Чтобы результаты и планы бизнеса на ближайший месяц или год были предсказуемыми, применяют стратегическое планирование. Что это и как реализовать его в своем проекте, разбираемся в статье.
Что такое стратегическое планирование
Стратегическое планирование — процесс, когда бизнес определяет долгосрочные цели и составляет план по их достижению.
Бренд уходовой косметики вышел на рынок. Чтобы понимать, в каком направлении двигаться, руководители бизнеса применяют стратегическое планирование: они ставят цель выйти на миллионную прибыль до конца года и определяют, какие шаги приведут к результату.
Есть два вида стратегического планирования: краткосрочное и долгосрочное. При краткосрочном бизнес обозначает точные цели на конкретный период, например месяц или квартал. При долгосрочном компания строит планы на более длительный отрезок времени — три года или пять лет.
Зачем бизнесу стратегическое планирование
Стратегическое планирование позволяет бизнесу закрывать сразу две задачи:
- проанализировать текущее состояние. Когда бизнес строит стратегию и обозначает планы, руководство изучает слабые и сильные стороны компании и понимает, над чем нужно поработать;
- определить планы на будущее. Руководители отмечают, к каким показателям нужно стремиться, поэтому могут поставить команде четкие и понятные цели.
Кроме того, стратегическое планирование помогает грамотно использовать ресурсы: эффективнее тратить деньги и отказаться от направлений, которые не работают на общую цель.
Как провести и реализовать стратегическое планирование
Чтобы составить стратегию бизнеса и начать ее воплощать, воспользуйтесь алгоритмом из шести шагов:
- Оцените нынешнее положение бизнеса.
- Поставьте конкретные цели.
- Создайте несколько вариантов стратегии.
- Выберите подходящую стратегию.
- Пропишите план достижения целей.
- Отслеживайте прогресс.
Оцените нынешнее положение бизнеса: финансовое состояние, положение среди конкурентов, количество клиентов и их удовлетворенность вашим продуктом. Например, владелец небольшой пекарни исследует текущее количество продаж, средний чек в заведении, отзывы клиентов.
Поставьте конкретные цели. Нужно определить, к каким результатам вы стремитесь. Чтобы поставить цель, можно использовать методику SMART, тогда она будет конкретной и измеримой.
К примеру, владелец пекарни решает, что ему нужно больше клиентов. Он ставит цель: увеличить количество гостей в заведении на 20% до конца года.
Создайте несколько вариантов стратегии. Распишите два или три плана, которые позволят достичь желаемого.
В случае с пекарней предприниматель может придумать три способа увеличить число клиентов: расширить ассортимент выпечки, запустить рекламу или поработать над сервисом.
Выберите подходящую стратегию. Определите, какой план наиболее быстро и эффективно приведет к результатам. Скажем, предприниматель решает, что лучше всего привлечь клиентов поможет наружная реклама и ведение социальных сетей.
Пропишите план достижения целей. Сделайте детальный пошаговый план, как именно вы будете двигаться, чтобы приблизиться к цели. Зафиксируйте в нем, кто отвечает за задачи и в какие сроки нужно показать результаты.
В случае с пекарней владелец планирует нанять маркетолога на фрилансе и разработать с ним стратегию продвижения, чтобы к концу года увеличить число гостей.
Отслеживайте прогресс. Можно выбрать интервалы, когда будете смотреть, как идет движение к цели. К примеру, раз в квартал предприниматель назначает встречу с маркетологом, где анализирует, каких результатов достиг специалист и насколько бизнес приблизился к цели.
Что важно запомнить
- Стратегическое планирование — процесс, когда бизнес определяет долгосрочные цели и разрабатывает план по их реализации.
- Стратегическое планирование позволяет бизнесу проанализировать текущее состояние проекта и обозначить, в какую сторону двигаться.
- Чтобы провести стратегическое планирование, нужно проделать несколько шагов: определить цели бизнеса, придумать, какими способами команда достигнет результата, выписать план действий с исполнителями и четкими сроками — и приступить к реализации.