Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Поведение потребителя


У Андрея из Сочи сезонный бизнес, летом он сдает в аренду на пляже аксессуары для плавания. Как и в прошлом году, предприниматель закупил надувные матрасы, круги и плоты. Но бизнес идет не так хорошо, как раньше: отдыхающие чаще берут в аренду сапборды у конкурентов.

Предпочтения потенциальных покупателей Андрея изменились. Он смог бы под них подстроиться, если бы изучил поведение потребителей.

В статье расскажем, что такое поведение потребителя, что на него влияет и как бизнесу использовать эту информацию.

Что такое поведение потребителей

Потребительское поведение — это действия, которые совершает покупатель при выборе товара или услуги. В него часто включают оценку, сравнение и выбор продукта, а еще реакцию клиента на покупку и его дальнейшие действия.

Татьяна пришла в торговый центр купить футболку. Она прочитала рекламный флаер от промоутера, изучила баннеры с акциями, обошла несколько магазинов и выбрала подходящую по цене и размеру модель. Все эти действия Татьяны — поведение потребителя.

Бизнес может понять, что влияет на выбор покупателя и как продавать ему свой товар, если будет изучать поведение потребителя, собирать статистику и анализировать ее.

Еще поведение потребителя — наука, которая изучает отношения покупателя и продавца, на стыке психологии, социологии и маркетинга. В статье мы расскажем о первом значении термина.

Как принимается решение о покупке

Чаще всего при выборе покупатель ориентируется:

  • на свои потребности и интересы;
  • на пользу от продукта;
  • на финансовые возможности.

Потребности и интересы. В первую очередь покупатель ищет товар или услугу, которые ему нужны. За едой идут в продуктовый магазин, а за футболкой — в магазин одежды. Затем покупатель выбирает из нужных товаров те, что ему понравились.

Польза от продукта. Когда товар нужен и нравится, покупатель оценивает пользу от него. У всех людей этот процесс происходит по-своему, на него влияет много факторов, например критическое мышление.

Одни покупатели выбирают товар рационально, а другие — импульсивно.

Финансовые возможности. На следующем этапе покупатель оценивает, может ли он позволить себе эту покупку. На выбор влияет достаток человека, наличие кредитов и долгов, количество наличных или баланс на карте.

Какие факторы влияют на поведение потребителей

Чаще всего маркетологи выделяют четыре фактора, которые воздействуют на поведение потребителей:

  1. Культурный. На решения покупателя влияют традиции, ценности, привычки и особенности региона, где он проживает. В регионе, где преобладают мусульмане, лучше продаются длинные женские платья, а короткие юбки и женские костюмы — хуже.
  2. Психологический. На решение покупателя влияет его настроение и окружающая атмосфера. Например, в торговом центре возле кинотеатра и аттракционов праздничная атмосфера. Там лучше продаются игрушки, украшения и одежда для вечеринок.
  3. Социальный — на покупателя влияет его окружение. Так, воспитанный в богатой семье ребенок во взрослой жизни будет стремиться покупать качественные, комфортные и эксклюзивные вещи.
  4. Личностный — предпочтения клиента и его близких. Если семья придерживается правильного питания, для всех ее членов домашняя кухня будет более предпочтительной, чем фастфуд.

Совокупность этих факторов в разном соотношении влияет на потребительское поведение любого покупателя.

Как анализировать поведение потребителей

Для этого бизнесу нужно:

  • определить цель исследования;
  • разработать план;
  • собрать данные;
  • сделать выводы.

Определить цель исследования. От этого будет зависеть, как проводить исследование, какую информацию узнавать, сколько людей опрашивать и где это делать.

Примеры удачной и неудачной цели исследования
✅ Удачная цель❌ Неудачная цель
Вот четкая цель для анализа потребительского поведения: «‎Какой вкус попкорна предпочитают посетители вечерних сеансов кино, когда показывают ужасы».

Видна целевая аудитория, понятно, что и у кого нужно узнать
Цель «Какой попкорн подавать в кинотеатре» очень абстрактная.

Целевая аудитория большая, сделать правильные выводы будет сложно

Разработать план: как будет происходить опрос клиентов, какие вопросы нужно задать, в какой форме получить ответ, какие данные опрошенных зафиксировать.

Чем точнее будет составлен план, тем проще заказать такое исследование у подрядчика.

Собрать данные. Процесс нужно выполнить строго по плану, без упрощений, отклонений и сбора недостоверной информации.

Сделать выводы. Если у исследования была простая цель, предприниматель может сам сделать вывод и подстроить бизнес под потребности клиентов.

Если исследование было объемным, собрали много информации и статистики, лучше заказать анализ у профессионалов или нанять аналитика. Специалисты в этой отрасли могут делать неочевидные выводы, которые бизнес не заметит самостоятельно.

Крупные компании могут заказывать такой анализ у специализированных подрядчиков, а небольшой бизнес часто проводит иисследования самостоятельно.

Как использовать знания о поведении потребителей

Когда бизнес понимает, как ведут себя потенциальные клиенты, ему легче продавать товары и услуги. Можно подтолкнуть покупателя к выбору и помочь решиться на покупку.

Изучение потребительского поведения помогает бизнесу:

  • распределять товары;
  • покупать целевую рекламу;
  • проводить акции и делать скидки;
  • привлекать новых клиентов.

Распределять товары. Продавец может расставить товары так, чтобы они лучше продавались или быстрее доезжали до покупателя.

Например, розничный продавец может выставлять недорогие товары, которые покупают импульсивно, в прикассовой зоне. А селлер на маркетплейсе — перемещать остатки на те склады, которые ближе к его целевой аудитории. Так его карточка будет выше в поисковой выдаче.

Покупать целевую рекламу. Анализ поведения потребителей помогает лучше узнать целевую аудиторию бизнеса. Можно понять, кому продавать товар или услуги, где найти таких людей и как привлечь к своему продукту.

Владелец СТО узнал, что автомобилисты массово меняют летнюю резину на зимнюю после первых заморозков. Теперь он понимает, когда заказывать рекламу своего сервиса и кто будет его потенциальным клиентом.

Проводить акции и делать скидки. Исследование потребительского поведения помогает узнать, в какие дни недели товар или услуга лучше продается, когда у продукта высокий сезон, а когда — низкий. Так можно стимулировать продажи в низкий сезон скидками и распродажами, а в высокий — повышать маржу.

Привлекать новых клиентов. Анализ поведения потребителей помогает понять, где и когда лучше искать новых клиентов для бизнеса.

Продавец чехлов для смартфонов узнал, что во время выхода в прокат новых фильмов мерч с главными героями продается лучше. Он может заказывать чехлы с принтами предстоящих новинок и продвигать их в чатах и пабликах о кино.

Любой онлайн- и офлайн-бизнес может найти точки роста, если изучит поведение потребителей в своей нише.

Что важно запомнить

  1. Поведение потребителей — действия, которые покупатель совершает при выборе товара.
  2. Когда человек принимает решение о покупке, он смотрит на свои потребности, пользу от продукта и финансовые возможности.
  3. Еще на поведение потребителей влияют культурный, психологический, социальный и личностный факторы.
  4. Анализ поведения потребителей помогает развивать бизнес и находить точки роста.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 406 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации