Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как сохранить бизнес после неудачного запуска и грамотно использовать онлайн-каналы


Есть мнение, что студии флористики зарабатывают только на бюджетных композициях. Всем нужны розы и хризантемы, а дорогие букеты никто не покупает. Тем не менее премиум-сегмент развивается, а авторские композиции становятся все более популярными даже в онлайне.

Я всегда любила цветы и благодаря этому за несколько лет прошла путь от помощника флориста до управляющей магазином. Я была довольна работой в найме, но после вынужденного увольнения задумалась о собственном бизнесе. Так в 2022 году у меня появилась своя студия авторской флористики в тихом районе Москвы. Сейчас я продаю экзотические цветы как офлайн, так и онлайн — через сайт, маркетплейс Flowwow и другие платформы.

Особенности премиум-сегмента

Авторские композиции ― не самая простая ниша во флористике. Это премиум-сегмент со средним чеком от 6000 ₽ за букет. Наши флористы составляют композиции из экзотических цветов, которые даже по себестоимости на 30–40% дороже простых монобукетов.

Мне комфортно работать в премиум-сегменте: в студию обычно приходят люди с хорошим достатком. Они любят качественные и необычные цветы и готовы за них платить. Конечно, есть и сложности. Экзотические цветы поставляет не так много компаний, и если ваш партнер резко изменит условия сотрудничества, то найти нового будет непросто.

Когда с нами произошла такая ситуация, мне пришлось перестроить всю модель закупок. Теперь я сама покупаю цветы на большой цветочной базе. Там нет красивой выкладки и вежливых консультантов — ты буквально сам ходишь между рядами и ищешь то, что тебе нужно. Это отнимает много времени, но позволяет держать адекватную стоимость на букеты и сохранять качество.

Ассортимент премиум-сегмента
Ассортимент премиум-сегмента

Пример композиции премиум-сегмента

Пример композиции премиум-сегмента

Первый год — самый сложный

Свой магазин я открывала с полной уверенностью, что все получится. Я знала внутреннюю кухню флористики, у меня был список проверенных поставщиков, а первый пик продаж приходился на следующую неделю после запуска.

Поначалу все действительно шло хорошо. День святого Валентина мы с командой отработали на твердую пятерку, клиенты были в восторге и оставили много хороших отзывов. Я была уверена, что следующий пик, 8 Марта, тоже будет успешным, но все пошло не по плану.

Почти всю выручку за февраль я решила потратить на новую партию цветов. Забегая вперед, скажу, что стоило отложить деньги на ФОТ и нанять несколько сотрудников на время пика. Вместо этого я попросила старых знакомых и подругу-флориста помочь с букетами. К сожалению, в таком составе мы не смогли отдать все заказы вовремя: в онлайне у нас было больше 300 заявок, а в магазине целый день стояла очередь. Клиенты писали плохие отзывы за опоздание, и рейтинг магазина за сутки упал с 5,0 до 4,6. Следующие полгода и вспоминать не хочется: мы почти лишились онлайн-трафика на Flowwow и пришлось искать другие каналы продаж.

УСН — самый выгодный вариант для цветочной студии, так как бизнес низкомаржинальный, и чистая прибыль выходит не более 30–35%

Примерно тогда же начались проблемы с бухгалтерией. Я решила работать по УСН. Для цветочной студии это самый выгодный вариант: наш бизнес низкомаржинальный, и чистая прибыль тут выходит не более 30–35%. Опрометчиво было вести учет самой. Естественно, я наделала ошибок, и пришлось покупать консультации у профильных специалистов. К счастью, я хранила все чеки и документы и смогла навести порядок в отчетности, но это был небыстрый процесс.

Никто не готовил меня к тому, что вести свое дело будет так сложно. Я вспоминаю первый год как постоянное преодоление трудностей. Почти каждое утро начиналось с самобичевания, я ругала себя за то, что ввязалась в затею с собственной студией, вспоминала, как хорошо и спокойно было в найме, а потом собиралась с силами и ехала на работу. Было интересно найти новое решение, доказать себе, что все получится.

Мы усердно работали на репутацию в офлайн-магазине, улучшали карточки товаров в онлайне и учились лучше понимать клиентов. Благодаря этому спустя полгода мы начали видеть первые просветления и вышли в плюс.

Онлайн vs офлайн

С самого открытия мы продавали букеты онлайн: сотрудничали с Flowwow и другими маркетплейсами. Благодаря этому наш небольшой магазин мог доставлять цветы по всей Москве, не нанимая собственных курьеров. Целыми днями мы собирали и упаковывали букеты и постепенно наращивали объем. С магазином знакомились десятки людей каждый день, а многие из них потом приходили лично, чтобы посмотреть и выбрать цветы вживую. В результате часть покупателей из онлайна стала постоянными клиентами нашего магазина.

Сейчас продажи в студии складываются на 60% из онлайн-каналов и на 40% из офлайна. Почти половина нашей выручки приходит с маркетплейсов. Так, на Flowwow мы получаем в среднем 10 заказов в день, а наш средний рейтинг на всех площадках — 4,8. При этом многие предпочитают выбирать букеты вживую, особенно если речь идет об экзотических цветах. Для меня это даже проще, так как я могу подвести человека к витрине, показать ему цветок и дать понюхать, а не отправлять миллион фото с разных ракурсов.

Когда человек может подержать цветок в руках и почувствовать аромат — вероятность продажи вырастает в разы

К тому же порой офлайн помогает удержать клиента и довести его до покупки. К нам часто приходят люди и просят красные розы или белые лилии, которые мы не закупаем. В онлайне потенциальный покупатель бы просто ушел к другому продавцу, а при личном контакте у нас есть шанс наглядно объяснить, что вместо обычных красных лучше купить французские розы. Они дольше стоят, необычно выглядят и очень вкусно пахнут. Когда человек видит альтернативу, может подержать цветок в руках и почувствовать аромат, вероятность продажи вырастает в разы.

Единственный жирный минус офлайна ― аренда магазина. Если вы хотите работать в хорошем месте, с большой проходимостью, будьте готовы платить.

Сравнивая офлайн и онлайн, во втором случае мы тратим больше усилий: нужно согласовать букет перед отправкой, несколько раз спросить, все ли понравилось, и напомнить о доставке. Но именно онлайн страхует нас в «несезонные» для флористики зимние месяцы –– в это время в физический магазин заходит гораздо меньше покупателей.

Авторские композиции в офлайн-магазине
Авторские композиции в офлайн-магазине

Ассортимент офлайн-магазина

Ассортимент офлайн-магазина

К онлайн-площадкам нужен свой подход

Рассказываю, как эффективно использовать онлайн-каналы для повышения продаж.

Быть на связи с клиентом. На Flowwow перед отправкой заказа необходимо прислать клиенту фото букета и получить от него подтверждение, что все устраивает. Но случалось, что человек долго не отвечал на запрос, и по алгоритму приложения заказ автоматически переносился на следующий этап. В таких случаях мы стали дополнительно звонить клиенту или отправлять фото букета в мессенджер, чтобы превентивно ответить на возможные вопросы.

Интересный визуал. Большинство магазинов цветов фотографируют свои букеты на нейтральном бежевом или сером фоне. Мы, в свою очередь, не заказываем фотосессии и не приглашаем контент-мейкеров, а делаем упор на визуальном стиле. Наши букеты выделяются в ленте благодаря яркому розовому фону.

Постоянная работа с ассортиментом. Регулярное обновление каталога –– важный аспект онлайн-продаж. Чем чаще вы добавляете новые товары, тем выше поднимаетесь в ленте и, соответственно, получаете больше заказов. Иногда этот лайфхак позволял нам увеличить количество заказов на маркетплейсе за несколько дней. Мы фиксировали, что в магазин приходит по 2-3 заказа в день, добавляли в ассортимент 10 новых букетов — и уже на следующий день их раскупали.

Мы традиционно меняем весь ассортимент перед началом нового сезона. К осени закупаем хризантемы и тыквы, к зиме ― еловые ветки и илекс, летом ― пионы, а весной ― тюльпаны и мимозу. Каждую неделю мы собираем из них новые необычные композиции и делаем фотографии для карточек товаров. Важно в таком потоке обновлений не забывать скрывать из каталога букеты прошлых сезонов, чтобы не путать клиентов.

Фото букета для карточек товара
Фото букета для карточек товара

Пример визуала

Пример визуала
Карточка магазина на Flowwow
Карточка магазина на Flowwow

Пример товарной сетки

Пример товарной сетки

Немного рекомендаций

Я сделала для себя несколько выводов, которыми хочу поделиться с начинающими предпринимателями.

Отдавайте предпочтение готовому бизнесу. Я покупала цветочный магазин, в котором сделала небольшой ремонт и уже спустя пару месяцев начала работать. Открывать студию с нуля сложнее и дороже. Поэтому я всегда советую новичкам выбирать готовый бизнес или франшизу — тогда не придется тратить время на привлечение новых клиентов: известный бренд или локация сделают это сами. А в случае с франшизой вы еще получите поддержку бухгалтера и избежите проблем с финансами.

Вдумчиво выбирайте локацию. Важно подобрать район, в котором не будет конкурентов в вашем сегменте. В Лефортово мы по-прежнему единственные предлагаем авторские букеты, и это дает большой поток клиентов. На продажи также влияет инфраструктура района: близость остановок, метро, ПВЗ и жилая застройка рядом.

Фото магазина до ремонта
Фото магазина до ремонта

Магазин до ремонта

Магазин до ремонта
Фото магазина после ремонта
Фото магазина после ремонта

Магазин после ремонта

Магазин после ремонта
Оформление входной группы магазина
Оформление входной группы магазина

Входная группа магазина должна привлекать внимание

Входная группа магазина должна привлекать внимание

Обучайте сотрудников. Сложные времена в бизнесе мне помогла пережить команда. В нашем магазине два флориста, и они выполняют всю административную работу — от уборки до сборки букетов и расчета клиентов. Я всегда знаю, что у меня за спиной есть тыл из ответственных и надежных сотрудников, и могу спокойно заниматься развитием проекта.

Заботьтесь о клиентах. Часто покупатели не понимают, что у экзотических цветов есть свои особенности, и думают, что с ними что-то не так. Например, у эквадорских роз есть защитная рубашка на бутоне, а у лизиантуса Алиса (Х) необычный бутон — махровый на краях.

Чтобы избежать споров, мы описываем такие нюансы в карточках и вкладываем их в букеты. То же самое касается и правил ухода: устные инструкции от флористов работают плохо. Клиенты не запоминают, как часто нужно менять воду в вазе и куда ее ставить. Лучше клеить стикеры с напоминанием прямо на упаковочную бумагу.

Карточки с советами по уходу за букетами
Карточки с советами по уходу за букетами

Примеры карточек с советами по уходу

Примеры карточек с советами по уходу

Вместо выводов

Свое дело ― это всегда непросто. И даже если поначалу будет казаться, что в своей нише вы знаете все, слабые места наверняка найдутся. В таких ситуациях важно не отчаиваться: много работать, сохранять качество и развивать клиентский сервис. На этих китах и держится успешный бизнес.

Онлайн-банк для розничного бизнеса

Предложение от Т-Банка

Онлайн-банк для розничного бизнеса

  • Аренда онлайн-кассы с эквайрингом и QR-кодом за 0 ₽
  • Поможем зарегистрировать кассу в налоговой
  • Прием платежей по QR-коду от 0,4%
Подробнее

АО «ТБанк», лицензия №2673

Татьяна Кочнева
Татьяна Кочнева

А что ближе вам — работа в найме или открытие собственного дела?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации