Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Игорь Демишев, Jiffy: как сервис доставки из Лондона поменял бизнес-модель в кризис

Игорь Демишев, Jiffy: как сервис доставки из Лондона поменял бизнес-модель в кризис
Игорь Демишев, Jiffy: как сервис доставки из Лондона поменял бизнес-модель в кризис
Игорь Демишев, CTO и сооснователь Jiffy
Игорь Демишев, CTO и сооснователь Jiffy

Знакомьтесь: Игорь Демишев, CTO и сооснователь Jiffy

Знакомьтесь: Игорь Демишев, CTO и сооснователь Jiffy

Игорь — сооснователь Jiffy. В первые годы компания доставляла продукты в Лондоне и измеряла выручку в миллионах долларов. А теперь она разрабатывает программное обеспечение для других сервисов доставки, и миллионы долларов только в планах. Мы спросили, как так вышло. Оказалось, это еще хороший исход.

Коротко о бизнесе Jiffy

2020—2022 годы2023 год
Сфера бизнеса
Сервис быстрой доставки продуктов питания в Лондоне
Разработчик программного обеспечения для компаний, которые занимаются доставкой
Оборот
2021 год — несколько миллионов долларов.

2022 — около 20 миллионов долларов по Annual Recurring Revenue
По итогам января и февраля — меньше миллиона долларов по Annual Recurring Revenue
Количество сотрудников
850 на пике
33 в конце февраля
Как найти

У нас нет проблем из-за русского бэкграунда

Что у тебя в кружке?

Витамин B. Говорят, он помогает чувствовать себя бодрее и энергичнее.

Чувствуешь себя плохо в последнее время?

В последние пару дней не высыпался, да и погода Лондоне пасмурная в эти дни из-за зимы. Спать хочется больше. Но в целом тут теплее и больше солнечных дней, чем в России. Например, сейчас 5 градусов тепла на улице: местные дети ходят в шортах и куртках, без головных уборов.

Как идет процесс адаптации в Лондоне
Как идет процесс адаптации в Лондоне

Расскажи, пожалуйста, как у тебя идет процесс адаптации к новой культурной среде?

Мне тут в целом нравится, потому что я человек мира. Недавно начал часто ездить по командировкам и во время последней поездки в США поймал себя на мысли, что кайфую, когда вижу разных людей, которые по-другому живут и думают.

При этом у меня есть сложности из-за переезда и адаптации. Например, в Лондоне тяжело найти нормальное жилье для съема по адекватному ценнику. Это долгий процесс — первое время мы мотались по съемным квартирам, это было неприятно для моей жены.

В Британии уровень сервиса намного ниже, чем в России. Например, еда в ресторанах не такая вкусная, как в России, но дороже. Получается, уровень жизни снижается. Но уровень ИТ-сервиса тоже ниже, а для нашего бизнеса это преимущество.

Что тебе понравилось в Лондоне?

Местное образование меня удивило. У нас дочка пошла в подготовительный класс, который начинается у британцев с четырех лет. Она ходит в обычную государственную школу, бесплатную. Ей очень нравится. Это похоже на продвинутый частный детский сад, в который она ходила в России. Тут подходят к образованию в игровой форме, но, несмотря на то, что дети маленькие, уже видно результаты.

Рисунки дочки Игоря
Рисунки дочки Игоря

Рисунки дочки Игоря

Рисунки дочки Игоря

Ваша компания базируется в Великобритании, а не в России. Можешь коротко объяснить, почему?

В 2021 году мы запустили сервис быстрой доставки продуктов в Великобритании. У нас были амбиции делать сервис за рубежом, где рынок больше. Удаленно организовать такой бизнес — сложно. Чтобы все наладить, часть команды поехала в Лондон.

Я изначально собирался переехать в Британию. До 2022 года я работал удаленно из России и собирал документы для получения Global Talent Visa в фоновом режиме. В мае 2022 года мы поменяли бизнес-модель и мое очное присутствие в Лондоне стало критичнее сразу по нескольким причинам:

  1. Мы с партнерами начали строить процесс B2B-продаж, это подразумевает поездки по всему миру: Дубай, Европа, США. Из России стало неудобно ездить.
  2. С началом СВО увеличилась политическая напряженность в мире. Теперь фаундер, который находится в России и продает сервис за рубеж, может стать блокирующим фактором для крупных контрактов.

Максим Спиридонов писал в апреле 2022 года: «В США и Западной Европе многие инвесторы и бизнесмены, как от проказы, отшатываются от всего, что имеет связь с Россией». У вас компания с российским капиталом и основателями. Мешает ли вам это?

В 99% случаев не мешает.

У нас были сложности, но небольшие. Пара партнеров отказывались с нами работать, один из крупных клиентов затормозил переговоры, испугавшись русских фамилий. Большинство таких конфликтов легко разрешились: у нас изначально британская компания, все деньги белые и не санкционные.

В 2023 году мы ведем переговоры о сотрудничестве с несколькими крупными европейскими компаниями. Это в том числе ретейлеры из списка «Топ-250 мировых ретейлеров». Ни у кого из них нет проблем с нашим бэкграундом.

Если бы я был в закрытой позиции, ничего бы не было

На TechCrunch в 2021 году тебя назвали ветераном q-commerce — то есть сервисов быстрой доставки. Объясни почему?

Я и другие фаундеры вышли из e-commerce — то есть электронной торговли. У всех богатый опыт в этой сфере.

Я провел шесть лет в Яндекс Маркете и Яндекс Доставке. Там я вырос до лидирующих позиций. Сначала я стал тимлидом в разработке. Но она всегда была для меня инструментом, чтобы добиваться бизнес-результата. В итоге я начал проявлять себя в других проектах в качестве проджект-менеджера и продакта.

В Яндексе сделал много всего. Например, несколько CRM-систем для Яндекс Маркета: одна помогала управлять отношениями с десятками тысяч магазинов, а другая — рассылать релевантные маркетинговые коммуникации с помощью всех данных Яндекса. Кроме этого, я делал инструменты для магазинов, Яндекс Доставку, а еще запускал и закрывал трансграничный маркетплейс Bringly.

После Яндекса я год провел в AliExpress. Там я окончательно разобрался в том, как работает e-com как с технической стороны, так и с бизнесовой. Все это помогло мне начать работу над Jiffy.

Что важно иметь в виду продавцам на маркетплейсе
Что важно иметь в виду продавцам на маркетплейсе

Итак, ты работал в Яндекс Маркете и AliExpress. Можешь поделиться тремя мыслями, которые важно иметь в виду продавцам на маркетплейсах?

Блин, меня такие вопросы в тупик ставят. Я, как интроверт, такой: «Надо подумать». Я не продавец, но могу рассказать про базовые вещи:

  1. Ассортимент — одна из ключевых вещей в ретейле и зачастую самый сильный способ дифференцироваться от конкурентов.
  2. Четко понимайте свою целевую аудиторию. Если говорить в общем, аудитория в России чувствительна к ценам и промоакциям, а бесплатная доставка — важный фактор для выбора места покупки.
  3. Омниканальность рулит. Если бы я продавал товары, я бы развивал собственный бренд через свои платформы тоже — приложение и сайт.

Ты работал в найме на лидирующих позициях, а потом к тебе пришли ребята из Jiffy и предложили стать партнером. Расскажи, как так получилось, что они пришли именно к тебе? И как сложилось, что ты был готов к этому?

Зарешал нетворк.

Когда мы разрабатывали CRM для Яндекс Маркета, я работал с моим хорошим другом — Виталиком Попковым, а он до этого работал с моим будущим партнером — Володей Холязниковым. Володя с еще одним сооснователем Артуром Шамаловым изначально хотели делать ставку на ИТ и искали СТО — того, кто отвечает за всю разработку в первую очередь. И мой приятель Виталик посоветовал ребятам меня.

Мне помогло, что я был открыт к новому. Когда ко мне пришли с предложением, я разрабатывал в AliExpress инновационный и сложный продукт. К тому моменту я пришел к мнению, что хочу расти в продуктовый менеджмент и хочу масштабный международный проект, а не работать в разработке. Но ребятам был нужен СТО. Если бы я был в закрытой позиции, я бы сказал: что-то не хочется. А так — решил, что надо поговорить и увидеть возможности.

Оказалось, что ребятам из Jiffy нужна была помощь по продукту. Мы созвонились, они рассказали, что хотят сервис доставки, и рассказали, в чем нужна помощь. Я сразу начал им помогать: нарисовал, как должна выглядеть архитектура такого продукта. Дальше мы договорились встретиться, и уже на следующий день я согласился присоединиться к проекту официально.

Большим плюсом для меня стало то, что ребята — серийные предприниматели. У них был хороший трек проектов: например, Володя уже поуправлял X5foodtech и интернет-магазином KupiVIP, а Артур уже был серийным предпринимателем. В целом я понимал, что с точки зрения экспертности я — просто какая-то функция в бизнесе. А с точки зрения предпринимательства мне было чему поучиться у них, перенять их опыт.

Как Игорь Демишев стал сооснователем Jiffy
Как Игорь Демишев стал сооснователем Jiffy

Объясни, как ты стал сооснователем: тебе нужно было купить у них долю или они тебе просто так ее вручили?

Мне дали опцион и статус кофаундера. По счету я был третьим человеком, кто присоединился к компании после Володи и Артура. Я не вкладывал свои деньги в бизнес — только свое время и экспертизу.

Расскажи, сколько у тебя партнеров сейчас?

У меня четыре партнера, которые развивают проект.

Есть два партнера, которые изначально этот бизнес придумали в первой итерации, — это Володя и Артур. У них бизнесовая верхнеуровневая роль. Они решают вопросы финансов и инвестиций и помогают со стратегическим видением. Сейчас мы общаемся в формате менторинга и решения ключевых вопросов в управлении компанией.

Еще есть я и Марат Болатов. Основная операционная работа распределена между нами. Мы погружены в детали продукта, мы его своими руками создавали. И продажи тоже на нашей стороне.

Есть еще один человек, Олег Наумов. Раньше он отвечал за B2C-маркетинг и аналитику. Сейчас он пока отошел от операционки.

Насчет первых партнеров, которые занимаются финансами. Я правильно понимаю, это они привлекали 35 миллионов долларов?

Да, когда Артур и Володя ко мне пришли, было понятно, что деньги на посевную стадию они уже привлекли. Здесь помогли нетворк и имена этих людей, поэтому привлечение инвестиций всегда было их зоной ответственности. В итоге мы получили инвестиции от Heartland, братьев Бухманов, Baring Vostok, LVL1 Льва Левиева, Оскара Хартманна и других.

Чем ты конкретно занимался первое время?

Мы разрабатывали аналог Яндекс Лавки и Самоката с быстрой доставкой продуктов из своих складов. Я отвечал за техническую часть, работал с командой разработки и продукта. Затем я привел еще одного фаундера к нам в команду, и он забрал себе часть работы над продуктом: курьеры, сборщики, складские работники, вся эта история. У меня осталась пользовательская часть: клиент заходит в приложение, саму покупку оформляет.

Рабочее место Игоря в одной из временных квартир в Лондоне
Рабочее место Игоря в одной из временных квартир в Лондоне

Рабочее место Игоря в одной из временных квартир в Лондоне

Рабочее место Игоря в одной из временных квартир в Лондоне

Уровень автоматизации в UK и Эмиратах такой, что плакать хочется — настолько это неэффективно

Идет 2020 год, вы открываетесь в Великобритании. Что это вообще был за бизнес в первой итерации?

Со стороны пользователя это выглядит, как Самокат или Яндекс Лавка. Ты можешь установить себе приложение, посмотреть каталог продуктов на 3000 товарных позиций, что-то положить в корзину и купить.

Ключевая особенность — заказ придет за 15—30 минут в зависимости от загруженности курьеров и сети. Но если это не нужно, можно самому забрать заказ.

Со стороны работников это выглядит так. У нас есть дарксторы — склады на 200 м², на которые нельзя зайти и купить. Наша компания арендует их у лендлордов — местных арендодателей. Мы закупаем товары, кладем на полки, каталогизируем все это и трекаем, чтобы все было видно в системе и пользователю в приложении. Когда поступает заказ, сборщик на складе получает задание в системе, собирает товары с полок, кладет в сумки и передает курьеру.

А как вообще построить такой сервис доставки, чтобы заказы приходили за 15 минут?

Для этого нужно, чтобы склад находился недалеко от клиента, а сборщики и курьеры быстро работали.

К примеру, наш сборщик в среднем собирал заказ за полторы минуты — это по семь секунд на сборку одного товара. Чтобы 600 заказов в день обслужить, нам нужно в среднем пять сборщиков. Мы знаем одного из наших конкурентов, у которых те же шестьсот заказов паковали 15 сборщиков.

О, расскажи, за счет каких решений удалось добиться такой скорости?

Мы совмещали два подхода. Брали пример с классических ретейлеров, у которых хорошо построены процессы, и с маркетплейсов, у которых все хорошо автоматизировано.

Важны три пункта:

  1. Правильная расстановка полок на складе и товаров на этих полках.
  2. Правильно автоматизировать операции — в первую очередь те, что часто повторяются.
  3. Вести учет остатков в реальном времени.

Правильная расстановка снижает длительность пробега каждого из сборщиков. Для такой раскладки нужно учитывать много факторов. Приведу несколько примеров.

Задача — поставить товары так, чтобы сборщики не пересекались друг с другом, не врезались, не мешали друг другу и проходили как можно меньшие расстояния.

Нужно регулярно проводить ABC-анализ товаров, которые ты продаешь, чтобы понимать, что продается лучше, а что хуже. Грубо такой подход можно описать так: что продается лучше — кладешь поближе к краю стеллажа, чтобы это быстрее собирали.

Если говорить о нюансах, то, например, нельзя рядом класть один и тот же товар с разным сроком годности. Если ты их рядом положишь, сборщик будет брать какой придется, и так, скорее всего, списания увеличатся. Нужно сделать так, чтобы товары, у которых срок годности быстрее заканчивается, стояли на отдельной полке.

Еще важна правильная автоматизация. Мы автоматизировали самый частотный процесс — сборку. Для этого к запуску сервиса сделали приложение на терминалы для сборщиков. Терминал показывает, по какому маршруту идти сборщику.

Если пришел заказ на колу, чипсы и бананы, оно тебе говорит: «У тебя три товара. Первый — кола. Лежит там». На экране терминала появляется фотография товара, название и адрес, например А1/25. Для этого ты идешь в ряд А, находишь полку 1 и место 25. Берешь колу и сканируешь ее штрихкод, чтобы подтвердить, что ты взял нужный товар.

Если отсканировал неправильно, система так и говорит: «Чувак, что-то не то». Если все в порядке, система показывает, где бананы, затем чипсы. Если сборщик не находит товар, отмечает «не нашел» и собирает остальное, а потом система предлагает вернуться и поискать.

Приложение мы разработали простое. Там не может что-то пойти не так — нет никаких лишних кнопок в интерфейсе. Мы тестировали его на детях. У одного из фаундеров есть сын, которому было девять лет. Мы привели его на склад, один раз показали, как все делать, и он собрал несколько заказов. Даже уложился в наши строгие целевые показатели.

Приложение для сборщиков заказов
Приложение для сборщиков заказов

Это приложение для сборщиков заказов. Первые два — экраны процесса сборки с основной информацией для этого. Последний — экран с геймификацией после завершения задачи

Это приложение для сборщиков заказов. Первые два — экраны процесса сборки с основной информацией для этого. Последний — экран с геймификацией после завершения задачи

Один из важных параметров, за которым надо следить в системе, — сколько человек заказал позиций и сколько мы ему реально доставили. У нас этот параметр был на уровне 99,98%. Для этого информация о наличии товаров должна бесперебойно обновляться в режиме онлайн. Когда ты купил товар, он должен быть зарезервирован под тебя, чтобы никто его не забрал. И точно так же, когда его переместили на другую полку или другой склад.

Ты еще упомянул ABC-анализ. Это прямо классический ABC-анализ вы использовали, я правильно понимаю?

Да, но там есть нюансы. Мы разбивали товары на четыре категории:

  1. А — самые быстро оборачиваемые товары.
  2. B — остальные товары.
  3. С — товары, которые надо выводить из оборота.
  4. D — это новые товары.

С новыми товарами как раз много нюансов. Тебе нужно понять: если он не продается, это потому что он плохой, и его нужно выводить из оборота? Или он не продается, потому что недостаточно показов было в приложении для пользователей? Ну, может быть, его запихнули в самый низ каталога и люди чаще всего не находят его.

Какие практики из такого системного бизнеса можно перенять другим бизнесам?

Если вы понимаете, что бизнес-модель масштабируемая, нужно инвестировать в автоматизацию. В этом кроется большой рычаг для того, чтобы тратить меньше денег на объеме.

Я общался в UK и Эмиратах с крупными ретейлерами. У них уровень автоматизации такой, что смотришь и плакать хочется от того, насколько это неэффективно. Они свои товары размещают на агрегаторах вроде Deliveroo, Uber Eats или Careem. Все заказы с агрегаторов приходят только на планшеты, которые предоставляет агрегатор. В итоге на каждом складе ретейлера стоит по пять разных планшетов и у каждого разный процесс сборки.

Когда у каждой платформы свой процесс сборки, появляется куча проблем и неэффективностей. Например, не получается вовремя обновлять остатки, и кому-то что-то не то приедет. На масштабе это приводит к огромным потерям денег для бизнеса как напрямую от того, что нужно нанимать больше персонала, так и косвенно — из-за плохого клиентского опыта.

Игорь Демишев: «Деньги в бизнес-модели сервисов доставки находятся далеко»
Игорь Демишев: «Деньги в бизнес-модели сервисов доставки находятся далеко»

Деньги в бизнес-модели сервисов доставки находятся далеко

Какой у вас был оборот за 2021 год?

В 2021 году — несколько миллионов долларов.

В 2022 на пике — около 20 миллионов долларов. Только это уже не факт, а прогноз по ARR — Annual Recurring Revenue — ожидаемая годовая выручка, прогнозируемая в пиковом месяце.

Что такое Annual Recurring Revenue и почему вы считаете именно это?

ARR считается так. Берется общая сумма, на сколько ты продал товаров за месяц. Она умножается на 12.

Мы использовали такую метрику, потому что у сервиса обычно есть некая динамика. И мы росли двузначными числами процентов каждый месяц: в феврале у тебя ARR 20, а в декабре будет 35. Выручка за год в нашем случае не репрезентативна, она не такая чувствительная для быстро растущего стартапа. А ARR — это слепок в моменте, который показывает динамику твоей компании.

А прибыль у вас была?

Не было. Юнит-экономика планово работала в минус. Мы все реинвестировали в рост, чтобы вывести компанию в прибыль потом.

Деньги в бизнес-модели быстрой доставки находятся далеко. В странах с дорогим рабочим трудом ты много затрат несешь на то, чтобы люди реально ездили, даже с нашим уровнем автоматизации. Доставка в этой бизнес-модели — самая большая расходная статья.

Чтобы все окупилось, помимо автоматизации, нам нужно было больше заказов на каждый склад и добиться определенной утилизации времени курьера — сколько заказов в час он доставляет. Мы могли бы выйти в положительную экономику, если бы у нас было три заказа в час на курьера.

В принципе доставку за 15 минут в Лондоне тяжело сделать такой, чтобы расходы и доходы в ноль сходились. Если бы я давал советы тому, кто выходит сейчас на рынок, то я бы сказал вот что:

Круто миксовать свои офферы так, чтобы человек мог доплатить за то, что ему надо. Например, кому нужна быстрая доставка, может доплатить за нее. А кому не нужна, может забрать товар сам или подождать два часа. Например, у ВкусВилла так: за 30 минут — 149 ₽, а за два часа — бесплатно. За счет этого можно менять стоимость и балансировать таким образом юнит-экономику.

Хорошо бы дифференцироваться от конкурентов. В Лондоне было много сервисов доставки еды, и эффективнее всего отстраиваться от них с помощью ассортимента. Можно доставлять алкоголь — у такого сервиса выше средний чек, маржа и больше возможностей тратить на курьеров, чем у продуктовых сервисов. Так делает один из наших клиентов — стартап Yep! Другой вариант — сфокусироваться на национальной кухне: кошерной, индийской, японской.

Как стать разработчиком ПО для сервисов доставки
Как стать разработчиком ПО для сервисов доставки

Если ты агрессивно растешь, количество неэффективных решений в системе накапливается

В итоге вы решили сделать пивот — поменять бизнес-модель: закрыть сервис доставки еды и стать разработчиком ПО для сервисов доставки. Расскажи, почему вы решили так сделать?

В декабре 2021 мы поняли, что рынок быстрых доставок перегрелся и что все идет к экономическому кризису.

Когда начали заниматься Jiffy, мы предполагали, что у нас будет B2B-направление для ретейлеров. Мои партнеры, Артур с Володей, уже делали похожий стартап, который они продали Х5 Group. Это фудтех, который занимается доставкой Пятерочки и Перекрестка.

Еще на старте мы начали закидывать удочки, чтобы был план «Б». Много усилий на это не тратили — все получалось само собой. Мы сделали комплексный и качественный продукт, иногда общались о нем с разными ретейлерами и уже зимой начали прогнозировать, что можем им его продавать.

24 февраля мы поняли, что не будем работать в старой бизнес-модели. Тогда привлечь инвестиции нам стало невозможно — никто не готов вкладываться в капиталоемкие модели, когда непонятно, что будет с экономикой. Мы это хорошо наблюдали на примере немецкого сервиса доставки Gorillas: они «продали» свой проект конкуренту Getir на невыгодных условиях — им нужно было доплатить 100 миллионов долларов для продажи.

В мае 2022 мы публично анонсировали решение пивотиться в B2B. К тому моменту мы поняли, что сможем закрыть офлайн-часть бизнеса и что у нас будет достаточно денег на новую бизнес-модель.

А вам еще деньги нужны были в тот момент?

На рынке Британии работал наш конкурент Zapp, который привлек 200—300 миллионов. На международном рынке работал Gorillas, который привлек 1,3 миллиарда долларов.

Модели сервисов доставки слишком капиталоемкие. Выход в положительную юнит-экономику сильно зависит от объема продаж. А они — от количества товаров, складов, курьеров, инвестиций в привлечение клиентов. При этом рынок доставки перегрет, нужно вложить много денег в маркетинг, чтобы привлечь аудиторию, которая будет генерировать достаточный поток заказов, и чтобы сложилась юнит-экономика.

Мы поняли, что с деньгами, которые у нас остались, просто не добежать до положительных результатов в юнит-экономике. У нас тогда оставалось около 10 миллионов из 35 привлеченных.

У нас было два решения:

  1. дергать за ручку стоп-кран и возвращать оставшиеся деньги инвесторам;
  2. попробовать альтернативную бизнес-модель на эти деньги.

Получается, вы уже создали продукт, который обкатали на бизнесе, и решили пробовать. А как вы согласовали смену модели с инвесторами?

Рассказали, какие варианты у нас есть и какой мы видим правильным.

В целом нам сильно повезло, что инвесторы были лояльные. Когда мы рассказали всем, у всех разное мнение было. Наверное, большее число поддержали. Были те, кто сказал: «Вам, наверное, лучше все закрыть и начать что-то с чистого листа». Они тогда, скорее всего, списали проинвестированные в нас деньги. Но решение все равно на нашей стороне было. Теперь нам помогают, чем могут.

Ты писал в телеграм-канале, что во время кризиса растут B2B-компании и весь бизнес ищет способы сократить расходы. Можешь объяснить, как ты к этой мысли пришел?

Я нашел эту мысль, когда смотрел макротренды и писал посты для канала. Я наткнулся на концепцию больших экономических циклов, о которой писал Рэй Далио. Идея в том, что экономика, как синусоида — за периодами роста всегда следуют периоды спада, и так по кругу. В бизнесе так же: с одной стороны, компании пытаются растить масштаб бизнеса, а с другой — делать это оптимально, чтобы не сжигать все деньги и приумножать прибыль.

Судя по концепции Далио, нужно готовиться к оптимизации заранее. Если ты агрессивно растешь, количество неэффективных решений в системе накапливается. Это начинает все больше и больше сдерживать рост.

Приведу пример из нашей практики в Jiffy. После раунда «А» в сентябре 2021 мы начали довольно активно расширять количество магазинов. В итоге увеличили выручку в 3,18 раза в четвертом квартале по сравнению с третьим, но себестоимость заказа тоже выросла. Начали разбираться и поняли, что дело в плохом планировании смен курьеров. В первом квартале 2022 года мы сфокусировали команду на оптимизации и за счет этого увеличили валовую маржинальность на 122%.

Валовая маржинальность проекта
Валовая маржинальность проекта

Валовая маржинальность увеличивалась с февраля по апрель 2022

Валовая маржинальность увеличивалась с февраля по апрель 2022

За 2021 год мы прошли где-то четыре итерации смены фокуса команды с роста на оптимизацию и обратно. Думаю, такой подход и фокус на автоматизацию бизнеса позволили нам сохранить бизнес, когда остальные подобные сервисы закрыли или продали.

Для контекста: в 2020—2021 годах сервисы доставки жгли деньги на хайпе, фокусируясь на росте складов, регионов присутствия. Когда начался глобальный кризис 2022 года, подскочила инфляция, пропал доступ к дешевым венчурным деньгам, все остановили бурный рост, начали экстренно искать пути выхода в прибыль.

Мы же в Jiffy создали продукт, который позволяет масштабировать онлайн-продажи за счет автоматизации многих процессов — то есть расти с меньшими вложениями. В итоге к концу 2021 года это позволило нам выйти на уровень конкурента, который поднял в 10 раз больше, чем Jiffy. А дальше ты уже знаешь.

А что ты читаешь, чтобы смотреть за трендами?

Я смотрел на отчеты по трендам и прогнозы разных инвесткомпаний. Например, на сайте GP Bullhound. Там как раз говорили, что в кризис растут разработчики ПО для бизнеса, и ссылались на прошлые периоды кризисов.

Еще помогают разговоры с нашими инвесторами. Они видят в целом по портфелям, какие компании в периоды кризисов остаются живыми, а какие умирают.

Вообще источников много:

  • новости. Когда вижу инфоповод, даю задание помощнице собрать резюме ситуации, чтобы использовать для телеграм-канала;
  • релевантное видео на YouTube. На них натыкаюсь в рекомендациях, когда хочется в чем-то разобраться;
  • нетворк, когда-то кто-то в чатах что-то скидывает: «Смотрите, какой прогноз на какие-то тренды».
Где следить за трендами инвесткомпаний
Где следить за трендами инвесткомпаний

Мы сократили штат с 850 человек до двадцати

Давай поговорим о подготовке к смене бизнес-модели. Что вам нужно было учесть, чтобы не слить все деньги в урну?

Самое критичное — вовремя принять решение. Ребята из похожего австралийского стартапа Send опоздали со сменой модели и обанкротились. Нужно вовремя избавиться от ресурсов, которые жрут деньги.

Если ты хочешь менять бизнес-модель, надо рассчитать все так, чтобы у тебя хватило для этого денег, когда ты остановишь все операции. Если ты пивотишься в западных странах, нужно брать в расчет дополнительные расходы на остановку. Это довольно внушительные суммы.

Пару примеров, за что нужно платить, когда делаешь остановку бизнеса в Великобритании:

  • ты платишь зарплаты и выходные пособия сокращенным сотрудникам;
  • тратишь ресурсы на полтора месяца консультаций — это когда сотрудники уже не работают, но ты обязан не менее скольких-то дней проводить разъяснительные звонки и прочие формальные процедуры;
  • платишь за разрыв контрактов долгосрочной аренды. Да, эти суммы можно уменьшить путем переговоров, но это тоже большая работа.

Дальше нужно понять, а чего не хватает в компании для новой модели? Если это переход из B2C в B2B, может, стоит отдел продаж формировать? Если так, надо искать туда лидера. У нас не было человека, и мы стали искать его на рынке.

Еще для пивота нужно иметь запас по времени. Когда ты сделаешь продукт, потребуются какие-то доработки. Затем — какое-то время, чтобы научиться его продавать.

Нужно быть морально готовым сокращать людей. У нас штат сократился с 850 человек до двадцати. Мы сократили складских работников и курьеров, часть головного офиса, команды разработки, маркетинга.

Расскажи, каково тебе было увольнять столько людей?

Если рассматривать увольнение не в силу обстоятельств, а в силу перформанса, я просто оцениваю результат работы человека. Для этого я прозрачно объясняю: у нас ожидания одни, а факт — другой. Это не значит, что с человеком что-то не так, просто не сходится одно с другим.

Если рассматривать сокращение в формате «нужно резать косты», приходилось отрывать людей от сердца — у нас была сильная и сплоченная команда. Процесс такой:

  1. Мы сначала собрали всех, кого планировали оставить, и убедились, что они готовы работать над другой бизнес-моделью. Это помогало сделать так, чтобы не поползли слухи и другие люди не паниковали.
  2. Дальше каждый руководитель провел встречу с тем, кого хотели сократить, один на один. Мы объясняли, какая в компании ситуация: либо мы закрываем полностью компанию, либо мы с кем-то расстаемся.

Сейчас начали обратно разработчиков нанимать. Несколько человек уже вернулось, дождались нас. Это один из бонусов, который получаешь, когда у тебя сплоченная команда.

Как был выстроен процесс увольнения сотрудников
Как был выстроен процесс увольнения сотрудников

Расскажи, как выглядит процесс, когда ты превращаешь сервис быстрой доставки в разработчика ПО для B2B?

У нас четыре фаундера. Часть занималась новой бизнес-моделью, а часть — старой. За счет этого мы параллельно делали вот что:

  • приняли решение;
  • поняли, сколько будет денег после этого поворота;
  • приготовили списки людей, которые в новой бизнес-модели будут не востребованы;
  • запустили все процессы: и юридические, и HR;
  • стали договариваться о прекращении досрочной аренды;
  • пошли нанимать новую команду;
  • стали формировать маркетинг: проводить конференции, искать каналы продаж, создавать лендинг;
  • поручили продактам проводить глубинные интервью с потенциальными клиентами, чтобы изучить рынок до конца;
  • пошли валидировать продукт: предлагать его кому-то купить и смотреть, сколько компаний готовы это сделать.

Пока все это идет, ты начинаешь видеть, сколько у тебя в реальности остается денег. И идешь на разговор с инвесторами, чтобы подвести итоги о готовности компании к пивоту. Отвечаешь на вопрос, получится ли в этой конфигурации, которая у нас складывается, с тем запасом денег, который у нас остается, сделать то, что мы хотим?

Давай поговорим о том, в какой точке вы сейчас. Для начала объясни, что вы продаете?

Сейчас безумно много сервисов в e-commerce: бесплатные, дешевые, дорогие — под каждый сегмент. Но обычно они фокусируются на одной части: например, платформы для интернет-магазинов помогают бизнесу с тем, чтобы получить заказ. А доставить, приготовить и остальное — давай сам.

Бывает, компания набирает разные решения e-com и на их стыках начинают возникать проблемы. Например, с процессами — что-то неровно работает и при большом масштабе начинает сыпаться: у терминала куча кнопок, сборщики путаются, работают медленно и с ошибками. Или плохо работает интеграция: товарные остатки не синхронизируются в реальном времени, например. Это все приводит к потерям денег у компаний.

Мы продаем систему, которая автоматизирует весь процесс доставки: от заказа до исполнения обязательства по нему. В этой системе есть все: приложение, сайт, каталог и OMS — унифицированная обработка заказов с разных платформ, приложение для сборщика, управление складами. За счет того, что это единая, хорошо работающая система, у нее нет проблемы со стыками разных решений.

Интерфейс приложения Delivery dispatcher
Интерфейс приложения Delivery dispatcher

Delivery dispatcher — интерфейс для диспетчеров, которые следят за курьерами и вносят корректировки, когда нужно. Благодаря автоматизации распределения заказов диспетчер может следить сразу за несколькими командами курьеров. Это сильно экономит деньги нашим клиентам

Delivery dispatcher — интерфейс для диспетчеров, которые следят за курьерами и вносят корректировки, когда нужно. Благодаря автоматизации распределения заказов диспетчер может следить сразу за несколькими командами курьеров. Это сильно экономит деньги нашим клиентам
Интерфейс приложения для курьеров Delivery app
Интерфейс приложения для курьеров Delivery app

Delivery app — приложение для курьеров. Слева экран с оповещением о новой задаче, по центру — экран с картой активного задания, справа — экран с геймификацией после завершения задания

Delivery app — приложение для курьеров. Слева экран с оповещением о новой задаче, по центру — экран с картой активного задания, справа — экран с геймификацией после завершения задания

На кого вы ориентируетесь?

У нас два сегмента клиентов:

  1. Корпорации. У них долгий цикл сделки. Мы ведем несколько переговоров с такими компаниями. Если хотя бы одна из них станет клиентом, это будет большим шагом. У нас для них on-premise-решение — устанавливается на сервер клиентов с возможностью доработки под них.
  2. SMB — small to medium-sized business — малый и средний бизнес. Это компании, которые хотят модернизировать свои решения в e-com, офлайн-игроки, которые только собираются выйти в доставку, и стартапы, которые хотят превратиться в средний бизнес. У нас для них более дешевое и простое облачное решение.

Наша система модульная. Клиент может взять отдельный модуль и проинтегрировать его с тем, что у них уже есть. Допустим, у крупного ретейлера уже есть своя ERP-система или управление складами. Тогда они могут взять наше приложение, каталог для онлайна и менеджмент заказов для разных платформ.

Что такое модульная система бизнеса
Что такое модульная система бизнеса

Чем ты теперь занимаешься?

У меня расширилась зона ответственности. Я теперь занимаюсь больше продажами и B2B-маркетингом. Метрика у меня одна — чистая прибыль. В Excel у меня план продаж: количество клиентов, средняя выручка за разные типы клиентов. Моя ответственность, как и у других фаундеров, — выполнить план продаж. Вдобавок каждый помогает в тех местах, где лучше может помочь.

При этом я по-прежнему отвечаю за всю техническую часть, но в этот раз больше делегировал команде — за два года ребята сработалась, процессы наладились. За продуктовой частью я слежу тоже более верхнеуровнево.

Как ты понимаешь, за сколько продавать свой продукт и за что брать деньги?

У нас были дискуссии: как строить модель ценообразования? Нужно ли делать сервис дешевым, дорогим? А какая структура вообще должна быть? И мы собирали разные конфигурации и смотрели, как они заходят. В итоге пришли к модели ценообразования из трех частей:

  1. Ежеквартальная фикс-часть за лицензию на ПО, которым мы даем пользоваться.
  2. Небольшой процент от продаж.
  3. Почасовая ставка за доработки продукта.

Пока будем пробовать продавать дальше и смотреть на обратную связь от рынка.

Когда мы ездим на выставки, каждый раз в шоке возвращаемся. Мы за год собрали такую мощную систему, но продаем ее по цене, по которой другие компании только какую-то часть продают.

А процесс валидации еще не закончен?

Я думаю, что нужно набрать хотя бы 10 клиентов, чтобы говорить, что можем именно в таком формате продавать. Если получится взять себе крупного клиента, это более сильный сигнал.

Сколько вы сейчас уже клиентов набрали?

Точную цифру не могу раскрыть, это пока до 10.

В целом перспективы хорошие — с нашим ценообразованием можно быстро выйти на положительную экономику. Если получится заключить 1—2 контракта с кем-то из топа-250 мировых ретейлеров, они могут вывести нашу компанию в плюс. У нас сейчас идут переговоры с такими ребятами. Мы рассчитываем закончить 2023 год с ARR в 5—10 миллионов долларов. Текущая динамика продаж позволяет уверенно смотреть на такой план.

Игорь Демишев, сооснователь Jiffy
Игорь Демишев, сооснователь Jiffy
Индивидуальный подход для&nbsp;компаний с&nbsp;оборотом <nobr>от 120 000 000 ₽</nobr> в&nbsp;год

Предложение от Т-Банка

Индивидуальный подход для компаний с оборотом от 120 000 000 ₽ в год

  • Кредит до 300 000 000 ₽ на любые цели
  • Дополнительный доход с инструментами для корпоративных инвестиций
  • Гибкий зарплатный проект и безопасные выплаты самозанятым в одном сервисе
  • Бесплатные переводы физлицам до 15 млн рублей в месяц
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Наталья Гончарова
Наталья Гончарова

Вам приходилось кардинально менять бизнес-модель? Расскажите в комментариях, как это было.

Ольга Романова

И зачем нам это читать?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации