Когда бизнес хочет привлечь новых инвесторов, он размещает свои акции на бирже. Этот процесс называется листингом.
В статье расскажем, какие виды листинга бывают и из каких этапов он состоит.
Что такое листинг
Листинг — процесс появления ценной бумаги на бирже. В процессе листинга компания выполняет все требования биржи, а ее представители проверяют предоставленные документы. Если все соответствует требованиям, ценную бумагу вносят в список активов, которыми можно торговать на бирже.
Сначала бизнес делает эмиссию — выпускает ценные бумаги в обращение, а потом листинг — размещает их на бирже. Листинг — завершающий этап IPO.
Листинг дает бизнесу:
- возможность привлечь инвесторов и дополнительный капитал;
- повышение репутации;
- ликвидность акций;
- возможные налоговые льготы.
У листинга есть и недостатки:
- высокая стоимость процедуры и сопутствующих трат;
- необходимо предоставлять данные о бизнесе и отчетность представителям биржи;
- если компания не пройдет листинг или случится делистинг, ее репутация снизится.
Релистинг акций — повторное размещение бумаг на бирже, после того как их по каким-то причинам исключили с площадки.
Делистинг — обратный процесс, когда компания снимает свои ценные бумаги с биржевых торгов.
Задачи листинга
Листинг помогает бизнесу:
- искать новых инвесторов — когда акции попадают на биржу, о них узнает больше потенциальных покупателей;
- показать свою прозрачность — во время листинга эмитент акций предоставляет отчетность о своей деятельности бирже, ее представители проверяют данные. Это повышает доверие к бумагам компании, которые размещены на бирже;
- повысить ликвидность бумаг — покупать ценные бумаги на бирже проще и безопаснее, чем за ее пределами, листинг делает акции доступнее для потенциальных покупателей.
Все биржи дорожат своей репутацией и устанавливают единые требования для эмитентов при листинге. Для биржи листинг — проверка бизнеса на соответствие выдвинутым требованиям.
Виды листинга на фондовых биржах
Бывает первичный, вторичный и специальный листинг.
Первичный листинг — первое размещение ценных бумаг на бирже. Бизнес может размещать бумаги на нескольких биржах. Выход на новую площадку — тоже первичный листинг.
Вторичный листинг — расширение зоны торговли бумагами бизнеса. Например, на этапе первичного листинга компания вывела бумаги на Московскую или Санкт-Петербургскую биржу. А на этапе вторичного — на иностранную биржу.
Специальный листинг — ограниченный вывод активов, которые будут доступны только определенным инвесторам.
Еще выделяют уровни листинга, на российских биржах их три:
- первый уровень — ценные бумаги крупных компаний, их еще называют голубыми фишками;
- второй уровень — более рисковые бумаги, их эмитенты прошли проверку с меньшими требованиями;
- третий уровень — наиболее рисковые активы на бирже, их эмитенты прошли самую простую проверку.
Чем выше уровень, тем больше требований выдвигает биржа эмитенту во время листинга. Бизнес может разместить ценные бумаги третьего уровня, а со временем пройти дополнительные проверки и повысить уровень бумаг.
Этапы листинга
Листинг состоит из таких этапов:
- Подготовка документов и подача заявления. Бизнес собирает всю нужную информацию по требованию биржи: финансовую отчетность, устав, результаты аудиторских проверок.
- Подписание соглашения. Когда все документы предоставлены, компания и биржа заключают соглашение о размещении акций и проведении листинга.
- Проверка и рассмотрение заявки. Биржа проверяет предоставленные документы, анализирует деятельность бизнеса и выносит решение о допуске или недопуске актива.
- Официальное объявление. Биржа сообщает о размещении бумаг на своем рынке.
- Начало торгов. Инвесторы могут торговать новыми бумагами на бирже.
Листинг может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев. Это зависит от требований биржи и занятости ее сотрудников.
Что важно запомнить
- Листинг — процесс вывода ценных бумаг компании на биржу. Не стоит путать с эмиссией — выпуском бумаг. Листинг — один из этапов IPO.
- Листинг нужен бизнесу, чтобы искать новых инвесторов, показать свою прозрачность и повысить ликвидность бумаг.
- Бывает первичный, вторичный и специальный листинг. Еще на российских биржах выделяют три уровня листинга. Чем выше уровень, тем больше проверок проходит бизнес во время листинга.
- У листинга есть недостатки: высокая стоимость, необходимость предоставлять отчеты представителям биржи, падение рейтинга при неудачном листинге или делистинге.