, пипетка, колба и весы, чтобы четко определить пропорции

На фото процесс создания формулы духов. Наш мастер делает раствор. Для этого нужны парфюмерные компоненты, пипетка, колба и весы, чтобы четко определить пропорции

Выбрала упаковку в два раза дороже китайской — в вопросе качества компромисса нет

Я решила, что буду производить духи в сегменте нишевой парфюмерии. Это сегмент рынка, где парфюмеры создают ароматы по оригинальным формулам. Это противоположность массовой индустрии ароматов — люксовой парфюмерии. В таблице объяснила разницу.

Условная разница между люксовой и нишевой парфюмерией, по мнению Екатерины
ХарактеристикаЛюксовая парфюмерияНишевая парфюмерия
Цена
До 100 €
До 2000 €
Особенность
Ориентирована на массового потребителя, делается по конкретному брифу после изучения рынка и потребностей аудитории
Много инноваций, дает возможность парфюмеру самовыражаться, а не создавать ароматы по техническому заданию
Выбор компонентов
Парфюмеры ограничены в выборе дорогих компонентов, потому что себестоимость люксового флакона должна быть не больше одного евро
Парфюмеры мало ограничены в выборе компонентов
Упаковка
Производители делают ставку на необычную упаковку — в форме каблука, губ, сердца. И вкладываются в поиск лица для своего бренда
Ставка на содержимое флакона. При этом упаковка чаще всего минималистичная
Аудитория
Ориентирована на массового потребителя
Ориентирована на тех, кто устал от привычного и хочет выделиться

Я выбрала нишевую парфюмерию в том числе потому, что решила, что на меня будут работать не обычные парфюмеры, которые создают ароматы по определенному техническому заданию. Я наняла и обучала людей с уникальными обонятельными способностями, которые могут создавать удивительные ароматы.

Я сразу же решила, что мои духи будут отличаться от всего, что есть на рынке, своим качеством. Иначе зачем мне люди с уникальными способностями? А качественный продукт требовал качественного сырья. Поэтому я искала поставщиков, которые могут мне такое сырье предложить.

Например, я понимала, что лучшие спреи и концентраты найду только во Франции, потому что это парфюмерная страна, и она — лидер в этой сфере. Поэтому я не рассматривала никакой компромисс и заказала все ингредиенты во Франции.

Того же подхода я придерживалась с упаковкой.

Самым сложным было найти стеклянные флаконы. Мне нужны были флаконы определенной формы. Проблема была в том, что в России не производили флаконы для парфюма и я не рассматривала китайских производителей из-за негативных отзывов моих знакомых из индустрии.

Знакомые рассказали, что у китайских флаконов высокий процент брака — он может доходить до 5%. То есть я могу заказать тысячу флаконов, но у меня нет гарантии, что все эти флаконы я смогу использовать для розлива ароматов. К тому же я заказываю сырье под определенные объемы производства. Каждый бракованный флакон тянет за собой сырьевые остатки. Я теряю деньги и на браке, и на сырье. Понятно, что избежать брака полностью нельзя, но 5% от партии — это очень много. Поэтому я и отмела китайских поставщиков.

Когда мне пришел образец флакона из Англии, я поняла: «‎Вот то, что я искала!» Он был идеальной формы: в ДНК нашего бренда — тактильность, ведь парфюм создают незрячие мастера. Поэтому мне важно было найти флакон, который приятно держать в руке: увесистый, округлый, обтекаемый и с тяжелым дном. Качество стекла образца из Англии превосходило остальные фабрики. Что касается брака, то его процент в нашей партии составил 0,5%. Это допустимо.

Флаконы духов Pure Sense объемом 10 мл
Флаконы духов Pure Sense объемом 10 мл

Мы продаем духи в небольших флаконах, объемом 10 мл. Они подходят для поездок или для тех, кто хочет попробовать наши ароматы

Флаконы духов Pure Sense объемом 10 мл
Флаконы духов Pure Sense объемом 10 мл

Мы продаем духи в небольших флаконах, объемом 10 мл. Они подходят для поездок или для тех, кто хочет попробовать наши ароматы

Мы продаем духи в небольших флаконах, объемом 10 мл. Они подходят для поездок или для тех, кто хочет попробовать наши ароматы
Флаконы духов Pure Sense объемом 50 мл
Флаконы духов Pure Sense объемом 50 мл

Те, кто уже знаком с нашей продукцией, чаще выбирают флаконы по 50 мл. Они идеальны для подарка

Флаконы духов Pure Sense объемом 50 мл
Флаконы духов Pure Sense объемом 50 мл

Те, кто уже знаком с нашей продукцией, чаще выбирают флаконы по 50 мл. Они идеальны для подарка

Те, кто уже знаком с нашей продукцией, чаще выбирают флаконы по 50 мл. Они идеальны для подарка

Неожиданно сложности возникли в поиске поставщика коробок.

Я искала коробку из плотного картона, прогуглила российские производства и выбрала лидера рынка на 2020 год. Они показали мне эталонный образец — это экземпляр, на который ориентируется сам производитель продукта. Образец меня полностью устроил. Но когда я сделала заказ, они прислали мне 5600 кривых коробок. Думаю, причина была в том, что производитель торопился выполнить заказ и был уверен в том, что мы не обратим внимание на небольшую кривизну. Но мне нужна была коробка, за которую не стыдно.

Я сразу же начала решать проблему через юриста, потому что в заказе не были четко до миллиметра прописаны стандарты эталонного образца. Но дело было не в миллиметрах, а в плохом качестве — вся кривизна была видна, использовать такие коробки для упаковки духов нельзя.

С помощью юриста я написала официальное письмо производителю. И они шесть раз переделывали нам коробки, пока те не получились ровными. В итоге, по словам менеджера компании, они потеряли на моем заказе около 1 000 000 ₽. Но это их ошибка, и я за все исправления не доплачивала.

Позже я нашла нового производителя, с которым сотрудничаю до сих пор. Это был непростой путь, потому что найти качественную упаковку в России можно только по высокой цене. Себестоимость нашей коробки на начало 2024 года — 300 ₽, в Китае можно купить похожую, но худшего качества за 150 ₽. Для меня вопрос качества стоит выше экономии.

Кейсы-футляры духов Pure Sense
Кейсы-футляры духов Pure Sense

Мы производим на заказ вот такие кейсы-футляры. У них сложная конструкция и внутри материал EVA — вспененный каучук. Он экологически чистый и устойчивый к разным температурам, поэтому наша упаковка стоит дорого — по 300 ₽ за штуку. В отличие от нас люксовые бренды экономят на упаковках и используют тоненькие коробочки

Мы производим на заказ вот такие кейсы-футляры. У них сложная конструкция и внутри материал EVA — вспененный каучук. Он экологически чистый и устойчивый к разным температурам, поэтому наша упаковка стоит дорого — по 300 ₽ за штуку. В отличие от нас люксовые бренды экономят на упаковках и используют тоненькие коробочки

Из всех возможных заводов-производителей мне подошли только два

Мне казалось, что самым сложным будет найти незрячих парфюмеров, но я ошибалась — их я нашла за неделю. Зато я потратила три месяца на поиск завода, который будет мне производить парфюмерию.

Я не могла самостоятельно производить духи, потому что в России легально разливать парфюмерию может только лицензированный завод, у которого есть разрешение на работу со спиртом. Таких заводов в России всего шесть.

Процесс создания духов от формулы до готового флакона я видела так:

  1. Парфюмеры создают формулы.
  2. Мы отправляем формулу во Францию под соглашение о неразглашении. Там концентрат смешивают по нашей формуле, а потом мы привозим его в Россию со всеми международными документами на формулу.
  3. Отдаем все компоненты, коробки и флаконы на завод.
  4. Завод разбавляет композицию спиртом, упаковывает флаконы и отправляет нам на реализацию полностью упакованные духи.

Производителя я искала по нескольким критериям:

  1. Наличие качественного спирта: чтобы разбавлять духи спиртом, нужна соответствующая лицензия. Спирт должен был соответствовать российским и международным стандартам и быть без примесей и запаха, чтобы не влиять на формулу ароматов. Чтобы проверить качество спирта, я ездила на заводы и слушала там образцы.
  2. Завод должен был хорошо промывать и продувать флаконы, чтобы не было осадка и примесей. И по стандарту во всех флаконах должен быть одинаковый уровень жидкости.
  3. Производитель должен был аккуратно и ровно склеивать тонкий целлофан для упаковки, чтобы итоговый продукт выглядел идеально.

Я рассмотрела несколько заводов. Мне подошли два — в Подмосковье и в Ижевске. Но я выбрала тот, который ближе ко мне, потому что хотела все контролировать. Подмосковный завод «Арома Пром» находится в Дедовске, в сорока минутах езды от моего дома. И, по моему мнению, там сейчас разливаются все самые классные российские бренды парфюмерии.

Мы договорились на производство минимального заказа в 5500 флаконов. Меньше они отказались обсуждать, и мы условились, что в следующий раз я приду к ним с большей партией.

На производство первой партии я потратила около 4 500 000 ₽. Это было на 1 000 000 ₽ больше, чем я изначально предполагала. Я не учла стоимость растаможки материалов, ряд услуг и консалтинг. По ходу пришлось выкручиваться и добавлять собственные сбережения.

Затраты на запуск производства духов Pure Sense, 2020 год
Статья расходовСумма в рублях
Покупка материалов и сырья
2 450 000
Зарплата технологу за полгода
800 000
Дизайн бренда и разработка сайта
500 000
Производство + сертификация
330 000
Аренда помещения для лаборатории за полгода
240 000
Юридические услуги и регистрация торговой марки
90 000
Итого
4 410 000

В 2023 году столкнулась с проблемами на производстве

На то, чтобы наладить производство парфюмерии, у меня ушел год. Это притом что у меня совсем не было опыта, связей и мой изначальный бюджет был строго ограничен. Я достигла всех поставленных целей, хотя, конечно, непредвиденных проблем избежать не удалось.

Так, в 2023 году нам пришлось закладывать на производство нашей партии ароматов в два раза больше времени. Это связано с тем, что на заводе сократилось число сотрудников и в итоге они стали медленнее выполнять заказы. Из-за чего на производстве возникают очереди из заказов. К примеру, если раньше я закладывала четыре месяца, чтобы зайти на производство, то теперь я жду полгода. Это отражается и на моем планировании: я не могу с уверенностью сказать, когда моя партия будет готова. Задерживается выпуск товара, задерживается и реализация.

Эта проблема сохраняется и на начало 2024 года. Я не могу повлиять на сложившуюся ситуацию. Искать другой завод я не хочу, это пока что лучшее в России производство, а разливать парфюм в Европе невыгодно. Это повысит себестоимость продукции в 2,5 раза, притом что это абсолютно те же материалы и комплектующие, просто 150% сверху уйдет на логистику и растаможку тяжелого и дорогого груза. Поэтому пока что просто закладываю больше времени на процесс выпуска и увеличиваю партии, с которыми захожу на производство. Это частично решает проблему, потому что у нас с каждым годом растет количество точек и клиентов — мы уже представлены в СНГ и выходим в страны MENA.

Команда парфюмеров Pure Sense
Команда парфюмеров Pure Sense

Секрет нашего успеха именно в сочетании качества, уникальности ароматов и социальной миссии. Покупатели улавливают, что парфюм создают люди с суперспособностями по обонянию. Это доказывает лояльность нашей аудитории — к нам возвращаются 40% наших клиентов, и многие покупают сразу по пять флаконов одинаковых духов

Секрет нашего успеха именно в сочетании качества, уникальности ароматов и социальной миссии. Покупатели улавливают, что парфюм создают люди с суперспособностями по обонянию. Это доказывает лояльность нашей аудитории — к нам возвращаются 40% наших клиентов, и многие покупают сразу по пять флаконов одинаковых духов

В 2023 году мы вышли на оборот в 40 000 000 ₽ в год. Нашу продукцию можно найти на полках у известных ретейлеров. Например, в ЛЭТУАЛЬ или Зотолом Яблоке. Но на ретейлеров приходится только 30% наших продаж, основные продажи ведем через сайт. На это есть две причины:

  1. Консультанты в магазинах мотивированы продавать бренды, которые отдают ретейлеру 80% рыночной цены, чего мы не можем себе позволить — у нас не сходится экономика.
  2. Мы не просто делаем качественную нишевую парфюмерию, мы с ее помощью пытаемся донести нашу философию помощи людям. Ее нужно разъяснять, а консультант в магазине не будет тратить на это свое время. Он просто предложит послушать духи.

Мы работаем и с B2B-клиентами. С 2022 года к нам обращаются десятки желающих запустить свою парфюмированную линейку уходовой косметики, ароматов для дома и духов. Мы ежемесячно разрабатываем более 20 формул для разных брендов и сопровождаем производство под ключ. Среди клиентов — приложение для заказа такси Яндекс GO, курорт превентивной медицины «Первая Линия», интернет-магазин IDOL.

Я изначально даже не думала, что эти услуги будут так востребованы, а теперь это составляет более 30% нашей выручки. Так что в сложившейся экономической ситуации локальные бренды получают не только свободные полки, но и новых B2B-клиентов.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Инга Писковатская
Инга Писковатская

Расскажите, насколько ваш бизнес социальный? Что вы делаете, чтобы помочь обществу?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации