Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

«Нам отсекают 2/3 трудовых ресурсов»


Десятки регионов России запретили мигрантам работать в различных сферах. Зачастую это такси, ретейл или общепит — ниши, которые особенно страдают от дефицита кадров в условиях рекордно низкой безработицы в стране.

Ограничений становится больше — например, в 2025 году в Московской области заработает запрет на наем иностранцев по патентам в киоски с едой и другие сферы.

Миграционная политика ужесточается и на федеральном уровне, а не точечно в регионах.

Мы поговорили с предпринимателями о том, с какими трудностями они столкнулись из-за запретов на работу мигрантов и как выходят из ситуации.

Анастасия Филиппова, основатель сети «Шоу'рма»

Основатель сети «Шоу'рма» Анастасия Филиппова
Основатель сети «Шоу'рма» Анастасия Филиппова

Большинство сотрудников в заведениях Шоу'рмы — иностранцы. Из-за новых ограничений и этот бренд, и другие шаурмичные ждет кадровый кризис

Большинство сотрудников в заведениях Шоу'рмы — иностранцы. Из-за новых ограничений и этот бренд, и другие шаурмичные ждет кадровый кризис

Около 70% поваров и кассиров нашей сети — иностранцы. Это ребята из Узбекистана, Таджикистана или Туркменистана. По моим предположениям, если регионы будут запрещать им работать в общепите, отрасль потеряет до 30% мелких предпринимателей, которые просто не смогут найти себе персонал.

Пока прямой запрет на работу мигрантов коснется только одной точки Шоу'рмы в Подмосковье, где с 2025 года иностранцев запретят нанимать в киоски с едой. Сейчас в этой точке работает сама франчайзи, и с нового года ее путь к цели найти сотрудников существенно удлинится.

«Чтобы привлечь на работу россиян, придется на 15—30% повышать зарплаты — а значит, и цены»

Нам отсекают две трети трудовых ресурсов в условиях и без того сильного дефицита кадров. Чтобы привлечь на работу россиян, придется на 15—30% повышать зарплаты — а значит, и цены. А брать на работу тех, кто справляется с ней хуже, зато у него есть гражданство, — значит получать недовольство от гостей.

Но есть и плюсы. Новое ограничение в Московской области нанесет еще один удар по палаткам, которым, по моему мнению, и так давно пора исчезнуть. Почему в сферу фастфуда пришли иностранцы? Потому что россияне не хотят работать в маленьких коробчонках, которые плохо отапливаются зимой, в антисанитарии, с плохими вытяжками.

Отрасль ждут большие перемены, но мы их не боимся. Владельцам ресторанов быстрого питания придется строить просторные, чистые, хорошие заведения с удобными кухнями, создавать классную рабочую атмосферу. Выиграют сети, где отлажен контроль качества и умеют управлять людьми. Так что думаю, что все к лучшему.

Возможно, кто-то превратит бизнес в самозанятость, заменив дефицитный персонал собой, но это уже слабо похоже на полноценное дело.

Павел Стенников, руководитель пресс-службы сервиса заказа такси «Максим»

Руководитель пресс-службы сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников
Руководитель пресс-службы сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников

Рынок такси лихорадит после принятия нового отраслевого закона. Ограничения на работу мигрантов не решают системных проблем, считает Павел

Рынок такси лихорадит после принятия нового отраслевого закона. Ограничения на работу мигрантов не решают системных проблем, считает Павел

Более 20 регионов запретили мигрантам работать в такси по патентам, однако отток иностранцев с рынка начался и до запретов. Патенты нужны для заключения трудовых договоров с работодателями, но в такси трудовых отношений нет — водители работают сами на себя на своих машинах или арендуют автомобили в таксопарках.

Получить статус самозанятого и работать в такси легально по-прежнему могут граждане из стран ЕАЭС — для них ничего не изменилось. Вот только работать в России стало не так выгодно — повлияло ослабление курса рубля и другие факторы.

«В Москве труд мигрантов в такси не запрещают — последствия будут катастрофическими»

Например, в Приморском крае доля иностранных граждан в такси доходила до 60%. Их специально привозили на стройки острова Русский. После окончания строительства многие остались и перешли в одну из немногих доступных мигрантам сфер легальной деятельности — такси.

Теперь дефицит водителей большой. В других регионах, где было много мигрантов, примерно такая же ситуация.

Обратите внимание, что в Москве труд мигрантов в такси не запрещают, ведь последствия будут катастрофическими для столичного рынка.

Чем меньше водителей, тем больше стоят поездки и дольше ждать такси. Заместить этих водителей некем — на рынке и без этих ограничений большая нехватка перевозчиков, которая вызвана общим дефицитом кадров и новым отраслевым законом № 580. Этот закон затруднил вход на рынок для российских граждан. К самозанятым с личными автомобилями предъявляются такие же требования, как к транспортным предприятиям: ежедневные медицинские и технические осмотры, которые проходить негде, путевые листы, очень дорогое страхование, перекрасить личный автомобиль в цвет такси.

С новым законом отрасль уже потеряла 30% водителей. В регионах, где начались системные проверки, — отток до 50% водителей. Стоимость поездок увеличилась на 30%, время ожидания автомобиля выросло в два раза, процент невывоза — около 50%.

Когда мы говорим про отток водителей от агрегаторов, надо понимать, что большинство не перестало таксовать, а ушло в серую зону, где нет цифрового контроля, безопасности и налогов.

Чтобы вовлекать в отрасль российских перевозчиков, в том числе самозанятых женщин-водителей, нужно упрощать правила и требования закона. Другого решения нет. Мы используем все инструменты для привлечения водителей — например, предлагаем низкую комиссию от 5%, — но для возврата водителей нужно в первую очередь решать системные проблемы регулирования.

Владислав Рылеев, генеральный директор кадрового маркетплейса Laborplace

Гендиректор маркетплейса Laborplace Владислав Рылеев
Гендиректор маркетплейса Laborplace Владислав Рылеев

Laborplace работает в двух направлениях: предоставляет линейный персонал другим бизнесам, а также дает доступ к ИТ-платформе, на которой заказчики могут по своим условиям найти аутсорсинговую компанию. Из-за запрета на работу мигрантов компания теряет деньги: в основном курьерами и кассирами были иностранцы

Laborplace работает в двух направлениях: предоставляет линейный персонал другим бизнесам, а также дает доступ к ИТ-платформе, на которой заказчики могут по своим условиям найти аутсорсинговую компанию. Из-за запрета на работу мигрантов компания теряет деньги: в основном курьерами и кассирами были иностранцы

В Калужской и Тульской областях, где ввели запрет на работу мигрантов в общепите, мы столкнулись с трудностями при предоставлении персонала в крупную сеть ресторанов быстрого питания. До ввода этих ограничений мы в основном закрывали потребность наших клиентов как раз за счет трудовых мигрантов — в основном они работали курьерами, кассирами и помощниками повара.

«Нам пришлось разрабатывать новые методы привлечения персонала в сферу, но мы по-прежнему не можем покрыть весь спрос в персонале»

После введения ограничений мы потеряли в обороте в Калужской области около 15%, а в Тульской — целый 21%. Если смотреть на рынок персонала в общепите, там около 40% трудовых мигрантов. Поэтому нам пришлось разрабатывать новые методы привлечения персонала в сферу, но на сегодняшний день мы по-прежнему не можем полноценно покрыть весь спрос в персонале.

Ситуация с трудовыми мигрантами из СНГ ухудшилась и на логистических комплексах, и на производственных предприятиях. По сравнению с прошлым годом доля уехавших мигрантов выросла на 15%, а доля приехавших — снизилась на 22%. Из-за этого более половины работодателей отмечают риски увеличения упущенной выгоды в высокий сезон. Нас же такая ситуация заставляет применять все более агрессивные маркетинговые активности для привлечения персонала и увеличивать вознаграждение для остальных граждан — за последний год мы подняли зарплаты на 60%.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 390 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Софья Квасова
Софья Квасова

С какими трудностями из-за запрета на работу мигрантов столкнулись вы?

allannn

Добрый день!

С проблемой нехватки персонала пока не сталкивались. Но принцип импортозамещения важен. Хватит надеяться на чужую рабочую силу, товары и услуги. Самим надо строить российскую экономику, а не жаловаться на закрытие киосков с едой и т.п. Вкладывайтесь, повышайте зарплату, улучшайте условия труда. А бегут исключительно за прибылью.

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

allannn, добрый день!

А как вы считаете, всем ли компаниям по силам быстро адаптироваться к таким изменениям?

Например, как бизнесу компенсировать нехватку сотрудников, если местные кадры не готовы к тяжелым условиям труда, даже при повышении зарплаты?

allannn

Эксперт, а вот надо постараться. Сейчас не 1941 год. И не 1945. Люди все делали для победы. Мотивацию примените правильную. И так экономическая блокада и геополитика не очень вокруг страны. Условия работы никогда не будут «белыми и пушистыми». Изоляция должна помочь выстроить СВОЮ крепкую экономику, а не бежать за дешёвой рабсилой.,иначе так мы обесценим наши ресурсы, что и наблюдаем с 1985 года.

allannn

Эксперт, а кто не может обеспечить свою деятельность, или закроется или перестроится, переосмыслит свой бизнес. Только два пути.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации