Стратегия организации — это план действий, которого придерживается компания для достижения цели. Есть много видов стратегий компании: роста, сокращения, объединения, развития продукта. У больших компаний обычно есть несколько стратегий. Например, отдельно на каждое направление.
В статье рассказываем, зачем бизнесу разрабатывать стратегию и как это сделать.
Зачем нужна стратегия
Стратегию разрабатывают как большие компании, так и маленькие стартапы. Обычно ее составляют на длительный срок и меняют, если что-то пошло не так.
Телеком-компания «МегаФон» определила стратегию на 2022 и 2023 годы — стать самым быстрорастущим и эффективным оператором в России. Несмотря на кризис 2022 года, компания не меняет стратегию, но теперь другие способы достижения целей, которые были поставлены при формулировании стратегии.
Чаще всего стратегию организации составляют для таких целей:
- Понять, какие задачи ставить перед каждым направлением бизнеса.
- Определить нужные ресурсы. Например, финансовые.
- Оценить риски и понять, как их можно преодолеть.
Иногда стратегию компании запрашивают инвесторы, чтобы понять, как компания планирует развиваться. А иногда даже сами ее утверждают.
Кто составляет стратегию компании
Стратегию могут составлять:
- собственник;
- сотрудники;
- специализированное агентство.
Собственник. Обычно только собственники компании знают, каких целей они хотят достичь. Поэтому сами разрабатывают стратегию.
Сотрудники. Если собственник только инвестирует в бизнес, он может утверждать стратегию, а подготовительной работой и составлением занимается генеральный директор.
Иногда компании собирают стратегическую сессию — мероприятие, на котором руководители обсуждают цели и возможности компании. В результате появляется стратегия.
Агентство. Если у собственника или руководителя компании нет времени на разработку стратегии, можно отдать это на аутсорс. Есть агентства, которые специализируются на разработке стратегий. Чтобы стратегия получилась полной и достоверной, нужно дать специалистам полную информацию о планах организации, специфике работы, а еще поделиться всеми данными, которые они запросят.
Как компании разрабатывают стратегию
Чтобы разработать стратегию компании, нужно:
- Изучить спрос и конкурентов.
- Изучить целевую аудиторию.
- Сформулировать уникальное торговое предложение.
- Определить способы продвижения бизнеса.
- Определить стратегическую цель.
- Сформулировать и описать стратегию.
Шаг 1. Изучить спрос и конкурентов. Изучать спрос можно разными способами, например искать информацию в интернете или читать маркетинговые исследования.
Еще нужно проанализировать конкурентов. То есть узнать кто, за какую цену, кому и с помощью чего продает аналогичный продукт.
Шаг 2. Изучить целевую аудиторию. Целевая аудитория — это действующие или потенциальные клиенты компании. Те, на кого рассчитан продукт.
Изучение целевой аудитории помогает понять, например, на какой продукт есть спрос и какие рекламные каналы дают результаты.
Шаг 3. Сформировать уникальное торговое предложение — УТП. Оно отвечает на вопрос, почему клиент должен выбрать именно этот продукт. УТП должно быть уникальным, ценным для клиента, понятным, правдивым и эмоциональным. А еще оно должно быть конкретным. То есть не «у нас лучшее качество», а «даем гарантию на товар три года».
Шаг 4. Определить способы продвижения бизнеса. Есть два основных способа — офлайн-продвижение и онлайн-продвижение. Подходящий выбирают, исходя из особенностей продукта и целевой аудитории.
Шаг 5. Определить стратегическую цель. Целей может быть несколько или одна. Например, за два года выйти на международный рынок и увеличить прибыль бизнеса в три раза.
Шаг 6. Сформулировать и описать стратегию.. Обычно это делают в документе или в презентации. Там показывают ключевые результаты проведенной подготовительной работы и описывают стратегические цели.
Если компания небольшая, достаточно будет питч-презентации. А более крупному бизнесу, возможно, понадобится составлять отдельный документ по каждому направлению.
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Что важно запомнить
- Стратегия организации — это план развития компании на долгосрочный период.
- Стратегию нужно составлять как большим компаниям, так и начинающим стартапам.
- Обычно разработкой стратегии занимаются собственники компании или руководители, но можно отдать это агентству.
- Перед тем как формулировать стратегию, нужно сделать подготовительную работу. Например, изучить конкурентов, составить портрет покупателей, сформулировать уникальное предложение.
- Стратегию можно сформулировать в документе или презентации.