С 1 сентября 2014 года в России нельзя создавать закрытые акционерные общества, или ЗАО. На замену им пришли непубличные акционерные общества, или НПАО.
НПАО — компания, акции которой нельзя купить свободно. Ими владеет ограниченный круг лиц: людей или других компаний. Чтобы продать свои акции, нужно получить разрешение остальных акционеров.
Деятельность непубличных акционерных обществ регулирует закон об акционерных обществах.
В статье разбираемся, что такое ЗАО, или, как их сейчас называют, НПАО, как открыть такое общество и что делать после регистрации.
Чем НПАО отличается от ПАО и ООО
Кроме НПАО, есть еще публичные акционерные общества. Главное отличие между ними — способ подписки на акции. У ПАО открытая подписка — акции может купить любой желающий, ими торгуют на бирже. А вот у НПАО подписка закрытая, его акции распределяют между учредителями заранее, не размещают на бирже и не продают без разрешения остальных акционеров.
Этим НПАО похожи на ООО, только акционеров непубличных обществ может быть сколько угодно, а участников ООО — не больше 50.
Собрали в таблицу основные отличия между НПАО, ПАО и ООО.
У НПАО, ПАО и ООО есть учредительный документ — устав. Вот что должно быть прописано в уставе НПАО:
- наименование с формулировкой «акционерное общество» и местонахождение компании;
- права и обязанности акционеров;
- преимущественное право покупки и порядок согласования продажи акций третьим лицам.
В уставе стоит указать также информацию о номинальной стоимости акций, их количестве, категориях и типах.
Как открыть НПАО
НПАО можно открыть самому или с помощью юридических компаний. Если решите действовать самостоятельно, нужно будет пройти четыре этапа:
- подготовка;
- учредительное собрание;
- сбор и подача документов;
- формирование уставного капитала и эмиссия.
Подготовительный этап. Нужно придумать название компании и определиться с юридическим адресом. Затем — выбрать систему налогообложения. НПАО могут работать на тех же режимах, что и ООО. Разобрали их в отдельной статье.
Учредительное собрание. На собрании акционеры утверждают решение об учреждении НПАО, а также принимают устав компании и подписывают договор о создании общества. Если учредитель один, договор не нужен.
Сбор и подача документов. В налоговую инспекцию, которая занимается регистрацией компаний, нужно подать:
- решение об учреждении НПАО;
- устав;
- квитанцию об уплате госпошлины 4000 ₽ за регистрацию юридического лица — если подаете документы онлайн, пропустите этот пункт;
- заявление о регистрации юридического лица по форме Р11001;
- подтверждение юридического адреса компании — свидетельство о собственности или договор аренды.
Подпись заявителя можно заверить у нотариуса и отправить по почте или передать в налоговую самому. Другой вариант — подписать документы квалифицированной электронной подписью и выслать онлайн через сайт налоговой службы.
Налоговики зарегистрируют компанию или примут решение об отказе в регистрации в течение трех дней.
После этого нужно открыть расчетный счет в банке. При регистрации НПАО автоматически встает на учет во внебюджетном фонде — СФР.
Формирование уставного капитала и эмиссия. Чтобы сформировать уставный капитал, нужно провести эмиссию ценных бумаг.
Для этого нужно подать в Центробанк пакет документов. В их числе — решение акционеров об учреждении общества и документ с условиями выпуска и стоимостью акций. Полный список можно посмотреть по ссылке.
Что важно запомнить
- С 1 сентября 2014 года нельзя открыть ЗАО, теперь такие компании называют непубличными акционерными обществами, или НПАО.
- Акции НПАО нельзя купить на бирже, они принадлежат ограниченному кругу людей и компаний и обычно продаются с их ведома.
- Учредительный документ НПАО — устав. В нем обязательно нужно прописать информацию о количестве акций и их стоимости.
- Чтобы открыть НПАО, нужно провести эмиссию.