Десятки регионов России запретили мигрантам работать в различных сферах. Зачастую это такси, ретейл или общепит — ниши, которые особенно страдают от дефицита кадров в условиях рекордно низкой безработицы в стране.
Ограничений становится больше — например, в 2025 году в Московской области заработает запрет на наем иностранцев по патентам в киоски с едой и другие сферы.
Миграционная политика ужесточается и на федеральном уровне, а не точечно в регионах.
Мы поговорили с предпринимателями о том, с какими трудностями они столкнулись из-за запретов на работу мигрантов и как выходят из ситуации.
Анастасия Филиппова, основатель сети «Шоу'рма»
Около 70% поваров и кассиров нашей сети — иностранцы. Это ребята из Узбекистана, Таджикистана или Туркменистана. По моим предположениям, если регионы будут запрещать им работать в общепите, отрасль потеряет до 30% мелких предпринимателей, которые просто не смогут найти себе персонал.
Пока прямой запрет на работу мигрантов коснется только одной точки Шоу'рмы в Подмосковье, где с 2025 года иностранцев запретят нанимать в киоски с едой. Сейчас в этой точке работает сама франчайзи, и с нового года ее путь к цели найти сотрудников существенно удлинится.
«Чтобы привлечь на работу россиян, придется на 15—30% повышать зарплаты — а значит, и цены»
Нам отсекают две трети трудовых ресурсов в условиях и без того сильного дефицита кадров. Чтобы привлечь на работу россиян, придется на 15—30% повышать зарплаты — а значит, и цены. А брать на работу тех, кто справляется с ней хуже, зато у него есть гражданство, — значит получать недовольство от гостей.
Но есть и плюсы. Новое ограничение в Московской области нанесет еще один удар по палаткам, которым, по моему мнению, и так давно пора исчезнуть. Почему в сферу фастфуда пришли иностранцы? Потому что россияне не хотят работать в маленьких коробчонках, которые плохо отапливаются зимой, в антисанитарии, с плохими вытяжками.
Отрасль ждут большие перемены, но мы их не боимся. Владельцам ресторанов быстрого питания придется строить просторные, чистые, хорошие заведения с удобными кухнями, создавать классную рабочую атмосферу. Выиграют сети, где отлажен контроль качества и умеют управлять людьми. Так что думаю, что все к лучшему.
Возможно, кто-то превратит бизнес в самозанятость, заменив дефицитный персонал собой, но это уже слабо похоже на полноценное дело.
Павел Стенников, руководитель пресс-службы сервиса заказа такси «Максим»
Более 20 регионов запретили мигрантам работать в такси по патентам, однако отток иностранцев с рынка начался и до запретов. Патенты нужны для заключения трудовых договоров с работодателями, но в такси трудовых отношений нет — водители работают сами на себя на своих машинах или арендуют автомобили в таксопарках.
Получить статус самозанятого и работать в такси легально по-прежнему могут граждане из стран ЕАЭС — для них ничего не изменилось. Вот только работать в России стало не так выгодно — повлияло ослабление курса рубля и другие факторы.
«В Москве труд мигрантов в такси не запрещают — последствия будут катастрофическими»
Например, в Приморском крае доля иностранных граждан в такси доходила до 60%. Их специально привозили на стройки острова Русский. После окончания строительства многие остались и перешли в одну из немногих доступных мигрантам сфер легальной деятельности — такси.
Теперь дефицит водителей большой. В других регионах, где было много мигрантов, примерно такая же ситуация.
Обратите внимание, что в Москве труд мигрантов в такси не запрещают, ведь последствия будут катастрофическими для столичного рынка.
Чем меньше водителей, тем больше стоят поездки и дольше ждать такси. Заместить этих водителей некем — на рынке и без этих ограничений большая нехватка перевозчиков, которая вызвана общим дефицитом кадров и новым отраслевым законом № 580. Этот закон затруднил вход на рынок для российских граждан. К самозанятым с личными автомобилями предъявляются такие же требования, как к транспортным предприятиям: ежедневные медицинские и технические осмотры, которые проходить негде, путевые листы, очень дорогое страхование, перекрасить личный автомобиль в цвет такси.
С новым законом отрасль уже потеряла 30% водителей. В регионах, где начались системные проверки, — отток до 50% водителей. Стоимость поездок увеличилась на 30%, время ожидания автомобиля выросло в два раза, процент невывоза — около 50%.
Когда мы говорим про отток водителей от агрегаторов, надо понимать, что большинство не перестало таксовать, а ушло в серую зону, где нет цифрового контроля, безопасности и налогов.
Чтобы вовлекать в отрасль российских перевозчиков, в том числе самозанятых женщин-водителей, нужно упрощать правила и требования закона. Другого решения нет. Мы используем все инструменты для привлечения водителей — например, предлагаем низкую комиссию от 5%, — но для возврата водителей нужно в первую очередь решать системные проблемы регулирования.
Владислав Рылеев, генеральный директор кадрового маркетплейса Laborplace
В Калужской и Тульской областях, где ввели запрет на работу мигрантов в общепите, мы столкнулись с трудностями при предоставлении персонала в крупную сеть ресторанов быстрого питания. До ввода этих ограничений мы в основном закрывали потребность наших клиентов как раз за счет трудовых мигрантов — в основном они работали курьерами, кассирами и помощниками повара.
«Нам пришлось разрабатывать новые методы привлечения персонала в сферу, но мы по-прежнему не можем покрыть весь спрос в персонале»
После введения ограничений мы потеряли в обороте в Калужской области около 15%, а в Тульской — целый 21%. Если смотреть на рынок персонала в общепите, там около 40% трудовых мигрантов. Поэтому нам пришлось разрабатывать новые методы привлечения персонала в сферу, но на сегодняшний день мы по-прежнему не можем полноценно покрыть весь спрос в персонале.
Ситуация с трудовыми мигрантами из СНГ ухудшилась и на логистических комплексах, и на производственных предприятиях. По сравнению с прошлым годом доля уехавших мигрантов выросла на 15%, а доля приехавших — снизилась на 22%. Из-за этого более половины работодателей отмечают риски увеличения упущенной выгоды в высокий сезон. Нас же такая ситуация заставляет применять все более агрессивные маркетинговые активности для привлечения персонала и увеличивать вознаграждение для остальных граждан — за последний год мы подняли зарплаты на 60%.
С какими трудностями из-за запрета на работу мигрантов столкнулись вы?
allannn, добрый день!
А как вы считаете, всем ли компаниям по силам быстро адаптироваться к таким изменениям?
Например, как бизнесу компенсировать нехватку сотрудников, если местные кадры не готовы к тяжелым условиям труда, даже при повышении зарплаты?
Эксперт, а вот надо постараться. Сейчас не 1941 год. И не 1945. Люди все делали для победы. Мотивацию примените правильную. И так экономическая блокада и геополитика не очень вокруг страны. Условия работы никогда не будут «белыми и пушистыми». Изоляция должна помочь выстроить СВОЮ крепкую экономику, а не бежать за дешёвой рабсилой.,иначе так мы обесценим наши ресурсы, что и наблюдаем с 1985 года.
Эксперт, а кто не может обеспечить свою деятельность, или закроется или перестроится, переосмыслит свой бизнес. Только два пути.
Добрый день!
С проблемой нехватки персонала пока не сталкивались. Но принцип импортозамещения важен. Хватит надеяться на чужую рабочую силу, товары и услуги. Самим надо строить российскую экономику, а не жаловаться на закрытие киосков с едой и т.п. Вкладывайтесь, повышайте зарплату, улучшайте условия труда. А бегут исключительно за прибылью.