Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как победить нейронку и выйти на маркетплейсы: опыт руководителя креативного агентства

Герой создал настольную игру и с ее помощью разобрался в работе на маркетплейсах


Николай Букин

Николай Букин

Основатель и руководитель компании Top Red

Герой создал настольную игру и с ее помощью разобрался в работе на маркетплейсах


Николай Букин

Николай Букин

Основатель и руководитель компании Top Red

Николай Букин руководит креативным агентством. С коллегами он придумал оригинальную настольную игру «Делегаторы», одним из ее главных персонажей стала нейросеть.

С новой настолкой герой вышел на маркетплейсы. О своих впечатлениях, результатах и выводах о работе на Wildberries, Ozon и Яндекс Маркете наш герой рассказывает в этой статье.

Коротко о бизнесе

БрендTop Red
Сфера бизнесаКреативное агентство
Оборот за год6 млн рублей за 2022 год
Старт работы бизнеса2019 год
ГородПенза
Как найтиСайт компании

Решил побороть нейронку и создал настольную игру

Я — главный дизайнер и руководитель компании Top Red. Мы занимаемся креативом для бизнеса: создаем и раскручиваем бренды, а для этого придумываем фирменный стиль, логотипы, вывески, создаем и ведем сайты и соцсети, делаем рекламу.

С командой мы часто обсуждали опасность того, что нашу работу могут заменить нейросети. Во время одного из таких разговоров я сказал, что ситуация напоминает мне игру «Мафия». Когда город засыпает, нейронка устраняет всех дизайнеров, а потом чудом выживший дизайнер просыпается, рождает гениальную идею и побеждает шаблонное мышление нейронки. Так неожиданно у нашей команды появилась идея создать свою настольную игру, где одним из главных героев будет нейронка. Более того, для создания карточек мы решили использовать и саму нейронку, чтобы ускорить процесс и приложить минимум усилий.

У меня было несколько причин создать уникальную настольную игру. Я хотел:

  • создать имиджевый продукт, который я мог бы дарить партнерам и потенциальным клиентам;
  • получить пассивный доход;
  • показать реальный мир работы креативного агентства;
  • просто прикольно провести время с коллегами.

В процессе у нас появились и другие цели, о которых я расскажу чуть позже. К созданию игры мы приступили в январе 2023 года, а через полгода запустили ее в продажу.

На разработку игры потратили два месяца

У нас в коллективе есть традиция: час в день мы тратим на любые занятия, не связанные с работой. И это помимо обеденного перерыва. Мы просто общаемся или говорим о наболевшем и даже проводим внутристудийные стендапы. Я заметил, что такие часы дают еще больший толчок для работы, и сотрудники становятся более креативными, продуктивными и мотивированными. Как будто за час мы выговариваемся, высмеиваемся, а потом до конца дня занимаемся только работой.

Один из наших дизайнеров оказался фанатом настольных игр. Он принес в бюро все свои настолки, и в выделенный час мы стали играть и думать, что из них можно перенести в нашу игру. Быстро поняли, что позаимствовать нечего, потому что мы уже придумали нового персонажа — нейронку — и с ней надо взаимодействовать по-новому.

Несколько раз мы меняли механику игры, постоянно ее усложняли. Вначале мы сделали простых персонажей: дизайнер, креатор, маркетолог, которые боролись за заказы с нейронкой. Но потом они стали использовать ее, чтобы побыстрее выполнить заказы.

Мы стали внедрять в игру реальные истории из нашего рабочего опыта. Например, когда приходит генеральный директор и говорит, что вся ваша работа ерунда и надо все сделать заново. Так мы внедрили карточку «Гендир», которая вкидывается в любой момент, при этом задача не закрывается, но все сотрудники уходят и кто-то из-за этого теряет все свои деньги.

Мы играли, обсуждали и записывали идеи. От каждой новой правки мы получали бешеное удовольствие. Мы так радовались, когда придумали гендира. Просто кричали: «Это же гениально!» Был промежуток, когда мы специально не играли неделю, чтобы потом со свежей головой снова сыграть и понять, что еще нужно доработать
Мы играли час в день на протяжении нескольких месяцев. Вместо готовых карточек использовали нарезанные листы формата А4 и обозначали на них героев

Вся механика игры построена на внутристудийных историях. Поэтому наша игра полезна дизайнерским студиям и всем, кто мечтает о подобной креативной работе. Механика игры открывает глаза на реальные проблемы. Например, в нашей работе часто встречаются недобросовестные фрилансеры, которые при возникновении сложностей могут кинуть и не довести работу до конца. Одна из карточек так и называется — «Фрилансер-чайник». На отточку механики у нас ушло около двух месяцев.

После того как мы изобрели механику игры, встал вопрос о создании изображений для карточек. Я придумал несколько стилистик и создал описание для нейронки. Она сгенерировала картинки, и мы с командой выбрали стиль комиксовых персонажей. А после нейросеть за три дня сгенерила 58 изображений без обработки в Фотошопе.

Мы назвали игру «Делегаторы». Такая идея пришла сразу: девиз нашей студии — «Делегируй и наслаждайся». По нашей задумке, игроки делегируют персонажам задачи, а они стремятся их выполнить, чтобы победить.

Я генерил карточки с помощью нейросети для рисования Midjourney. Первый промпт, который я записал в нейронку, был такой: a young, funny designer is sitting at a laptop, in an office, around a mess, a bright multicolored image with small details, in the style of cartoons of the 80s. В переводе звучит так: «Молодой забавный дизайнер в офисе за ноутбуком, вокруг беспорядок, яркий цветной рисунок с небольшими деталями в стиле мультфильмов 80-х годов»
В итоге с первого промпта у меня получилась вот такая карточка. На ее основе нейросеть создала нам других персонажей. Я перекрывал лицо и описывал новые образы и фоны. Так у нас появились маркетолог, креатор, гендир, фрилансер и другие персонажи

Подрядчик пытался развести нас на деньги

Около двух месяцев мы искали, кто напечатает нам карточки и упаковку. У нас было четкое ТЗ:

  • ламинированные карточки;
  • закругленные углы;
  • качественная печать;
  • в коробку должны помещаться две колоды карт.

Вначале мы обратились с знакомым подрядчикам из Пензы, с которыми раньше сотрудничали. Они нам выставили счет в 430 ₽ за колоду без коробки при условии заказа от 200 до 500 колод, нам показалось это дорого. И мы стали искать другие варианты.

Я писал всем в России, кто занимается настольными играми, и нашел приемлемый вариант в Башкортостане. За готовый комплект они просили 250 ₽, нас это устроило, и мы договорились. Они изготовили нам тестовый вариант, но он оказался низкого качества, без скруглений и вообще без коробки. Чтобы привести карточки в вид, о котором мы написали в ТЗ, компания попросила оплатить дополнительные услуги. Так счет вырос до 800 ₽ за колоду. Было неприятно, потому что нас сначала ввели в заблуждение, и мы решили больше с этими подрядчиками не работать.

В итоге мы обратились к пензенским подрядчикам, от которых отказались в самом начале. Стоимость печати одного комплекта игры обошлась нам в 500 ₽. Мы заказали 300 комплектов, которые были готовы в июне 2023 года.

Это готовые карточки, на их печать мы потратили 150 000 ₽. Результатом я остался доволен: они не острые, яркие и плотные
Мы с командой раскладываем карточки в колоды, а потом вкладываем их в упаковки. Процесс недолгий, зато получаем огромное удовольствие, ведь эту игру создали мы

Сложнее всего работать на Wildberries

Изначально я планировал создать игру и дарить ее партнерам и клиентам в качестве сувенира. Но имиджевая история внезапно превратилась в нечто более интересное.

Зимой я ездил на Ямал и взял с собой бета-версию игры, напечатанную еще на обычном принтере. Игра всем понравилась. Положительные отклики мы встретили среди знакомых и в профессиональной сфере. Например, нашу игру хорошо оценил владелец магазина настольных игр. И я понял, что мы создали отличную настолку.

Я задумался: раз продукт получился интересным и качественным, почему бы его не коммерциализировать и не выйти с ним на маркетплейсы. Если игра не продастся, ничего страшного, ведь я и так собирался просто ее дарить. Зато с ее помощью я мог бы узнать изнутри, как работают маркетплейсы.

Я и раньше думал продавать на маркетплейсах продукцию нашей студии, например постеры, но меня останавливало незнание особенностей работы этих площадок. Была у меня и другая цель: я хотел научиться грамотно работать с текстом и продвижением на маркетплейсах, чтобы потом предоставлять такие услуги нашим заказчикам.

Первым делом я начал гуглить и изучать, как работать на разных маркетплейсах. Наверное, поэтому у меня и всплыла реклама Школы Бизнеса Тинькофф. Я перешел, и оказалось, что это как раз то, что мне нужно. Я прошел бесплатные уроки по выходу на Wildberries, Ozon и Яндекс Маркет.

Из бесплатных лекций Школы Бизнеса Тинькофф я узнал, что нельзя упаковывать товар в прозрачную пленку, чтобы через упаковку были видны логотипы и названия. Поэтому я купил черную пленку

Вначале я решил выйти только на Ozon, потому что везде читал, что там все четко работает и несложно разобраться. После того как я вышел на эту площадку, мне позвонили из Яндекс Маркета и предложили выйти и к ним. Они объяснили, что для этого нужно просто зайти на сайт и нажать на кнопку «Стать продавцом». Дальше все оказалось просто.

Потом я узнал, что на Wildberries платный вход в 30 000 ₽, и мне стало интересно почему. Я подумал: там настолько круто, что люди готовы платить за вход на эту площадку, — и решил попробовать свои силы и там. Затем я выяснил, что с помощью платного входа WB борется с пустыми кабинетами: люди просто их заводят и бросают.

На Ozon и Яндекс Маркете все оказалось просто и логично в отличие от Wildberries. И это касается в первую очередь работы в личном кабинете. У WB мудреная система заполнения карточек и сложный алгоритм изменения цены. Например, чтобы поменять скидку на WB, нужно самостоятельно высчитать процент от исходной цены. Ozon и Яндекс Маркет делают это автоматически.

В личном кабинете всех маркетплейсов продавец видит табличку с информацией о товаре, его количестве на складе и цене, сколько продалось. На Ozon можно просто нажать на ячейку и изменить количество. Например, я увидел, что у меня осталось 24 непроданных игры, и решил подгрузить до 50. Беру и нажимаю на эту ячейку и меняю сразу на сайте. На WB надо было зайти в другой раздел, сгенерить новый документ, потом его скачать, написать новое количество и загрузить обратно на сайт. Слава богу, WB это недавно поправил. Иногда у меня складывалось впечатление, как будто мне нужно иметь целый отдел по работе с Wildberries: бухгалтера, дизайнера или как минимум отдельного администратора.

Мне непросто с отправкой товара на WB. Для этого каждый раз приходится собирать три QR-кода в разных местах. Потом я еду в другой конец города и трачу по 250 ₽ на бензин, чтобы сдать товар на склад, потому что в пунктах выдачи товар на WB не принимают.

Когда у меня приходит заказ на Ozon, я его собираю, печатаю всего один большой стикер, где собрана вся информация с необходимыми штрихкодами, и наклеиваю его на коробочку. Потом отправляюсь в ближайший пункт выдачи — он у нас находится через дорогу — и отправляю товар. Это очень удобно.

На WB я тестирую FBS. Это система, когда ты сам доставляешь товар на склады WB. Потом планирую попробовать систему FBO и отправить большую партию на склады маркетплейса для хранения.

Говорят, что карточки товаров, которые хранятся на складах WB, лучше ранжируются. Я знаю много предпринимателей, которые довольны работой с WB по системе FBO: загрузил «газель» и отправил им. Возможно, так площадка хочет отойти от мелких предпринимателей, не готовых продавать оптом, и специально делает усложненную систему для входа. А Ozon как будто работает на перспективу: собирает всех маленьких и бедных и помогает им превратиться в больших и богатых.

Специально для работы на маркетплейсах мы создали карточки. Разместили их на всех трех площадках. Единственное отличие в них — формат: у Ozon квадратные карточки, у WB — прямоугольные. Но это просто подгоняется

У меня дружественное отношение к Ozon: они мне звонят, переживают. «А давайте мы с вами вот так попробуем и вот так». Яндекс Маркет даже предложил нам дать 10 000 ₽ и настроить рекламную кампанию на наш товар. Я, конечно, согласился.

Кабинет обратной связи на WB очень мудреный. Нельзя просто написать в чат: «Здравствуйте, у меня проблема». Нужно пройти целую воронку, чтобы вопрос попал в конкретную ячейку. Например, у меня, непонятно почему, начал падать рейтинг доставки. По условиям работы на площадке за 24 часа продавец обязан доставить товар до их пункта. Я видел, что у меня оставалось еще 6 часов, и вдруг мой рейтинг упал со 100 до 64%. Я начал выяснять и узнал, что если рейтинг падает ниже 50%, то кабинет продавца блокируется. Ну нифига себе! Я за него заплатил, а мне его заблокируют, хотя я еще ничего не нарушил.

Я пытался выяснить, что именно я нарушил, но не смог задать этот вопрос через систему обратной связи WB. Отрывались окна с большим количеством слов, где некоторые из них мне — новичку — вообще были непонятны. В конечном итоге ответ на свой вопрос я нашел в комментариях в ВК. Ответ был такой: «Забейте на этот рейтинг, он ни на что не влияет и быстро выровняется». Видимо, так площадка просто подгоняет продавцов быстрее совершить отгрузку. Я отвез товар, и на следующий день рейтинг опять вырос до 100%.

Благодаря игре у нас появились новые услуги

В первую неделю мы продали 16 наборов игры, большую часть из них — через Ozon и с помощью статьи на vc.ru. Несмотря на то, что продажи невысокие, я доволен результатом.

Теперь я понимаю, как выходить и работать на маркетплейсах. Мы точно будем продолжать работать на этих площадках, но продавать уже другие товары: постеры, мерчи, дизайнерские штучки и другие настолки.

Удивительно, но именно после выхода на маркетплейсы наши постоянные заказчики стали писать нам и спрашивать, сколько стоит создание игры для их бизнеса. Так мы получили обратную связь от предпринимателей, что им интересно иметь для себя такие игры. И у нас появилась идея продавать механику нашей игры или создавать новые игры под запрос.

Благодаря игре «Делегаторы» мы теперь делаем и другие карточки. Например, заказчик уже одобрил нам проект метафорических карт. Теперь готовим их к печати
С командой проводим планерку по новой игре для заказчика. Уже придумали новую механику на основе нашей старой игры. Теперь в игре будет презентабельное игровое поле и фишки. Важно, чтобы они выглядели дорого, потому что игру мы разрабатываем для ювелирного бренда

Мы уже создали новую компанейcкую игру на посмеяться, и у нас есть еще одна идея. Это отдельная игра про нейронку, но не узконаправленная, как «Делегаторы», поэтому подойдет всем. С ней мы пока не собираемся выходить на маркетплейсы, а, скорее всего, будем продавать именно ее механику. Так под запрос бизнеса мы сможем переделать дизайн карточек и создать фирменных персонажей. У нас уже есть два заказчика. Один из них — ювелирный бренд. Он хочет дарить игры своим франчайзи-партнерам. Играя в нее, они смогут лучше понять, как вести бизнес в этой сфере.

Сейчас я занимаюсь ценообразованием. Я установил минимальную цену, но, мне кажется, она не совсем адекватна и ниже рынка. Пока анализирую, цены такие: 100 000 ₽ за дизайн и использование нашей механики. Либо можно заказать отдельно новую механику или новый дизайн по 50 000 ₽.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение Тинькофф

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Личный опыт
Инга Писковатская
Инга Писковатская

Николай поделился своими впечатлениями о работе на маркетплейсах. С какими сложностями там сталкиваетесь вы?

user6843

Настольные игры, это классная альтернатива, гаджетам в которых всё больше и больше залипают наши дети.

user6843

Настольные игры, это классная альтернатива, гаджетам в которых всё больше и больше залипают наши дети.


Больше по теме