Ликвидность — это возможность быстро продать активы, например сырье, ценные бумаги, недвижимость, близко к их рыночной цене.
Ликвидность отражает платежеспособность бизнеса. Именно на нее обращают внимание банки при выдаче кредита, чтобы понять, насколько быстро бизнес может рассчитаться по своим долгам. Если у компании или ИП много денег на счетах и есть запасы товаров, которые можно быстро продать, им будет проще получить кредит в банке. А если активы бизнеса — старое оборудование и неотремонтированное помещение, ему могут отказать в кредите, потому что в случае банкротства он не сможет быстро рассчитаться с кредиторами.
Какой бывает ликвидность
Чем быстрее владелец актива может получить за него деньги, тем выше ликвидность актива. Есть три вида ликвидности:
- высокая;
- средняя;
- низкая.
Высокая ликвидность. У бизнеса есть активы, которые можно легко продать за короткий срок — например, за один день — для покрытия текущих обязательств. К высоколиквидным активам относятся ценные бумаги, деньги.
Средняя ликвидность. Продажа активов может занять несколько недель или месяцев. Среднеликвидные активы — склады в промышленных районах, специализированное медицинское оборудование, дебиторская задолженность.
Низкая ликвидность. У бизнеса нет активов, которые можно быстро и легко продать. Это может привести к трудностям при выплате долгов: придется продать ценные бумаги с большими потерями или взять кредит на невыгодных условиях. Низколиквидными считают патенты, лицензии, станки на заводе, просроченную дебиторскую задолженность.
Для разного бизнеса уровень ликвидности различается в зависимости от стратегии управления деньгами и финансовых целей.
Что влияет на ликвидность
На ликвидность бизнеса влияет несколько факторов:
- Количество ликвидных активов. К ним могут относиться деньги на текущих счетах и краткосрочные инвестиции.
- Остаток денег на счетах. Может повлиять на способность бизнеса выполнять свои обязательства, особенно если требуется сделать это быстро.
- Объем краткосрочных вложений. Такие вложения можно быстро обналичить и покрыть обязательства.
- Объем быстрореализуемых товаров на складе. Чем быстрее продаются товары — тем проще получить деньги.
- Уставный фонд. Чем больше уставный фонд, тем выше капитализация компании и ее финансовая устойчивость.
- Диверсифицированность вложений. Распределение инвестиций между разными активами и отраслями уменьшает риски и повышает ликвидность, потому что потери в одних вложениях компенсируются прибылью в других.
- Система управления компанией. Эффективное руководство может повысить ликвидность. В него входит управление бюджетом, кредитами и запасами.
- Репутация. Влияет на способность бизнеса привлекать кредиторов и инвесторов. При необходимости хорошая репутация может обеспечить доступ к дополнительным финансовым ресурсам.
Чтобы повысить ликвидность, нужно увеличить оборотный капитал и прибыль, уменьшить количество заемных денег. Еще можно снизить дебиторскую задолженность.
Что такое коэффициенты ликвидности
Коэффициенты ликвидности используют для оценки платежеспособности бизнеса. Это помогает банкам и инвесторам выявить потенциальные финансовые риски. Для оценки используют следующие коэффициенты:
- текущей ликвидности;
- быстрой ликвидности;
- абсолютной ликвидности.
Коэффициент текущей ликвидности показывает, какая часть текущих обязательств может быть погашена за счет всех оборотных средств. Это основной показатель, на который ориентируется банк при оценке финансового положения компании.
Коэффициент быстрой ликвидности показывает, может ли бизнес погасить финансовые обязательства без продажи долгосрочных активов или привлечения нового финансирования.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочных обязательств можно немедленно погасить за счет денег и финансовых вложений.
Анализ ликвидности нужно проводить, когда рассчитаны все три коэффициента. Подробнее о том, как считать коэффициенты, мы рассказывали в отдельной статье.
Что важно запомнить
- Ликвидность показывает платежеспособность бизнеса.
- Чем проще получить деньги за активы бизнеса, тем выше его ликвидность.
- Деньги — самый ликвидный актив.
- На ликвидность влияют не только активы, но и внутренние факторы: имидж предприятия и качество управления.