Валовая прибыль — это разница между выручкой от продаж и себестоимостью товаров, работ или услуг.
Выручка, которую используют для исчисления валовой прибыли, — это сумма, которую клиент должен заплатить компании или ИП после отгрузки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Перечислили ее или нет, значения не имеет — главное, что была отгрузка.
Себестоимость — все прямые расходы на создание продукта, на сырье, материалы, обслуживание оборудования, зарплату работникам, электричество и другие траты. В торговле себестоимостью считаются расходы на приобретение товаров: цена поставщика плюс транспортные издержки, затраты на упаковку и прочие подобные расходы.
Компания «Три дивана» продает мебель. За месяц она продала мебели на 1 000 000 ₽ — это выручка. На изготовление этой мебели ушло 700 000 ₽ — это ее себестоимость. Разница в 300 000 ₽ будет валовой прибылью.
Рассказываем, зачем считать валовую прибыль и как правильно это делать.
Зачем считать валовую прибыль
Организации обязаны считать валовую прибыль в бухучете. В отчете о финансовых результатах нужно заполнять показатели годовой выручки, себестоимости и валовой прибыли.
Также полезно знать, что такое валовая прибыль, и считать ее для себя. Она помогает оценить, что у бизнеса слишком большое: себестоимость продукции, косвенные расходы — не связанные с созданием товара, оказанием услуг или выполнением работ напрямую — или и то и другое.
Оценить расход ресурсов. Доходы ИП или компании не покажут эффективность бизнеса — непонятно, сколько бизнес потратил, чтобы получить эти деньги. Расчет валовой прибыли помогает оценить, насколько рационально бизнес использует ресурсы для производства своего продукта или перепродажи покупных товаров.
Компания А получила доход 2 000 000 ₽. Себестоимость продукции — 1 800 000 ₽. Валовая прибыль 200 000 ₽ — и это без учета налогов и аренды.
Компания Б получила те же 2 000 000 ₽. Вот только себестоимость товара у нее 1 200 000 ₽ и валовая прибыль — 800 000 ₽.
Компания Б может позволить себе больше косвенных расходов и масштабироваться: нанять пару работников, расширить склад. А можно и оставить все как есть.
Расходы на налоги, рекламу и кредиты не показывают, насколько эффективно бизнес производит свой продукт или перепродает товары. Например, можно урезать или увеличивать траты на рекламу — эффективность производства или торговли не поменяется. Если считать сразу чистую прибыль — из всех доходов вычесть все затраты, расходы на рекламу и прочие косвенные затраты смешаются с прямыми расходами и оценить эффективность производства не получится. Поэтому, чтобы оценить эффективность производства своего продукта или перепродажи товаров, считают валовую прибыль.
ИП делает керамическую посуду ручной работы, ему помогают два наемных мастера. Еще у него магазин с двумя продавцами.
В месяц ИП продает посуду на 1 000 000 ₽. Чистая прибыль выходит 150 000 ₽. Зная это, не получится оценить, насколько эффективно работают сотрудники и не слишком ли много денег ИП тратит на рекламу.
ИП считает себестоимость продукции — 600 000 ₽ и валовую прибыль — 400 000 ₽. Это показывает эффективность производства, сколько денег уходит на то, чтобы создавать товар. С этим знанием проще оценить, насколько рациональны расходы на персонал и рекламу.
Оценить окупаемость продукта. Если у бизнеса несколько направлений, валовая прибыль поможет выяснить, какое из них наиболее выгодно, а какое лишь тянет общее дело на дно.
Как рассчитать валовую прибыль и что делать с этими данными
Валовую прибыль считают за месяц, квартал или год — чем крупнее компания, тем чаще считают. Формула расчета валовой прибыли выглядит так:
ИП Татьяна покупает одежду у китайского поставщика и продает ее на маркетплейсе. В месяц она продает на 100 000 ₽.
Закупка товара обходится ей в 35 000 ₽ ежемесячно, площадка берет комиссию 15 000 ₽, 10 000 ₽ уходит на транспортировку одежды из Китая до склада маркетплейса.
Валовая прибыль Татьяны: 100 000 ₽ − 35 000 ₽ − 15 000 ₽ − 10 000 ₽ = 40 000 ₽.
Мы применили формулу валовой прибыли, но осталось непонятно, 40 000 ₽ — это хороший или плохой результат. Чтобы это узнать, нужно посчитать рентабельность валовой прибыли. Рентабельность — это отношение прибыли к выручке. Она показывает, сколько валовой прибыли бизнес получает на каждый вложенный в него рубль.
Посчитаем рентабельность валовой прибыли Татьяны.
Валовая прибыль ИП — 40 000 ₽, хотя выручка была 100 000 ₽. Рентабельность валовой прибыли бизнеса с одеждой: 40 000 / 100 000 = 0,4 × 100% = 40%. То есть на каждый вложенный рубль ИП получает 40 копеек валовой прибыли.
Рентабельность помогает увидеть, какие проекты выгоднее. Поэтому валовую прибыль и рентабельность полезнее считать для отдельных направлений бизнеса, а не для всего сразу. В общих подсчетах прибыльные проекты могут вытягивать цифры невыгодных.
ИП Татьяна кроме торговли одеждой закупает еще и посуду у того же китайского поставщика и перепродает ее магазинам оптом. Выручка от продажи посуды выходит в 530 000 ₽ в месяц. В месяц она покупает посуду на 400 000 ₽, на логистику уходит еще 50 000 ₽.
Валовая прибыль: 530 000 ₽ − 400 000 ₽ − 50 000 ₽ = 80 000 ₽, что в два раза больше, чем от торговли одеждой.
Рентабельность валовой прибыли бизнеса с посудой:
80 000 / 530 000 ≈ 0,15 × 100% = 15%. На один вложенный рубль Татьяна получает 15 копеек валовой прибыли.
Несмотря на то, что в бизнесе с посудой валовая прибыль в два раза больше, торговля одеждой оказалась почти в три раза эффективнее. На посуду Татьяна тратит большие суммы, но эффективность этих вложений низкая. Возможно, стоит отказаться от бизнеса с посудой и заняться только одеждой.
Как увеличить валовую прибыль
На валовую прибыль влияет то же самое, что и на доходы и прямые расходы бизнеса — те, что идут непосредственно на создание продукта или перепродажу покупных товаров. Это грамотная ценовая политика, увеличение спроса, оптимизация бизнес-процессов и многое другое.
Чтобы увеличить выручку от продаж и валовую прибыль, как пример, можно:
- расширять ассортимент и рынки сбыта;
- оптимизировать производство, сокращая издержки;
- проводить рекламные кампании, разрабатывать системы лояльности, бонусные схемы, программы скидок, чтобы стимулировать спрос. Это сократит текущую валовую прибыль, но увеличит ее в будущем.
Поскольку валовая прибыль показывает эффективность прямых затрат на создание продукта, то и работу нужно вести над самим производственным процессом. Например, закупить новое оборудование: оно повысит качество товара и ускорит его выпуск.
Что важно запомнить
- Валовая прибыль — это выручка от продаж продукта, из которой вычли расходы на его создание.
- Валовая прибыль показывает эффективность производства в бизнесе.
- Чтобы проанализировать валовую прибыль, нужно вычислить ее рентабельность.