Игорь и Дмитрий Бухманы — основатели игровой компании Playrix. Это они придумали ту самую игру о дворецком Остине.
Игорь и Дмитрий выросли в небогатой семье ветеринара и кадровика в Вологде. Окончили отделение прикладной математики в Вологодском университете. В свободное время разрабатывали и продавали компьютерные игры на иностранных рынках. В 2004 году доход на двоих превысил 10 000 $ и Бухманы начали строить ИT-компанию в Вологде.
Со временем они поняли, что выручка от продаж игр на PC не дает возможности вырасти компании так сильно, как им надо. Одновременно с этим в 2009 году рынок мобильных игр для смартфонов начал сильно расти. Тогда братья стали разрабатывать казуальные мобильные игры — это когда от игрока не нужно особенных навыков, чтобы играть.
Главные игры Playrix — Homescapes и Gardenscapes: они приносят компании две трети дохода. У обеих один и тот же герой — дворецкий Остин. По сюжету нужно восстанавливать фамильное поместье или сад. Игры бесплатные, но внутри можно купить ресурсы: монетки, бустеры.
Братья рассказали, как додумались писать игры сразу на английском и как научились программировать.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Каково строить ИТ-компанию в Вологде
Мы начали в 2001 году. Тогда я учился на первом курсе, а Дима был в старших классах школы. Преподаватель в университете рассказал нам, что можно писать программы и продавать в интернете. Мы решили, что нам это интересно.
Мы разработали игру в жанре xonix: нужно было очистить картинку от фона курсором с клавиатуры и при этом не получить от противников — точек на экране. Договорились с одним сайтом, что ее туда выложат. У нас была модель try before you buy: первый час можно было поиграть бесплатно, а чтобы играть дальше, нужно было купить полную версию. В итоге ее начали скачивать, так мы получили первые деньги.
Первая игра принесла 60 $. Для нас это были хорошие деньги, потому что родители получали 150 $ в месяц.
Нам прислали американский чек. Я понес его в банк, а девушка на кассе спрашивает: «А что это такое?» Сотрудники отделения даже не знали, что с ним делать. Но в итоге мы нашли, где его обналичить. Так мы поняли, что на играх можно зарабатывать.
Мы решили, что сейчас напишем десять таких игр и заработаем много денег. И начали дорабатывать эту игру, которая принесла нам 60 $. В какой-то момент она принесла 200 $ — и все, мы уткнулись в потолок.
Тогда нам подсказали: мол, хватит возиться с этой игрой, она имеет ограничения. Мы послушали и сделали новую игру, она принесла нам уже 500 $.
В итоге оказалось, что правильный путь — делать одну хорошую игру.
Мы ничего не знали про бизнес. Не было такого, что мы сели и задумались: «А какой бы нам выбрать рынок?» Мы и слова-то такого не знали. Весь наш опыт сводился к тому, что мы играли в игры: Diablo, Warcraft.
Мы считали себя разработчиками-одиночками, каких было много в нашем окружении. Мы просто что-то делали, а потом узнавали, как это работает: что такое деньги и менеджмент. Сама идея, что можно нанимать сотрудников, которые будут за нас все делать, пришла к нам года через два после старта.
Перед нами не стоял выбор, делать игры на русском или на английском. Мы видели, что все игры на английском, и решили, что в России никто не будет платить по 20 $ за игру.
Первые три года мы разрабатывали игры сами из дома — после учебы и на летних каникулах. Тогда не было рынка: игру мог купить и американец, и швед.
Мы все делали на интуиции: ну, вот эти игры могут быть интересны людям, мы сами сможем их сделать в разумный срок. Все делали вместе: нет такого, что один программирует, а другой придумывает концепцию игры. По отдельности у нас ничего бы не получилось.
Мы самоучки в программировании. Первый компьютер нам купил дедушка на ветеранскую пенсию. Как только он появился, захотелось что-то программировать.
Я знал какие-то вещи из школы и начал учить Диму. Потом я поступил в Вологодский университет на отделение прикладной математики. Там я начал глубже изучать программирование и стал помогать Диме с олимпиадами.
Бывало и другое: как-то раз четырнадцатилетний Дима помог мне, когда я запутался в программе, которую писал для курсовой работы. В конце концов Дима стал учиться на том же отделении, что и я.
Мы открыли компанию в 2004 году. Я окончил университет, а Дима учился на втором курсе. Надо было что-то решать. Идти на работу мне было бессмысленно, потому что доход был большой — 10 000 $ на двоих. По нынешнему курсу это можно сравнить с 50 000 $. Для Вологды это было много: нам казалось, что мы очень богатые.
Сначала родители долго не могли понять, что вообще происходит, а потом решили, что это сейчас закончится.
«Наша бабушка говорила, мол, давайте это бросайте и на завод идите работать».
Вот мы и открыли компанию, наняли сотрудников и стали работать в офисе. В какой-то момент появился рынок и мы поняли, что наша целевая аудитория — женщины за 35. Мы поняли, что может им понравиться и стать успешным.
Необязательно начинать бизнес в Москве. Мы верим, что в маленьких городах не менее умные люди, чем в больших.
С чего вы начали свой путь в бизнесе? Делитесь воспоминаниями в комментариях.