Менеджер — это специалист, который управляет проектами или отделом компании, следит за производством и оборотом товаров, контролирует распределение ресурсов и качество предоставления услуг.
Должностные обязанности менеджера
Вне зависимости от направления деятельности компании менеджер выполняет такие функции:
- запускает в работу идею, ведет проект, контролирует результат;
- определяет стратегические цели и планирует выполнение задач;
- оценивает риски сотрудничества с партнерами и контрагентами;
- следит, чтобы участники сделки соблюдали все пункты договора;
- анализирует KPI сотрудников, мотивирует их, принимает решение о поощрении или наказании;
- поддерживает деловые отношения с партнерами;
- исследует рынок, чтобы выявить изменения спроса на похожие товары и услуги.
От решений менеджера зависит развитие бизнеса, рост прибыли и изменение затрат.
Какие бывают менеджеры
Выделяют три уровня управленцев:
- высшее звено;
- среднее звено;
- низшее звено.
Высшее звено. Это топ-менеджеры: руководители и их заместители. Они принимают решения и несут ответственность за развитие дела перед владельцем бизнеса. Топ-менеджеры определяют структуру организации, планируют работу отделов и ставят перед ними конечные цели.
Среднее звено. Это управленцы, которые контролируют специалистов низшего звена, руководят производством и выпуском продукции, отвечают за ее качество. Они могут управлять региональными филиалами. К менеджерам среднего звена относят, например, начальника отдела продаж, начальника цеха или заведующего строительным участком.
Низшее звено. Это технические специалисты, которые раздают задачи исполнителям и следят за их выполнением. Такие менеджеры управляют процессами и участвуют в них. Например, заведующий кафедрой в университете руководит преподавателями и сам читает лекции. Бригадир управляет группой строителей и участвует в стройке.
Что должен знать и уметь менеджер
Менеджеру недостаточно профильных знаний, чтобы руководить рабочими процессами. Он должен быть коммуникабельным, уметь вести переговоры и логически мыслить, разбираться в психологии, финансах и делопроизводстве.
Главное требование к менеджеру — уметь объединять подчиненных, грамотно ставить задачи и работать в команде. Для этого ему нужно знать:
- цикл менеджмента;
- правила постановки целей и задач;
- принципы командообразования и делегирования обязанностей.
Цикл менеджмента. Так называют цикл управления отделом или компанией. Он состоит из планирования, организации сотрудников, их мотивации и контроля. С помощью этого цикла можно управлять задачами любой сложности.
Постановка целей и задач сотруднику. Главная компетенция руководителя — грамотно поставить подчиненному задачу и объяснить цель его работы. Чем лучше поставлена задача, тем быстрее сотрудники ее выполняют и тем качественнее результат.
Некоторые руководители используют для этого метод SMART. Сравните:
❌ Ваш отдел должен запустить новую рекламную кампанию.
✅ Ваш отдел должен через месяц запустить новую рекламную кампанию на Ютубе и увеличить количество заявок на продукт на 15%.
Руководитель должен уметь конкретизировать задачу, измерить ее ценность для бизнеса, объяснить сотрудникам важность и проконтролировать сроки.
Командообразование. Руководитель — это лидер коллектива, который объединяет вокруг себя сотрудников и ведет их к цели. Есть много стилей лидерства для людей разных характеров.
Делегирование. У менеджера часто больше опыта, чем у команды, поэтому он может брать всю работу на себя, но это ошибка. Если не делегировать часть обязанностей, можно выгореть.
Доверить задачу другому человеку бывает трудно, но без этого навыка трудно управлять большой командой. Если руководитель не делегирует задачи, он может тормозить развитие бизнеса.
Менеджер должен уметь распределять свою нагрузку, контролировать загруженность команды и находить время для решения внеплановых задач.
Средняя зарплата менеджера в России
Зарплата менеджера зависит от трех факторов: специфики компании, региона и компетенций специалиста.
Доходы менеджера в крупной торговой компании и микрофинансовой организации будут существенно отличаться, поскольку уровень ответственности и сложности сделок разные. Разница между зарплатой новичка и опытного профессионала может составлять более 100 000 ₽.
Менеджер может работать в офисе или удаленно. Уровень оплаты труда от этого не меняется.
Плюсы работы менеджером
В профессии менеджера есть привлекательные стороны: широкая сфера деятельности, не рутинные задачи и возможность расти.
Широкая сфера. Менеджеры нужны в любых областях: в продажах, образовании, банках, производстве. Если одинаково интересны программирование и управление, можно устроиться проект-менеджером в ИТ-компанию.
Не рутинные задачи. Менеджер управляет людьми, прорабатывает бизнес-стратегии, взаимодействует с партнерами, изучает рынок. Этот человек не проводит дни напролет за бумагами или сидя на телефоне — он одновременно занимается творческими и рутинными задачами, ведет аналитику. Например, может вместе с маркетологом придумать рекламную кампанию, раздать ТЗ исполнителям, просчитать и проанализировать ее эффективность.
Карьерный рост. Для многих компаний выгоднее не нанимать топ-менеджеров, а растить их самостоятельно. Если показатели эффективности высокие, можно вырасти из менеджера низшего звена в руководителя целого направления.
Минусы работы менеджером
Должность менеджера кажется привлекательной, потому что часто встречается в списках самых востребованных и оплачиваемых профессий. Но это не всегда так. В работе менеджера есть три трудности: нужно быть многопрофильным специалистом, приходится работать в нерабочее время и трудно устроиться на новое место.
Разнородная работа. У менеджера много обязанностей. Чтобы справляться с ними, он должен разбираться в сфере работы бизнеса и финансах, хорошо владеть навыками общения с людьми и планирования. Он должен вести переговоры, формировать команду, разбираться в финансах и контролировать рабочие процессы. Придется постоянно развиваться: рынок и тенденции меняются, и чтобы оставаться на пике, нужно проходить курсы, читать бизнес-литературу, посещать тренинги.
Ненормированный рабочий день. Менеджер сразу решает много задач, поэтому постоянно сталкивается с экстренными ситуациями. Например, если сломалось оборудование, нужно срочно искать техслужбу, а если клиент попросил переделать договор — задержаться на работе и встретиться с юристом.
Большая конкуренция. Несмотря на огромное количество вакансий, желающих тоже много. Если нет подходящих под вакансию кейсов или мало навыков и опыта работы в подобной должности, выделиться сложно. Бывает, что в новой компании приходится повторить путь с нуля: устроиться рядовым сотрудником и снова расти.
Что важно запомнить
- Менеджер определяет цели и задачи, оценивает риски, анализирует показатели, исследует рынок.
- Есть три уровня менеджеров: высшее звено — руководители и их замы, среднее — начальники отделов, низшее — специалисты, которые участвуют в процессах, раздают задачи исполнителям и контролируют их.
- Менеджер должен знать правила постановки целей и задач, принципы командообразования и делегирования обязанностей.
- Зарплата зависит от специфики компании, региона и компетенции специалиста. Можно начать с 40 000 ₽ и дорасти до нескольких сотен тысяч.
filsemi, Сергей, объясните почему в вашей менеджерской лестнице технический специалист стоит на самом верху?
> Изначально менеджер — специалист, затем становится Топ-менеджером, потом — управленцем, и наконец — техническим специалистом.
Эксперт, это не иерархия значимости, а очередность употребления в Вашей статье толкования слова «менеджер». Это там, где я пытался обратить внимание на то, что объединены в одно два разных понятия. Менеджер, как носитель специальности (указанной в дипломе) и менеджер, как должность (указанная в штатном расписании). Специальность получают в учебном заведении, ей учатся, а должность занимают на предприятии. Специальность остается навсегда, как факт биографии. Занимаемая должность может меняться в зависимости от штатного расписания утвержденного на предприятии.
Мое «Изначально менеджер» взято из статьи, где в первом абзаце дано определение «Менеджер — это специалист, который управляет проектами или отделом компании, следит за производством и оборотом товаров, контролирует распределение ресурсов и качество предоставления услуг».
мое «затем становится Топ-менеджером» употребляется исходя из Вашего: «Высшее звено. Это топ-менеджеры: руководители и их заместители. Они принимают решения и несут ответственность за развитие дела перед владельцем бизнеса. Топ-менеджеры определяют структуру организации, планируют работу отделов и ставят перед ними конечные цели.»
мое «потом — управленцем» употреблено исходя из Вашего: «Среднее звено. Это управленцы, которые контролируют специалистов низшего звена, руководят производством и выпуском продукции, отвечают за ее качество. Они могут управлять региональными филиалами. К менеджерам среднего звена относят, например, начальника отдела продаж, начальника цеха или заведующего строительным участком».
мое «наконец — техническим специалистом» употреблено из Вашего: «Низшее звено. Это технические специалисты, которые раздают задачи исполнителям и следят за их выполнением. Такие менеджеры управляют процессами и участвуют в них. Например, заведующий кафедрой в университете руководит преподавателями и сам читает лекции. Бригадир управляет группой строителей и участвует в стройке».
Предложенная трактовка категории «менеджер» никак не связана ни с теорией управления, ни с действующим законодательством. Скорее это поверхностное описание каких-то практических проявлений, которые введут читателя в заблуждение. К сожалению, такой и аналогичные ему подходы заполонили все информационные ресурсы, что опускает уровень управления на более низкую ступень.
Менеджер, как специалист и менеджер, как должностное лицо не одно и тоже.
В статье эти понятия объединены.
Изначально менеджер — специалист, затем становится Топ-менеджером, потом — управленцем, и наконец — техническим специалистом.
В должностных обязанностях менеджера перечисляются функции вне зависимости от направления деятельности. Однако, выполнение этих функции свойственны не каждому менеджеру. Финансовый менеджер не исследует рынок, не все менеджеры принимают решения о поощрениях или наказаниях.
У менеджеров по туризму, по логистике, интернет-магазина или по приему заявок по телефону может не быть подчиненных, тогда зачем ему это:
«Главное требование к менеджеру — уметь объединять подчиненных, грамотно ставить задачи и работать в команде. Для этого ему нужно знать:
• цикл менеджмента;
• правила постановки целей и задач;
• принципы командообразования и делегирования обязанностей.»?
Плюсы и минусы тоже условны.
Менеджер — это специалист, который реализует функции в системе управления предприятием. Набор этих функций зависит от степени его участия в процессе принятия управленческих решений, который определяется в трудовых договорах, должностных инструкциях, на основании выданных доверенностей и в других распорядительных документах.
Главный менеджер компании — это ее руководитель, он может занимать должность генерального директора. В соответствии с Уставом предприятия он наделен властными полномочиями и обладает единоличным правом принятия решений, в рамках предоставленных высшими органами управления. Его деятельность направлена на достижение основной цели предприятия — получение прибыли.
Полномочия руководителя и мера ответственности распределяются между всеми органами управления Уставом предприятия (Собрание учредителей/участников, Совет директоров и генеральный директор), утвержденным высшим органом управления.
Основной задачей других менеджеров является обеспечение своего руководителя информацией для принятия им управленческих решений. Информация является предметом их труда. Они ее собирают, агрегируют, перерабатывают и передают другим участникам системы управления или в управляемую систему, в виде распорядительных документов. Все это происходит с использованием технических средств и организационных мероприятий.
Руководитель предприятия делегирует часть своих полномочий менеджерам (которые могут занимать конкретные должностные позиции).
Деление менеджеров на уровни обусловлено их позицией в иерархии управления в соответствии с организационной структурой управления.
С уважением, к Вашему мнению Сергей Ф.